Факультатив "Ямал - наш общий дом"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Факультатив "Ямал - наш общий дом" для старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_yamal_2014_2015g.docx | 58.95 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ Т.Н.Татаренко «_______»__________ 2014г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МАДОУ ДС КВ «Огонек» _______________ Н.А.Поляковская « __________» ___________ 2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВА «ЯМАЛ-НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
на 2014-2015 учебный год
Руководитель: Абдулкадырова К.Х
воспитатель
г. Новый Уренгой
2014
Вы на карту посмотрите
И ЯМАЛ на ней найдите,
Потому что здесь наш дом
Мы на Севере живем
И. Истомин
Пояснительная записка
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Начинать нужно с малого. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране…….
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, является задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. На воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования, что повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
2. Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю, бережное отношение к природе;
3. Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Цель программы: Знакомство с традициями коренных жителей и разных народов, проживающих в регионе; воспитывать у детей любовь к своей родине.
Задачи:
Обучающая: Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
Развивающая:
Расширить знания детей о флоре и фауне Ямала; Познакомить с культурой и традициями Ямала.
Воспитывающая:
• Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Факультатив проводится с детьми 6-7 лет один раз в неделю, длительность 30 мин.
Месяц
| тема | задачи | Форма проведения |
"Мой дом - Ямал" Сентябрь | 1. Игра- путешествие по карте Ямала (краткие сведения о географии, климате и народах ЯНАО) 2. Экскурсия в библиотеку "Салехард- столица Ямала" 3. ДИ "Герб и флаг ЯНАО" 4. Выставка альбомов/календарей "Профессии на Ямале" | 1.Расширять представления о родном крае. 2.Знакомить детей со столицей округа- Салехардом 3. Знакомить с государственной символика Ямала 4 Систематизировать знания детей об основных профессиях на Ямале | Рассматривание, Игра-путешествие, Беседы, образовательные ситуации нпи «Найди флаг Ямала», «Сложи картинку», р/и «Подбери символику», «Найди отличия», выставка, обсуждение, Прослушивание песни «Ямал» О.Корнилова |
Октябрь | 1. Экскурсия в городской музей «Чем славится наш город». 2. "Улицы моего города" 3. Фотовыставка/книжная выставка "Достопримечательности города". 4. СРИ "Путешествие по городу"
| 1. Расширять представление о родном городе: чем славиться, о первопроходцах и истории и появления города, уточнить знания о гербе и флаге города. 2. Познакомить детей с названиями улиц и микрорайонов 3. Уточнить знания о достопримечательностях города. Поддерживать интерес к событиям, происходящим в городе. 4. Закреплять знания о родном городе, правила ПДД | Экскурсия Рассказ воспитателя Фотовыставка/ книжная выставка Экскурсия на площадь Памяти. СРИ Рассматривание плана своего микрорайона. |
Ноябрь
| 1. Знакомьтесь моя семья: «Профессии моих родителей» 2.Путешествие по городам Ямала. 3. Творческая работа "Наш город" по изодеятельности (рисование, аппликация и т.д.) 4.Викторина "Юные знатоки Ямала" | 1. Закреплять знания детей о профессиях родителей, умение составлять краткий рассказ 2. Дать представления о городах, входящих в состав ЯНАО 3. Воспитывать у детей желание выражать свои впечатления в изодеятельности 4.Проверить уровень освоения детьми пройденного материала | Рассматривание и обсуждение фотоальбомов «Профессии моих родителей»
Видеопрезентация "Города Ямала"
выставка рисунков викторина |
"Природ-ные и климати ческие особен- ности Ямала" декабрь | 1. Видеопрезентация "Времена года Ямала" 2. Что такое природные зоны? 3. «Звуки природы Севера» (голоса птиц, животных, явлений природы)+ игры
4. Изготовление поделок из бросового материала "Елка, елочка, зеленая иголочка" | 1. Формировать обобщенные представления о каждом сезоне, об изменениях в живой и неживой природе, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями Крайнего Севера 2. познакомить детей с водными артериями Ямала 3. продолжать развивать интерес к природе Севера 4. воспитывать интерес к участию в оформлении группы к празднику | Рассматривание Беседы Оформление альбома "Времена года Ямала", "Реки Ямала" Прослушивание Выставка П/И «Ручейки и озера» |
Январь | 1. Фотопрезентация Растительный мир Ямала
2.Знакомство с Красной книгой ЯНАО 3.Лекарственные растения Севера. | 1.Углублять и конкретизировать представления о растительном мире нашего края. Познакомить с видами деревьев и кустарников, грибов и ягод(растения тундры, лесотундры).Воспитывать любовь к родному краю, формировать умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. 2. Дать детям представления о некоторых лекарственных растениях Севера | Выставка гербариев растений Ямала ДИ «С чей ветки эти детки?» |
февраль | 1. Животный мир Ямала (презентация "Птицы, рыбы и животные Ямала", какие , как приспосабливаются) 2. Рассказ воспитателя "Олень в жизни кочевых народов севера" 3. Экскурсия в ДЭС
4. Вечер загадок | 1. Углублять и конкретизировать представления о животном мире нашего края. 2. Систематизировать представление об олене как о домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера 3. Воспитывать заботливое отношение к животным 4. Проверить уровень освоения детьми пройденного материала | НПИ- «найди животное по следу» Д/и «Где чей дом?», Р/И «Найди животное по следу», «Узнай по описанию» П/И «Куропатки и охотники», «Олени и пастухи», Ловкий Оленевод», «Отбивка оленей», Полярная сова», «Ловим оленей», «Рыбаки» |
Коренные жители Ямала Март | 1. Экскурсия в ЦНК Музей знакомство с экспонатами музея. (народности, быт) 2. Внесение куклы в национальной одежде 3. Сказки народов Севера 4. Изготовление поделок для выставки-продажи на Праздник народов Севера | 1. Продолжать формировать элементарные представления о коренных жителях Ямала- ненцах; некоторые особенности их внешнего вида, национальной одежды, типичные занятия (оленеводство, рыболовство, охота). 2. Уточнить особенности внешнего вида, национальной одежды ненцев 3. Познакомить детей с фольклором народов Ямала 4. Развивать умения в изготовлении поделок | Экскурсия, рассматривание иллюстраций, игра-драматизация, НПИ - Найди отличия, Собери картинку Д/И «Жители Севера», "Игрушки народов Севера ", Оформление альбома "Праздники тундры" Словотворчество детей с родителями "Сочини стихи, сказку о Ямале" |
Апрель | 1. Составление описательных рассказов "Чум-ненецкий дом" 2. Экскурсия в этнографический музей в ЦНК "Орнамент - важный элемент духовной и материальной жизни" 3. Книжная выставка "Сказки народов Севера" 4. Ручной труд / плетение/ конструирование из бумаги "Узоры Севера" | 1. Продолжать знакомить детей с жилищем коренных народов 2. Познакомить с традиционным изобразительным искусством ненцев. Продолжать воспитывать интерес, уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края. 3. Познакомить детей с фольклором народов Ямала 4. Приобщить детей к изготовлению поделок с национальным орнаментом | Д/И «Где, чей дом?» , «Подбери орнамент», «Угадай ,чья одежда», «Чей костюм», «Выложи узор» Выставка поделок детей "Узоры Севера" |
Май 4 | Спортивно- музыкальное развлечение | Знакомство с традиционными играми и спортивными занятиями коренных жителей. | ПИ "Волки и олени", "Охота на куропаток", "Оленья упряжка", "Рыбаки", "Загон оленей", "Перетягивание каната" |
Беседа с демонстрацией альбома "Лекарственные растения Ямала" Игра-конкурс "Знатоки Ямала"
. | Выявить: знания детей о родном крае: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, коренные народы, их быт; знания детей о флоре и фауне Ямала; воспитывать желание принимать участие в интеллектуальном конкурсе | Оформление альбома "Лекарственные растения Ямала" |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Муниципального дошкол
1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общ...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателям...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита
Основная цель вида профессиональной деятельности : оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями осуществляющими обучение)...
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...