Отчёт по самообразованию на тему «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством игры».
материал по основам финансовой грамотности
Отчёт по самообразованию на тему
«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством игры».
В 2022-2023 учебном году я работала над темой самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр».
Цель: Изучение особенностей дидактических и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста как средства формирования финансовой грамотности.
Задачи:
- Изучить теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
- Определить роль игровой деятельности в воспитании основ экономической культуры у старших дошкольников.
Ожидаемые результаты:
Создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.
Пояснительная записка
В современном обществе происходят существенные изменения экономического характера, связанные со сложившимися рыночными отношениями, что определяет интерес к экономическому воспитанию и финансовому просвещению населения. Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний. В настоящее время стратегии финансового образования населения разрабатываются на государственном уровне. Минобрнауки включило преподавание финансовой грамотности в программу обучения детских садов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. В дошкольном возрасте наиболее естественным, увлекательным и эффективным средством формирования финансовой грамотности детей является игровая деятельность, где особое и ценное значение имеют сюжетно-ролевые игры, способствующие расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, содействуют удовлетворению интересов и рациональной реализации возможностей, оптимизации межличностных отношений, влияющих на разностороннее развитие личности ребёнка. А в дальнейшем разумного, образованного, рачительного, ответственного «хозяина своей страны».
Актуальность темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – дошкольным и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их зарабатывания.
Этапы:
1 этап – организационно-ознакомительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний. Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.
2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях МБДОУ.
3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. Анализ результативности решения противоречий, мониторинг.
Принципы организации дидактических и сюжетно-ролевых игр:
- отбор знаний, полученных на занятиях и в совместной деятельности в процессе обучения, для последующего отражения в играх;
- ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия и знания из финансово- экономической области;
- отражение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр;
- организация коллективных игр.
- привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих экономическое содержание;
- непосредственное участие в игре педагога, выполняющего наряду с детьми игровую роль.
Знакомство с миром экономики и финансов логически выстраивается от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий - «труд», «профессия», «потребность», «деньги» к более сложным финансово-экономическим явлениям: «товарно-денежные отношения», «купля-продажа», «бюджет» и др.
Формы и методы:
- Беседы
Изучение нормативно-правовых документов |
|
Изучение организационно- методической литературы по теме самообразования |
|
- Чтение произведений художественной литературы
- Наблюдения за детьми в игровой, самостоятельной деятельности
- Просмотр презентаций
- Дидактические игры
- Викторины
- Сюжетно-ролевые игры
- Игры- путешествия
- Настольные игры
- Игры-коллекции
Была проведена следующая работа:
Практические выходы 2022-2023 уч. года
Месяц | Формы работы | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
Сентябрь | 1.Дидактическая игра «Заветные желания» 2.Беседа «Что такое деньги» | Консультация «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников» | Консультация «Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?» |
Октябрь | 1.Просмотр мультфильма «Азбука денег тётушки Совы» 2.Настольная игра «Профессии» | Изготовление дидактической игры «Финансы деткам» | Анкетирование «Мой ребенок и финансовая грамотность» |
Ноябрь | 1.Дидактическая игра «Доход - расход» 2. Чтение художественной литературы С. Я. Маршак «Кошкин дом» «Телефон» 3. Занятие по обучению финансовой грамотности: «Профессии. Труд, товар, деньги» | Буклет по обучению финансовой грамотности: «Профессии. Труд, товар, деньги | Консультация: «Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах» |
Декабрь | Интерактивная дидактическая игра «Желаемые и необходимые траты семьи» | Индивидуальные консультации педагогам по освоению программы по формированию финансовой грамотности детей | Изготовление папки-передвижки «Экономическое развитие дошкольников» |
Январь | Беседа «Кем работают мои родители» | Буклет для педагогов «Бюджет семьи – забота каждого» | Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами» |
Февраль | 1. Викторина по экономическому воспитанию «Путешествие в денежную страну» 2. Просмотр презентации «Надо-хочу» | Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников» | Конкурс творческих работ детей и родителей «Моя первая сказка про финансы» |
Март | 1. Игра «Хочу и надо». Формировать представление детей о понятии «бюджет» 2.Интерактивная игра «Найди пару» | Буклет «История о дереве и человеке» | Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет» |
Апрель | 1.Квест-игра «Удачная покупка к школе» (подг. гр. ТНР) 2. Квест-игра «Азы финансовой грамотности» (ср. г | Консультация «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики» | Деловая игра для родителей детей подготовительной группы «Азбука финансов» |
Май | Презентация «Для чего нужна реклама» С. В. Михалков «Как старик корову продавал» | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год. | Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги» |
Вывод: создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит, и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.
Литература по теме самообразования:
- Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
- Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет
- Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
- Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.
- Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.
- Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.
- Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.
- Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sam_pod_gr.docx | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию на тему
«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр».
В 2022-2023 учебном году я работала над темой самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр».
Цель: Изучение особенностей дидактических и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста как средства формирования финансовой грамотности.
Задачи:
- Изучить теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
- Определить роль игровой деятельности в воспитании основ экономической культуры у старших дошкольников.
Ожидаемые результаты:
Создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.
Пояснительная записка
В современном обществе происходят существенные изменения экономического характера, связанные со сложившимися рыночными отношениями, что определяет интерес к экономическому воспитанию и финансовому просвещению населения. Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний. В настоящее время стратегии финансового образования населения разрабатываются на государственном уровне. Минобрнауки включило преподавание финансовой грамотности в программу обучения детских садов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. В дошкольном возрасте наиболее естественным, увлекательным и эффективным средством формирования финансовой грамотности детей является игровая деятельность, где особое и ценное значение имеют сюжетно-ролевые игры, способствующие расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, содействуют удовлетворению интересов и рациональной реализации возможностей, оптимизации межличностных отношений, влияющих на разностороннее развитие личности ребёнка. А в дальнейшем разумного, образованного, рачительного, ответственного «хозяина своей страны».
Актуальность темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – дошкольным и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их зарабатывания.
Этапы:
1 этап – организационно-ознакомительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний. Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.
2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях МБДОУ.
3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. Анализ результативности решения противоречий, мониторинг.
Принципы организации дидактических и сюжетно-ролевых игр:
- отбор знаний, полученных на занятиях и в совместной деятельности в процессе обучения, для последующего отражения в играх;
- ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия и знания из финансово- экономической области;
- отражение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр;
- организация коллективных игр.
- привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих экономическое содержание;
- непосредственное участие в игре педагога, выполняющего наряду с детьми игровую роль.
Знакомство с миром экономики и финансов логически выстраивается от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий - «труд», «профессия», «потребность», «деньги» к более сложным финансово-экономическим явлениям: «товарно-денежные отношения», «купля-продажа», «бюджет» и др.
Формы и методы:
- Беседы
Изучение нормативно-правовых документов |
|
Изучение организационно- методической литературы по теме самообразования |
|
- Чтение произведений художественной литературы
- Наблюдения за детьми в игровой, самостоятельной деятельности
- Просмотр презентаций
- Дидактические игры
- Викторины
- Сюжетно-ролевые игры
- Игры- путешествия
- Настольные игры
- Игры-коллекции
Была проведена следующая работа:
Практические выходы 2022-2023 уч. года
Месяц | Формы работы | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
Сентябрь | 1.Дидактическая игра «Заветные желания» 2.Беседа «Что такое деньги» | Консультация «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников» | Консультация «Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?» |
Октябрь | 1.Просмотр мультфильма «Азбука денег тётушки Совы» 2.Настольная игра «Профессии» | Изготовление дидактической игры «Финансы деткам» | Анкетирование «Мой ребенок и финансовая грамотность» |
Ноябрь | 1.Дидактическая игра «Доход - расход» 2. Чтение художественной литературы С. Я. Маршак «Кошкин дом» «Телефон» 3. Занятие по обучению финансовой грамотности: «Профессии. Труд, товар, деньги» | Буклет по обучению финансовой грамотности: «Профессии. Труд, товар, деньги | Консультация: «Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах» |
Декабрь | Интерактивная дидактическая игра «Желаемые и необходимые траты семьи» | Индивидуальные консультации педагогам по освоению программы по формированию финансовой грамотности детей | Изготовление папки-передвижки «Экономическое развитие дошкольников» |
Январь | Беседа «Кем работают мои родители» | Буклет для педагогов «Бюджет семьи – забота каждого» | Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами» |
Февраль | 1. Викторина по экономическому воспитанию «Путешествие в денежную страну» 2. Просмотр презентации «Надо-хочу» | Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников» | Конкурс творческих работ детей и родителей «Моя первая сказка про финансы» |
Март | 1. Игра «Хочу и надо». Формировать представление детей о понятии «бюджет» 2.Интерактивная игра «Найди пару» | Буклет «История о дереве и человеке» | Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет» |
Апрель | 1.Квест-игра «Удачная покупка к школе» (подг. гр. ТНР) 2. Квест-игра «Азы финансовой грамотности» (ср. г | Консультация «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики» | Деловая игра для родителей детей подготовительной группы «Азбука финансов» |
Май | Презентация «Для чего нужна реклама» С. В. Михалков «Как старик корову продавал» | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год. | Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги» |
Вывод: создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит, и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.
Литература по теме самообразования:
- Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
- Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет
- Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
- Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.
- Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.
- Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.
- Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.
- Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» ( 6-7 лет )
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой,...
Отчёт по самообразованию на тему «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр».
Цель: Изучение особенностей дидактических и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста как средства формирования финансовой грамотности...
Отчёт по самообразованию «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной с...
Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Технологическая карта НООД в подготовительной к школе группе Образовательная область: Познавательное развитие Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Квест-игра по финансовой грамотности «В поисках клада».
Технологическая карта к занятию в подготовительной группе...
Отчёт по самообразованию «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
В 2022 году я начала работу над темой самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».Актуальность темы обусловлена значимостью подготовки реб...
Технологическая карта в подготовительной группе Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Квест-игра по финансовой грамотности «В поисках клада».
Цель: Содействовать развитию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:Углублять знания воспитанников о семейном бюджете. Расширять представления детей о де...