Проект "Финансы с детства"
проект по основам финансовой грамотности (младшая группа)
Данный материал может быть полезен воспитателям младших групп по формированию у детей дошкольного возраста финансовой грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_finansy_s_detstva.docx | 49.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад «Росток»
г. Пугачева Саратовской области»
Вторая младшая группа «Василёк» Воспитатели: Крылова Н.В.
Стариннова Е.В.
Инструктор по ФК: Копейкина О.И.
Проект
« Финансы с детства »
2024 год
Пояснительная записка.
В наши дни идёт подмена многих ценностей, одни понятия заменяются другими. То, что исторически не свойственно нашему менталитету, нашей культуре, искусственно насаждается. Там, где раньше представлялись возможным только альтруизм, дружба – появляются рыночные отношения. Отсюда и возникает видимость необходимости изучения финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте.
Актуальность.
В настоящее время ребенок встречается с экономикой на каждом шагу. Дети узнают, что такое «деньги», «цена», «товар» и т.д. Первые знания о финансах дети получают в семье. Если родители сами не умеют правильно планировать свои расходы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, неверное мнение, не будет осознания, что денежные средства зарабатываются собственным трудом и нужно уметь правильно ими распоряжаться. Как правило, в возрасте трёх лет дети начинают понимать различия в стоимости товаров, разбираться в видах профессиональной деятельности. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить иному отношению к семейным финансам, если он привык к определенной системе поведения. У детей нужно поэтапно формировать основы финансовой грамотности, но не делать все за него. В формировании основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста на первый план ставится усвоение таких нравственных понятий как честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь. Ориентироваться в экономическом пространстве современного мира дошкольникам помогут полученные знания, полученные в ходе реализации проекта «Финансы с детства »
Паспорт проекта
Постановка проблемы
Дети не всегда представляют, как зарабатываются и на какие цели расходуются деньги в семье, что такое семейный бюджет, товар и его стоимость и т.д.
Цель: Формирование финансовой грамотности и финансового опыта детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности и художественной литературы
Тип проекта: коллективный, познавательно – игровой
Сроки реализации проекта: краткосрочный
с 15 февраля 2024 по 15 марта 2024 года
Участники проекта:
Дети второй младшей группы, воспитатели группы, родители.
Руководитель проекта: Крылова Н.В., Стариннова Е.В, Копейкина О.И.
Задачи:
Обучающие:
Дать первичные представления о сущности, функции и видах денег; о понятии семейный бюджет. Формировать у детей интерес к профессиональной деятельности взрослых. Формировать социально - коммуникативные навыки в ходе совместной деятельности (умение договариваться, уступать и др.)
Развивающие:
Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Развивать интерес к занятиям в бассейне.
Воспитательные:
Воспитывать у детей такие нравственные качества как: экономность, бережливость и честность, трудолюбие .
Воспитывать дружеские взаимоотношения, сотрудничество детей в совместной деятельности.
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети смогут:
- Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар).
- Приобрести первичный экономический опыт;
- Осознавать свои потребности и возможности;
- Иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
- Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными
- Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно их расходовать, они могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
- Осознавать взаимосвязи понятий: щедрый - жадный, скупой – расточительный, трудолюбивый – ленивый, “труд - деньги”, купля - продажа, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются;
- Понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем
- Осознавать, что цена товара зависит от его качества, необходимости и от того, насколько трудно его изготовить;
Родители :
- Получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей. Становятся активными участниками в реализации проекта.
- Повысят свой уровень культуры в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.
- Начнут приобщать детей к решению финансовых вопросов семьи.
Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств:
Дети проявляют любознательность, активность, интересуются новым, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в организации самостоятельной игровой детской деятельности, в случаях затруднения обращаются к взрослому.
Этапы реализации проекта
1.Этап Подготовительный, Организационный (19 февраля- 29 февраля) | изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта. информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Формирование предпосылок финансовой грамотности у младших дошкольников». подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике. подбор необходимого оборудования и пособий для практической реализации проекта. создание развивающей среды по теме проекта. Анкетирование родителей и диагностика детей |
2.Этап Основной Практический (1 марта-15марта) | реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. |
3.Этап Заключительный (16-17 марта ) | Сбор полученного материала по проекту. Выявление уровня знаний детей . Отчет о реализации проекта. |
План работы по практическому этапу реализации проекта
Тема цикла | Срок реализации | Содержание | Взаимодействие с родителями |
1 марта пятница | Презентация «Все работы хороши». Д/ игра: «Кому что нужно для работы?». «Чудесный мешочек». Сюжетно – ролевая игра «Магазин» Чтение рассказа Б. Заходера «Строители». Отгадывание загадок про профессии Пальчиковая игра «Будем денежки считать» | Консультации, беседы «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?» Фото для фото выставки | |
4 марта понедельник | Беседа: «Профессии наших родителей». Чтение: рассказа С.Михалкова «А что у вас?». Д/ игра: «Мамина профессия». Сюжетно – ролевая игра «Автобус» Просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы» Развлечение в бассейне «День рождение Мухи-Цокотухи» | ||
5 марта вторник | Беседа «Что такое труд?» Д/ игра «Кому, что нужно для работы» ООД Лепка «Бублики», «Баранки», «Печенки» Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская» Чтение сказок, отражающие труд людей: «Терем – теремок», К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко» Чтение худ. литер.Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться» | Папка передвижка «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» | |
6 марта среда | Беседа «Что такое деньги?» Д/ игра: «Что сегодня я куплю». Чтение худ литер. К.И. Чуковский «Муха – цокотуха» Прослушивание песни «Деньги лепесточки» Просмотр мультфильма: «Уроки совы - Что такое деньги». Хороводная игра «Монетки» Финансовый кубик | Буклеты для родителей «Семейный бюджет. Рациональное планирование расходов» | |
7 марта четверг | Рассказ-беседа: «Какие у нас потребности?». Д/ игра: «Хочу»-«Надо» Сказки о потребностях и возможностях: Народные сказки «Жадная старуха», «Как коза избушку построила». К.И. Чуковский «Телефон» Сюжетно – ролевая игра «Кафе» Пальчиковая игра «Будем денежки считать» | Пополнение предметно- пространственной среды | |
11 марта понедельник | Беседа-размышление: «Чего нельзя купить за деньги». Пальчиковая игра «Будем денежки считать» Чтение худ. литер. Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться» Д./и «Кому что нужно?», «Угадай, где продаются?» Игра «Копилка» Лото «Теневое финансовое лото» | ||
12 марта вторник | Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?» Рассматривание энциклопедии с окошками «Откуда берутся деньги?» Сюжетно - ролевая игра «Супермаркет» Речевая игра «Товары в магазине» Д/ игра: «Хочу»- «Надо», «Разложи товар» | Просмотр мультфильма В. Сутеев «Мешок яблок» | |
13 марта среда | Беседа «Мои домашние обязанности» Чтение худ. литературы: Д.Локхард «Трать с умом,как зайчик Фунди ( история про огромную тыкву»(читаем с мамой) Сюжетно – ролевая игра «Кафе» Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама», | Домашнее видео «Как я помогаю родителям» | |
14 марта четверг | Рассказ – беседа : «Что такое реклама?». Составление рассказа: «Реклама моей игрушки», «Моя игрушка лучше всех». Чтение худ.литер. Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены» Дидактическая игра «Магазин», «Кто что делает?», «Что быстрее купят?» Эксперимент « Как влияет реклама на продажу?» | ||
15 марта пятница | Чтение худ. литер.: Д.Локхард «Планируй как панда Пула( история про бамбуковый лес» Д/и «Кто трудится, кто играет», «Найди пару. Знаю все профессии» Просмотр мультфильма С. Михалков «Как старик корову продавал» Денежные пазлы | ||
Продукт проекта | Оформление фото выставки «Профессии папы и мамы». Видеоролик «Мастерской добрых дел». |
«Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).
«Товары в магазине»
Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)
Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)
Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)
Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших
пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)
Яблоки и виноград.
Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)
Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)
Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)
Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).
«Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточек то правую, то левую ножку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к проекту Финансы поют романсы
Цель экономического воспитания - раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответств...
Проект по самообразованию "Финансы с детства" формирование финансовой грамотности у дошкольников. (младший дошкольный возраст)
В настоящее время ребенок встречается с экономикой на каждом шагу. Дети узнают, что такое «деньги», «цена», «товар» и т.д....
Проект по самообразованию "Финансы с детства" (средний дошкольный возраст)
Проект по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста "Финансы с детства". Основы финансовой культуры необходи...
Проект "Финансы детям"
Проект "Финансы детям"...
Проект "Финансы с детства" формирование финансовой грамотности у дошкольников.
Проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....
"Финансы с детства"
Проект "Финансы с детства"...