Мастер-класс для специалистов дошкольного образования по основам формирования финансовой грамотности
методическая разработка по основам финансовой грамотности
В конспекте мастер-класса представлены основные методические акспекты обучения грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для специалистов дошкольного образования по основам формирования финансовой грамотности
Слайд 1,2.
Притча:
Жила-была семья зажиточного купца: отец, мать и сын. Сын жил на всем готовом, в достатке и в сытости. И когда подрос, отец послал его искать работу, чтобы он учился быть хозяином и зарабатывать деньги для себя, для семьи и для дома. Но сын был ленив, и не понимал зачем ему работать, когда он всегда может взять денег у матери. Да и крестьянского труда он чурался, ибо считал себя высших кровей. И вот проходил целый день, но работу по душе не нашел. Мать пожалела сына и дала ему немного денег, чтобы он отнес их отцу. Радостный сын побежал к отцу и отдал ему деньги. Но отец сказал
- Это не ты заработал эти деньги - и бросил их в горящий очаг. Сын удивился тому, как догадлив отец, но ничего не сказал.
На следующий день всё повторилось.
"Откуда же он знает?" думал про себя сын. "Возможно эти деньги достаются мне слишком быстро или это потому, что я все время на виду у отца?"
Тогда сын взял у матери все накопления и ушел далеко. Жил целый месяц неизвестно где и вернувшись с остатком суммы, отдал его отцу. Но отец вновь ответил:
- Ты не зарабатывал эти деньги! - и бросил их в костер.
Сын был раздосадован и не понимал, что происходит. У матери денег больше не было, и сын пошел искать любую работу лишь бы прожить. Один кузнец согласился взять его помощником. Неделю он помогал раздувать мастеру меха в кузне, натер себе кровяные мозоли, а заработал лишь пару медных пятаков. И когда пришел домой, валился с ног от усталости.
- Вот, возьми, я заработал их сам! - бросил он на стол отцу деньги.
Отец молча взял монеты и. снова бросил их в огонь.
– Ты что творишь? – возопил юноша и голыми руками полез доставать деньги из горячих углей.
И тут отец ответил:
– Вот теперь я вижу, что эти деньги ты заработал сам.
Слайд 3.
Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса начиная с дошкольного возраста. Об этом свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 гг.» Тем не менее у большинства родителей дошкольников это вызывает определенные сомнения «Зачем детям так рано что-то рассказывать про деньги?».
Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко писал, что «Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно».
В современной России происходят глобальные преобразования в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие не только творческих и интеллектуальных способностей, но и социальной компетентности детей.
Тем не менее, многим известна тенденция в воспитании потребителя. Формирование финансовой грамотности способно противостоять данной линии воспитания, научить ребёнка рациональному осознанию и использованию денежных средств.
Слайд 4.
Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации:
- загадки;
- пословицы;
- сказки;
- экономические задачи;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- занятия.
Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Слайд 5.
Скажите, пожалуйста, что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно? (деньги)
Делать это ни в чужом, ни тем паче в своем доме не стоит, деньги выжить можно? (свистеть)
Что сколачивают из денег? (капитал)
Какое животное всегда при деньгах? (поросёнок)
Слайд 6.
Задание «Анаграммы»
Уважаемые коллеги, итак, «мозговой штурм». Составьте правильные слова из предложенных на экране:
СИПЕНЯ (пенсия)
ЛАКМЕРА (реклама)
РАПЛАТАЗ (зарплата)
ОВОДРОГ (договор)
КАНОЭКОМИ (экономика)
КАБН (банк)
ГИНЬЕД (деньги)
Слайд 7.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение Андрея Усачева
Жил на свете академик.
Он всегда ходил без денег:
Рассуёт всё по местам,
А куда – не помнит сам!
Как – то утром академик
Не нашёл в карманах денег.
- Как же мне купить батон?-
Почесал макушку он.
- Обойдусь, решил, - без пищи….
Но не буду жить в грязище!
И, чтоб время не терять,
Стал в квартире убирать.
О чем же это произведение?
(о необходимости правильно планировать бюджет)
Слайд 8.
Сейчас мы с вами поиграем в «Семью», которая ведет семейный бюджет.
Для начала мы распределим роли: папа, мама, бабушка, сестра, брат.
Давайте, для начала, мы с вами выясним: так что же такое семейный бюджет?
Верно. Бюджет – система доходов и расходов.
Наши доходы мы будем помещать в этот кошелёк.
Итак, наша семья состоит из 5 человек: папа, мама – они работают и получают зарплату за свой труд (раздать купюры). Положите, свою зарплату в общий бюджет.
Следующий член семьи – это бабушка. Бабушка не работает, она уже находится на заслуженном отдыхе и получает пенсию, и её она тоже складывает в семейный бюджет.
Далее, старшая сестра. Она учится в университете и за свой труд, она получает стипендию и тоже кладёт её в общий кошелёк.
И, у нас остался ещё один член семьи – это младший брат, он посещает детский сад, соответственно, ещё никакого дохода не имеет, в семейный бюджет ему положить нечего.
Итак, однажды, наша семья собралась в магазин. Взяла свой семейный бюджет (дать папе), и отправилась за покупками. (идём ко второму столу).
Давайте подумаем, на какие желания сегодня поратит семья весь свой бюджет?
- Что выберет себе бабушка? (кресло-качалка)
Папа оплачивает бабушкину покупку.
- Далее, мама выбирает себе покупку. (шуба)
Папа оплачивает.
- Папа покупает себе… (набор инструментов)
- Сестра… (новое платье)
Оплачиваем
- Ну и брат, конечно, хочет…. (велосипед)
Оплачиваем (в кошельке пусто)
Ну что ж, все довольны своими покупками, и счастливая семья возвращается домой (следующий стол).
Вернулась семья домой, и что же обнаружили наши домочадцы?
- Света нет (лампа не включается)
- Воды нет (стакан пустой)
- Еды нет (пустая тарелка)
- Телефон не работает
Почему же так произошло?
- Все деньги были потрачены на «хотелки»
Так, давайте разберем данную ситуацию (переход к магнитной доске, на ней картинка семьи и магниты, радом столик):
- На что же в первую очередь, семья должна была потратить деньги? А что можно оставить на потом или же исключить вообще. Я попрошу вас выставлять на доску по одной картинке и аргументировать свой ответ.
- Вода
- Электричество
- Еда
- Лекарства
- Тепло
- Транспорт
- Мебель
- Одежда
- Посуда
Верно, именно это и есть те базовые потребности человека, без которых его жизнь невозможна.
Теперь ответьте мне на вопрос: Вы правильно поступили, когда истратили весь свой бюджет, на те вещи, которые захотели купить в магазине?
- Нет
-Почему?
- А теперь представьте себе, что в – дети. Подумайте, вот ка ребенок может помочь своим родителям сэкономить семейный бюджет?
- Не просить часто новые игрушки
- Копить деньги, если ему дают их ли дарят
- Стараться быть аккуратным, бережно относиться к одежде и игрушкам
- Не просить часто сладости
- Экономно использовать свет, воду
Что нужно делать, чтобы семейный бюджет постоянно пополнялся, и доходы превышали расходы?
А для ответа на данный вопрос, я предлагаю вам сложить стихотворения из его частей (переход к последнему столику). В нем и будет заключен ответ на поставленный вопрос.
Труд – основа нашей жизни,
Он любой украсит день.
Нет стыднее укоризны,
Что тебе трудиться лень.
По душе найди работу,
Будь в ней Мастером, твори,
Не стесняйся грязи, пота,
Грубых слов не говори!
Труд любой нам очень важен,
Постарайся все пройти,
И душою будь отважен,
Постигая труд в пути.
- Так каков же ответ на вопрос :Что нужно сделать, чтобы семейный бюджет постоянно пополнялся?
- Трудиться каждый день.
Верно. На этой ноте мне хочется завершить наш мастер-класс. Спасибо всем за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текст выступления на конкурсе "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных образовательных учреждений"
Представленные доклады содержат инфомацию по обмену опытом в рамках конкурсного проекта "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных учреждений". На конкурс были представлены следующие материалы:...
Основы формирование финансовой грамотности в ДОУ
Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений.Эти изменения обусловлены переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкол...
Статья об основах формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
laquo;Основы формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»Смишко Ольга Вячеславовна, МБДОУ ДС № 56 «Северяночка»г. Нижневартовск, ХМАО-Югра...
«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»
Одна из важнейших задач современного образования –формирование функционально грамотных людей.В образовательных стандартах одной из главных функционал...
Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста» 2021 г.
Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста» на семинаре № 1 «Формирование предпосылок фун...
«Сюжетно -ролевая игра, как основа формирования финансовой грамотности у дошкольников
laquo;Сюжетно -ролевая игра, как основа формирования финансовой грамотности у дошкольников...
Анкета для родителей"Основы формирования финансовой грамотности"
Анкета для родителей"Основы формирования финансовой грамотности" в подготовительной группе...