Проект "Финансы с детства"
проект по основам финансовой грамотности (младшая группа)

Крылова Нина Владимировна

Данный материал может быть полезен воспитателям младших  групп  по формированию у детей дошкольного возраста финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_finansy_s_detstva.docx49.6 КБ

Предварительный просмотр:

http://nsportal.ru/sites/default/files/styles/square_thumbnail/public/media/2014/02/25/dukhovnost_vospitanie_0.gif?itok=2XUIHkIa

                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Росток»

г. Пугачева Саратовской области»

Вторая младшая группа  «Василёк»                           Воспитатели:  Крылова Н.В.

                                                                                                                     Стариннова Е.В.

                                                                                  Инструктор  по ФК: Копейкина О.И.

Проект

«  Финансы с детства  »

                                                                                               

2024 год

Пояснительная записка.

В наши дни идёт подмена многих ценностей, одни понятия заменяются другими. То, что исторически не свойственно нашему менталитету, нашей культуре, искусственно насаждается. Там, где раньше представлялись возможным только альтруизм, дружба – появляются рыночные отношения. Отсюда и возникает видимость необходимости изучения финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте.

Актуальность.

В настоящее время ребенок  встречается с экономикой на каждом шагу. Дети  узнают, что такое «деньги», «цена», «товар» и т.д.   Первые знания  о финансах дети получают в семье. Если родители сами не умеют правильно планировать свои расходы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, неверное мнение, не будет  осознания, что денежные средства зарабатываются собственным  трудом и нужно уметь правильно ими распоряжаться. Как правило, в возрасте трёх лет дети начинают понимать различия в стоимости товаров, разбираться в видах профессиональной деятельности.  После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить иному отношению к семейным финансам, если он привык к определенной системе поведения. У детей нужно поэтапно формировать  основы финансовой  грамотности, но не делать все за него. В формировании основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста на первый план ставится усвоение таких  нравственных понятий как честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь. Ориентироваться в экономическом пространстве современного мира дошкольникам помогут полученные знания, полученные в ходе реализации проекта  «Финансы с детства »

Паспорт проекта

Постановка проблемы

Дети не всегда представляют, как зарабатываются и на какие цели расходуются деньги в семье, что такое семейный бюджет, товар и его стоимость и т.д.

Цель: Формирование финансовой грамотности и финансового опыта детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности и художественной литературы

Тип проекта: коллективный, познавательно – игровой

Сроки реализации проекта: краткосрочный

с  15 февраля 2024 по 15 марта 2024 года

Участники проекта:

Дети второй младшей группы, воспитатели группы, родители.

Руководитель проекта: Крылова Н.В., Стариннова  Е.В, Копейкина О.И.

Задачи:

Обучающие:

 Дать первичные представления о сущности, функции и видах денег; о   понятии семейный бюджет. Формировать у детей интерес к профессиональной деятельности          взрослых. Формировать социально - коммуникативные навыки в ходе совместной деятельности (умение договариваться, уступать и др.)

Развивающие:

 Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций  финансовых  отношений посредством игровых действий.

Развивать  интерес к занятиям в бассейне.

Воспитательные:

Воспитывать у детей такие нравственные качества как: экономность, бережливость и честность, трудолюбие .

Воспитывать дружеские взаимоотношения, сотрудничество детей в совместной деятельности.

Предполагаемые результаты

По завершению проектных мероприятий дети смогут:

  • Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар).
  • Приобрести первичный экономический опыт;
  • Осознавать свои потребности и возможности;
  • Иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
  • Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными
  • Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно их расходовать, они могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
  • Осознавать взаимосвязи понятий: щедрый - жадный, скупой – расточительный, трудолюбивый – ленивый, “труд - деньги”, купля - продажа, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются;
  • Понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем
  • Осознавать, что цена товара зависит от его качества, необходимости и  от того, насколько трудно его изготовить;

Родители :

  • Получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей. Становятся активными участниками в реализации проекта.
  • Повысят свой уровень культуры в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.
  • Начнут приобщать детей к решению финансовых вопросов семьи.

Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств:

Дети проявляют любознательность, активность, интересуются новым, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в организации самостоятельной игровой детской деятельности, в случаях затруднения обращаются к взрослому.

Этапы реализации проекта

1.Этап

Подготовительный,

Организационный

   (19 февраля- 29 февраля)

изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Формирование предпосылок финансовой грамотности у           младших дошкольников».

подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

подбор необходимого оборудования и пособий для практической             реализации проекта.

создание развивающей среды по теме проекта.

Анкетирование родителей  и диагностика детей

2.Этап

Основной

Практический      

 (1 марта-15марта)

реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3.Этап

Заключительный

(16-17 марта  )

Сбор полученного материала по проекту.

Выявление уровня знаний детей  .

Отчет о реализации проекта.

План работы по практическому этапу реализации проекта

Тема

цикла

Срок

реализации

Содержание

Взаимодействие

с

родителями

1 марта

пятница

Презентация «Все работы хороши».

Д/ игра: «Кому что нужно для работы?». «Чудесный мешочек».

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Чтение рассказа Б. Заходера «Строители».

Отгадывание загадок про профессии

Пальчиковая игра «Будем денежки считать»

Консультации, беседы «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

Фото для фото выставки

4 марта

понедельник

Беседа: «Профессии наших родителей».

Чтение: рассказа С.Михалкова «А что у вас?».

Д/ игра: «Мамина профессия».

Сюжетно – ролевая игра «Автобус»

Просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы»

Развлечение в бассейне «День рождение Мухи-Цокотухи»

5 марта

вторник

Беседа «Что такое труд?»

Д/ игра «Кому, что нужно для работы»

ООД  Лепка «Бублики», «Баранки», «Печенки»

Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская»

Чтение сказок, отражающие труд людей:

«Терем – теремок», К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»

Чтение худ. литер.Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»

Папка передвижка «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

6 марта

среда

Беседа «Что такое деньги?»

Д/ игра: «Что сегодня я куплю».

Чтение худ литер. К.И. Чуковский «Муха – цокотуха»

Прослушивание  песни «Деньги лепесточки»

Просмотр мультфильма: «Уроки совы - Что такое деньги».

Хороводная игра «Монетки»

Финансовый кубик

Буклеты для родителей «Семейный бюджет. Рациональное планирование расходов»

7 марта четверг

Рассказ-беседа: «Какие у нас потребности?».

Д/ игра: «Хочу»-«Надо»

Сказки о потребностях и возможностях:

Народные сказки «Жадная старуха», «Как коза избушку построила». К.И. Чуковский «Телефон»

Сюжетно – ролевая игра «Кафе»

Пальчиковая игра «Будем денежки считать»

Пополнение предметно- пространственной среды

11 марта

понедельник

Беседа-размышление: «Чего нельзя купить за деньги».

Пальчиковая игра «Будем денежки считать»

Чтение худ. литер. Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»

Д./и «Кому что нужно?», «Угадай, где продаются?»

Игра «Копилка»

Лото «Теневое финансовое лото»

12 марта

вторник

Беседа «Откуда берутся  деньги и на что тратятся?»

Рассматривание энциклопедии с окошками «Откуда берутся деньги?»

Сюжетно - ролевая игра «Супермаркет»

Речевая игра «Товары в магазине»

Д/ игра: «Хочу»- «Надо», «Разложи товар»

Просмотр мультфильма В. Сутеев «Мешок яблок»

13 марта

среда

Беседа «Мои домашние обязанности»

Чтение худ. литературы: Д.Локхард «Трать с умом,как зайчик Фунди ( история про огромную тыкву»(читаем с мамой)

Сюжетно – ролевая игра «Кафе»

Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама»,  

Домашнее видео «Как я помогаю родителям»

14 марта

четверг

Рассказ – беседа : «Что такое реклама?».

Составление рассказа: «Реклама моей игрушки», «Моя игрушка лучше всех».

Чтение худ.литер. Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»

Дидактическая игра «Магазин», «Кто что делает?», «Что быстрее купят?»

Эксперимент « Как влияет реклама на продажу?»

15 марта

пятница

Чтение худ. литер.: Д.Локхард «Планируй как панда Пула( история про бамбуковый лес»

Д/и «Кто трудится, кто играет», «Найди пару. Знаю все профессии»

Просмотр мультфильма С. Михалков «Как старик корову продавал»

Денежные пазлы

Продукт проекта

Оформление фото выставки

«Профессии папы и мамы».

Видеоролик «Мастерской добрых дел».

«Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).

«Товары в магазине»

Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)

Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)

Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)

Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших

пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)

Яблоки и виноград.

Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)

Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)

Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)

Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).

«Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточек то правую, то левую ножку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к проекту Финансы поют романсы

Цель экономического воспитания - раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответств...

Проект по самообразованию "Финансы с детства" формирование финансовой грамотности у дошкольников. (младший дошкольный возраст)

В настоящее время ребенок  встречается с экономикой на каждом шагу. Дети  узнают, что такое «деньги», «цена», «товар» и т.д....

Проект по самообразованию "Финансы с детства" (средний дошкольный возраст)

Проект по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста "Финансы с детства". Основы финансовой культуры необходи...

Проект "Финансы детям"

Проект "Финансы детям"...

Проект "Финансы с детства" формирование финансовой грамотности у дошкольников.

Проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....

"Финансы с детства"

Проект "Финансы с детства"...