Факультатив "Вопросы о здоровье"
материал (подготовительная группа) по теме

Процовская Нина Петровна

Курс факультатива наполнен интересным материалом и поможет педагогам в формировании у детей культуры здоровья и потребности в здоровом образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voprosy_o_zdorove.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 «Теремок» комбинированного вида

Факультатив

 «Вопросы о здоровье»

в подготовительной группе «Б»

Воспитатель:

первой квалификационной категории

Процовская Н.П.

Оленегорск,

2012 – 2013гг.

Пояснтельная записка

 В национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации воспитательно - образовательного процесса, разработки здоровье сберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Дошкольный период ребёнка – период интенсивного развития, формирования организма, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства.

По мнению специалистов–медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему это происходит?  У детей не сформирована культура здоровья, а родители  не придают этому серьёзного значения в воспитании детей.

         Программа - тематический план, позволяющий понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью, посвящён данный курс факультатива.

Цель:

Формирование культуры здоровья и потребности у детей в здоровом образе жизни.

Задачи:

  1. Образовательная область «Здоровье».
  • формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
  • формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по нравственному самосовершенствованию и саморазвитию;
  • заложить предпосылки для формирования основ здорового образа жизни.
  • совершенствование знаний о пользе двигательной активности для здоровья человека
  1. Образовательная область «Физическая культура».
  • формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому самосовершенствованию и саморазвитию;
  1. Образовательная область «Познание».
  • учим устанавливать причинно-следственные связи, используя различные источники информации;
  • формировать понимание роли природы в жизни и здоровье человека;
  • углублять представление о себе и своих индивидуальных особенностях;
  1. Образовательная область «Безопасность».
  • учить заботиться о своем здоровье «Береги себя сам».
  • сформировать представление о правилах безопасного взаимодействия с окружающей природой;
  1. Образовательная область «Социализация».
  • развивать интерес к вопросам здорового образа жизни;
  • определять первичные ценности о том, что такое хорошо и что такое плохо;
  • владеть конструктивными способами взаимодействия.
  • эмоционально реагировать на признание общепринятых  ценностей;
  1. Образовательная область «Коммуникация».
  • адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения;
  • владеть диалогической речью;
  • употреблять в речи сложные предложения разных видов.
  1. Образовательная область «Чтение художественной литературы».
  • учить использовать образные выражения, народные пословицы и поговорки.
  1. Образовательная область «Художественное творчество».
  • самостоятельно находить в окружающей жизни сюжеты к темам факультатива «Вопросы о здоровье» и придумывать варианты одной и той же темы;
  • совершенствовать навыки и творческие умения.
  1. Образовательная область «Музыка».
  • совершенствовать эмоциональную отзывчивость на происходящее и соотносить их с общепринятыми способами самовыражения.

Сроки:

          Занятия проводятся четыре раза в месяц по подгруппам, согласно перспективному плану.

Ожидаемые результаты:

  • получение и представление в расширении знаний об окружающем мире с позиции здоровьесбережения;
  • формирование эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе и окружающим;
  • приобретение навыков и умений, необходимых для формирования  основ здорового образа жизни.

Тематическое планирование

п/п

Время проведения

Тема

Кол-во зан.

1

сентябрь

Человек – часть природы.

2

2

октябрь

Солнце, воздух и вода.

Витаминная радуга.

2

2

3

ноябрь

Как устроен я?

Как ты узнаешь мир?

2

2

4

декабрь

Давайте говорить друг другу комплименты.

Доброму все здорово.

2

2

5

январь

В гостях у доктора Айболита.

        

2

6

февраль

Я и мое здоровье.

Папа, мама, я – спортивная семья.

2

2

7

март

Еда вкусная и полезная.

Вредные продукты.

2

2

8

апрель

Режим дня.

Да здравствует мыло душистое.

2

2

9

май

Прогулки на здоровье.

2

Итого:

30

Совместная деятельность взрослого и детей

Тема: «Человек - часть природы»

Цель: воспитывать бережное отношение к природе, как к источнику здоровья

  • Содержание:

Беседа: « Кто я маленькая частичка или царь природы?

Ситуация:  Моё место в природе.

Экскурсия в природу.

Рисуем себя. Взаимодействие человека с природой.

Тема «Солнце, воздух и вода»

Цели : Обучить детей правилам приема воздушных, солнечных и водных ванн, сформировать представление о закаливании детей к холоду и теплу, познакомить с правилами и способами закаливания, обучить элементам пальцевого точечного массажа.

  • Содержание:

День здоровья.

Беседа: «Учим свое тело».

Психогимнастика, дыхательные упражнения.

Тема:«Витаминная рудуга»

Цели: Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека; объяснить их значение для здоровья человека. Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной.        

  • Содержание:

1. Беседа.

2. Рассмотреть схему:  «В каких продуктах больше всего витаминов»

3. Физкультминутка. Воспитатель предлагает детям разложить продукты к соответствующему витамину.

4. Работа со схемой «Влияние витаминов на организм человека»

  • А - важен для зрения.
  • В - способствует хорошей работе сердца.
  • Д - делает наши руки и ноги крепкими.
  • С. — укрепляет весь организм делает человека более здоровым.

Тема: «Как устроен Я»

Цели: Познакомить детей с особенностями функционирования тела, строением организма. Углублять представления о себе, своих индивидуальных особенностях; формировать положительную оценку и образ себя.

  • Содержание:

1.Просмотр альбома с фотографиями,

2. Беседа.

3.Физкультминутка.Ведущий, в быстром темпе называет разные части тела и лица, дети показывают на себе.

4.Дидактическое упражнение «Создай свой портрет».

Тема :«Как ты узнаёшь мир?»

Цель: Дать знания об органах слуха, зрения и др. органах чувств человека. Привести к пониманию о необходимости беречь их.

  • Содержание:

Оздоровительные минутки.

Игра  «Жмурки».  Игра «Угадай, чей голос?». Игра «Испорченный телефон». Игра «Пантомима». Игра «Выполняй команды».

Пословицы о здоровье.

Тема :«Давайте говорить друг другу комплименты».  

Цель: Учить детей быть внимательными друг к другу, стараться радоваться положительному в различных ситуациях, формировать понимание зависимости доброго отношения к окружающему миру и хорошего здоровья у человека.

  • Содержание:

Игра «Комплименты».

Социальные ситуации: «Что было бы, если бы…», «Так у нас, а у вас?», «Объяснение Незнайки» , «Путешествие по маршруту добрых чувств».

Тема: «Доброму всё здорово» .

Цель: помочь ребёнку адаптироваться в социальных условиях микро- и макросреды (семье, группе).  

  • Содержание:

Конкурс комплиментов.

Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).

Психогимнастика.

Игры на развитие коммуникабельности, внимания, толерантности: « Колпачок»,« Зеркало», « Почта».

Тема: «В гостях у доктора Айболита».

Цели: Сформировать представления о насморке; разобрать причины заболевания; обучить предупреждению заболевания; обучить отвлекающим процедурам и гигиеническим мероприятиям.

  • Содержание:
  1. Беседа: «Л простуды не боюсь».
  2. Занятие-практикум «Вылечим насморк у куклы».
  3. Дидактическая игра: «Чего боится насморк».

Тема: «Я и моё здоровье».

Цель: Обогащать представление детей о здоровье, об организме и его потребности в закаливании.

  • Содержание:

Рисуем болезнь. ( « Хворайку) « Игра « Ромашка». Разучивание комплекса упражнений утренней гимнастики.

Рисуем здоровье. ( «Неболейку»).

Подвижные игры.

Тема: «Папа, мама, я – спортивная семья».  

Цели: Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни. Показать важность и пользу занятий Спортом для здоровья. Формировать потребность в движении, стойкую привычку к спорту, занятиям физической культурой.

  • Содержание:

1. Игровая ситуация

2. Рассматривание альбома или иллюстраций с разными видами спорта.

3. Физкультминутка на тематическом материале

4. Дидактическое упражнение «Шифровки» ( выкладывание из счетных палочек изображение любого вида спорта)

5. Педагог предлагает ответить на вопрос: «Чем же полезны занятия спортом для здоровья?»

Тема: «Еда вкусная и полезная».

Цель: дать представления о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку на каждый день.

  • Содержание:

Путешествие в страну «Витаминию».

Заучивание: «Если хочешь быть здоров – учись жить без докторов ».  

Тема: «Вредные продукты».

Цель: дать представления о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку на каждый день.

Учить детей выбирать полезные продукты.

  • Содержание:

Игра-обсуждение «Законы питания».

Игра-инсценировка «Шёл по городу волшебник».

Игра «Чего не стоит делать».

Продуктивная деятельность (изготовление книжки-малышки «Полезно – вредно»).  

Тема: «Режим дня».

Цели: Рассказать о режиме дня и пользе его соблюдения:

Содержание:

  1. Беседа о том, что человеческий организм старается соблюдать свое внутреннее расписание, и очень важно этот порядок не нарушать.

        2.        Физкультминутка. Игра-тренинг. Воспитатель называет какой-либо режимный момент или часть суток, а дети изображают, что они в это время делают.

        3.        Дидактическое упражнение «Составь себе режим дня на выходной день». Дети раскладывают на столе цифровую цепочку; цифры обозначают соответствующую картинку,изображающую мальчика в разных режимных моментах.        

Тема: «Да здравствует, мыло душистое».

Цели: Уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Закрепить представление о правилах личной гигиены.

  • Содержание:

1.        Чтение стихотворения «Девочка чумазая» А.Л.Барто

2.        Беседа по содержанию произведения. Подвести детей к пониманию значения и необходимости гигиенических процедур.

3.        Физкультминутка.

4.        Дидактическое упражнение «Микроскоп»

5.        Попросить детей ответить на вопрос, для чего нужно соблюдать правила гигиены.

Тема: «Прогулки для здоровья».

Цели: Формировать у детей представления о значении для здоровья человека места прогулки, организации двигательной подвижности во время прогулки, теплового режима.

  • Содержание:

  1. Беседа
  2. Дидактическая игра: «Давайте оденемся на прогулку...»
  3. Ситуации: «ТАК – НЕ ТАК», «Поможем бельчонку»
  4. Сказка  «О воздухе, ветре, капельке»
  5. Подвижные игры

Итоговое: Сказка  «Спешим на помощь Колобку»

Список литературы:

Абдрахимова А. Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим // Прил. к газ. Перв. Сент., 2003.

Алфёрова В. П. Как вырастить здорового ребёнка. Л., 1991.

Безруких М.М. «Разговор о правильном питании». – М., 2012.

Беринич И., Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой // Здоровье детей, №8 / 2006.

Белоусова О.Е. «Вредным привычкам – нет!» – СПб., 2004.

Волчкова В.Н. «Познай себя». В., 2004.

Галицина Н.С. «Воспитание культурно-гигиенических навыков». – М., 2010.

Сетко Н. П., Абзалилова Н. Н.. Влияние факторов антропогенного загрязнения окружающей среды на детский организм / Международный   медицинский конгресс «Экология и здоровье населения» Сочи 1998



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....

Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)

Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...