Программа кружка в старшей группе детского сада «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_finansovoy_gramotnosti_v_starshey_gruppe.doc | 763.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Захаровский детский сад №1
Программа кружка в старшей группе детского сада «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель 1 квалификационной категории
Виннова Ж.В.
2019-2020 учебный год.
Актуальность.
Актуальность вопроса по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Новизна темы.
Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового от-ношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.
Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшей группы детского сада.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
-раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат тру-да) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимо-го, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
-сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназна-чению;
-подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
-заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накопле-нию, полезным тратам;
-научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
-обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
• трудиться, работать и зарабатывать;
• деньги, доходы;
• покупать, тратить, расходовать, транжирить;
• откладывать, копить, сберегать;
• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
• планировать, экономить.
-способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
-подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
Воспитательные:
-активизировать коммуникативную деятельность детей;
-стимулировать интерес к изучению мира финансов;
-сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
-способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
-обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.
Планируемые результаты освоения Программы
Специфика дошкольного возраста не позволяет требовать от ребёнка достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования предназначены для педагогов и родителей. Их необходимо воспринимать как возрастные характеристики возможных достижений ребёнка и направление воспитательной деятельности взрослых.
Личностные результаты
В итоге освоения Программы дошкольник сможет:
- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;
- чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;
- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
- осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).
Практические результаты:
- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
- освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;
- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.
Формы, методы и методы реализации программы:
- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);
- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
- -практические (исследование, экспериментирование и др.).
- Этапы работы по самообразованию
Этапы работы:
- 1 этап – организационно-ознакомительный.:
- обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний. Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка плана работы кружка «Финансовая грамотность дошкольника», анкетирование родителей.
- 2 этап – основной.
- Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Занятия с детьми проводятся 4- 5 раз в месяц во второй половине дня с октября по апрель.
- 3 этап – заключительный.
- Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. Анализ результативности решения противоречий, мониторинг.
Тематический план работы кружка
«Финансовая грамотность дошкольника»
Октябрь
Без труда нет жизни на земле
Занятие | Содержание занятия | Формы и методы проведения | |
1 неделя | Труд - основа жизни | Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд - это хорошо, сидеть без дела - это плохо. Виды домашнего труда | Беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности», папка-передвижка «Наша семья трудится», тематический стенд о труде |
2 неделя | Работать и зарабатывать | Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать - получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т. п.) | Беседа, ситуационные задачи, игра «Вот так заработали!», |
3 неделя | Все работы хороши, выбирай на вкус | Профессии. Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар) | Игры: «Что создаётся трудом», «Как продукт труда в товар превращается», викторины «Угадай профессию», «Услуга или товар?», |
4 неделя | Мини-спектакль «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» | Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать | Интерактивный мини-спектакль |
Ноябрь
Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны.
Занятие | Содержание занятия | Формы и методы проведения | |
1 неделя | Как придумали деньги | Деньги - мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг) | Беседа, чтение, рассказ |
2 неделя | Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся | Виды денег (монета, банкнота, пятак, рубль и пр.). Изготовление денег: печать, чеканка | Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы», придумываем деньги для группы, тематический стенд «Какие деньги были и какими стали (эволюция денег)» |
3 неделя | Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка | Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своём кармане, а не в чужом | Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь», ситуационные задачи, сказка «Трудовые деньги».» |
4 неделя | Где живут деньги | Денежку бережём. Кошельки, копилки, сейфы, банки и банковские карты и пр. | Игра «Денежкин домик», сказка «Где живут денежки?», обсуждение. |
В конце месяца | Мини-спектакль «Зайкина находка» | Закрепляем понятие деньги | Интерактивный мини-спектакль |
Декабрь
Покупаем, продаём и обмениваем.
Занятие | Содержание занятия | Формы и методы проведения | |
1 неделя | Потребности и желания | Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности | Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное», ситуационные задачи, рассказ «Про капризного Артёма», обсуждение |
2неделя | Где покупают и продают разные товары | Торговые предприятия: магазины, киоски,ларьки, базары, рынки, ярмарки | Игра «Где что купить?», обсуждение, тематический стенд, папка-передвижка «Мы идём за покупками» |
3 неделя | Стоимость и цена товара | Разбираем цепочку товар- стоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену | Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение |
4 неделя | Выгодно-невыгод но | Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама | Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дёшево, выгодно-невыгодно», сказка «Что за птица?» - обмен, сказка «Как старик корову продавал» - что может реклама, обсуждение |
В конце месяца | Мини-спектакль «Желания Вол- чонка-Зубасти- ка» | Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне очень нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность у родителей это купить? | Интерактивный мини-спектакль |
Январь
Тратим разумно, сберегаем и экономим.
Занятие | Содержание занятия | Формы и методы проведения | |
1 неделя | Тратим разумно, экономим | Деньги зарабатываются трудом и, поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережно. Бережливый человек всегда богаче .Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам. | Беседа, чтение, игра «Деньги получил-ерунды накупил», викторина «Разумные траты сказочных героев», загадки «Угадай, что это», игра « Открываем бутербродную, закупаем товар» |
2 неделя | Копим и сберегаем | Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно | Ситуационные задачи, обсуждение, игра «Копим и сберегаем» |
3 неделя | Мини-спектакль «Мишкина копилка» | Закрепляем понятия: откладывать, копить, сберегать. Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами | Интерактивный мини-спектакль |
4 неделя | Мини-спектакль «День рождения» | Узнаём, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить с умом. Бережливость, экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), результатам труда; забота, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, поделиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно | Интерактивный мини-спектакль |
Февраль
Учимся занимать и отдавать долги
Занятие | Содержание занятия | Формы и методы проведения | |
1 неделя | Занимаем и одалживаем | Знакомимся с понятиями: одалживать, занимать. Занять - взять что-то взаймы на время, одолжить - дать что-то взаймы на время | Беседа, ситуационные задачи, игра «Занять и одолжить», папка-передвижка «Занимаем и одалживаем» |
2 неделя | Долги | Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «Долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания - это тоже долг | Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку |
3 неделя | Заплатить долг скорее, так будет веселее | Осознаём, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг - это серьёзное обязательство | Обсуждаем русские пословицы:
|
4 неделя | Мини-спектакль «Долг платежом красен» | Закрепляем понятия: занимать, одалживать, долг, должник | Интерактивный мини-спектакль |
Март
Учимся планировать.
Занятие | Содержание занятия | Формы и методы проведения | |
1 неделя | Всё по плану! | Знакомим с понятием план. Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с планирования своего дня. Учимся организовывать своё время | Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа |
2 неделя | Ставим цели | Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели | Ситуационные задачи, игра «Наши цели», тематический стенд |
3 неделя | Сделал дело - гуляй смело. | Учимся подводить итоги всего, что делали и планировали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща | Игра «Сделал дело - гуляй смело», исследование, ситуационные задачи, обсуждение |
4 неделя | Мини-спектакль «Всё по плану!» | Закрепляем понятия: план, планировать | Интерактивный мини-спектакль |
Апрель
Богатство и бедность
Занятие | Содержание занятия | Формы и методы проведения | |
1 неделя | Хочу купить всё! | Выясняем, что не всё продаётся и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь | Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюта бабушке сон покупала» |
2 неделя | Наше богатство | Формируем представление о вечных ценностях: любви, доброжелательности, милосердии, взаимопомощи, которые наряду с денежным благополучием позволяют воспитать целостную гармоничную личность | Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство» (абазинская народная сказка), конкурс проектов «Наше богатство», беседа, ситуационные задачи |
3 неделя | Жадность | Разбираемся, что такое жадность и почему это плохо для человека. Жадность бессмысленна, жадному человеку всегда всего мало | Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик», ситуационные задачи, обсуждаем поговорки:
Можно провести мини-спектакль «Щедрый бедности не знает» |
4 неделя | Мини-спектакль «Бережливые друзья» | Осознаём, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и получать удовлетворение от того,что сделал что то самостоятельно.Он всегда увлечён процессом творчества и новыми ощущениями, занят приготовлением новых блюд, исследованием .Ему открыт простой, простой, честный, весёлый мир. Бережливость, трудолюбие, щедрость, честность, милосердие-качества человека со здоровым отношением к деньгам. | Интерактивный мини-спектакль |
Комплексно-тематический план рассчитан на 7 месяцев с октября по апрель
Непосредственно образовательная деятельность в вечернее время 1 раз в неделю, 4-5 занятия в месяц.
Учебно-методические пособия:
- Мини-спектакли / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжанов- ская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
- Рассуждаем и решаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Ры- жановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
- Играем вместе / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжанов- ская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
- Читаем и обсуждаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжа- новская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
- Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
- Методические рекомендации для воспитателя / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»
Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...
Викторина по формированию основ финансовой грамотности у детей старшей группы.
Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....
Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" на 2021-2022 учебный год Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24441206","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Краткосрочный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшей группы «Чудо деньги»
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...
Конспект познавательной беседы по социально-коммуникативному развитию, формирование основ безопасности жизнедеятельности для детей старшей группы детского сада «Лесовичок АУ»
Формирование основ безопасности жизнедеятельности для детей старшей группы детского сада...
Формирование основ финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
Здравствуйте, уважаемые слушатели. Слайд № 1Я представляю Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетом по познавательно – р...
Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...