Проект "Финансы детям"
проект по основам финансовой грамотности
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-
ДЕТСКИЙ САД № 87
ПРОЕКТ
по финансовой грамотности
«Финансы детям»
Срок реализации проекта – 1 год
Возраст детей – 5-6 лет
Разработчик проекта:
воспитатель, высшая категория
Степанова Юлия Александровна
г. Калининград,
2021 г.
Пояснительная записка
Во всех сферах нашей жизни постоянно происходят быстрые и разнообразные перемены. Поэтому подготовить ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих явлениях, является важной задачей стоящей перед родителями и педагогами.
Финансовые вопросы сопровождают нас во всех сферах жизни. Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.
Для того чтобы дети с интересом освоили финансовую грамотность был составлен данный проект, который составлен с помощь интегративного подхода. Данный подход позволяет ввести ребят в сложный мир финансов, объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой.
Цель проекта: сформировать основы финансовой грамотности и экономических компетенций у старших дошкольников используя интегративный подход
Задачи:
Обучающие:
- формировать представления о потребностях человека, используя такие понятия как: экономика, потребности, товар, услуга, потребитель
- создать условия для решения детьми проблемных ситуаций
- пополнить активный словарь детей такими экономическими понятиями как: ранок, ресурс, спрос, предложение, цена, заработная плата
- создать предпосылки для развития основ экономического мышления у детей
Развивающие:
Развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления.
Воспитывающие:
Воспитание ответственности, дисциплины, коммуникативных способностей.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители
Ожидаемые результаты:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- дети в игровой деятельности применяют экономические понятия
- дети имеют представление о труде, расходах, потребностях, возможностях
- дети видят разницу между моральными и экономическими ценностями: жизнь, здоровье, радость, дружба
- дети умеет действовать согласно социальным нормам и общепринятым правилам поведения.
Формы работы: игры (театрализованные, деловые, сюжетно-ролевые, настольные, дидактические, квест-игры, спортивные), занятия, развлечения.
Технологии использованные в проекте: проблемное обучение, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, личносто-ориентированные, игровые, поисково-исследовательские, технология критического мышления, лэпбук.
Этапы проекта: организационный, основной, заключительный.
Организационный этап — сентябрь
Изучение литературы по финансовой грамотности дошкольников
Подготовка материально-технической базы для реализации проекта по финансовой грамотности
Создание предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС
Анкетирование родителей «Нужна ли вашему ребенку финансовая грамотность?»
Разработка консультаций для родителей.
Разработка проекта
Основной этап
План мероприятий
№ | Мероприятия с детьми | Мероприятия с родителями | |
название | цель | ||
октябрь | |||
1 | Вводное занятие «Что такое труд» Дидактическая игра «Кому что нужно для работы» Рисование «Мои добрые дела» Заучивание поговорок о труде Сюжетно-ролевая игра «Семья» Спортивное развлечение «Я - помощник» | Формировать знания о труде, воспитывать любовь к труду, семейным ценностям. | Консультация «Как привить детям интерес к познанию финансовой грамотности» |
ноябрь | |||
2 | НОД «Откуда появились деньги» Виртуальная экскурсия в банк Дидактическая игра «Что сначала, что потом» Беседа «Моя копилка» Лэпбук «Маленький финансист» | Формировать первичные экономические знания, учить контролировать свои потребности с учетом возраста | Разработка буклетов для родителей «Семейный бюджет» |
декабрь | |||
3 | Чтение Чуковского «Муха -цокотуха» Ситуативный разговор «Без труда не вытащишь рыбку из пруда» Рисование «Нарисуй пословицу» Театрализованная постановка «Муха-цокотуха» | Учить детей осознавать цепочку труд — продукт — деньги. Воспитывать желание трудиться. | Рекомендации «Как приучить ребенка трудиться» |
январь | |||
4 | НОД «Научим зайчика делать покупки» Дидактическая игра «Услуга или товар» Лепка «Магазин» Сюжетно-ролевая игра «Продавец» Викторина «Мир профессий» | Учить детей самостоятельно делать покупки. Расширять знания о профессиях | Фотовыставка «Профессия моих родителей» |
февраль | |||
5 | Поисково-исследовательская деятельность «Без чего не может жить человек?» Дидактическая игра «Это важно?» Конструирование из бытовых предметов «Кукла» Сюжетно-ролевая игра «Кукольный магазин» Развлечение «У Петрушки в магазине» | Формировать у детей знания о разнице между желаниями и потребностями. | Памятка «Бывают ли игрушки вредными?» |
март | |||
6 | Рисование «Монетка» НОД «Дом для денег» Оригами «Кошелек» Чтение сказки «Где живут деньги» Деловая игра «Клад» | Формировать у детей понятие деньги, кошелек, сейф, карточка | Папка-передвижка «За покупками вместе с детьми» |
апрель | |||
7 | Беседа «Ярмарка» Поделки для ярмарки Дидактическая игра «Дорого-дешево» Чтение сказки «Как мужик корову продавал» Праздник «Ярмарка» | Познакомить детей с ярмаркой. Сформировать понятия цепочки товар — стоимость — цена. Закрепить правила покупки-продажи | Приобщить родителей к изготовлению поделок для ярмарки. |
май | |||
8 | Проблемная ситуация «Хочу и могу» Сюжетно - ролевая игра «Банк» Чтение сказки Б.В. Мининой «Доверчивый зайчик» Брейн-ринг «Я финансист» | Закрепить у детей понятия хочу и могу. Воспитывать ответственное отношение к принятию решения | Совместно с родителями поставить сказку «Доверчивый зайчик» |
Заключительный этап — июнь
Анкетирование родителей «Финансовая грамотный ребенок»
Проведение мониторинга по финансовой грамотности старших дошкольников
Составить аналитический отчет по проекту.
Список литературы
- Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104с.
- Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. Вита-пресс 2016. 336с.
- Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. №8. С. 349–351.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада //Дошкольное воспитание,1995. № 9.
- Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция /Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28с.
- Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада //Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С.39–41.
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.:«Вентана-Граф», 2015. 48с.
- Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.
- www.cbr.ru — официальный сайт Банка России
- fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» Минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации Ваши финансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. festival.1september.ru, свободный. - Загл. с экрана.
- Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml, свободный. - Загл. с экрана.
- Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldofchildren.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
- Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.klubkontakt.net/ , свободный. - Загл. с экрана.
- Подготовка к школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vscolu.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....