Факультатив "Азбука общения" средняя группа
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) на тему
Факультатив направлен на развитие у детей навыков общения, умения лучше понимать себя и других людей, расширять словарный запас в области эмоций и чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа для средней группы по социально-личностному направлению | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9 «Теремок» комбинированного вида
Факультатив
по социально-личностному направлению
«Азбука общения»
в средней группе «Б»
Воспитатель:
Захарова С.В.
Оленегорск
Пояснительная записка
Группа включает детей 4,5-5 лет. Все дети имеют склонность к аффективному поведению, не уверены в себе и имеют высокую степень тревожности. За этими понятиями стоит невозможность управлять своими эмоциями и действиями, неумение моделировать и приводить в соответствие свои чувства и мысли, желания и возможности, неспособность поддерживать гармонию душевной и физической жизни, ориентироваться в сложном мире взаимоотношений людей.
Занятия проводятся два раза в месяц, согласно перспективному плану.
Программа состоит из 3 разделов, направленных на развитие у детей навыков общения, умения лучше понимать себя и других людей, расширение словарного запаса в области эмоций и чувств.
Цель:
Сплочение значительно группы, формирование у детей способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю.
Ожидаемые результаты:
- получение и представление знаний об искусстве человеческих взаимоотношений;
- формирование эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе и окружающим;
- приобретение навыков и умений, необходимых для адекватного поведения в обществе.
Тематическое планирование
Время проведения | № | Тема | Содержание работы | Кол-во зан. |
Раздел I. Знакомство Задачи. Помочь детям глубже осознать свое Я, свои особенности. Познакомить с системой органов чувств и их значением в познании окружающего мира | ||||
октябрь | 1 | Настроение | 1 .Вводная беседа. 2.Игра «Прислушаемся к своему настроению». 3.Какими способами можно выразить настроение: работа с рисунком, цветом. 4.Обсуждение картин: на что похожа картина; что вспоминаешь, когда смотришь на нее. 5.Итоговая беседа. | 1 |
2 | Расскажи о себе | 1 .Игра «Продолжи предложение»: меня зовут..., я хожу..., мне нравится..., мне не нравится... 2.Упражнение «Нарисуй свой портрет». 3.Итоговая беседа. | 1 | |
ноябрь | 3 | Моя семья | 1 .Беседа «Что такое семья». 2.Упражнение «Нарисуй свою семью». 3.Обсуждение нарисованного: что делают; кто придумал этим заняться; какое настроение у тех, кого нарисовал, почему; какое настроение у тебя сейчас. | 1 |
4 | Я в сравнении с другими | 1 .Беседа «Чем люди отличаются друг от друга». 2.Игры на сравнение: рост, возраст, внешность. 3.Упражнение «Нарисуй свою прическу» . 4.Обсуждение занятия. | 1 | |
декабрь | 5 | Органы чувств: глаза | 1.Чтение стих. Ю. Мориц «Это очень интересно». 2.Обсуждение: зачем человеку нужны глаза, уши, нос, язык, кожа. Игра «Представь себе лимон». 3.Глаза: нарисуй глаз, какого цвета глаза у тебя, у мамы. 4.Закончи предложения: мои глаза..., я люблю смотреть..., я радуюсь, когда вижу..., глаза моей мамы... 5. Подведение итогов. | 1 |
6 | Органы чувств: уши | 1.Упражнение «Как звучат коробочки». Содержимое: горох, рис, гречка, мелкие камешки, деревянные дощечки. 2.Нарисуй: что тебе нравится слушать, каких звуков ты боишься. Обсуждение рисунков. 3. Подведение итогов: для чего нужны уши. Чтение и обсуждение рассказа про девочку Машу. | 1 |
январь | 7 | Органы чувств: рот | 1 .Рот - это все вместе: зубы, язык, губы. Рот нужен, чтобы... 2.Упражнение «Нарисуй, что ты любишь есть, пить». З.Игра «Я люблю поговорить о...» . 4.Беседа «Как рот помогает понять, какое у человека настроение». Игра на закрепление. 5.Рассмотри в зеркале свой рот. Какие на ощупь губы: мягкие, твердые, теплые, холодные, гладкие или шершавые? 6.Нарисуй свой рот. Обсуждение. | 1 | |
8 | Итоговое занятие | 1 .Беседа по пройденному материалу. 2.Нарисуй свой портрет. Обсуждение. 3.Оцени свою работу: введение оценки с помощью лесенки (что и как можно оценить). | 1 | ||
Раздел II. Учимся работать дружно Задача. Развивать навыки сотрудничества, коммуникативные способности детей. | |||||
февраль | 1 | По одному и вместе | 1 .Беседа. Что можно делать по одному? А что можно вместе? 2.Упражнение «Раскрашиваем варежки вместе»: как договорились, кто придумал узор, о чем думали вместе. 3.Упражнение: договоритесь, что будете делать вдвоем. 4.Игра «Найди отличие» сначала по одному, затем вместе. 5.Оценить умение договариваться с помощью лесенки. | 1 | |
2 | Тренировка действий вместе | 1 .Нарисовать вдвоем картинку, на которой обязательно должны быть дом и дерево. Обсуждение. 2.Игра «Лабиринт» парами. 3.История про Машу и Петю (чтение). 4.Оценить совместную работу по лесенке. Поблагодарить друг друга. 5.Итог: обсудить достоинства игры вместе. Введение правил совместной работы. | 1 | ||
март | 3 | Что такое дружба? | Тренировка действий вместе: 1 . Повторить правила как работать вместе и не ссориться. Какое правило самое трудное? 2.Игра «Нарисуйте вместе, что на свете желтого цвета?», дорисуйте рисунок». Оценка совместной работы по лесенке. 3. Нарисуй своих друзей. Обсуждение: теперь ты понимаешь, что такое дружба. 4.Нарисуй подарок другу. 5.Подведение итогов: Чему каждый научился? | 1 | |
Раздел III. Как понимать друг друга без слов Задача. Познакомить детей с невербальной стороной общения. | |||||
апрель | 1 | Язык без слов | 1 .Упражнение «Поговорим спина к спине». 2. Рисуем лица. Совпадение настроения с выражением лица. З.Игра «Определи настроение по выражению лица». Что могло произойти, чтобы у человека было такое лицо. 4.Игра «Какая рожица должна быть в пустом квадрате» 5. Обсуждение занятия. Оценка трудности заданий по лесенке | 1 | |
2 | Язык без слов | 1 .Гимнастика для лица 2.Игра «Назови эмоции». З.Игра «Повтори выражения лиц». 4.Беседа: как о настроении говорят глаза. 5.Игра «Подбери лицо». Обсуждение: как ты догадался, что нужно именно такое? 6.Обсуждение занятия. | 1 | ||
май | Итоговое занятие | 1 .Рассказ про Машу и Петю в картинках. Что произошло? Что ты им посоветуешь? 2.Нарисуй подарок Маше и Пете. 3.Обсуждение: что мы узнали, чему научились. | 1 | ||
Всего занятий: 15 заянятий |
Список литературы:
Агаева Е.Л. Занимательные игры для детей. М., 1991.
Афонькин С.Ю. Когда, зачем и почему? Петрозаводск, 1993.
Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. М., 2000.
Шипицына Л.М. Основы коммуникации. М., 1993.
Шипицына Л.М. Азбука общения. С-П., 2001.
Уровни освоения программы.
Низкий -
поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Речь развита слабо, ребёнок не различает эмоциональные состояния взрослых и сверстников.
Средний –
ребёнок имеет представление о правилах поведения, выполняет их сам и по напоминанию взрослых, стремится к положительным формам поведения. Общаясь со сверстниками, проявляет умение понять их замыслы, проявляет сочувствие, стремится к общению и сотрудничеству. В случае совершения действий, оцененных отрицательно, старается не повторять их.
Высокий –
проявляет умение понять ситуацию, эмоциональное состояние окружающих. Стремиться к самостоятельности, делает попытки оценивать действия и поступки с позиции известных правил.
Критерии диагностики разработаны на методике Шипицыной Л.М. «Азбука общения», программе В.И. Логиновой «Детство».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)
Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит. Данные небольшие сценарии к...
Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)
При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.
: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...
Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна
Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...