Презентация по самообразованию «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пояснительная записка Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности о финансово-экономических отношениях. Деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие. В настоящее время педагоги ориентируются на формирование у детей уже к 6-7 годам элементарных знаний о мире финансов и экономики, однако, на практике взрослые зачастую не имеют методических рекомендаций и литературы, которые помогали бы им в воспитании человека, умеющего мыслить финансово-экономическими категориями. Дети, в первую очередь, учатся на примере родителей. Не на том, что они им говорят, а на том, как родители поступают в том или ином случае. Поэтому, прежде, чем обучать ребенка, взрослым есть смысл задуматься о самых простых операциях и поступках. Следовательно, финансовая грамотность детей, в первую очередь зависит от их родителей, того, какую культуру грамотности они передали своим детям.
Актуальность Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг. Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Задачи: -способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях; -способствовать формированию первоначальных представлений о труде; -способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров; -способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления; -способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике. - Повышение компетентности родителей в вопросе формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Этапы 1 этап – организационно-ознакомительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний. Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей. 2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях МАДОУ. 3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. Анализ результативности решения противоречий, мониторинг. Участники: Дети, воспитатель, родители. Срок реализации: 2020-2021 учебный год.
Ожидаемый результат Создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности , а значит и основ экономической культуры у детей дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.
Сентябрь Подбор и изучение методической литературы Консультация для родителей «Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?»
Сентябрь Создание предметно-развивающей среды Анкетирование «Мой ребенок и финансовая грамотность»
Октябрь Просмотр мультфильма «Азбука денег тетушки Совы» Настольная игра «Профессии» Дидактическая игра «Расходы Семьи»
Октябрь Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек», «Супермаркет» Консультация: «Финансовая грамотность – это важно!»
Ноябрь Дидактическая игра «Доход - расход» Чтение художественной литературы С. Я. Маршак «Кошкин дом» «Телефон» СООД по обучению финансовой грамотности: «Профессии. Труд, товар, деньги
Ноябрь Интерактивная дидактическая игра «Желаемые и необходимые траты семьи»
Декабрь Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк»
Декабрь Просмотр презентации «Надо-хочу» Интерактивная игра «Найди пару»
Январь Участие в блиц-олимпиаде «Преподавание основ финансовой грамотности»
Январь 1.Буклет для педагогов: «Бюджет семьи – забота каждого» 2. Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»
Февраль 1. Викторина по экономическому воспитанию «Путешествие в денежную страну» 2.Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников» 3. Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар»
Март 1. Игра «Хочу и надо». Формировать представление детей о понятии «бюджет» 2. Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет» 3. Буклет «История о дереве и человеке»
Апрель 1. КВН «Путешествие в денежную страну» 2. Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики» 3. Деловая игра для родителей детей подготовительной группы «Азбука финансов»
Май 1. Формировать представление детей о рекламе. С. В. Михалков «Как старик корову продавал» 2.Отчёт- презентация 3. Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по самообразованию "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствуе...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-7 лет»
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необхо...
Отчет по самообразованию "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Краткий отчет о проделаной работе...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2018-2021 учебный год
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2018-2021 учебный год...
Отчет по самообразованию "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Отчет по самообразованию "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...
Отчёт по самообразованию «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» 2019 - 2020 уч.год
Из опыта работы...
Самообразование "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр"
В современном обществе происходят существенные изменения экономического характера, связанные со сложившимися рыночными отношениями, что определяет интерес к экономическому воспитанию и финансовому про...