Факультатив
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Внеурочное занятие по финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_meropriyatie_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 76.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №21 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
Перспективный план работы факультатива
интеллектуально-развивающий направленности
«По дорожкам финансовой грамотности».
Воспитатели: Ракитянская Е.П.
Лысоконь О.В.
- учебный год
Пояснительная записка
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными математическими и экономическими знаниями.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой. Это поможет им в будущем не влезать в долги, аккуратно вести свой бюджет.
Цель факультатива: формирование основ финансовой грамотности у детей подготовительной группы.
Задачи факультатив:
- Формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.
- Развитие речи, введение в активную речь элементарных финансовых терминов, активное использование знаний и умений.
- Развитие первичных приемов логического мышления.
- Развивать эмоциональную среду детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку.
- Развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи.
- Понимать и ценить окружающий предметные мир (мир вещей как результат труда людей).
- Осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги».
- Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
Формы организации детской деятельности на факультативе:
- В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы;
- Игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;
- В занятия включены: использование ИКТ, работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, физкультминутки.
- Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр.
Методы:
- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ, пересказ);
- метод игры (дидактические игры, игры на развитие внимания, памяти);
- практический (выполнение по инструкции работ на заданную тему);
- наглядный (с помощью наглядных материалов: сюжетных картинок, рисунков, плакатов, фото).
Ожидаемый результат:
- В конце реализации программы планирую сформировать у детей следующие понятия и представления:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
- Финансы – это интересно и увлекательно.
Режим занятий:
Группа :23 человек
Срок: 4 раза в месяц
Время: от 20 до 25 минут.
Время проведения | Формы работы с детьми | Программные задачи, цели |
Сентябрь | «Потребности человека» | Познакомить детей с понятием потребности, учить определять от чего зависят потребности. |
«Путешествие в страну денег» (изготовление копилок) | Формирование первичных элементарных экономических представлений, обобщение знаний о потребностях человека. | |
Презентация - «Откуда пришли деньги?»- Путешествие в прошлое денег. | Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости. | |
Октябрь | «Экономика и финансы в сказках» | Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления |
«Просмотр мультфильмов по финансовой грамотности» | Дать начальное представление по экономике и финансовой грамотности. | |
«Экскурсия в магазин «Маленькие покупки»» | Совершенствовать представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам. Воспитывать вежливость, доброжелательность отношение к окружающим. Закрепить счет монет достоинством от 10 до 1 рубля. | |
«Экономическая игра с решением проблемной ситуации» | Раскрыть детям зависимость цены товара от количества, вложенного в него труда. Уточнить и расширить представления детей об особенностях профессий, связанных с работой в рекламном агентстве.
| |
Ноябрь | Деловая игра «Раз не найден клад - беги в банке делать вклад». | Дать понятие, что такое вклад и для чего он нужен. Разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что такое проценты. |
«В гости к Монетке» | Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста. Создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности. | |
Деловая игра «Рекламное агентство» | Познакомить детей с понятием «рекламное агентство», и довести до сознания детей, что реклама – это двигатель торговли. | |
«Деньги любят счет» | Дети должны уметь считать деньги (например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине). | |
Декабрь | «Как потопаешь, так полопаешь» | Формируем представление о прямой взаимосвязи между трудом и вознаграждением за него, понимание того, что в жизни следует в первую очередь полагаться на собственные способности и трудолюбие |
«Туристический поход» | Уточнить знания детей об основных потребностях человека. | |
«Желания и потребности» | Потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности. | |
«Интересные покупки в городе игрушек» | Стимулировать умение детей обращаться с игровыми предметами, выполнять элементарные действия с ними. | |
Январь | «Твои деньги бывают объектом чужого интереса. | Дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности |
Занятие-лаборатория «Экономим тепло» | Расширить представление детей о различных способах экономии ресурсов в опытно-экспериментальной деятельности. | |
«Семейные покупки» | Познакомить с понятием «Семейный бюджет»; уточнить представление о правилах ведения домашнего хозяйства; развивать любознательность, исследовательские способности; воспитывать бережное отношение к семейному бюджету, уважение к труду. | |
Февраль | «Деловая игра «Подарок другу»» | Научить подбирать подарок по потребностям, и по возможностям |
«Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются» | Объяснить детям как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности | |
«Деньги. Монета» «Пластиковая карта» | Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги, воспитывать бережное отношение к деньгам. | |
«Обсуждение пословиц и поговорок о деньгах» | Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о деньгах, активизация словаря. | |
Март | «Где живут деньги?» | Познакомить детей со словам «Банк», что деньги в банке всегда в обороте, их можно снять и положить. |
«Экономические загадки» | Дать знания с помощью загадок по финансовой грамотности. | |
«Семейный бюджет и расходы семьи» | Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный). | |
«Финансы нужно планировать» | Приучаем детей вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде. | |
Апрель | «Что такое цена?» | Способствовать формированию первоначальных представлений о цене |
«Магазины бывают разные» | Учить и распределять предметы для продажи по разным видам магазинов | |
Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр» | Формировать навыки и привычки культурного поведения, взаимодействия с миром вещей; ввести роли «Товаровед», «расфасовщик товара», «рекламный агент», воспитывать бережливость, толерантность. | |
«Знакомство с профессиями работников банка» | Дать знания детям о профессиях сотрудниках банка: «банковский работник», «кассир», охранник», «оператор» и т.д., развивать познавательный интерес к современным профессиям, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. | |
Май | «Не все покупается!» | Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь. |
«Труд и деньги» | Учить детей видеть связь между трудом и деньгами, дети должны понимать, что деньги просто так ни кто не дает, их нужно зарабатывать. | |
Квест-игра «Киндерномика» | Выявить уровень представления детей о сущности экономических понятий, изученных в течении года; развивать сообразительность; воспитывать интерес к экономике, трудолюбие. |
Квест-игра по финансовой грамотности для детей подготовительного дошкольного возраста
«Киндерномика»
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность.
Задачи: Способствовать закреплению первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
-развивать умение находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;
помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
-способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;
-способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;
-формировать разумное отношение к расходованию денег;
-закрепить представления о потребностях, умение определять жизненно важные потребности человека;
-сформировать представления о расходах и доходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения;
-формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.
Оснащение: телефон, запись звонка СМС - сообщения, объявление, звуковое обращение и указатель «Магазин», денежные банкноты, банкомат.
Герой: Киндлер Номика
Предварительная работа:
- беседы с детьми о труде и оплате труда;
- разучивание пословиц о труде: «Копейка рубль бережет, а рубль голову стережет», «Труд человека кормит, а лень портит», «Труд даром не дается», «По работе и награда», «Не потрудиться, так и хлеба не добиться», «Трудовая копеечка – мозольная»;
- знакомство с деньгами (монетами и банкнотами)
- д/и «Что можно купить за деньги?», «Что нельзя купить за деньги»;
- с/р/игры «Магазин»; «Семьей в супермаркет»;
Планируемые результаты: позитивно-эмоциональный настрой на предстоящую игру, активизация речевой деятельности, поисковая активность.
Приемы: объяснение, создание игровой ситуации, вопросы, показ способов действий.
Ход игры:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Давайте встанем вместе в круг и поздороваемся друг с другом:
«Здравствуй мир!
Здравствуй свет!
Здравствуй добрый человек!
Доброе утро скажу лесам и полям!
Доброе утро скажу всем друзьям!
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих, я очень рад!»
Воспитатель: - Ребята, вы слышите кто-то стучится, да это же Киндлер Номика, она принесла нам новость.
Киндлер Номика: мне пришла смс на телефон,
что в нашем магазине супер-акция! Каждому покупателю подарок!
-Вы согласны пойти в магазин?
Дети: Да
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие, но для того, чтобы в магазине мы получили подарок, нам придется выполнять задания. Они есть на каждых станциях, и мы должны их пройти. У меня есть карта-схема нашего магазина, она нам поможет отыскать нужные станции. И сейчас я Вам предлагаю ее рассмотреть. На этой карте красным кружком обозначены станции, которые мы должны пройти. И шаг за шагом мы будем приближаться к подарку.
Воспитатель: Итак, начинаем.
Первая станция:
«Что можно купить за деньги!»
Что нельзя купить за деньги!
Вторая станция: Загадки.
Люди ходят на базар
Там дешевле весь…
(Товар)
*
На товаре быть должна
Обязательно…
(Цена)
*
Как ребенка нет без мамы,
Сбыта нету без…
(Рекламы)
*
Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждет…
(Банкир)
*
Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в …
(Банке)
*
И врачу, и акробату
Выдают за труд…
(Зарплату)
*
Очень вкусная витрина
Овощного…
(Магазина)
*
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам…
(Продавцы)
*
За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьет…
(Кассир)
*
Из какого аппарата
Выдается нам зарплата?
(Банкомат)
Третья станция: «Экомонические ситуации и способы решения»
В супермаркет завезли разные конфеты: «Белочка, Ласточка, Василек».
Продавец красиво разложил их, а ценники расставить забыл.
Как поступить покупателю?
- Вежливо спросить цену?
- Молча уйти в другой магазин;
- Спокойно попросить продавца поставить ценники.
- У родителей Ларисы много друзей. Когда они приходят к ним в гости, то приносят сладости для Ларисы: то конфеты, то печенье, то шоколадки. Бабушка всегда учила Ларису, что надо быть бережливой и запасливой. Девочка это помнила и не съедала все сладости сразу, а откладывала их про запас – вдруг захочется сладенького. Однажды в гости к маме неожиданно приехала ее подруга, а дома как раз ничего не оказалась сладкого к чаю. Мама суетилась и уже стала звонить папе, чтобы он купил что-нибудь по дороге с работы, но тут вышла Лариса и положила на стол конфеты, печенье и шоколад. Мама очень удивилась и обрадовалась: «Какая у меня запасливая доченька»
- Одобряете ли Вы поступки Ларисы?
- Можно ли назвать девочку бережливой?
- Как бережливость может помочь семье?
- Зачем надо откладывать, сберегать, копить?
- Приведите примеры, как вы копите или бережете что-либо.
- Две подружки Маша и Даша поставили перед собой цель купить журналы с наклейками. Для этого решили не тратить деньги, которые им дают родители на карманные расходы, а копить их. Маша старательно откладывала деньги, а Даша не удержалась и потратила их на конфеты. Прошло время, Маша купила долгожданный журнал. Даша же осталась без журнала и очень загрустила.
- Какие качества помогли Маше достичь поставленной цели?
- Почему Даша не смогла достичь поставленной цели? Что ей помешало?
- Как вы думаете, что необходимо человеку, чтобы достигать своих поставленных целей?
Четвертая станция: Экономика в сказках
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая интерес. Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте.
1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя? («Колобок»)
2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? («Репка»)
3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? («Золотая антилопа»)
4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл? («Курочка Ряба», золото)
Физминутка «Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие
пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой
ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь,
выставляя на пятку то правую, то левую ножку)
Пятая станция: «Блиц-опрос».
Ребята, вы должны сразу отвечать после вопроса:
- Без труда не вытащить …. (рыбку из пруда)
- Копейку бережет… (рубль)
- За всякое дело берись…. (умело)
- Семь раз отмерь…. (один раз отрежь)
Киндлер Номика: Молодцы ребята, справились вы со всеми заданиями, и я приготовила для вас сладкие подарки по акции.
Воспитатель: Спасибо тебе за это, а нам пора возвращаться в детский сад. Под волшебные слова возвращаются в детский сад.
Потрудились мы как нужно,
Трудности прошли все дружно,
Стоит вместе нам сплотиться,
В детский сад нам возвратиться.
В: Вот мы и в детском саду. Ребята вам понравилось наше путешествие? Где мы были, что делали? Какие задания выполнили? Что вам показалось трудным? А что больше всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультатив по ИЗО "Нетрадиционная техника рисования" "Маленький художник"
Нетрадиционные технники рисования для дошкольниковЧтобы привить любовь к изобразительнному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста используют нетрадиционные спо...
Факультатив "Азбука общения" средняя группа
Факультатив направлен на развитие у детей навыков общения, умения лучше понимать себя и других людей, расширять словарный запас в области эмоций и чувств....
Факультатив "Вопросы о здоровье"
Курс факультатива наполнен интересным материалом и поможет педагогам в формировании у детей культуры здоровья и потребности в здоровом образе жизни....
Факультатив "Ямал - наш общий дом"
Факультатив "Ямал - наш общий дом" для старшего дошкольного возраста....
Факультатив в старшей группе «Умелые ручки»
Взяли эту тему для совместной деятельности детей, потому что работа с природными материалами, изготовление поделок, оригами формирует не только воображение и аккуратность, но также изрядную ловкость п...
Факультатив для детей дошкольного возраста "Королевство Умных игр"
ПЛАН совместной образовательной деятельности с детьми среднего возраста в рамках факультатива «Королевство Умных игр» ...
Факультатив для родителей "10 уроков правильной речи"
Цель: Сформировать у родителей элементарные представления о проблемах речевого развития детей; познакомить родителей с речевыми играми, упражнениями и показать их на практике. Задачи:...