"Финансовая грамотность"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (средняя группа)

Ирина Васильевна Сигитова

Содействовать финансовому просвещению детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_finansovoy_gramotnosti.docx94.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 67 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

Конспект занятия

«Финансовая грамотность»

Подготовила и провела

Воспитатель:

Сигитова И.В

Ставрополь, 2024г.

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

 развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;

 помочь детям осознать роль денег в жизни людей;

 способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;

 формировать разумное отношение к расходованию денег;

 развивать умения определять жизненно важные потребности человека;

 закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);

 формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;

 воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, смекалку, трудолюбие.

Ход занятия

Дети встают в кружок.

Воспитатель:

С добрым утром! С новым днем!

С новым солнцем за окном! Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

Дети:

Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)

Воспитатель:

Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный
Кто же это? — …

Дети хором отвечают (Буратино)

Ребята, нам пришло голосовое сообщение от Буратино.

Давайте его послушаем (игрушка Буратино).

Буратино: Дорогие ребята, я решил поучаствовать в олимпиаде «Знатоки финансовой грамотности». Но немного запутался и не смог выполнить несколько заданий. Помогите, пожалуйста, мне в них разобраться. Если поможете мне выполнить все задания правильно, то вас ждёт сюрприз от меня.

Воспитатель: О чём попросил нас Буратино?

Дети: Выполнить несколько заданий.

Воспитатель: Правильно, нужно помочь Буратино выполнить задания. Ну что, поможем Буратино? Если выполним все задания правильно, то вас ждет сюрприз. Справимся, как вы считаете?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте посмотрим:

Первое задание

Картинки деньги (монета и купюра).

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

Дети: Деньги.

Воспитатель: Ребята, скажите, а что такое деньги?

Дети: Деньги - это особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги.

Это банкноты или монеты.

Это металлические и бумажные знаки

Это вещь, от которой мы получаем пользу. Это то, что принимается в оплату за товары и услуги.

Воспитатель:

А какие деньги используют в нашей стране?

Дети: Рубли.

Воспитатель: Давайте поиграем с мячом. Будем передавать мяч и отвечать на вопрос для чего нужны деньги?

Дети:

 деньги нужны для покупки продуктов питания;

 деньги нужны для оплаты коммунальных услуг;

 деньги нужны для оплаты развлечений;

 деньги нужны для покупки одежды;

 деньги нужны для оплаты проезда в транспорте;

 деньги нужны для покупки подарков.

для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

на благотворительность.

Воспитатель: Правильно, деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно.

Воспитатель: А, сейчас, ребята, мы с вами выполним первое задание, которое называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

 Монета круглая, а банкнота… (прямоугольная)

 Банкнота бумажная, а монета… (металлическая)

 Монета звенит, а банкнота…(шуршит)

 Монета металлическая, а банкнота…(бумажная)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, рваными купюрами можно расплачиваться в магазине?

Дети: Нет.

Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты?

Дети: в кошельке.

Воспитатель: Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них.

Дети: пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль.

Воспитатель: А где находятся банкоматы?

Дети: В Банке.

Воспитатель: А какие банки вы знаете?

Дети: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Альфабанк.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете всё можно купить за деньги или нет?

Дети: Нет.

Воспитатель: Что нельзя купить за деньги?

Дети: Ответы детей

 за деньги нельзя купить дружбу;

 за деньги нельзя купить уважение;

 за деньги нельзя купить любовь;

 за деньги нельзя купить семейное тепло и уют;

 за деньги нельзя купить общение с природой.

Физминутка: «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём. Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец) На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец) Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем) Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).

Воспитатель: Давайте, расскажем Буратино, на что нужно тратить деньги в первую очередь.

Второе задание «Потребности»

Воспитатель: Что такое потребности?

Дети: То, что хочется человеку (потребность в еде, в сладком, потребность в развлечениях и приключениях; потребность в дружбе, в заботе о друге.)

Воспитатель: Потребности — это то, что нам нужно, без чего мы не можем обойтись.

Дети: Жизненно важные потребности — это то, без чего человек не может жить.

Воспитатель: Ребята, выберите карточки с изображением жизненно важных потребностей.

Воспитатель: Ребята, возьмите карточки и обведите те картинки, жизненно важные потребности человека.

Воспитатель: Без чего человек не может жить?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель:

 Человек нуждается в солнце. Без него человек бы погиб от холода и темноты.

 Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.

 Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток.

 Человек нуждается в отдыхе. Без сна он не может долго жить.

 Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей. Дом – это семейный очаг, где собирается вся семья вместе.

Третье задание

Воспитатель: Ну что ж со вторым заданием мы справились. Давайте посмотрим следующее? На картинке надпись «Товар» и картинки. Задание про товар.

Воспитатель: Что называют товаром?

Дети: Это продукт труда для обмена или продажи.

Воспитатель: Правильно, то, что сделано для продажи. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Сигнальщики». Я буду приводить примеры того, что делает человек, а вы, если речь пойдет о товаре, поднимете зеленую карточку.

 фермер привез на рынок молоко (товар);

 мама испекла пирог к празднику;

 плотник сделал шкаф и продал его (товар);

 папа починил детям игрушку;

 бабушка сварила варенье для внуков;

 на фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин для продажи (товар)

 девочка подарила подружке куклу;

 садовод вырастил груши и продал их на рынке (товар).

Воспитатель: А теперь сделаем физминутку.

Буратино потянулся

Руки в стороны развел

Раз нагнулся два нагнулся

Ключик видно не нашел

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать

А теперь мы сядем дружно

Нам еще работать нужно

Воспитатель: теперь посмотрим последнее задание Буратино.

Четвертое задание:

Картинка с надписью: «Семейный бюджет» Что такое семейный бюджет?

Воспитатель: Ребята, расскажите, Буратино, откуда в семье берутся деньги.

Дети:

 мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату;

 бабушка и дедушка получают пенсию;

 старшие сестра и брат учатся в институте и получают стипендию.

Воспитатель: Попробуем составить схему семейного бюджета.

Возьмите листочки, сейчас работаем с верхним рядом кружков.

Папина зарплата 3 рубля, зарплата мамы 2 рубля и пенсия бабушки 1 рубль. Каков бюджет семьи? Напишите соответствующую цифру в квадрате.

Теперь поработаем со вторым рядом. Папина зарплата 3 рубля (закрашивают 3 кружка), зарплата мамы 2 рубля (закрашивают 2 кружка другим цветом) Каков семейный бюджет? Напишите соответствующую цифру в квадрате.

Воспитатель: в какой семье семейный бюджет больше? Почему?

Дети: Потому что первый бюджет состоит из зарплаты мама, папы и пенсии бабушки. (три дохода). А во втором из зарплаты мама и папы и имеет только два дохода.

Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семейный бюджет?

Дети: Семейный бюджет — это подсчёт доходов и расходов.

Воспитатель: Что такое доход?

Дети: Доход — это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

Воспитатель: Что такое расход?

Дети: Расход — это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Воспитатель: А, сейчас, ребята, я предлагаю вам выполнить задание Буратино.

Игра «Доход - расход»

Если ситуация, которую я вам назову, означает доход, то вы будете говорить ура, если — расход, то будем говорить ух.

 Покупка хлеба в магазине….(расход)

 Оплата коммунальных услуг…..….(расход)

 Папа получил премию……(доход)

 Дедушка получил пенсию…(доход)

 Мама с папой получили зарплату…(доход)

 Мама заплатила за детский сад……(расход)

 Вы нашли клад……………………(доход)

 Бабушка купила молоко………….(расход)

 Папа заплатил за стрижку………(расход)

 Брат получил стипендию………(доход)

 Вы купили билеты в кино…….(расход).

Воспитатель: Ребята, а как ещё мы можем сэкономить семейный бюджет?

Дети:

 чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно не лить зря воду;

 чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно, уходя, выключать свет;

 чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно беречь своё здоровье, чтобы не покупать лекарства;

 чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно бережно относиться к своим вещам;

 чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно не просить у родителей бесполезные вещи и игрушки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Вот мы и помогли Буратино разобраться во всех заданиях.

Звуковое письмо:

Спасибо вам, ребята. Я все понял и теперь точно справлюсь со всеми испытаниями и обязательно получу звание знатока финансовой грамотности. Я побежал на олимпиаду. А для вас я передал корзинку с сюрпризом. До свидания.

Воспитатель: Что же за сюрприз прислал нам Буратино? Давайте посмотрим. Что это? Правильно, это деньги, монеты.

Конечно, деньги эти не настоящие — это сладкое угощение от Буратино.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....