Методические основы формирования финансовой грамотности у дошкольников
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Формирование финансовой грамотности у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические основы формирования финансовой
грамотности у дошкольников
Ознакомление с актуальной методической литературой по формированию финансовой грамотности дошкольников
Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования заключается в необходимости принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни. Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.
Включение в образовательную деятельность основ экономического воспитания поможет родителям в решении этой воспитательной задачи. Под финансовой грамотностью в дошкольном возрасте понимается воспитание у ребенка:
- бережливости;
- деловитости;
- рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги;
- формировании правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
Поскольку в школах Российской Федерации повсеместно внедряются программы обучения финансовой грамотности, начиная с уровня начального общего образования, детский сад включает в образовательную деятельность основы экономического воспитания в качестве пропедевтики, чтобы обеспечить преемственность программ при переходе ребенка из детского сада в начальную школу.
Давайте рассмотрим основные программы по финансовому воспитанию дошкольников, которые активно используются в настоящее время.
«Тропинка в экономику» под редакцией А. Д. Шатовой
Через эту тропинку ребёнок входит в сложный мир экономики, познаёт его по-своему, додумывая, достраивая то, что ему пока непонятно. Основывается программа на психолого-педагогических особенностях детей старшего дошкольного возраста:
- к пяти-шестилетнему возрасту у детей появляется способность понимания важности социально значимых дел, формируется определенная оценка социальных явлений, ориентация на оценочное отношение взрослых;
- к шести годам появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения и смыслы деятельности;
- у детей старшего дошкольного возраста происходит формирование нового типа психической организации, обеспечивающей более эффективную адаптацию к социальной реальности;
- речь начинает выполнять основную функцию в регуляции поведения и деятельности детей. Появляется способность решать задачи в умственном плане;
- к пяти годам у ребенка складывается истинная самооценка, которая позволяет ему осознавать свои возможности (успех-неуспех).
Современные дети привыкают получать сразу и всё, то, что они хотят. У детей нет осознанного понятия «дорого», «дешево», «потери», «приобретения». При внедрении этой программы я наблюдаю, что дети начинают понимать, откуда появляется материальный мир, как следует к нему относиться, что потребности есть не только у них, что такое комфортный мир и как он создаётся. Что в каждую вещь вложен труд людей, который надо ценить и беречь.
Вся работа проходит через четыре блока:
1.«Труд-продукт (товар)»;
2.«Деньги – цена(стоимость)»;
3. «Реклама: желания и возможности»;
4.«Полезные навыки и привычки в быту- Тоже экономика»
Работать по этой программе интересно. Данная программа не нацелена на то, чтобы работать одновременно по всем разделам, наоборот предлагается постепенное внедрение каждого блока. «Тропинка в экономику» проходит в непринуждённой обстановке, чтобы не лишать ребёнка возможности мыслить самостоятельно, поэтому дети сами выступают инициаторами экономических знаний. Детям экономика нужна, она им интересна. Начинается она с простого вопроса ребёнка «я хочу, а мама мне не покупает», «а почему не покупает?» «а почему говорит нет денег?» Дети на занятиях начинают разбираться, что такое деньги, зачем они нужны, как их зарабатывают, куда они тратятся. Они знакомятся с новыми профессиями, узнают зачем нам реклама, что можно и что нельзя рекламировать, как «ненужная» реклама приносит «вред бюджету семьи». Дети учатся планировать свои «желания» и рассматривать их с точки зрения «полезности». Ребята узнают, что «бюджет семьи» - совокупный доход мамы и папы, который распределяется сначала на необходимое, а «необходимым» оказалось не шоколадки и конфеты, а электричество, вода, отопление. Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке ему понятном, дети начинают понимать, что такое чужой труд, почему его следует уважать, что родители вкладывают много сил для благосостояния семьи.
Цель программы: познакомить детей старшего дошкольного возраста со сложным миром предметов и вещей, научить бережному отношению к деньгам, сформировать основы экономического мышления, усвоить взаимосвязь между этическими и экономическими категориями.
Задачи программы:
- Формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями: деньги, товар, заработная плата;
- Знакомить детей с миром профессии;
- Учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей.
Программа предлагает комплексный подход к развитию личности ребенка и одно из ее преимуществ - игровая составляющая.
Сименкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»
Теперь предлагаем вам познакомиться с еще одной программой по данному направлению. Отличительной ее особенностью является то, что это
комплект, который включает пособия:
- Программа;
- Методические рекомендации;
- Читаем и обсуждаем;
- Книжки-раскраски к трём произведениям;
- Рассуждаем и решаем;
- Играем вместе;
- Мини-спектакли (с раздаточным материалом);
- Говорим с детьми о финансах (пособие для родителей).
Данная программа ставит своими задачами;
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- заложить правильное отношение к финансовым ресурсам;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- мотивировать к бережливости;
- формировать систему ценностей;
- развивать интеллектуальную, нравственно-волевую и эмоциональную сферы личности дошкольника.
Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса: игры, обучающие сказки, ситуативные задачи, мини-спектакли. Особого внимания, на мой взгляд, в данной программе заслуживают интерактивные мини- спектакли, которые являются одним из эффективнейших методов обучения, лучшей средой для раскрытия творческого потенциала, обогащения внутреннего мира ребенка, возможность обсуждения и советов. В программе также уделяется большое внимание использованию ситуативных задач, которые представляют один из интерактивных способов, направленных на решение практической значимой ситуации.
Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребенку захотелось найти на него ответ, либо ситуация создается, при которой ребенок сам формирует проблемный вопрос.
Также интересна входящая в комплект папка передвижка по работе с родителями. Темы папок разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы планируем» и т.д. Большое внимание уделено «обратной связи» с родителями, которые могут брать данные папки домой, заниматься с детьми, записывать свои замечания и впечатления.
Сложно отрицать, что наше окружение влияет на наше восприятие мира. Очень важно, что мы смотрим, с кем общаемся, что слушаем. Мы стараемся оградить детей от лишней и вредной информации и дать им все самое лучшее. Но вдруг на ребенка вредно влияет то, что нам кажется хорошим и полезным?
Дети учатся на сказках, именно с помощью сказок они формируют восприятие хорошего и плохого. Для взрослых подобным источником мудрости являются пословицы, поговорки и притчи. Все это влияет на нас и чаще всего подсознательно. Человек существо социальное и мы думаем и действуем так, как считается правильным поступать в нашем окружении и обществе. А сказки - это наша первая опора в жизни, на основе которой мы часто формируем свое поведение. Главным героям сказок нам хочется подражать, именно с ними мы себя ассоциируем. Предлагаем также вашему вниманию несколько книг, которые помогут вам познакомить детей с непростыми экономическими понятиями.
«Волшебный банкомат. Детям об экономике». Автор Татьяна Попова
Сказочная история о приключениях двойняшек Кати и Сережи. Ребята попадают на чудесный остров, где учатся самостоятельно зарабатывать, вести бюджет и жить по средствам. В книге есть рекомендации для родителей, которые помогут подобраться к объяснению финансовых тем. Каждая глава заканчивается заданиями и вопросами для обсуждения. Эта книга подарит несколько увлекательных бесед с ребенком, так что советую читать ее вслух всей семьей.
«Деньги и бизнес для детей», автор Дмитрий Васин
Достойное подарочное издание для самых юных читателей. Книга оформлена наподобие комикса: яркие смешные картинки сопровождаются небольшими разъяснениями. Ребенок узнает, откуда взялись деньги, как их зарабатывать, копить и тратить с умом, кто такой бизнесмен и чем занимается инвестор. Подойдет для самостоятельного чтения ребятам, умеющим читать.
«Финансовая грамотность в сказках. История Монетки», автор Елена Ульева
Качественная энциклопедия об истории возникновения денег. В основе сюжета — приключения мальчика Вовы и найденной им на улице Монетки, которая впоследствии узнает, кем были ее предки. Красивые иллюстрации и много интересных фактов даже для взрослых читателей. А детей традиционно ждут задания по теме и практические советы, которые помогут научиться планировать личные расходы.
«Обращайся с деньгами «по-взрослому». Финансовая грамотность для детей от мобайликов», автор Алексей Гридин
Забавные персонажи — мобайлики — доступным языком объяснят ребенку основы экономики. Книга хороша своей практической направленностью: мало ее прочитать, нужно научиться следовать полученным советам. Для этого в издательстве выпустили финансовый дневник «Обращайся с деньгами по-взрослому», который поможет ребенку закрепить навыки грамотного управления бюджетом.
«Пес по имени Мани», автор Бодо Шефер
Не случайно «Пес по имени Мани» — одна из самых популярных в мире детских книг о деньгах. История девочки и волшебного лабрадора Мани написана так увлекательно, что оторваться просто невозможно. Пес учит хозяйку достигать поставленных целей и не сдаваться даже в самых сложных ситуациях. Практические советы, мягко вплетенные в повествование, пригодятся не только детям, но и взрослым. Тот случай, когда читатель получает не только реальную пользу, но и невероятное удовольствие от чтения. Необходимая вещь в домашней библиотеке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»
Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....
Основы формирование финансовой грамотности в ДОУ
Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений.Эти изменения обусловлены переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкол...
Статья об основах формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
laquo;Основы формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»Смишко Ольга Вячеславовна, МБДОУ ДС № 56 «Северяночка»г. Нижневартовск, ХМАО-Югра...
«Сюжетно -ролевая игра, как основа формирования финансовой грамотности у дошкольников
laquo;Сюжетно -ролевая игра, как основа формирования финансовой грамотности у дошкольников...
Анкета для родителей"Основы формирования финансовой грамотности"
Анкета для родителей"Основы формирования финансовой грамотности" в подготовительной группе...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности у дошкольников старшего возраста «Как Лунтик финансовой грамотности учил»
Создание условий для финансового просвещения и экономического восприятия детей старшего дошкольного возраста....