Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с ТНР "Виртуальное путешествие в музей денег"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
В ходе занятия дошкольники совершат виртуальную экскурсию в "Музей денег", который находится в Санкт-Петербурге и познакомятся с историей возникновения денег. В игровой форме усвоят понятие "бартерный обмен", "чеканка монет". Познакомяься со способом измерения длины предмета при помощи линейки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 81.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия
по познавательному развитию
в подготовительной группе компенсирующей направленности
для детей с ТНР
«Виртуальное путешествие в Музей денег»
Автор: Апатенко Анастасия Александровна
учитель-логопед
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка»
г. Губкина Белгородской области
Форма: практико-ориентированная игра.
Цель: знакомство дошкольников с историей возникновения денег.
Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие».
Интегрируемы образовательные области: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Возраст детей: 6-7 лет.
Программные задачи:
Образовательные:
- Познакомить дошкольников с темой «история денег» в доступной их возрасту форме.
- Упражнять в умении подбирать к существительным относительные прилагательные, слова с противоположным значением.
- Ввести в активный словарь новую лексику: монета, бартер, товар, виртуальная экскурсия, чеканка, чеканщик.
- Закрепить навык словообразования по аналогии.
- Закрепить навыки счета.
- Закрепить образы знакомых букв, через использование авторской здоровьесберегающей технологии «Буквенная зарядка».
- Закрепить навык использования линейки для измерения длины предмета.
- Закрепить навык осознанного чтения.
- Развивающие:
- Способствовать развитию основ финансовой грамотности.
- Развивать умение соотносить число с соответствующей цифрой.
- Расширять кругозор, развивать познавательные способности, творческое и логическое мышление, произвольное внимание, слухового восприятия.
Воспитательные:
- Способствовать формированию представлений о важности музеев для сохранения исторического прошлого.
- Воспитывать добрые чувства по отношению к окружающим.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, карточки для выполнения упражнений «Буквенная зарядка» (Приложение 1), линейка на каждого ребенка, слайдовая презентация «Виртуальная экскурсия в Музей денег», современные монетки (номиналом 1, 2, 5, 10 рублей), фольга 5*5 см на каждого ребенка, импровизированные прилавки, карточки-ценники для сюжетно-ролевой игры «Рынок», предметы – заместители денег (мешки с надписью МУКА, ОВЁС, САХАР, фигурки домашних животных, глиняная посуда, ракушки разного размера), мольберт/магнитная доска, лист бумаги А4, цветные обозначения «качеств» монетки, таблица металлов (цветовое обозначение).
Ход:
Этап занятия | Содержание занятия |
Оргмомент | Педагог: Ребята, давайте станем в круг, и внимательно посмотрим друг на друга. Как вы думаете, по одному взгляду на человека можно определить грустно ему или весело? Дети: можно! Педагог: а что нам может помочь, на что в первую очередь необходимо обратить внимание? Ответы детей. Педагог: настроение человека выдает его выражение лица, в первую очередь – глаза! Ребята, у кого-нибудь в нашем кругу вы заметили грустный взгляд? Дети: нет! Педагог: замечательно! А что это может означать? Дети: это может означать, что у всех нас хорошее настроение! Педагог: и это прекрасно! Значит, мы готовы к новым знаниям и приключениям? Дети: да! |
Мотивационно-ориентировочный | На экране появляется грустная монетка. Педагог: ребята, посмотрите, на экран! Кто это? Дети: монетка. Педагог: можем ли мы с вами определить её настроение? Дети: можем! Ей грустно! У неё на глазах слёзы! Педагог: что это может означать? Дети: может быть, её кто-то обидел, она что-то потеряла, заблудилась и т.п. Педагог: а давайте спросим у неё! Монетка: совсем недавно я жила в очень уютном бархатном мешочке со своими сестричками-монетками, но моль прогрызла в нем дырочку, и мне захотелось хоть одним глазком взглянуть, что находится по ту сторону моего домика, я подкатилась к раю, но не удержалась и выпала. И теперь совсем не знаю, что мне делать! Мир такой огромный, а я такая маленькая! Педагог: что же случилось? Ответы детей. Педагог: можем ли мы помочь? Дети: да! Педагог: а что мы для этого должны сделать? Дети: помочь монетке вернуться к своим сестрам! |
Поисковый | Педагог: я очень рада, что вы такие добрые и отзывчивые! А если это будет сделать очень сложно, вы откажетесь от своего предложения? Дети: нет. Педагог: это очень благородно с вашей стороны, ребята! Я вами горжусь! Педагог: давайте внимательно рассмотрим нашу гостью и составим её портрет. Дети выполняют задание. Педагог: назовите все ее особенности, на которые мы должны будем обратить внимание при поиске. Признаки монетки заносятся в табличку при помощи условных обозначений. Дети: она круглая. В таблице рисуется круг. Педагог: какого она размера? Дети: она маленькая. Педагог: а как нам получить более точную информацию о размере монетки? Дети: ее можно измерить при помощи линейки. Дети выполняют задание, вписывают данные в таблицу Педагог: как вы думаете, из какого материала она изготовлена? Дети: из металла! Педагог: значит она какая? Дети: металлическая. Педагог: верно! Но существуют разнообразные металлы. Нам нужны более полные сведения. Предлагаю вам сравнить цвет нашей монетки с таблицей цветов разных металлов. Дети выполняют задание. Дети: она серебряная. Педагог: давайте занесём эти данные в нашу таблицу для поиска. Дети выполняют задание. Педагог: а если бы монета была из бронзы, то какой бы она была? Дети: бронзовой. Педагог: а если из золота? Дети: золотой. Педагог: похожа ли наша монетка на современные деньги? Дети: нет! Педагог: какой вывод мы можем из этого сделать? Дети: это старинная монета. Педагог: согласна с вашей версией! А где мы можем встретить старинные монеты? Ответы детей. Педагог: сегодня старинные монеты можно встретить в музеях. Вы когда-нибудь были в Музее денег? Дети: нет! Педагог: хотите совершить путешествие в один из таких музеев? Дети: да! Педагог: наш портрет для поиска готов, давайте возьмем его с собой! А отправимся мы с вами в Музей истории денег, который находится в Санкт-Петербурге. Наша экскурсия будет не обычной, а виртуальной. Кто знает, что значит «виртуальная экскурсия»? Ответы детей. Педагог: мы свами будем находиться в детском саду, но сможем рассмотреть все экспонаты музея очень подробно, благодаря специальным компьютерным программам. Благодаря таким экскурсиям, человек может оказаться в любой точке мира, не выходя из дома. Какое противоположное по значению слово мы можем подобрать к слову «виртуальный»? Дети: реальный! Педагог: все верно! Педагог: а вы что-нибудь знаете об истории денег? Ответы детей. Педагог: чтобы наши поиски стали более увлекательными и запоминающимися, предлагаю определиться на какие вопросы из истории денег вы хотели бы получить ответы. Мы запишем с вами голосовой файл из наших вопросов и сохраним его. Дети: как выглядели первые деньги? Как они назывались? Кто их придумал? И т.п. Записывается аудиофайл. Педагог: если у вас появятся другие вопросы, задавайте! Мы тоже их запишем. |
Практический | Педагог: наша виртуальная экскурсия начинается. Заставка на экране с изображением Музея денег в Санкт-Петербурге. Виртуальный экскурсовод: приветствуем вас в первом зале нашего музея. На экране постепенно появляются изображения ракушек, морских камешков, глиняной посуды, домашних животных, мешков с зерном. Виртуальный экскурсовод: перед вами первые деньги наших предков. Именно так они выглядели. Педагог: ребята, посмотрите, есть ли здесь деньги, похожие на нашу монетку? Дети: нет. Педагог: давным-давно люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались различными предметами. Предлагаю вам попробовать купить что-нибудь на рынке, используя такие деньги. Для этого нам необходимо разделиться на две команды «Продавцов» и «Покупателей». Дети делятся. Педагог: продавцы, пройдите за прилавки с товарами. Покупатели, пройдите по торговым рядам, познакомьтесь с ценами (напротив каждого товара карточка с ценой, н-р: 4 ракушки/1 корова/мешок зерна и т.п.). Купите то, что вам нужно! И продавцам и покупателям нужно быть очень внимательными! Проводится игра. Педагог: (Имя..) что ты купил/а? По какой цене? (Имя..) сколько ты заплатил/а за свою покупку? Ответы детей Педагог: что необычного в таком процессе купли-продажи? Дети: это похоже на простой обмен! Мы просто меняли один товар на другой! Педагог: правильно! Раньше такой способ назывался БАРТЕР. Педагог: удобно ли вам было совершать покупки таким способом? Дети: нет. Педагог: почему? Ответы детей. Педагог: согласна с вами. Очень неудобно водить за собой 5 коров, чтобы купить украшение в подарок, или возить с собой 10 глиняных кувшинов, чтобы купить мешок муки. Поэтому люди начали думать, какой единый предмет можно использовать для любого обмена. Виртуальный экскурсовод: приветствуем вас в следующем зале нашего музея. На экране постепенно появляются изображения денег из металла в виде брусков, колец, прутиков и т.п. Педагог: ребята, посмотрите, есть ли здесь деньги, похожие на нашу монетку? Дети: нет. Педагог: это уже металлические деньги, и среди них даже есть те, которые по форме напоминают нашу монетку, но что в ней особенного? Дети: на нашей монетке есть рисунок. Педагог: этот рисунок называется чеканка, наша монета чеканная. Такие деньги появились намного позже. Как вы думаете, как называют человека, который занимается чеканкой монет? Ответы детей. Педагог: такого человека называют чеканщиком! Хотели бы вы попробовать себя в этой роли? Дети: да! Педагог: перед работой предлагаю хорошенько размяться. Ведь это очень непростая профессия, для нее надо много сил, внимания и упорства! На экране появляется последовательность из карточек-схем для выполнения «Буквенной зарядки». Педагог: какое слово у нас получится, когда мы выполним все элементы? Дети: МОНЕТА! Дети выполняют упражнения. Приложение1. Педагог: Отлично! Теперь выберите себе любую монетку, возьмите кусочек фольги и займите свои рабочие места. Наложите фольгу на монетку сильно надавите на неё пальчиком и слегка прогладьте (на фольге должен отпечататься рисунок монеты). Дети выполняют задание. Педагог: поздравляю вас, ребята! Вы отлично справились с чеканкой монет. Педагог: давайте подсчитаем, сколько всего монет у нас получилось? Дети: 10. Педагог: а если сложить все цифры на этих монетка, то, что получится? Дети: 15. Педагог: интересно, правда? Почему так получилось? Как вы думаете? Ответы детей. Педагог: у каждой монеты есть своя ценность или по-другому «номинал». При оплате любой покупки мы должны обращать внимание не на количество монет, а на их ценность! Виртуальный экскурсовод: приветствуем вас в следующем зале нашего музея. На экране постепенно появляются изображения чеканных монет, одна из которых похожа на искомую монету. Педагог: давайте посмотрим на нашу таблицу, в которую мы вносили данные для поиска монеты. Сравнивают монеты на экране с данными из таблицы. Находят. Педагог: все внешние признаки совпадают. Но как же быть с размером? Дети: надо её измерить. Педагог: поддерживаю предложение! Но нам на экран выведено увеличенное изображение монеты. Как быть? Как узнать настоящий размер? Дети предлагают свои варианты. Педагог: не смотря на то, что наша экскурсия виртуальная, мы можем получить полную и достоверную информацию о каждом экспонате музея. Информацию можно прослушать, а можно вывести на экран в виде текста. Какой вариант выберем? Дети: прослушать! Слушают, сравнивают с исходными данными. Педагог: получается, что все параметры совпадают? Дети: да! Педагог: как же называется эта монета. Дети: серебряник (информация дается в аудиофайле виртуальной экскурсии). Педагог: где она появилась? Дети: в Древней Руси (информация дается в аудиофайле виртуальной экскурсии). Монета: спасибо вам, ребята, за помощь! Я постараюсь больше никогда не теряться! |
Рефлексия | Педагог: наша с вами экскурсия подошла к концу. Что необычного было в ней? Дети: она была виртуальной. Педагог: что интересного вы узнали сегодня? Ответы детей Педагог: предлагаю вернуться к вопросам, которые мы задавали в начале экскурсии. На все ли из них нам удалось найти ответы? Слушают аудиозапись с вопросами. Дети: мы не узнали, кто придумал первые деньги! Педагог: раз вопросы остались, значит, впереди нас ждет новое приключение, которое обязательно подскажет нам ответ. К следующему занятию попрошу вас вместе с родителями подумать над таким вопросом: «Почему старинные деньги должны храниться в музеях?» Монетки, которые вы отчеканили можете забрать на память! |
Приложение №1
|
|
Буква М | Буква О |
Ноги вместе. Руки подняты вверх. Кисти обеих рук соединяются в виде буквы М. | Ноги вместе. Руки перед грудью соединяются в букву О. |
Буква Н | Буква Е |
Ноги на ширине плеч. Руки образуют одну линию с плечевым поясом, согнуты в локтях, пальцы сморят вверх. | Левая рука поднята вверх и согнута в локте над головой. Правая рука согнута в локте на уровне груди. Внутренняя сторона правой ступни прижимается к щиколотке левой ноги. |
|
|
Буква Т | Буква А |
Ноги вместе. Руки в стороны. | Ноги на ширине плеч, руки перед грудью согнуты в локтях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-24328-1418489981.jpg)
Конспект комбинированного подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР"Путешествие в страну Вкусляндию"по теме"Образование имен существительных единственного числа Родительного падежа без предлогов и с предлогами У,ИЗ,БЕЗ".
Основная задача данного занятия - научить детей с ОНР образовывать имена существительные единственного числа Родительного падежа без предлога и с предлогами У,БЕЗ,ИЗ на материале лексических тем "Овощ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/01/picture-407540-1422787093.jpg)
Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе для детей с ЗПР: «Единственное и множественное число существительных. Относительные прилагательные»
Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе для детей с ЗПР «Единственное и множественное число существительных. Относительные прилагательные» в рамках лексической темы "Деревья"....
Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «Лесная сказка». Дифференциация звуков «С» - «Ш».
Рекомендован учителям- логопедам и воспитателям , работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-383436-1389898094.jpg)
Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с ЗПР «К бабушке в деревню»
Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с ЗПР...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/21/picture-80949-1358715862.jpg)
Конспект подгруппового занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Прогулка по городу.
Конспект подгруппового занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. "Прогулка по городу".Лексическая тема "Наш город"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/27/picture-1231958-1585336663.jpg)
Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе с детьми с ОНР "Путешествие в мир профессий"
Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе с детьми с ОНР "Путешествие в мир профессий"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/07/picture-118734-1349625640.jpg)
План-конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с ТНР.
Тема: "Звук [м]. Буква М. Лексическая тема "Домашние животные"....
- Мне нравится (3)