Образовательная ситуация с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Семейный бюджет и расходы семьи».
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Брайчевская Юлия Анатольевна

Очень важно формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические представления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_byudzhet_i_rashody_semi.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радонежский» г.Строитель Яковлевского городского округа».

Образовательная ситуация с детьми старшего дошкольного возраста

по теме «Семейный бюджет и расходы семьи».

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические представления. Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

Задачи:

Образовательные: 

-расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет;

-познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);

-формировать у детей представление о расходах семьи, понимать основные потребности семьи.

Воспитательные:

-воспитывать положительное отношение к труду других людей и его результатам;
-воспитывать трудолюбие , стремление быть полезным окружающим;
-воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Развивающие:

-развивать представление детей о понятии «деньги», «товар», «профессии», «финансы», «бюджет», «доход и расход»;

-развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми, умение вести диалог; выслушивать ответы сверстников ;умение высказывать предположения и делать простейшие выводы ; излагать свои мысли понятно для окружающих;
- развивать память , внимание, воображение , творческую активность, любознательность, познавательную мотивацию;

-развивать двигательную активность во время игр малой подвижности, внимания, координацию движения, умение ориентироваться в пространстве.

Активизация словаря: доход, расход, семейный бюджет, планирование семьи.

Материал и оборудование: театральная афиша, кукольный театр (Ваня и папа), касса, «магазин», «дом», копилка, дидактическая игра «расход-доход», ножницы, фломастеры, листок бумаги, иллюстрации с изображением семейного бюджета, телевизор, флешка, энциклопедия с окошками "Откуда берутся деньги?".

Список использованной литературы: Иванова Оксана издание развивающего обучения для занятий взрослых с детьми дошкольного возраста Серия "Мир в окошке" ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕНЬГИ ISBN 978-5-907388-53-6 Подписано в печать 21.02.2022г.

Ход образовательной ситуации

Организационный момент

Дети проходят в групповую комнату, где организован для них театр. Дети пришли в театр и при входе в группу их обелечивает кассир (дети дают ему деньги, а кассир билет в театр).

Основная часть

(Театрализованное представление «Папа купи!!!»)

Ванечка: Мама, купите мне пожалуйста планшет.

Мама: Ванечка, сыночек, у нас нет денег на такую дорогую покупку. Планшет стоит очень дорого.

Ванечка: Пожалуйста, мама. Он мне очень нужен.

Мама: Но, сынок мы не рассчитывали в этом месяце на такую дорогую покупку. Потерпи немножко. Для такой дорогой покупки нужно деньги накопить. Наш семейный бюджет  не позволяет приобрести тебе планшет.

(Ваня горько плачет...)

Воспитатель: Как же помочь Ване? Дети, как вы думаете, почему мама не купила Ване планшет? (ответы детей). А почему у мамы нет денег? (ответы детей). Верно мама деньги потратила, другим словом она их обменяла на что - то. А как вы думаете на что мама потратила деньги? (ответы детей). Хорошо!(рассматривание иллюстрации в книге куда тратятся деньги).

Воспитатель: Скажите пожалуйста, где же мама и папа берут деньги? (ответы детей). Верно, мама и папа зарабатывают деньги на работе . Они выполняют работу в течении месяца а потом получают деньги за свой труд. А как вы думаете, дети откуда бабушки и дедушки берут деньги, они ведь не работают? (ответы детей). Бабушки и дедушки получают деньги от государства - пенсию, они её заработали когда ходили на работу. А ваши старшие сёстры и братья которые учатся в институтах и колледжах получают  тоже деньги от государства - стипендию, за то что хорошо учатся. Если сложить все деньги семьи: зарплату мамы и папы, стипендию брата, пенсию бабушки всё это вместе будет называться доходами семьи. (демонстрация картины "кошелёк").

Дети, а как вы думаете, вы приносите доход в свою семью? Нет, потому что вы ходите ещё в детский сад, о вас заботятся родители. Но вы помогаете им своим хорошим поведением, послушанием, работой по дому (например моете полы).

Дети, мы высинили что деньги приходят в нашу семью и уходят в виде траты (обмена) на свет, отопление, горячую и холодную воду, покупку одежды, еды. Эти траты называются расходами семьи.

Воспитатель: А сейчас, ребята я предлагаю вам поиграть в  дидактическую игру "Доход-расход" ( детям предлагается взять одну картинку на столе и определить что на ней изображено. Если это "доход", то дети кладут картинку в дом - игровой центр, если "расход" то магазин - игровой центр).

Молодцы, детки!

Воспитатель: Дети, мы с вами выяснили что такое доход семьи и расход семь. Но мы так и не решили, как же Вани получить свой планшет. Сейчас мы с вами в этом попробуем разобраться.

Я предлагаю вам сейчас немного порисовать игра: "Круг - овал".(Предлагаем детям на одной стороне. листа бумаги нарисовать круг, а на другой стороне овал. Затем дети должны вырезать круг и овал. Дети в замешательстве). Конечно, дети, это не возможно так как у нас один лист бумаги, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на листе бумаге.

Так и с деньгами: их нужно планировать заранее. Невозможно, ребята, купить всё, что хочется. Каждая семья должна планировать свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что - в следующий раз. И главное - понимать, что мама и папа могут потратить на то, что вы просите (игрушки, сладости, развлечение) только заранее запланированные деньги. Поэтому не стоит огорчать родителей своими просьбами купить вам не запланированную покупку. Ведь родители очень вас любят и могут поддаться вашим уговорам и купить вам игрушку, а потом если кто-то заболеет из членов семьи у родителей не будет денег на лекарства.

Воспитатель: Дети, так как Ваня может получить свой планшет? (ответы детей). Верно, покупку планшета нужно запланировать заранее!!! Ваня озвучил своё желание родителя, а они запланируют покупку планшета в ближайшее время. "Терпение и труд всё перетрут".

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя встреча? (ответы детей)

- А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Я предлагаю вам, пополнить нашу копилку монетами. Если вам понравилось занятие положите монету в копилку, а если не понравилось то на соседнюю тарелку.

- Очень жаль нам расставаться,

  Но пришла пора прощаться.

  Чтобы нам не унывать,

  Нужно крепко всех обнять. (дети собираются в круг и обнимают друг - друга).

Воспитатель:- И помните, дети! 

Знания ищи всегда!

Умным станешь ты тогда!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста «Каравай, каравай, всех нас в гости приглашай!»

Цели: Приобщать детей к традициям русского народа. Дать знания откуда хлеб пришёл. Привить бережное отношение к хлебу. Задачи: 1) Формировать представления о том, какой путь проходит зерно, ...

Конспект образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Чтение ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и Олень».

Конспект образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Чтение ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и Олень».Цель:расширять представления детей об образе жи...

Конспект образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Чтение ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и Олень».

Конспект образовательной ситуациис детьми старшего дошкольного возрастана тему: Чтение ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и Олень».Цель:расширять представления детей об образе жизни жив...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Семейный бюджет»

Финансовая грамотность – это умение планировать семейный бюджет, сохранять и преумножать собственные денежные средства, для обеспечения достойного уровня жизни себе и своим близким. Именно поэто...

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи.»

Цель: формировать умения и навыки рационального использования доступных материальных ценностей; развивать экономическое мышление, интерес к материально-предметному окружению.Задачи: образовательн...

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Доход, расход, семья».

1. Познакомить детей с составляющими семейного бюджета.2. Расширить словарный запас детей понятиями «пенсия», «стипендия», «доход», «расход», «тов...

Образовательная ситуация с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «У похода есть начало, а конца походу нет!»

Уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию конспект образовательной ситуации с детьми старшего возраста. Этот материал был представлен на районной неделе профессионального роста. При составлении к...