Основы формирование финансовой грамотности в ДОУ
статья по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений.
Эти изменения обусловлены переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях. Именно в дошкольном возрасте происходит социализация детей в сфере финансовой грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_finansovoy_gramotnosti_v_dou.docx | 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы формирование финансовой грамотности в ДОУ.
Автор: Цогоева Алла Ивановна
Организация: ГБДОУ №26
Населенный пункт: Санкт –Петербург
Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений.
Эти изменения обусловлены переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях. Именно в дошкольном возрасте происходит социализация детей в сфере финансовой грамотности.
Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые решает семья, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.
На основании различных исследований было выявлено, что ребенок имеющий в своем распоряжении денежные средства, личный опыт приобретений товаров и услуг раньше, и успешнее своих сверстников проходит процесс усвоения экономических понятий, и формирования стиля потребления товара.
Поэтому одной из задач детского сада это дать детям простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать.
Финансовая грамотность формируется с самого малого возраст. Дети включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, экономической информацией на бытовом уровне. Всё это несёт в себе воспитательный потенциал, заключающийся в таких этических качествах, как честность, доброта, трудолюбие.
По мнению кандидата педагогических наук, доцента А. А. Смоленцева, ребёнок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Родители, должны научить ребёнка обращаться с деньгами с самого раннего возраста.
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем.
Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у малышей с помощью педагогов, родителей складываются необходимые качества и свойства личности.
Заниматься финансовой грамотностью детей дошкольного возраста в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребёнка, так как это может определить его будущее.
В процессе ознакомления дошкольников с финансовой грамотностью в своей работе я использую различные формы работы с детьми, при этом учитывая особенности возраста, а также доступность и увлекательность материала.
Для каждого дошкольного возраста свойственны свои особенности:
- В возрасте четырёх лет приходит понимание операций обмена.
После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить иному отношению к семейным финансам.
-В возрасте пяти лет дети уже осознают идею сбережений.
Начальный этап в обучении дошкольника начинаются с понимания того, что такое монеты, банкноты и банковские карты. Дети начинают понимать, как оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт. Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности, что родители с помощью банкомата обналичивают деньги.
-В возрасте шести-семи лет дети соотносят доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.
Дети получают начальные сведения о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
С детьми проиграли различные ситуации «Если тебе в магазине понравилась игрушка. Как быть?», «Как нужно заработать деньги», «Хорошо или плохо». При обсуждении данных ситуаций, дети высказали свои суждения, что нужно трудиться, работать, и получать деньги.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Для детей провела цикл занятий, бесед «Что такое деньги», «Зачем нужны деньги» и др.
Если вовремя не объяснить ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное, зачастую неверное мнение.
Для более успешного понимания и освоения детьми знаниями по финансовой грамотности провела с детьми в форме квест-игры: «Остров сокровищ», «Загадки гнома-эконома», «Страна экономики».
Совместно с детьми изготовили своими руками интерактивное пособие Лепбук «Знакомим детей с финансовой грамотностью», «Семейный бюджет», «Супермаркет», «Наши покупки».
Игра для детей основной вид деятельности и через игру проходит обучение в форме дидактических игр :«Наши покупки», «Интернет-магазин»
Реализация знаний по освоению финансовой грамотности происходила в организации:
- сюжетно-ролевых игр: «Сбербанк», «Туристическая фирма», «Супермаркет», «Интернет-магазин «Собственные покупки»;
- игр-драматизаций «Муха-цокотуха», «Буратино», «Два жадных медвежонка».
Обучение детей основам финансовой грамотности будет не реализован полностью без совместного участия родителей.
К сожалению, в беседе с родителями выясняется, что детям рано давать такие знания, что они еще маленькие, но при этом говорят о совместных с детьми покупках, дают детям деньги в «Копилочку».
Для более тесного сотрудничества с родителями, по данному направлению, разработала анкеты. Исходя из запросов анкеты, составила план мероприятий на год: консультации, беседы «Зачем детям нужно знать про деньги», «Что такое финансовая грамотность».
Организованные родительские встречи в рамках «Родительской гостиной» помогли родителям понять о необходимости объяснить ребёнку, чтобы приобрести что-то, надо потрудиться и заработать деньги. Большинство родителей хотят для своего ребёнка лучшее, но надо знать и помнить, что выполнение любого каприза ребёнка не даст детям понять, как относиться и обращаться с деньгами.
Интересно прошла с родителями дискуссия на тему: «Почему важно учить ребенка финансовой грамотности?»
Когда начинать финансовое воспитание детей?
В дальнейшем мы совместно с родителями составили –детско-родительские проекты: «Путешествие в страну денег», «Покупки нашей семьи», «Что такое бизнес? », «Семейный бюджет».
Эти проекты вызвали у родителей большой интерес, желание продолжать эту работу.
Совместная работа родителей и детей продолжилась в проведении игр, викторин, изготовлении пособий экскурсий,
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Таким образом, выявляется следующая закономерность в получении детьми знаний и представлений о финансах: понимание денег и путей их использования; знание, откуда приходят и куда уходят деньги.
Используемая литература:
- Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в
- Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы – 2010-№ 9 - С.3-6.
- Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012г.-106 с
- Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект
- Российской экономической школы по личным финансам –2010г.- С.42.
- Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный
- опыт и российская практика. А.В. Зеленцова, Е.А.
- Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников) – Калининград, 2013г. -26 с.
- Поварницина Г.П.,Киселева Ю.А. Учитель, 2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников на основе метода морфологического анализа»
Для воспитателей ДОУ...
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Познаём основы экономики»
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их при...
Статья об основах формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
laquo;Основы формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»Смишко Ольга Вячеславовна, МБДОУ ДС № 56 «Северяночка»г. Нижневартовск, ХМАО-Югра...
Публикация на тему: "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе игровой технологии"
quot;Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе игровой технологии"...
«Сюжетно -ролевая игра, как основа формирования финансовой грамотности у дошкольников
laquo;Сюжетно -ролевая игра, как основа формирования финансовой грамотности у дошкольников...
Анкета для родителей"Основы формирования финансовой грамотности"
Анкета для родителей"Основы формирования финансовой грамотности" в подготовительной группе...
Мастер-класс для специалистов дошкольного образования по основам формирования финансовой грамотности
В конспекте мастер-класса представлены основные методические акспекты обучения грамоте....