Факультатив "Вопросы о здоровье"
материал (подготовительная группа) по теме
Курс факультатива наполнен интересным материалом и поможет педагогам в формировании у детей культуры здоровья и потребности в здоровом образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprosy_o_zdorove.docx | 34.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9 «Теремок» комбинированного вида
Факультатив
«Вопросы о здоровье»
в подготовительной группе «Б»
Воспитатель:
первой квалификационной категории
Процовская Н.П.
Оленегорск,
2012 – 2013гг.
Пояснтельная записка
В национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации воспитательно - образовательного процесса, разработки здоровье сберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Дошкольный период ребёнка – период интенсивного развития, формирования организма, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства.
По мнению специалистов–медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему это происходит? У детей не сформирована культура здоровья, а родители не придают этому серьёзного значения в воспитании детей.
Программа - тематический план, позволяющий понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью, посвящён данный курс факультатива.
Цель:
Формирование культуры здоровья и потребности у детей в здоровом образе жизни.
Задачи:
- Образовательная область «Здоровье».
- формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
- формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по нравственному самосовершенствованию и саморазвитию;
- заложить предпосылки для формирования основ здорового образа жизни.
- совершенствование знаний о пользе двигательной активности для здоровья человека
- Образовательная область «Физическая культура».
- формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому самосовершенствованию и саморазвитию;
- Образовательная область «Познание».
- учим устанавливать причинно-следственные связи, используя различные источники информации;
- формировать понимание роли природы в жизни и здоровье человека;
- углублять представление о себе и своих индивидуальных особенностях;
- Образовательная область «Безопасность».
- учить заботиться о своем здоровье «Береги себя сам».
- сформировать представление о правилах безопасного взаимодействия с окружающей природой;
- Образовательная область «Социализация».
- развивать интерес к вопросам здорового образа жизни;
- определять первичные ценности о том, что такое хорошо и что такое плохо;
- владеть конструктивными способами взаимодействия.
- эмоционально реагировать на признание общепринятых ценностей;
- Образовательная область «Коммуникация».
- адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения;
- владеть диалогической речью;
- употреблять в речи сложные предложения разных видов.
- Образовательная область «Чтение художественной литературы».
- учить использовать образные выражения, народные пословицы и поговорки.
- Образовательная область «Художественное творчество».
- самостоятельно находить в окружающей жизни сюжеты к темам факультатива «Вопросы о здоровье» и придумывать варианты одной и той же темы;
- совершенствовать навыки и творческие умения.
- Образовательная область «Музыка».
- совершенствовать эмоциональную отзывчивость на происходящее и соотносить их с общепринятыми способами самовыражения.
Сроки:
Занятия проводятся четыре раза в месяц по подгруппам, согласно перспективному плану.
Ожидаемые результаты:
- получение и представление в расширении знаний об окружающем мире с позиции здоровьесбережения;
- формирование эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе и окружающим;
- приобретение навыков и умений, необходимых для формирования основ здорового образа жизни.
Тематическое планирование
№ п/п | Время проведения | Тема | Кол-во зан. |
1 | сентябрь | Человек – часть природы. | 2 |
2 | октябрь | Солнце, воздух и вода. Витаминная радуга. | 2 2 |
3 | ноябрь | Как устроен я? Как ты узнаешь мир? | 2 2 |
4 | декабрь | Давайте говорить друг другу комплименты. Доброму все здорово. | 2 2 |
5 | январь | В гостях у доктора Айболита.
| 2 |
6 | февраль | Я и мое здоровье. Папа, мама, я – спортивная семья. | 2 2 |
7 | март | Еда вкусная и полезная. Вредные продукты. | 2 2 |
8 | апрель | Режим дня. Да здравствует мыло душистое. | 2 2 |
9 | май | Прогулки на здоровье. | 2 |
Итого: | 30 |
Совместная деятельность взрослого и детей
Тема: «Человек - часть природы»
Цель: воспитывать бережное отношение к природе, как к источнику здоровья
- Содержание:
Беседа: « Кто я маленькая частичка или царь природы?
Ситуация: Моё место в природе.
Экскурсия в природу.
Рисуем себя. Взаимодействие человека с природой.
Тема «Солнце, воздух и вода»
Цели : Обучить детей правилам приема воздушных, солнечных и водных ванн, сформировать представление о закаливании детей к холоду и теплу, познакомить с правилами и способами закаливания, обучить элементам пальцевого точечного массажа.
- Содержание:
День здоровья.
Беседа: «Учим свое тело».
Психогимнастика, дыхательные упражнения.
Тема:«Витаминная рудуга»
Цели: Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека; объяснить их значение для здоровья человека. Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
- Содержание:
1. Беседа.
2. Рассмотреть схему: «В каких продуктах больше всего витаминов»
3. Физкультминутка. Воспитатель предлагает детям разложить продукты к соответствующему витамину.
4. Работа со схемой «Влияние витаминов на организм человека»
- А - важен для зрения.
- В - способствует хорошей работе сердца.
- Д - делает наши руки и ноги крепкими.
- С. — укрепляет весь организм делает человека более здоровым.
Тема: «Как устроен Я»
Цели: Познакомить детей с особенностями функционирования тела, строением организма. Углублять представления о себе, своих индивидуальных особенностях; формировать положительную оценку и образ себя.
- Содержание:
1.Просмотр альбома с фотографиями,
2. Беседа.
3.Физкультминутка.Ведущий, в быстром темпе называет разные части тела и лица, дети показывают на себе.
4.Дидактическое упражнение «Создай свой портрет».
Тема :«Как ты узнаёшь мир?»
Цель: Дать знания об органах слуха, зрения и др. органах чувств человека. Привести к пониманию о необходимости беречь их.
- Содержание:
Оздоровительные минутки.
Игра «Жмурки». Игра «Угадай, чей голос?». Игра «Испорченный телефон». Игра «Пантомима». Игра «Выполняй команды».
Пословицы о здоровье.
Тема :«Давайте говорить друг другу комплименты».
Цель: Учить детей быть внимательными друг к другу, стараться радоваться положительному в различных ситуациях, формировать понимание зависимости доброго отношения к окружающему миру и хорошего здоровья у человека.
- Содержание:
Игра «Комплименты».
Социальные ситуации: «Что было бы, если бы…», «Так у нас, а у вас?», «Объяснение Незнайки» , «Путешествие по маршруту добрых чувств».
Тема: «Доброму всё здорово» .
Цель: помочь ребёнку адаптироваться в социальных условиях микро- и макросреды (семье, группе).
- Содержание:
Конкурс комплиментов.
Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).
Психогимнастика.
Игры на развитие коммуникабельности, внимания, толерантности: « Колпачок»,« Зеркало», « Почта».
Тема: «В гостях у доктора Айболита».
Цели: Сформировать представления о насморке; разобрать причины заболевания; обучить предупреждению заболевания; обучить отвлекающим процедурам и гигиеническим мероприятиям.
- Содержание:
- Беседа: «Л простуды не боюсь».
- Занятие-практикум «Вылечим насморк у куклы».
- Дидактическая игра: «Чего боится насморк».
Тема: «Я и моё здоровье».
Цель: Обогащать представление детей о здоровье, об организме и его потребности в закаливании.
- Содержание:
Рисуем болезнь. ( « Хворайку) « Игра « Ромашка». Разучивание комплекса упражнений утренней гимнастики.
Рисуем здоровье. ( «Неболейку»).
Подвижные игры.
Тема: «Папа, мама, я – спортивная семья».
Цели: Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни. Показать важность и пользу занятий Спортом для здоровья. Формировать потребность в движении, стойкую привычку к спорту, занятиям физической культурой.
- Содержание:
1. Игровая ситуация
2. Рассматривание альбома или иллюстраций с разными видами спорта.
3. Физкультминутка на тематическом материале
4. Дидактическое упражнение «Шифровки» ( выкладывание из счетных палочек изображение любого вида спорта)
5. Педагог предлагает ответить на вопрос: «Чем же полезны занятия спортом для здоровья?»
Тема: «Еда вкусная и полезная».
Цель: дать представления о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку на каждый день.
- Содержание:
Путешествие в страну «Витаминию».
Заучивание: «Если хочешь быть здоров – учись жить без докторов ».
Тема: «Вредные продукты».
Цель: дать представления о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку на каждый день.
Учить детей выбирать полезные продукты.
- Содержание:
Игра-обсуждение «Законы питания».
Игра-инсценировка «Шёл по городу волшебник».
Игра «Чего не стоит делать».
Продуктивная деятельность (изготовление книжки-малышки «Полезно – вредно»).
Тема: «Режим дня».
Цели: Рассказать о режиме дня и пользе его соблюдения:
Содержание:
- Беседа о том, что человеческий организм старается соблюдать свое внутреннее расписание, и очень важно этот порядок не нарушать.
2. Физкультминутка. Игра-тренинг. Воспитатель называет какой-либо режимный момент или часть суток, а дети изображают, что они в это время делают.
3. Дидактическое упражнение «Составь себе режим дня на выходной день». Дети раскладывают на столе цифровую цепочку; цифры обозначают соответствующую картинку,изображающую мальчика в разных режимных моментах.
Тема: «Да здравствует, мыло душистое».
Цели: Уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Закрепить представление о правилах личной гигиены.
- Содержание:
1. Чтение стихотворения «Девочка чумазая» А.Л.Барто
2. Беседа по содержанию произведения. Подвести детей к пониманию значения и необходимости гигиенических процедур.
3. Физкультминутка.
4. Дидактическое упражнение «Микроскоп»
5. Попросить детей ответить на вопрос, для чего нужно соблюдать правила гигиены.
Тема: «Прогулки для здоровья».
Цели: Формировать у детей представления о значении для здоровья человека места прогулки, организации двигательной подвижности во время прогулки, теплового режима.
- Содержание:
- Беседа
- Дидактическая игра: «Давайте оденемся на прогулку...»
- Ситуации: «ТАК – НЕ ТАК», «Поможем бельчонку»
- Сказка «О воздухе, ветре, капельке»
- Подвижные игры
Итоговое: Сказка «Спешим на помощь Колобку»
Список литературы:
Абдрахимова А. Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим // Прил. к газ. Перв. Сент., 2003.
Алфёрова В. П. Как вырастить здорового ребёнка. Л., 1991.
Безруких М.М. «Разговор о правильном питании». – М., 2012.
Беринич И., Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой // Здоровье детей, №8 / 2006.
Белоусова О.Е. «Вредным привычкам – нет!» – СПб., 2004.
Волчкова В.Н. «Познай себя». В., 2004.
Галицина Н.С. «Воспитание культурно-гигиенических навыков». – М., 2010.
Сетко Н. П., Абзалилова Н. Н.. Влияние факторов антропогенного загрязнения окружающей среды на детский организм / Международный медицинский конгресс «Экология и здоровье населения» Сочи 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»
В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...
Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....
Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.
Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»
В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...
«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»
Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....
Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)
Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...