Программа работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности «АЗБУКА ФИНАНСОВ».
проект по основам финансовой грамотности
Формирование основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Азбука финансов". | 39.92 КБ |
Проект "Что такое деньги". | 440.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская СОШ № 1
Программа работы
с детьми старшего дошкольного возраста
по формированию основ финансовой грамотности
«АЗБУКА ФИНАНСОВ»
Воспитатели:
Мелентьева Е.В.
А.О. Ветчинкина
пгт Игрим
2020 год
ПОСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Можно смотреть на деньги свысока,
но, ни в коем случае нельзя упускать их из виду».
А. Прево
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.
Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.
Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.
Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Цель: формирование основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывать и разумно их использовать;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны, и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд, в транспорте и т.д.)
Формы работы: деловые, сюжетно-ролевые игры, тематические занятия, беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора), экскурсии, а также использование ЭОР, ИКТ.
Материалы и оборудование: бумага, клей, карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, стенды по экономической тематике, фото, видеоаппаратура, ноутбук, проектор, интерактивная доска и т.д..
Сроки реализации программы: сентябрь-май
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Месяц | Тема занятия |
1. | Сентябрь | «Азбука финансов» (вводное занятие) |
«Откуда пришли деньги?» | ||
«Деньги: монета, банкнота, ластиковая карта» | ||
«Сколько стоит папина машина?» (понятие цены, стоимости) | ||
2. | Октябрь | «Что такое семейный бюджет? Планируем вместе» |
«Идем в магазин» или «Как правильно делать покупки» | ||
«Магазин или супермаркет: где выгодно?» | ||
«Чем пахнут ремесла?» (о важности труда, разнообразии профессий) | ||
3. | Ноябрь | Деловая игра «Биржа труда» |
«Дом, где живут деньги» (Экскурсия в банк) | ||
«Услуги и товары» | ||
«Карманные деньги у детей» | ||
4. | Декабрь | «Наука Экономика» |
«Большой или маленький? Проблема выбора» | ||
«Моя копилка» | ||
«Выбираем подарок другу» | ||
5. | Январь | «Сохранить и приумножить» |
«Производители и ресурсы» | ||
6. | Февраль | «Как сберечь ресурсы Планеты?» |
«Какая бывает валюта?» | ||
Деловая игра «Финансовая безопасность» | ||
«Копейка рубль бережет» | ||
7. | Март | «Как заработать миллион?» |
«Долг платежом красен» | ||
«Школа гнома Эконома» | ||
«Что? Где? Почем?» | ||
8. | Апрель | Деловая игра «Аукцион идей» |
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей!» | ||
«Ты – мне, я - тебе!» | ||
Деловая игра «Директор магазина» | ||
9. | Май | «Сколько нужно человеку?» (потребности человека) |
«Учимся экономить» | ||
«Веселая реклама» | ||
«Путешествие на экономическую планету «Финансия» |
Ожидаемые результаты.
В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
- Финансы – это интересно и увлекательно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6.
- Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам.-2010..-С.42.
- Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
- Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта: Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности. А также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Цель проекта: Познакомить детей с историей возникновения денег (что стало причиной их появления). Через народные сказки познакомить с экономическими представлениями (труд, производство, обмен, товар, потребности ) и воспитание таких экономических качеств личности: хозяйственность, трудолюбие, старание , бережливость, прилежность.
Задачи -создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей. -научить понимать и ценить окружающий предметный мир – как результат труда людей, видеть красоту творения рук человеческих. -помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд- продукт- деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества .
Основные средства Информирование родителей о задачах и содержании проекта. Участие родителей в сборе материала и изготовлении театра по сказкам. Беседы, чтение и рассказывание историй и сказок, сюжетно –дидактические, ролевые, настольные игры, создание игровых с итуаций. Проведение экономических развлечений .
1этап . Организационный Обсуждение со всеми участниками проекта Плана работы. Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать. Подбор методической, справочной литературы, детской литературы. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, систематизация воспитательно – образовательного процесса экономической направленности .
2 Этап. Практический . Приглашение родителей на занятия и развлечения экономического содержания, на которых они не только зрители, но и активные участники. Развлечение «Папа, мама, я экономная семья» Презентация сценариев театральных постановок экономического содержания. Представление «Копилки идей и находок» по организации экономического уголка в группе. Подбор детской литературы с экономическим содержанием. Организация и проведение сюжетно – ролевых игр «Супермаркет» «Кафе»
3 этап. Итоговый Создание лэпбука «Деньги и семья» Презентация проекта. Создание библиотеки сказок. Обогащение экономического опыта детей через театральную деятельность .
План работы по проекту Сентябрь Тема «Мир экономики» Чтение : Э Успенский «Каникулы в Простоквашино» В Махневич «Хочешь быть богатым?» Т Попова «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном Компьютере и верных друзьях» Д/и и упражнения: «О чем говорит пословица» ( О.С.Ушакова «Придумай слово» М 1996 с172 -173 Творческие игры: «Семья» «Супермаркет» Продуктивная деятельность: Ручной труд6 сделать куклу. Царицу Экономику, поместить ее в экономический уголок.
Октябрь Тема: «Потребности человека» Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. Беседа : Голицына Н.С «Воспитание основ ЗОЖ у малышей» «Как я буду заботиться о своем здоровье» с17 Чтение: Р.Н.С. «Лисичка со скакалочкой» Я Корчак «Маленький бизнесмен» В Драгунский «Денискины рассказы» Д/игры и упражнения: «Что возьмем в поход?» «Кто сумеет похвалить» (Реклама) О . С. Ушакова «Придумай слово» с118 Творческие игры: «Больница», «Ветеринарная лечебница» Настольный театр «Теремок»
Ноябрь Тема: Природные ресурсы. в прачечную детского сада.(Голицына Г.С. Воспитание основ ЗОЖ у малышей» с 38) Беседа: «Чистота и здоровье.» с39 Чтение: «Откуда стол пришёл» Маршак С.Я. Ю Яковлев «Кому спасибо говорим» Сказка «Три поросенка» В. Бианки «Лесная газета» Д/и и упражнения: «С какой ветки детки?» «Что растет на грядке?» «Что из чего сделано?» «Небо. Земля. Вода» Творческие игры: «Рекламное агентство» магнитный театр «Три поросенка».
Декабрь Тема : Производство . Беседа «Кто товары производит?» « О здоровой пище». Голицына Н.С « Воспитание основ ЗОЖ у малышей» с32 Чтение: Б Заходер «Сапожник», «Слесарь», «Повар» С. Баруздин «Маляр», «Каменщик» «Плотник» В . Маяковский «Кем быть?» С. Маршак «Теремок» Д/Игра: Лото «Все работы хороши» «Киоск открыток» О.С. Ушакова « Придумай слово» с146 Творческие игры: «Ателье для маленьких красавиц» «Столовая»
Русские пословицы и поговорки о деньгах Без копейки рубля нет. Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля. Горе — деньги, а вдвое — без денег. Горе — деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить. Гроша нет за душой. Денег ни гроша, да слава хороша. Денежка без ног, а весь свет обойдет. Деньги счет любят. Деньги — что пух: только дунь на них — и нет. Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому — и тысячи мало. Не горюй о деньгах: не они нас наживали, а мы их. Нелегко деньги нажить, а легко прожить. Отплатил той же монетою. Тот без нужды живет, кто деньги бережет. Трудовая денежка всегда крепка. Уговор дороже денег.
По завершению проектных мероприятий дети могут : Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.). дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности; родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей; дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы; педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей.
Дети должны иметь представления: - об обмене товарами и услугами, о деньгах и их значении. о ресурсах, как и для чего они используются, какие ресурсы нужны человеку. о производителях, различных профессиях, специальностях, о том как их получают. о поступках сказочных героев, характеризовать их. Усвоить понятия: деньги, монета, цена, дороже, дешевле, покупать, продавать, брать в долг, накопить, растратить, выгодно, не выгодно.
Используемая литература : 1 . Киреева Л. Г. Играем в экономику. Волгоград Изд.»Учитель » 2007год. 2.Смоленцева А.А знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок . Учебно- методич пособие. М.Аркти 2006г 3. Голуб Л.А. Экономическое воспитание дошкольников. Инновационная программа предшкольного образования. Голуб Л.А. -2005г
п. Игрим май 2020 Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности
Современные дети проявляют большой интерес к серьезным экономическим вопросам. Откуда берутся деньги? Почему они заканчиваются? Как можно заработать? Грамотному осуществлению экономического образовани...
Календарно-тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...
Перспективное планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности
Можно ли рассказать дошкольникам о семейном бюджете, о товарах и услугах, о банке, кредите и бартере. Конечно можно! Ведь у воспитателя есть самый главный и очень действенный инструмент – игра. ...
Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности
Тематическое планирование совместной деятельности с дет...
Программа работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности
Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействиеформированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов....
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности "Что такое реклама?"
Задачи:Дать представление о рекламе, ее истории, видах и значении.Учить правильно воспринимать рекламу (не покупай все, что рекламируется, прежде чем купить подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли ...
Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...