Проект "Финансы детям"
проект по основам финансовой грамотности

Степанова Юлия Александровна

Проект "Финансы детям"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stepanova_finansovaya_gramotnost.odt23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

 «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-

ДЕТСКИЙ САД № 87

        

ПРОЕКТ

по финансовой грамотности

«Финансы детям»

                                                                                       Срок реализации проекта – 1 год

                                                            Возраст детей – 5-6 лет

                                                           Разработчик проекта:

                                                                           воспитатель, высшая категория

                                                                            Степанова Юлия Александровна                                                                  

                                                                                                       

г. Калининград,

2021 г.

 Пояснительная записка

Во всех сферах нашей жизни постоянно происходят быстрые и разнообразные перемены. Поэтому подготовить ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих явлениях, является важной задачей стоящей перед родителями и педагогами.

Финансовые вопросы сопровождают нас во всех сферах жизни. Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.

Для того чтобы дети с интересом освоили финансовую грамотность был составлен данный проект, который составлен с помощь интегративного подхода. Данный подход позволяет ввести ребят в сложный мир финансов, объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой.

Цель проекта:  сформировать основы финансовой грамотности и экономических компетенций у старших дошкольников используя интегративный подход

Задачи:

Обучающие:

  1. формировать представления о потребностях человека, используя такие понятия как: экономика, потребности, товар, услуга, потребитель
  2. создать условия для решения детьми проблемных ситуаций
  3. пополнить активный словарь детей такими экономическими понятиями как: ранок, ресурс, спрос, предложение, цена, заработная плата
  4. создать предпосылки для развития основ экономического мышления у детей

Развивающие:

Развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления.

Воспитывающие:

Воспитание ответственности, дисциплины, коммуникативных способностей.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители

Ожидаемые результаты:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • дети в игровой деятельности применяют экономические понятия
  • дети имеют представление о труде, расходах, потребностях, возможностях
  • дети видят разницу между моральными и экономическими ценностями: жизнь, здоровье, радость, дружба
  • дети умеет действовать согласно социальным нормам и общепринятым правилам поведения.

Формы работы: игры (театрализованные, деловые, сюжетно-ролевые, настольные, дидактические, квест-игры, спортивные), занятия, развлечения.

Технологии использованные в проекте: проблемное обучение, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, личносто-ориентированные, игровые, поисково-исследовательские, технология критического мышления, лэпбук.

Этапы проекта: организационный, основной, заключительный.

Организационный этап — сентябрь

Изучение литературы по финансовой грамотности дошкольников

Подготовка материально-технической базы для реализации проекта по финансовой грамотности

Создание предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС

Анкетирование родителей «Нужна ли вашему ребенку финансовая грамотность?»

Разработка консультаций для родителей.

Разработка проекта

Основной этап

План мероприятий

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

название

цель

октябрь

1

Вводное занятие «Что такое  труд»

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»

Рисование «Мои добрые дела»

Заучивание поговорок о труде

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Спортивное развлечение «Я - помощник»

Формировать знания о труде, воспитывать любовь к труду, семейным ценностям.

Консультация «Как привить детям интерес к познанию финансовой грамотности»

ноябрь

2

НОД «Откуда появились деньги»

Виртуальная экскурсия в банк

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Беседа «Моя копилка»

Лэпбук «Маленький финансист»

Формировать первичные экономические знания, учить контролировать свои потребности  с учетом возраста

Разработка буклетов для родителей «Семейный бюджет»

декабрь

3

Чтение Чуковского «Муха -цокотуха»

Ситуативный разговор «Без труда не вытащишь рыбку из пруда»

Рисование «Нарисуй пословицу»

Театрализованная постановка «Муха-цокотуха»

Учить детей осознавать цепочку труд — продукт — деньги. Воспитывать желание  трудиться.

Рекомендации «Как приучить ребенка трудиться»

январь

4

НОД «Научим зайчика делать покупки»

Дидактическая игра «Услуга или товар»

Лепка «Магазин»

Сюжетно-ролевая игра «Продавец»

Викторина «Мир профессий»

Учить детей самостоятельно делать покупки. Расширять знания о профессиях

Фотовыставка «Профессия моих родителей»

февраль

5

Поисково-исследовательская деятельность «Без чего не может жить человек?»

Дидактическая игра «Это важно?»

Конструирование из бытовых предметов «Кукла»

Сюжетно-ролевая игра «Кукольный магазин»

Развлечение «У Петрушки в магазине»

Формировать у детей знания о разнице между желаниями и потребностями.

Памятка «Бывают ли игрушки вредными?»

март

6

Рисование «Монетка»

НОД «Дом для денег»

Оригами «Кошелек»

Чтение сказки «Где живут деньги»

Деловая игра «Клад»

Формировать у детей понятие деньги, кошелек, сейф, карточка

Папка-передвижка «За покупками вместе с детьми»

апрель

7

Беседа «Ярмарка»

Поделки для ярмарки

Дидактическая игра «Дорого-дешево»

Чтение сказки «Как мужик корову продавал»

Праздник «Ярмарка»

Познакомить детей с ярмаркой. Сформировать понятия цепочки товар — стоимость — цена.

Закрепить правила покупки-продажи

Приобщить родителей к изготовлению поделок для ярмарки.

май

8

Проблемная ситуация «Хочу и могу»

Сюжетно - ролевая игра «Банк»

Чтение сказки Б.В. Мининой «Доверчивый зайчик»

Брейн-ринг «Я финансист»

Закрепить у детей понятия хочу и могу. Воспитывать ответственное отношение к принятию решения

Совместно с родителями поставить сказку «Доверчивый зайчик»

Заключительный этап — июнь

Анкетирование родителей «Финансовая грамотный ребенок»

Проведение мониторинга по финансовой грамотности старших дошкольников

Составить аналитический отчет по проекту.

               Список литературы

  1. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104с.
  2. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. Вита-пресс 2016. 336с.
  3. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. №8. С. 349–351.
  4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада //Дошкольное воспитание,1995. № 9.
  5. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция /Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28с.
  6. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада //Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С.39–41.
  7. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
  8. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.:«Вентана-Граф», 2015. 48с.
  9. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.
  10. www.cbr.ru — официальный сайт Банка России
  11. fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» Минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации Ваши финансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»
  12. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. festival.1september.ru, свободный. - Загл. с экрана.
  13. Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml, свободный. - Загл. с экрана.
  14. Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldofchildren.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
  15. Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.klubkontakt.net/ , свободный. - Загл. с экрана.
  16. Подготовка к школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vscolu.ru/, свободный. - Загл. с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...