Программа кружка в старшей группе детского сада «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Виннова Жанна Васильевна

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ Захаровский детский сад №1

   

Программа кружка в старшей группе детского сада «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

                                             Воспитатель 1 квалификационной категории

                                                          Виннова Ж.В.

                                                           2019-2020 учебный год.

Актуальность.

Актуальность вопроса по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Новизна темы.

Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового от-ношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.

Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшей группы детского сада.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

-раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат тру-да) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимо-го, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

-сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназна-чению;

-подготовить к принятию своих первых финансовых решений;

-заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накопле-нию, полезным тратам;

-научить соотносить понятия надо, хочу и могу;

-обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:

•        трудиться, работать и зарабатывать;

•        деньги, доходы;

•        покупать, тратить, расходовать, транжирить;

•        откладывать, копить, сберегать;

•        одалживать, занимать, отдавать, возвращать;

•        планировать, экономить.

-способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;

-подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.

Воспитательные:

-активизировать коммуникативную деятельность детей;

-стимулировать интерес к изучению мира финансов;

-сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;

-способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;

-обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

Планируемые результаты освоения Программы

Специфика дошкольного возраста не позволяет требовать от ребёнка достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования предназначены для педагогов и родителей. Их необходимо воспринимать как возрастные характеристики возможных достижений ребёнка и направление воспитательной деятельности взрослых.

Личностные результаты

В итоге освоения Программы дошкольник сможет:

  • разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;
  • чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;
  • знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
  • понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
  • осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).

Практические результаты:

  • освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
  • научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
  • освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;
  • заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

Формы, методы и методы реализации программы:

  • игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);
  • словесные  (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
  • наглядные  (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
  • -практические (исследование, экспериментирование и др.).
  • Этапы работы по самообразованию

Этапы работы:

  •   1 этап – организационно-ознакомительный.:
  •  обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний. Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка  плана работы кружка «Финансовая грамотность дошкольника», анкетирование родителей.
  •  2 этап – основной.
  •  Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Занятия с детьми проводятся  4- 5  раз в месяц во второй половине дня с октября по апрель.
  •  3 этап – заключительный.
  •  Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. Анализ результативности решения противоречий, мониторинг.

Тематический план работы кружка

«Финансовая грамотность дошкольника»

Октябрь

Без труда нет жизни на земле

Занятие

Содержание занятия

Формы и методы проведения

1

неделя

Труд - основа жизни

Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд - это хорошо, сидеть без дела - это плохо. Виды домашнего труда

Беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности», папка-передвижка «Наша семья трудится», тематический стенд о труде

2

неделя

Работать и зарабатывать

Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать - получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т. п.)

Беседа, ситуационные задачи, игра «Вот так заработали!»,

3

неделя

Все работы хороши, выбирай на вкус

Профессии. Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар)

Игры: «Что создаётся трудом», «Как продукт труда в товар превращается», викторины «Угадай профессию», «Услуга или товар?»,

4

неделя

Мини-спектакль «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать

Интерактивный

мини-спектакль

Ноябрь

Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны.

Занятие

Содержание занятия

Формы и методы проведения

1 неделя

Как придумали деньги

Деньги - мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг)

Беседа, чтение, рассказ

2 неделя

Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся

Виды денег (монета, банкнота, пятак, рубль и пр.). Изготовление денег: печать, чеканка

Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы», придумываем деньги для группы, тематический стенд «Какие деньги были и какими стали (эволюция денег)»

3 неделя

Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка

Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своём кармане, а не в чужом

Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь», ситуационные задачи, сказка «Трудовые деньги».»

4 неделя

Где живут деньги

Денежку бережём. Кошельки, копилки, сейфы, банки и банковские карты и пр.

Игра «Денежкин домик», сказка «Где живут денежки?», обсуждение.

В конце месяца

Мини-спектакль «Зайкина находка»

Закрепляем понятие деньги

Интерактивный

мини-спектакль

                                                                     

Декабрь

Покупаем, продаём и обмениваем.

Занятие

Содержание занятия

Формы и методы проведения

1 неделя

Потребности и желания

Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности

Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное», ситуационные задачи, рассказ «Про капризного Артёма», обсуждение

 2неделя

Где покупают и продают разные товары

Торговые предприятия: магазины, киоски,ларьки, базары, рынки, ярмарки

Игра «Где что купить?», обсуждение, тематический стенд, папка-передвижка «Мы идём за покупками»

3 неделя

Стоимость и цена товара

Разбираем цепочку товар- стоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену

Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение

4 неделя

Выгодно-невыгод

но

Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама

Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дёшево, выгодно-невыгодно», сказка «Что за птица?» - обмен, сказка «Как старик корову продавал» - что может реклама, обсуждение

В конце месяца

Мини-спектакль «Желания Вол- чонка-Зубасти- ка»

Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне очень нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность у родителей это купить?

Интерактивный

мини-спектакль

                                                               

Январь

Тратим разумно, сберегаем и экономим.

Занятие

Содержание занятия

Формы и методы проведения

1 неделя

Тратим разумно, экономим

Деньги зарабатываются трудом и, поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережно. Бережливый человек всегда богаче .Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам.

Беседа, чтение, игра «Деньги получил-ерунды накупил», викторина «Разумные траты сказочных героев», загадки «Угадай, что это», игра « Открываем бутербродную, закупаем товар»

2  неделя

Копим и сберегаем

Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно

Ситуационные задачи, обсуждение, игра «Копим и сберегаем»

3 неделя

Мини-спектакль «Мишкина копилка»

Закрепляем понятия: откладывать, копить, сберегать. Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами

Интерактивный

мини-спектакль

4 неделя

Мини-спектакль «День рождения»

Узнаём, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить с умом. Бережливость, экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), результатам труда; забота, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, поделиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно

Интерактивный

мини-спектакль

Февраль

Учимся занимать и отдавать долги

Занятие

Содержание занятия

Формы и методы проведения

1 неделя

Занимаем и одалживаем

Знакомимся с понятиями: одалживать, занимать. Занять - взять что-то взаймы на время, одолжить - дать что-то взаймы на время

Беседа, ситуационные задачи, игра «Занять и одолжить», папка-передвижка «Занимаем и одалживаем»

2  неделя

Долги

Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «Долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания - это тоже долг

Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку

3 неделя

Заплатить долг скорее, так будет веселее

Осознаём, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг - это серьёзное обязательство

Обсуждаем русские пословицы:

  • Умей взять, умей и отдать!
  • Бери да помни! Не штука занять, штука отдать.
  • В долг брать легко, а отдавать тяжело.

4 неделя

Мини-спектакль «Долг платежом красен»

Закрепляем понятия: занимать, одалживать, долг, должник

Интерактивный

мини-спектакль

                                                                               Март

Учимся планировать.

Занятие

Содержание занятия

Формы и методы проведения

1 неделя

Всё по плану!

Знакомим с понятием план. Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с планирования своего дня. Учимся организовывать своё время

Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа

2  неделя

Ставим цели

Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели

Ситуационные задачи, игра «Наши цели», тематический стенд

3 неделя

Сделал дело - гуляй смело.

Учимся подводить итоги всего, что делали и планировали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща

Игра «Сделал дело - гуляй смело», исследование, ситуационные задачи, обсуждение

4 неделя

Мини-спектакль «Всё по плану!»

Закрепляем понятия: план, планировать

Интерактивный

мини-спектакль

Апрель

Богатство и бедность

Занятие

Содержание занятия

Формы и методы проведения

1 неделя

Хочу купить всё!

Выясняем, что не всё продаётся и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь

Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюта бабушке сон покупала»

2  неделя

Наше богатство

Формируем представление о вечных ценностях: любви, доброжелательности, милосердии, взаимопомощи, которые наряду с денежным благополучием позволяют воспитать целостную гармоничную личность

Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство» (абазинская народная сказка), конкурс проектов «Наше богатство», беседа, ситуационные задачи

3 неделя

Жадность

Разбираемся, что такое жадность и почему это плохо для человека. Жадность бессмысленна, жадному человеку всегда всего мало

Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик», ситуационные задачи, обсуждаем поговорки:

  • Всех конфет не переешь, всех одежд не переносишь.
  • Сам потонет, а воды не даст.
  • Щедрый бедности не знает.
  • Щедрому весь мир родня.

Можно провести мини-спектакль «Щедрый бедности не знает»

4 неделя

Мини-спектакль

«Бережливые

друзья»

Осознаём, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и получать удовлетворение от того,что сделал что то самостоятельно.Он всегда увлечён процессом творчества и новыми ощущениями, занят приготовлением новых блюд, исследованием .Ему открыт простой, простой, честный, весёлый мир. Бережливость, трудолюбие, щедрость, честность, милосердие-качества человека со здоровым отношением к деньгам.

Интерактивный

мини-спектакль

Комплексно-тематический план рассчитан на  7 месяцев с октября по апрель

Непосредственно образовательная деятельность в вечернее время 1 раз в неделю, 4-5 занятия в месяц.

Учебно-методические пособия:

  • Мини-спектакли / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжанов- ская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  • Рассуждаем и решаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Ры- жановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  • Играем вместе / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжанов- ская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  • Читаем и обсуждаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжа- новская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  • Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  • Методические рекомендации для воспитателя / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...

Викторина по формированию основ финансовой грамотности у детей старшей группы.

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....

Краткосрочный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшей группы «Чудо деньги»

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...

Формирование основ финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности

Здравствуйте, уважаемые слушатели.  Слайд № 1Я представляю Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетом по познавательно – р...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...