САМООБРАЗОВАНИЕ «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie-2022-2024gg.docx | 39.9 КБ |
Предварительный просмотр:
САМООБРАЗОВАНИЕ
2022-2024 учебный год
«Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
Пояснительная записка
Актуальность. Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Не все семьи имеют возможность систематически заниматься экономическим образованием детей. Помочь ребенку найти себя, развить свои способности, пополнить знания о жизни современного общества может работа по экономическому образованию и воспитанию.
Новизна. Предлагаемые занятия с детьми старшего дошкольного возраста носят интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.
Экономическое образование дошкольников предусматривает также наличие тесного контакта между детьми, воспитателями и родителями, что способствует преодолению социально – психологических барьеров между взрослым и ребенком, облегчает восприятие ребенком нового материала.
Цель: развить у детей старшего дошкольного возраста интерес к экономическим знаниям, используя для этого различные виды деятельности.
Задачи:
1. Ознакомление с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира);
2. Трудовое воспитание (работа, её результат, индивидуальный и коллективный труд и др.);
3. Развитие игровой деятельности;
4. Воспитание необходимых качеств у детей (бережное отношение к предметному миру, природе и т.п.);
5. Формирование навыков разумного поведения и потребностей.
Методика работы
Осуществлять ознакомление детей с экономикой наиболее эффективно в экспериментально-поисковой, художественной, театрализованной и игровой деятельности и возможно уже в старшей возрастной группе, причем речь идёт не о самостоятельно выделенных занятиях, а о включении экономического содержания в разные виды детской деятельности.
В старшей группе – происходит изучение 4-х экономических категорий:
- потребности;
- труд;
- товар;
- деньги.
Максимальная эффективность работы будет достигнута, если будут созданы следующие условия:
1. Организован центр экономики в группе, который может включать в себя: макет банка, биржи, рекламного агенства и т.д., коллекцию денежных знаков различных стран, схемы, мнемотаблицы по экономике и т.п.;
2. Изготовлены разнообразные атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Супермаркет», «Сбербанк» и т.д.
3. Подобрана художественная литература для детей экономического содержания;
4. Современный театрализованный уголок, организованный с учетом выполнения принципов доступности и активности детей;
5. Различные дидактически пособия, призванные вызвать интерес у детей, пособия и оборудование для трудовой деятельности и т.п.
Предусмотрено взаимодействие с родителями по следующим направлениям сотрудничества:
1. Информационно-просветительское;
2. Консультационное;
3. Интеграционное – объединение усилий по экономическому воспитанию детей (организация экономических ярмарок, праздников, конкурсов и т.п.).
Эффективно решить поставленные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В начале работы проводится родительское собрание и подробно обсуждается условия реализации. При организации учебного процесса необходимо учитывать условия жизни, интересы, увлечения детей и родителей. Основное условие продолжительного и эффективного сотрудничества педагога с ребенком и его родителями – уважительно–доверительные и искренние отношения. Процесс предусматривает совместные занятия с родителями, организацию выставок, ярмарок, экономических праздников.
Диагностика экономического развития дошкольников
Опытно-экспериментальная работа по изучению проблемы экономического воспитания старших дошкольников проводилась мной в старшей группе.
Цель работы: изучение проблемы экологического воспитания старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
- определить уровни сформированности экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста;
- создать условия для организации и проведения опытно-экспериментальной работы в ДОУ;
- формирование экономических знаний у детей дошкольного возраста;
- проверка эффективности работы по повышению уровня экономических знаний старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.
Вся работа строилась по двум направлениям: родители и дети. На первом этапе был проведен мониторинг уровня экономической культуры детей и обнаружены следующие типичные затруднения:
- недостаточный уровень нравственно-трудового воспитания детей;
- отсутствие знаний, понятий о том, что труд - продукт, отсутствие знаний о цене, стоимости;
- отсутствие заинтересованности у родителей.
Мною было обследовано 15 дошкольников. В ходе обследования использовалась диагностическую методику, целью которой являлось определение уровня сформированности экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста, на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и «Экономическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста» автор разработки: Щербинина Светлана Михайловна
С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, я определяла уровень экономической воспитанности.
Таким образом, по результатам диагностики (15 чел) я определила:
- высокий уровень сформированности экономических знаний показали 2 дошкольника - 13 %;
- средний уровень сформированности экономических знаний показали 11 дошкольника - 72 %;
- низкий уровень показали 2 дошкольники - 13 %;
- в целом группа показала средний уровень сформированности экономических знаний.
Применение диагностики и анализ результатов эксперимента позволили мне определить начальный уровень экономической воспитанности у детей.
Данные эксперимента показывают, что у детей наблюдались неглубокие знания и представления об экономической жизни людей; они имеют низкий уровень умений отражать экономическую действительность в разных видах деятельности, так как полученные знания им не интересны и у них не возникало желания их отразить. Сложившееся положение объясняется тем, что уделяли мало внимания экономическому воспитанию из-за отсутствия у них необходимой информации по данному вопросу. Результаты эксперимента подтвердили актуальность поставленной проблемы и позволили начать процесс экономического воспитания. Именно поэтому мне предстояло провести работу по повышению уровня экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста занятиях и в повседневной жизни.
Формы работы с родителями по формированию экономических знаний дошкольников
Обратив внимание на активную работу в данном направлении, родители не остались в стороне, а стали непосредственными участниками. Ведь семья – это «реальная экономия», и в ней «дети не учатся жить, а живут» (Е. А. Арник).
Поступки родителей, их отношение к деньгам и вещам, привлечение к грамотному ведению домашнего хозяйства, уважительному отношению к труду, способов и правил экономии и бережливости, усваивается особенно прочно именно в семье.
Реализация задач по экономическому воспитанию осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями.
- анкетирование позволило определить мнения по поводу важности экономического аспекта воспитания, необходимости формирования у ребенка экономически значимых качеств, знаний и умений); Информационные листы (памятки, советы, мини-консультации);
- родительские собрания (цель: вовлечь родителей в процесс экономического образования детей, разъяснить необходимость привлечения детей к рациональному ведению домашнего хозяйства, к расчету бюджета, рационализации потребностей детей соразмерно материальным возможностям семьи, привлечение родителей к процессу передачи экономической информации);
- индивидуальные экскурсии родителей с детьми (в банк, магазин, к терминалу, аптеку);
Действительно, малыши очень рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, бюджетом, покупками и др., овладевают информацией об элементах «хозяйствования» на житейском уровне, но часто в искаженном виде.
Но при анкетировании «Экономика в семье», экспресс опросе, общении с семьями, стало очевидно, что родители в теории понимают необходимость и полезность обучения экономической грамотности, но на практике слабо содействуют воспитанию начал разумного отношения и общения в экономической жизни.
Одна из причин - недостаточная экономическая грамотность и мотивация родителей.
В связи с этим определила основные направления работы с семьями:
- информационное обеспечение;
- участие в мероприятиях учреждения дошкольного образования детей и родителей;
- совместное пополнение игровой среды.
Продуктивно прошли индивидуальные беседы с родителями о экономическом воспитание в семье (помогает ли ребенок выполнять домашнюю работу? С удовольствием или нет? Делает самостоятельные покупки в магазине?) для более эффективной и всесторонней работы по экономическому воспитанию детей в семье, я подготовила и провела цикл консультаций, анкетирование, дала советы на темы: «Экономика и дети», «Родителям об экономике», «Экономическое воспитание детей в семье». Вниманию родителей были предоставлены буклеты, листовки, памяток по экономии света, воды, тепла.
Одним из источников детской бережливости, рачительности, трудолюбия, взаимопомощи, является труд и хозяйственная деятельность в семье, где ребенок имеет определенные, как постоянные обязанности, так и единичные поручения.
В результате комплексного подхода, использование разнообразных форм работы с семьей, творческих задач, активного взаимодействия - у родителей расширился кругозор, повысилась мотивация и заинтересованность в эффективной плодотворной работе.
План:
Сроки | Содержание работы | Практический выход |
В течении года | Изучение методический литературы. Работа с родителями. | Составление карточек, консультаций. |
Сентябрь | Разработка плана по теме самообразования. | План самообразования. |
Октябрь | Подбор литературы и Д/И. Родительское собрание. Диагностика детей. | Картотека игр. Консультации для родителей. Уровень финансовой грамотности детей. |
Ноябрь, Декабрь, Январь | Подбор художественной литературы. Д/И., С/Р игра «Магазин». Анкетирование родителей. | Картотека игр. Уровень финансовой грамотности родителей. Атрибуты для С/Р игры. |
Февраль, Март | Подбор худ. литературы, атрибутов. Д/И. | Самостоятельное рассказывание сказки. Картотека игр. |
Апрель, Май | Подбор худ литературы, атрибутов. Проблемные ситуации для детей. Диагностика детей. | Самостоятельное рассказывание сказок. Дети самостоятельно находят выход из проблемных ситуаций. Уровень финансовой грамотности по итогу года. |
Перспективный план работы по экономическому образованию и воспитанию детей
Старшая группа
Месяц | Экономические категории | Цель: | Виды и содержание деятельности |
С Е Н Т Я Б Р Ь О К Т Я Б Р Ь | Потребности
| - Дать понятие экономической категории «потребности»; -Различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные); -Учить устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей; -Воспитывать честность, целеустремленность, отрицательное отношение к жадности; -Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения. |
|
Н О Я Б Р Ь Д Е К А Б Р Ь Я Н В А Р Ь | Труд | - Дать представление о труде, его виды (сельскохозяйственный, домашний и т.д.); - Учить выделять последовательность трудовых действий; -Воспитывать уважение к труду; трудолюбие; отрицательное отношение к лени. -Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения; -Развивать речь, логическое мышление, творчество. |
|
Ф Е В Р А Л Ь М А Р Т | Товар | -Формировать системные знания о предмете, выделять новую сторону предмета – товар, как результат труда; -Показать детям производственный цикл изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества; -Познакомить с разными формами сбыта продукции: продовольственные и промтоварные магазины, супермаркеты, универсамы, рынки, ярмарки, аукционы; -Воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам, материалам, орудиям труда, которыми мы пользуемся; -Воспитывать бережливость, трудолюбие. |
«Рынок».
|
А П Р Е Л Ь М А Й | Деньги. Бюджет семьи. Доход. Расход. | -Познакомить детей с понятием - деньги; -Учить различать достоинство купюр; умение считать, совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег; -Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия); - Дать представление о доходе, его динамике (увеличение/уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие; -Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждать жадность. |
7. Изготовление атрибутов для игр. |
подготовительная группа
Месяц | Экономические категории | Цель: | Виды и содержание деятельности |
С Е Н Т Я Б Р Ь О К Т Я Б Р Ь | Труд и продукты труда (продукт). Полезные экономические навыки | - Создание условий для знакомства детей старшего возраста с трудом, как с основной деятельностью человека, источником средств, для его существования; -Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; - Формировать представления о содержании деятельности людей; - Закрепить представления о труде и лени; -Формировать элементарные экономические представления о потребностях человека. |
|
Н О Я Б Р Ь Д Е К А Б Р Ь Я Н В А Р Ь | «Деньги и цена (стоимость)». «Полезные экономические навыки и привычки в быту» | - Знакомство с понятием «цена», «деньги», с историей возникновения денег их предназначением, расширение знаний о том, что служило деньгами древних людей; - Дать детям, представление о денежной единице, представление о том, что деньги – универсальное и удобное средство обмена, познакомить с понятиями: «сдача», «стоимость»; - Воспитывать бережное отношение к деньгам, представление сущности нравственных категорий, как экономичность, бережливость; - Знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой, учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей; - Воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики; - Рассматривание денежных купюр и монет СССР. |
|
Ф Е В Р А Л Ь М А Р Т | «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности» | - Создать условия обеспечивающие формирование представлений о рекламе, как экономическом явлении; - Активизировать педагогический потенциал родителей в вопросах экономического образования детей; - Дать представление о рекламе, о её назначении, кто её придумывает – рекламщики, пиар агенты, пиар компании; - Развивать интерес у детей к рекламе, творческое мышление, формировать положительное отношение к рекламе; - Воспитывать умение правильно воспринимать рекламу, разумные потребности. |
|
А П Р Е Л Ь М А Й | «Полезные экономические навыки и привычки в быту» | - Формирование у детей полезных навыков и привычек в быту; - Научить детей бережному отношению к вещам; - Подсказать ребенку, какими вещами он может самостоятельно распоряжаться, а какими – только с ведома взрослых; - Научить ребенка прогнозировать последствия своих решений; - Рассказать о правильном распределении доходов в семье; - Помочь выработать основные полезные привычки. |
|
Предполагаемый результат:
Воспитатели:
- оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
- повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
- участие в педсоветах, семинарах;
- повышен теоретический и педагогический уровень, компетентность по экономическому воспитанию старших дошкольников.
Родители:
- повышен интерес родителей к совместной работе поформированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Дети:
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- знают российские деньги;
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
- в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство..).
РППС:
- картотека игр по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников;
- приобретение художественной литературы на экономическую тематику;
- приобретение и изготовление дидактических игр.
Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, и приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные проблемы и задачи. В дальнейшем планирую работать над этой темой, так как считаю ее актуальной.
Список литературы
1. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. М., 1997.
2. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М., 1993.
3. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. – СПб.: «Детство-пресс», 2002.
4. Смоленцева А.А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Н. Новгород, 1999.
5. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002.
6. Шведова И. Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по самообразованию "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствуе...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-7 лет»
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необхо...
Отчет по самообразованию "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Краткий отчет о проделаной работе...
Презентация по самообразованию «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Отчет по самообразованию...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2018-2021 учебный год
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2018-2021 учебный год...
Отчет по самообразованию "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Отчет по самообразованию "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...