Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Доход, расход, семья».
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная ситуация с детьми старшего дошкольного возраста
по теме «Доход, расход, семья».
Цель – дать представление о составе семейного бюджета.
Задачи:
- Познакомить детей с составляющими семейного бюджета.
- Расширить словарный запас детей понятиями «пенсия», «стипендия», «доход», «расход», «товар», «цена».
- Закрепить понятия «деньги», «зарплата».
- Воспитывать заботливое, отзывчивое отношение к людям, нуждающимся в помощи и внимании.
- Воспитывать умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, связанных с деньгами.
Предварительная работа
Беседа «Моя семья». Предложить детям рассказать из скольких человек состоит их семья, чем занимается каждый член семьи, помогают ли семье бабушка и дедушка, в чем выражается эта помощь, о чем мечтает семья.
Учебно-дидактический материал:мультимедийный проектор, компьютер, видео презентация, модель «Состав семейного бюджета», кошелек с надписью «бюджет» и др.
Информационный материал
Семейный бюджет – это все деньги, которые получают члены семьи за определенный период времени (чаще за месяц), это доходы семьи за месяц.
Модель «Состав семейного бюджета» может быть представлен в двух формах. Первая форма – круг с секторами, в каждом из которых наклеен условный значок – схематическое изображение папы, мамы, дедушки с бабушкой, сестры и братья. Сектора не нарисованы на круге – они съёмные, чтобы дети могли составлять бюджет своей семьи. Вторая форма – башня из кубиков, на которые наклеены те же условные значки, что и на сектора круга. На крыше – призма с надписью «бюджет».
Составляющие семейного бюджета: зарплата папы, зарплата мамы, пенсии дедушки и бабушки, стипендия старшего брата-студента (сестры).
Пенсия– деньги, получаемые ежемесячно дедушкой и бабушкой как благодарность за многолетний труд на пользу общества и забота о жизни в старости. Также пенсию платят людям, которые тяжело больны и стали инвалидами.
Стипендия– деньги, получаемые юношами и девушками за хорошую учёбу.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: – Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас!
(раздаётся звонок скайпа)
Воспитатель: – Ребята, кто это?
(На экране появляется Дед Мороз, он поздравляет детей с наступающим праздником, желает успешной подготовки к Новому году)
Воспитатель: – А что значит, готовится к Новому году?
Дети: «покупаем и украшаем ёлку (игрушками, хлопушками, разноцветными гирляндами), закупаем продукты для праздничного стола, покупаем подарки» и т.д.)
– Ребята, с кем вы готовитесь к Новому году? (ответы детей)
(на экране появляется модель семьи)
Воспитатель: Все ваши близкие люди называются одним словом – семья.
– А вы всей семьей готовитесь к Новому году? (ответы детей)
– А все эти радости платные или бесплатные? (ответы детей)
– Что такое платные? (ответы детей: покупают за деньги)
– Расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги.
(Дети: «Папа и мама работают»)
– Правильно, дети. За то, что люди работают, они получают деньги.
– Как вы думаете, как называются деньги, которые зарабатывают родители?
Дети: – Зарплата. (На мониторе появляется кошелек - зарплата отправляется в кошелек, и он становится больше)
Воспитатель: – А бабушки и дедушки получают зарплату? (ответы детей)
Воспитатель: - А те бабушки и дедушки, которые не работают, получают пенсию, за то, что ониработали, когда были молодыми. (На мониторе появляется кошелек - пенсия отправляется в кошелек, и он становится еще больше)
Воспитатель: – Ребята, как вы считаете? Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги? Если у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом – стипендия. (На мониторе появляется кошелек-стипендия отправляется в кошелек, и он становится еще больше)
Воспитатель: – Стипендия – это плата за хорошую учёбу.
– Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги. А хотите, я вам скажу, как одним словом называется зарплата папы и мамы, пенсия бабушки и дедушки, стипендия брата и сестры. Всё это называется бюджет семьи. Запомните это, ребята.
(На мониторе появляется модель (круг) экономических понятий
«Состав семейного бюджета)
– Ребята, мы с вами узнали, что же такое деньги, семейный бюджет, из чего он состоит. И теперь мы смело можем начать подготовку к Новому году. Давайте отправимся за покупками. Что мы забыли с собой взять?
(На мониторе появляется большой кошелек)
Воспитатель: – Ребята, ведь у нас все заработанные деньги – это бюджет семьи. А нам с вами необходимо взять часть денег из бюджета, чтобы подготовиться к празднику.
(На мониторе появляется кошелек в открытом виде, где изображены все расходы семьи)
Воспитатель: – Садимся, отправляемся в путь!
– Ребята, пока мы с вами находимся в пути, давайте поиграем в игру «Наоборот». Я называю слово, а вы называете противоположное по смыслу.
Подбор слов: дорого – дёшево, продавец – покупатель, доход – расход, экономить – тратить, много – мало, ленивый – трудолюбивый, товар – цена.
Воспитатель: – Молодцы, мы с вами подъезжаем к 1 остановке
(на экране) «Магазин продуктов»».
Проводится дидактическая игра «Дешевле – дороже».
(Каждому ребенку дается по 10 «рублей». Сначала дети подбирают «товары», контрастные по цене (самый дорогой и самый дешевый). Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене «товары». Далее дети решают, что они «купят» на 10 «рублей», и делают покупку в импровизированном магазине (продавец – воспитатель), не забывая о вежливых словах).
Воспитатель: – Молодцы, первый пункт подготовки выполнен, отправляемся дальше. (дети увозят с собой корзину с продуктами)
2 остановка «Магазин игрушек и подарков».
Проводится дидактическая игра «Я хочу».
Воспитатель: – Ребята, вам необходимо разложить карточки на три группы в соответствии со своими желаниями:
1-я группа – «Я хочу для себя» (личные потребности).
2-я группа – «Я хочу для своей семьи» (семейные потребности).
3-я группа – «Я хочу для всех» (общественные потребности).
(Дети выбирают товар, объясняя свой выбор)
Воспитатель: – Молодцы, мы с вами купили всем подарки. Отправляемся дальше. (дети увозят с собой коробку с новогодними игрушками)
3 остановка «Магазин одежды».
Воспитатель: Ребята нам необходимо купить костюмы, в которых мы будем на Новый год, но сначала нам нужно решить несколько экономических задач. Готовы? Начинаем.
1. Хочется купить билеты в театр, но деньги нужны на лекарство бабушке. Как поступить? Почему вы так поступили?
2. Когда санки стоят дороже: летом или зимой. Почему?
3. Какие яблоки можно продать по одинаковой цене быстрее: свежие или испорченные? Почему?
4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по 5 рублей за 1 килограмм, а в другом по 6 рублей за 1 килограмм. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?
Воспитатель: – Молодцы! Вы без подсказок решили все предложенные вам задачи. (дети увозят с собой коробку с новогодними масками)
– Теперь со всеми покупками мы с вами можем отправляться в детский сад и продолжать готовиться к празднику.
Садимся в автобус. Отправляемся. Пока едем в детский сад давайте поиграем в игру «Доход – расход». Слушайте внимательно и отвечайте.
Воспитатель:
– Я начну читать сейчас.
Хором мне не отвечать:
Добавляйте слова: доход или расход.
Мама получила зарплату – доход
Бабушка заболела – расход
Выиграли приз – доход
Потеряли кошелёк – расход
Продала бабушка пирожки – доход
Заплатили за квартиру – расход
Нашла монетку – доход
Купили куклу – расход
Воспитатель: – Ребята, вот мы с вами в детском саду.
– Мы с вами все купили для празднования Нового года. А теперь давайте с вами нарядим ёлку. (дети открывают коробку с ёлочными игрушками, каждый берёт по одной игрушке и вешает на елку).
Воспитатель предлагает открыть коробку с новогодними масками, дети выбирают маски.
Воспитатель: – Ребята, посмотрите, в коробке с масками лежит диск, давайте посмотрим, что там.
(на экране появляется Дед Мороз с заключительными словами)
Литература:
- Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры. – М., 2005.
- Шатова А.Д. Обсуждая проблему «Экономика и … дети»// Детский сад от А до Я. – 2003. – №4. – С. 148.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная - образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему Экспериментирование на тему: «Вода – растворитель или нет?»
Цель: Развитие познавательные способности у детей в процессе экспериментирования с водой. Задачи: - выявить вещества, которые растворя...
Тема: «Планирование образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме недели «Во саду ли, в огороде» (овощи и фрукты)
Конспект состоит: 1. Календарно-тематический план образовательной работы с детьми дошкольного возраста по теме недели «Во саду ли, в огороде» (овощи и фрукты) на один день. 2. План – конспек...
«Планирование образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО в профессиональной деятельности воспитателя» Тема: «Планирование образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме недели «Зимние каникулы»
Календарно-тематический план образовательной работы с детьми дошкольного возраста по теме недели «Зимние каникулы»....
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие в сказку". Образовательная область "Познавательное развитие"
Данный материал направлен на уточнение и расширение математических способностей детей, развитие социальных навыков работы в группе, нахождение решений и умение делать выводы....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Звуковая культура речи, как подготовка к обучению элементам грамоты в ДОУ. «Чашечка с цветком. Дифференциация ч - ц» Образовательная область: речевое раз
Конспект непосредственно образовательнойдеятельности с детьми старшего дошкольноговозраста на тему: Звуковая культура речи, какподготовка к обучению элементам грамоты вДОУ. «Чашечка с цветком. Д...
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Моя семья»
Вид деятельности: беседаЗадачи:Обучающие:Продолжать уточнять, расширять знания и представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе. Активизировать словарный запас детей прилагательн...