План работы по самообразованию: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)
В плане определены цели и задачи для работы по данной теме. План резделен на 3 этапа работы. Запланированы ожидаемые результаты. В плане обозначены мероприятия с детьми, родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_finansy.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9 «Красная шапочка»
План работы по самообразованию: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Пруцкая О.В.
Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом -
Приучай его с детства заниматься трудом,
Чем он раньше познает, как хлеб достаётся -
Тем полезней ему будет в жизни потом!..
Самообразование
Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей
дошкольного возраста»
Пояснительная записка
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности о финансово-экономических отношениях. Деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие, искусство пользоваться.
В настоящее время педагоги ориентируются на формирование у детей уже к 6-7 годам элементарных знаний о мире финансов и экономики, однако, на практике взрослые зачастую не имеют методических рекомендаций и литературы, которые помогали бы им в воспитании человека, умеющего мыслить финансово-экономическими категориями. Дети, в первую очередь, учатся на примере родителей. Не на том, что они им говорят, а на том, как родители поступают в том или ином случае. Поэтому, прежде чем обучать ребенка, взрослым есть смысл задуматься о самых простых операциях и поступках. Следовательно, финансовая грамотность детей, в первую очередь зависит от их родителей, того, какую культуру грамотности они передали своим детям.
Актуальность выбранной темы по самообразованию
Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения (в первую очередь для школьников и студентов), недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Целью программы по самообразованию является создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Определить условия, направленные на формирование первичных экономических представлений и компетенций детей.
3. Изучить особенности формирования представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства в старшем дошкольном возрасте.
4. Определить направления работы по формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста.
5. Проанализировать работу по формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Этапы работы по самообразованию
Свою работу по формированию основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста разделила на несколько этапов:
1 этап – организационно-ознакомительный.: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний. Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.
2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях МБДОУ №9 «Красная шапочка».
3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. Анализ результативности решения противоречий, мониторинг.
Ожидаемый результат:
План самообразования может быть реализован в течение одного года (в старшей к школе группе). Прежде чем начинать работу по данной теме, необходимо было понять, насколько дети группы готовы к экономическому воспитанию. Показатель готовности – наличие экономического опыта у дошкольников. Этот опыт связан с социальным статусом семьи и экономическими знаниями, которыми ребёнок овладел к старшему дошкольному возрасту (например, ребёнок из семьи рабочих, рано научившийся обслуживать себя и привыкший к экономии электроэнергии и воды, более «экономически» сознателен, чем его ровесник из богатой семьи, привыкший к домработницам, убирающим дом, и бесконтрольному расходу природных ресурсов). Выявить уровень экономического опыта у детей помогут диагностические методики, представленные в пособии А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (раздел «Как организовать занятия по программе»). Наконец, не менее важную роль играет наличие интереса к теме у педагога и родителей.
На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.
К ним относятся:
1. анкетирование родителей по теме формирование финансовой грамотности дошкольников;
2. информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома
3. участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в ДОО (экономические ярмарки, познавательные квесты, конкурсы);
4. создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.
Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.
Этапы самообразования:
1.Подбор и изучение методической литературы
2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
4.Представление опыта работы по теме.
Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования
Участие в методической работе детского сада | ||
Дата | Тема | Форма участия |
20.05.2025г | «Воспитываем в детях финансовую грамотность» | Мастер-класс |
27.05.2025г | «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников» | Буклет |
Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
«Мой ребенок и финансовая грамота» | Анкетирование | |
«Откуда появились деньги» | Беседа с детьми | |
«Магазин» | Дидактические игры | |
«Рынок» | Сюжетно-ролевые игры | |
«Мой любимый магазин» | Рисование | |
«Денежка» | Пазл | |
«Семейная денежка» | изготовление дидактической игры (собери по возрастанию) | |
«Как старик корову продавал» | Чтение художественной литературы | |
Царица экономика | Изготовление Лэпбука | |
Как хорошо уметь считать | Беседа с детьми | |
Анализ выполнения программы (диагностика)
Как отслеживается результат работы по теме? (Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (сравнительный анализ)
Формы отчета по теме самообразования могут быть разнообразными:
Выступление на педсовете
Консультация
Семинар-практикум
Показ непосредственно - образовательной деятельности с детьми
Выставки детского творчества
«Моя первая сказка про финансы» | Конкурс творческих работ детей и родителей |
«Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах» | Консультация в каждую группу |
«Экономическое развитие дошкольников» | Изготовление папки-передвижки |
Изучение методической литературы
Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
Изучение учебной и научно-методической литературы;
Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии;
Изучение новых программ и педагогических технологий;
Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
Повышение общекультурного уровня
Литература:
1. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. 56 с.
2.Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
3.Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. с. 103.
4.Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. № 7. С. 8.
5.Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. № 8. С. 63.
6.Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации // Финансы. 2010. № 9. С. 3-6.
7.Власова И.В. Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. С. 140.
8.Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. М.: КноРус, 2012. 106 с.
9.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.-сост. Л.Г. Киреева. Волгоград: Учитель, 2008. 169 с.
10.Епанешникова Т.П. Дошкольник в мире экономики. СПб.: Детство–Пресс, 2013.
11.Казакова Н.Мы любим рекламу // Обруч. 1999. № 1. С. 29.
12.Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. № 6.
13.Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику // Воспитатель ДОУ. 2008. № 11. С. 75.
14.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Цымук М.И. Детский экономический словарь. М.: Росмен, 1999.
15.Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: учебное пособие: СПб., 2001. 130 с.
16.Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие. М.:АРКТИ, 2006. 88 с.
17.Струнилина Н.А. Формирование начал экономического мышления у дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. С. 93.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» ( 6-7 лет )
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой,...
Отчёт по самообразованию на тему «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр».
Цель: Изучение особенностей дидактических и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста как средства формирования финансовой грамотности...
Отчёт по самообразованию «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной с...
Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Отчёт по самообразованию «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
В 2022 году я начала работу над темой самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».Актуальность темы обусловлена значимостью подготовки реб...
План работы по самообразованию «Формирование основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет»
План работы по самообразованию«Формирование основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет»...
Программа самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
Важное место занимает в развитии и воспитании дошкольника развитие финансовой грамотности. Финансовая грамотность для дошкольника –это финансово-экономическое образование детей, направленное на ...