Факультатив
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Лысоконь Ольга Вячеславовна

Внеурочное занятие по финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_meropriyatie_po_finansovoy_gramotnosti.docx76.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №21 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

Перспективный план работы факультатива

интеллектуально-развивающий направленности  

«По дорожкам финансовой грамотности».

Воспитатели: Ракитянская Е.П.

Лысоконь О.В.

  1. учебный год

                   Пояснительная записка

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.

 Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными математическими и экономическими знаниями.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой. Это поможет им в будущем не влезать в долги, аккуратно вести свой бюджет.

Цель факультатива: формирование основ финансовой грамотности у детей подготовительной группы.

Задачи факультатив:

  1. Формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.
  2. Развитие речи, введение в активную речь элементарных  финансовых терминов, активное использование знаний и умений.
  3. Развитие первичных приемов логического мышления.
  4. Развивать эмоциональную среду детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку.
  5. Развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи.
  6. Понимать и ценить окружающий предметные мир (мир вещей как результат труда людей).
  7. Осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги».
  8. Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.

Формы организации детской деятельности на факультативе:

  1. В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы;
  2. Игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;
  3. В занятия включены: использование ИКТ, работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, физкультминутки.
  4. Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр.

Методы:

  • словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ, пересказ);
  • метод игры (дидактические игры, игры на развитие внимания, памяти);
  •  практический (выполнение по инструкции работ на заданную тему);
  • наглядный (с помощью наглядных материалов: сюжетных картинок, рисунков, плакатов, фото).

                           Ожидаемый результат:

  1. В конце реализации программы планирую сформировать у детей следующие понятия и представления:
  2. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  3. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  4. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
  5. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
  6. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
  7. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  8. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
  9. Финансы – это интересно и увлекательно.

  Режим занятий:

Группа :23 человек

Срок: 4 раза в месяц 

Время: от 20 до 25 минут.

Время проведения

Формы работы с детьми

Программные задачи, цели

   

Сентябрь

«Потребности человека»

Познакомить детей с понятием потребности, учить определять от чего зависят потребности.

«Путешествие в страну денег» (изготовление копилок)

Формирование первичных элементарных экономических представлений, обобщение знаний о потребностях человека.

Презентация - «Откуда пришли деньги?»-

Путешествие в прошлое денег.

Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости.

Октябрь

«Экономика и финансы в сказках»

Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления

«Просмотр мультфильмов по финансовой грамотности»

Дать начальное представление по экономике и финансовой грамотности.

«Экскурсия в магазин «Маленькие покупки»»

Совершенствовать представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам. Воспитывать вежливость, доброжелательность отношение к окружающим. Закрепить счет монет достоинством от 10 до 1 рубля.

«Экономическая игра с решением проблемной ситуации»

Раскрыть детям зависимость цены товара от количества, вложенного в него труда. Уточнить и расширить представления детей об особенностях профессий, связанных с работой в рекламном агентстве.

 

Ноябрь

Деловая игра  «Раз не найден клад - беги в банке делать вклад».

Дать понятие, что такое вклад и для чего он нужен. Разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что такое проценты.

«В гости к Монетке»

Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста. Создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности.

Деловая игра «Рекламное агентство»

Познакомить детей с понятием «рекламное агентство», и довести до сознания детей, что реклама – это двигатель торговли.

«Деньги любят счет»

Дети должны уметь считать деньги (например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

Декабрь

«Как потопаешь, так полопаешь»

Формируем представление о прямой взаимосвязи между трудом и вознаграждением за него, понимание того, что в жизни следует в первую очередь полагаться на собственные способности и трудолюбие

«Туристический поход»

Уточнить знания детей об основных потребностях человека.

«Желания и потребности»

 Потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности.

«Интересные покупки в городе игрушек»

Стимулировать умение детей обращаться  с игровыми предметами, выполнять элементарные действия с ними.

Январь

«Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

Дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности

Занятие-лаборатория «Экономим тепло»

Расширить представление детей о различных способах экономии ресурсов в опытно-экспериментальной деятельности.

«Семейные покупки»

Познакомить с понятием «Семейный бюджет»; уточнить представление о правилах ведения домашнего хозяйства; развивать любознательность, исследовательские способности; воспитывать бережное отношение к семейному бюджету, уважение к труду.

Февраль

«Деловая игра «Подарок другу»»

Научить подбирать подарок по потребностям, и по возможностям

«Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются»

Объяснить детям как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности

«Деньги. Монета» «Пластиковая карта»

Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги, воспитывать бережное отношение к деньгам.

«Обсуждение пословиц и поговорок о деньгах»

Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о деньгах, активизация словаря.

Март

«Где живут деньги?»

Познакомить детей со словам «Банк», что деньги в банке всегда в обороте, их можно снять и положить.

«Экономические загадки»

Дать знания с помощью загадок по финансовой грамотности.

«Семейный бюджет и расходы семьи»

Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

«Финансы нужно планировать»

Приучаем детей вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

Апрель

«Что такое цена?»

 Способствовать формированию первоначальных представлений о цене

«Магазины бывают разные»

 Учить и распределять предметы для продажи по разным видам магазинов

Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»

Формировать навыки и привычки культурного поведения, взаимодействия с миром вещей; ввести роли «Товаровед», «расфасовщик товара», «рекламный агент», воспитывать бережливость, толерантность.

«Знакомство с профессиями работников банка»

Дать знания детям о профессиях сотрудниках банка: «банковский работник», «кассир», охранник», «оператор» и т.д., развивать познавательный интерес к современным профессиям, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Май

«Не все покупается!»

Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

«Труд и  деньги»

Учить детей видеть связь между трудом и деньгами, дети должны понимать, что деньги просто так ни кто не дает, их нужно зарабатывать.

Квест-игра «Киндерномика»

Выявить уровень представления детей о сущности экономических понятий, изученных в течении года; развивать сообразительность; воспитывать интерес к экономике, трудолюбие.

Квест-игра по финансовой грамотности для детей подготовительного дошкольного возраста

«Киндерномика»

                   

 Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность.

Задачи: Способствовать закреплению первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.

-развивать умение находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;

помочь детям осознать роль денег в жизни людей;

-способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;

-способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;

-формировать разумное отношение к расходованию денег;

-закрепить представления о потребностях, умение определять жизненно важные потребности человека;

-сформировать представления о расходах и доходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения;

-формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.

Оснащение: телефон, запись звонка СМС - сообщения, объявление, звуковое обращение и указатель «Магазин», денежные банкноты, банкомат.

Герой: Киндлер Номика

Предварительная работа:

- беседы с детьми о труде и оплате труда;

- разучивание пословиц о труде: «Копейка рубль бережет, а рубль голову стережет», «Труд человека кормит, а лень портит», «Труд даром не дается», «По работе и награда», «Не потрудиться, так и хлеба не добиться», «Трудовая копеечка – мозольная»;

- знакомство с деньгами (монетами и банкнотами)

- д/и «Что можно купить за деньги?», «Что нельзя купить за деньги»;

- с/р/игры «Магазин»; «Семьей в супермаркет»;

      Планируемые результаты: позитивно-эмоциональный настрой на предстоящую игру, активизация речевой деятельности, поисковая активность.

Приемы: объяснение, создание игровой ситуации, вопросы, показ способов действий.

 Ход игры:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Давайте встанем вместе в круг и поздороваемся друг с другом:

«Здравствуй мир!

Здравствуй свет!

Здравствуй добрый человек!  

Доброе утро скажу лесам и полям!

Доброе утро скажу всем друзьям!

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих, я очень рад!»

Воспитатель: - Ребята, вы слышите кто-то стучится, да это же Киндлер Номика, она принесла нам новость.

Киндлер Номика: мне пришла смс на телефон,
что в нашем магазине супер-акция! Каждому покупателю подарок!

-Вы согласны пойти в магазин?

Дети: Да

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие, но для того, чтобы в магазине мы получили подарок, нам придется выполнять задания. Они есть на каждых станциях, и мы должны их пройти. У меня есть карта-схема нашего магазина, она нам поможет отыскать нужные станции. И сейчас я Вам предлагаю ее рассмотреть. На этой карте красным кружком обозначены станции, которые мы должны пройти. И шаг за шагом мы будем приближаться к подарку.

Воспитатель: Итак, начинаем.

Первая станция:

                                       «Что можно купить за деньги!»

     

Что нельзя купить за деньги!

Вторая станция: Загадки.

Люди ходят на базар

Там дешевле весь…

(Товар)

*

На товаре быть должна

Обязательно…

(Цена)

*

Как ребенка нет без мамы,

Сбыта нету без…

(Рекламы)

*

Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждет…

(Банкир)

*

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в …

(Банке)

*

И врачу, и акробату

Выдают за труд…

(Зарплату)

*

Очень вкусная витрина

Овощного…

(Магазина)

*

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам…

(Продавцы)

*

За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьет…

(Кассир)

*

Из какого аппарата

Выдается нам зарплата?

(Банкомат)

Третья станция: «Экомонические ситуации и способы решения»

     В супермаркет завезли разные конфеты: «Белочка, Ласточка, Василек».

Продавец красиво разложил их, а ценники расставить забыл.

Как поступить покупателю?

  • Вежливо спросить цену?
  • Молча уйти в другой магазин;
  • Спокойно попросить продавца поставить ценники.
  1.  У родителей Ларисы много друзей. Когда они приходят к ним в гости, то приносят сладости для Ларисы: то конфеты, то печенье, то шоколадки. Бабушка всегда учила Ларису, что надо быть бережливой и запасливой. Девочка это помнила и не съедала все сладости сразу, а откладывала их про запас – вдруг захочется сладенького. Однажды в гости к маме неожиданно приехала ее подруга, а дома как раз ничего не оказалась сладкого к чаю. Мама суетилась и уже стала звонить папе, чтобы он купил что-нибудь по дороге с работы, но тут вышла Лариса и положила на стол конфеты, печенье и шоколад. Мама очень удивилась и обрадовалась: «Какая у меня запасливая доченька»
  • Одобряете ли Вы поступки Ларисы?
  • Можно ли назвать девочку бережливой?
  • Как бережливость может помочь семье?
  • Зачем надо откладывать, сберегать, копить?
  • Приведите примеры, как вы копите или бережете что-либо.
  1. Две подружки Маша и Даша поставили перед собой цель  купить журналы с наклейками. Для этого решили не тратить деньги, которые им дают родители на карманные расходы, а копить их. Маша старательно откладывала деньги, а Даша не удержалась и потратила их на конфеты. Прошло время, Маша купила долгожданный журнал.  Даша же осталась без журнала и очень загрустила.
  • Какие качества помогли Маше достичь поставленной цели?
  • Почему Даша не смогла достичь поставленной цели? Что ей помешало?
  • Как вы думаете, что необходимо человеку, чтобы достигать своих поставленных целей?

   

Четвертая станция: Экономика в сказках

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая интерес. Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте.

 1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя? («Колобок»)

2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? («Репка»)

3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? («Золотая антилопа»)

4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл? («Курочка Ряба», золото)

     Физминутка «Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие

пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой

ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь,

выставляя на пятку то правую, то левую ножку)

Пятая станция: «Блиц-опрос».

Ребята, вы должны сразу отвечать после вопроса:

- Без труда не вытащить …. (рыбку из пруда)

- Копейку бережет… (рубль)

- За всякое дело берись…. (умело)

- Семь раз отмерь…. (один раз отрежь)

Киндлер Номика: Молодцы ребята, справились вы со всеми заданиями, и я приготовила для вас сладкие подарки по акции.  

Воспитатель: Спасибо тебе за это, а нам пора возвращаться в детский сад.                                                                   Под волшебные слова возвращаются в детский сад.                        

Потрудились мы как нужно,                                                                              

Трудности прошли все дружно,                                                                      

Стоит вместе нам сплотиться,                                                                                          

 В детский сад нам возвратиться.                                                                          

В: Вот мы и в детском саду. Ребята вам понравилось наше путешествие? Где мы были, что делали? Какие задания выполнили? Что вам показалось трудным? А что больше всего понравилось?                                                                                                                                                                                                                                  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультатив по ИЗО "Нетрадиционная техника рисования" "Маленький художник"

Нетрадиционные технники рисования для дошкольниковЧтобы привить любовь к изобразительнному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста используют нетрадиционные спо...

Факультатив "Азбука общения" средняя группа

Факультатив направлен на развитие у детей навыков общения, умения лучше понимать себя и других людей, расширять словарный запас в области эмоций и чувств....

Факультатив "Вопросы о здоровье"

Курс факультатива наполнен интересным материалом и поможет педагогам в формировании у детей культуры здоровья и потребности в здоровом образе жизни....

Факультатив "Ямал - наш общий дом"

Факультатив "Ямал - наш общий дом" для старшего дошкольного возраста....

Факультатив в старшей группе «Умелые ручки»

Взяли эту тему для совместной деятельности детей, потому что работа с природными материалами, изготовление поделок, оригами формирует не только воображение и аккуратность, но также изрядную ловкость п...

Факультатив для детей дошкольного возраста "Королевство Умных игр"

ПЛАН совместной образовательной деятельности с детьми среднего возраста в рамках факультатива «Королевство Умных игр» ...

Факультатив для родителей "10 уроков правильной речи"

Цель:  Сформировать у родителей элементарные представления о проблемах речевого развития детей; познакомить родителей с речевыми играми, упражнениями и показать их на практике. Задачи:...