Квест-игра по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочную страну Экономику»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Эффективным методом экономического воспитания является использование дидактических игр в обучении детей элементам финансовой грамотности, что обусловлено рядом причин:
игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;
освоение учебной деятельности детьми, включение в нее осуществляется в виде игры (многие дети вообще не знают, что они учатся);
в дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки;
дидактическая игра во многом способствует формированию познавательных интересов, любознательности.
Использование дидактической игры эффективно при организации различных форм детской деятельности по экономическому воспитанию старших дошкольников. Тематика игр, используемая в образовательной деятельности, разнообразна: «Что можно и нельзя купить?», «Доходы-расходы», «Профессии-результат труда», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», «Где что купить?», «Денежкин домик», «Кому что нужно для работы» и пр.Эффективным методом экономического воспитания является использование дидактических игр в обучении детей элементам финансовой грамотности, что обусловлено рядом причин:
игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;
освоение учебной деятельности детьми, включение в нее осуществляется в виде игры (многие дети вообще не знают, что они учатся);
в дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки;
дидактическая игра во многом способствует формированию познавательных интересов, любознательности.
Использование дидактической игры эффективно при организации различных форм детской деятельности по экономическому воспитанию старших дошкольников. Тематика игр, используемая в образовательной деятельности, разнообразна: «Что можно и нельзя купить?», «Доходы-расходы», «Профессии-результат труда», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», «Где что купить?», «Денежкин домик», «Кому что нужно для работы» и пр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Материалы на конкурс профессионального мастерства педагогов финансовой грамотности
Номинация конкурса: «Лучшее методическое обеспечение реализации программы по финансовой грамотности»
«Урок с включением дидактических элементов по финансовой грамотности»
Радянская Светлана Вячеславовна,
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Алёнка»,
город Кирсанов
«Путешествие в сказочную страну Экономику»
Радянская Светлана Вячеславовна,
старший воспитатель
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Объект – дети старшей группы. Подготовка дошкольников к социально-экономическим отношениям.
Предмет образовательной деятельности – финансовая грамотность.
Цель - формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста при помощи игровых ситуаций с включением дидактических элементов.
Задачи:
Образовательные:
- дать детям первичные знания по финансовой грамотности на практике;
- продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы;
- расширять и активизировать словарный запас дошкольников;
- расширять представления о профессиях, соотносить орудия труда, называя соответствующие профессии;
- закреплять умение классифицировать предметы по определённым признакам;
- закреплять математические представления о числе,
- учить детей сравнивать, анализировать, соотносить потребности и возможности («хочу» и «надо»)
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
- развивать память, мышление, воображение;
- расширять представление о труде, его роли и значимости в жизни человека.
Воспитательные:
- воспитывать социально-нравственные качества личности: бережливость, трудолюбие, желание учиться, умение планировать свою деятельность;
- воспитывать финансовую культуру.
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста: раскрытие сущности понятий: «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; «доход», «расход»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.
Форма проведения: образовательная деятельность.
Предварительная работа: проектная деятельность, беседы, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, видеороликов, рассматривание коллекций монет и банкнот, продуктивная деятельность, экскурсия в магазин, банк.
Оборудование: ноутбук, интерактивное оборудование, презентация, карта-схема путешествия по стране сказочных героев, буквы для составления конечного слова «ДРУЖБА», слайды для игр «Профессия-результат труда», «Что можно, что нельзя купить»; монеты и банкноты, банковские карты, мольберт, круги красного и зелёного цвета по количеству детей, мяч.
Ход образовательной деятельности
- Создание мотивационного поля
Приветствие друг друга:
- Ребята, какое у вас настроение? Предлагаю построить «Мост дружбы». Возьмемся за руки, поднимем их вверх. Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.
Воспитатель: Дети, а хотите отправиться в путешествие в сказочную страну Экономику? Там мы будем искать сокровища, которые спрятали сказочные герои. А, чтобы найти их, мы должны преодолеть много препятствий. Карта укажет нам путь. Я предлагаю вам полететь на ковре-самолете. Вы согласны? (ответы детей)
Воспитатель: тогда занимайте свободные места на нашем ковре-самолете!
(воспитатель вместе с детьми садится на ковер).
Воспитатель: давайте произнесем волшебные слова:
«Мы летим, летим, летим,
В страну сказок мы хотим!
Сказка двери открывай
В гости нас к себе впускай!»
Вот мы и прилетели!
II. Основная часть.
- Остановка «Домик Дюймовочки».
Воспитатель: Ребята, вот и первая остановка. Скажите, какое обозначение вы видите? (педагог показывает детям цветок красного цвета на карте). Ответы детей.
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто там живёт!
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)
Воспитатель: Ребята, смотрите, а Дюймовочка подготовила нам необычное задание по экономике (дети находят конверт с заданием и выполняют его).
Загадки:
1. Если хочешь в магазине,
Ты купить, к примеру, сок.
Отправляясь за покупкой,
Возьми с деньгами… (кошелек)
2. Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата? (банкомат);
3. И врачу, и акробату
Выдают за труд … (зарплату);
4.Как называется место,
Где совершаются покупки? (магазин, рынок);
5. На товаре быть должна
Обязательно...(цена).
6. За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт… (кассир);
7. У меня игрушка есть,
И монеток в ней не счесть.
Моя игрушка — свинка,
Дырка у нее на спинке.
Монетки в дырку я кладу,
Когда их станет много, жду. (Копилка).
Молодцы! За выполнение этого задания вы получаете первую букву Д.
Дети по крепят букву на мольберт.
2 остановка: «Домик Золотой рыбки».
Воспитатель: отправляемся дальше. Вторая остановка. Скажите, какое обозначение вы видите? (педагог показывает детям море голубого цвета на карте). Ответы детей.
Воспитатель: Правильно.
- Хотите узнать, кто там живёт? (ответы детей).
Рыбка приплыла из сказки,
С золотистою окраской.
Можешь ей желанье молвить —
Вдруг попробует исполнить?... (Золотая рыбка)
Воспитатель: Дети, Рыбка нам тоже подготовила задание (дети находят конверт с заданием и выполняют его).
- Ребята, всё, что нас окружает, сделано людьми разных профессий. Труд каждой профессии очень важен. За каждый труд платят зарплату. Какие профессии вы знаете? (Ответы детей).
Дидактическая игра «Профессии-результат труда».
- Я каждому раздам карточки, на которых изображены профессии, а нам нужно будет определить, что производят люди этих профессий:
кассир – считает деньги;
парикмахер – делает причёски;
доктор – лечит;
строитель– строит дом;
швея –шьёт одежду;
художник – рисует картины;
пожарный – тушит пожар;
учитель – учит детей;
Молодцы! За выполнение этого задания вы получаете вторую букву Р.
Дети крепят букву на мольберт.
3 остановка: «Домик Медвежонка Умки».
Воспитатель: продолжаем наше путешествие. Педагог показывает детям обозначение на карте (льдина). Каким цветом она обозначена на карте? (ответ детей).
Воспитатель: Правильно. Давайте узнаем, кто там живёт!
В царстве холода
Весь год этот зверь
Большой живёт.
Носит белый он наряд
И лесному мишке брат.
И в засаде, там, где лунка
Ждет свою добычу… (Умка)
Воспитатель: для того, чтобы получить следующую букву, нужно выполнить задание от Умки. Дети находят конверт с заданием и выполняют его.
Дидактическая игра «Что можно и нельзя купить»
-Представьте себе, что вы попали на ярмарку, где продается все на свете.
- Я вам дам по два кружка – красный и зелёный. Если этот товар можно купить за деньги, то говорите: «Да» и показываете зелёный кружок, если нельзя это купить, то скажите: «Нет» и покажите красный кружок. Педагог показывает детям слайды.
- Дом, книгу, платье, солнце, еду, счастье, любовь, лекарство, маму, здоровье, дружбу.
Воспитатель: правильно, мы не можем купить своё здоровье и здоровье близких, купить любовь и заботу мамы, счастье, дружбу. Самые важные и нужные в мире вещи не продаются и не покупаются.
Молодцы! За выполнение этого задания вы получаете третью букву У.
Дети крепят букву на мольберт.
4 остановка «Домик Жар-птицы». Дети, какая по счету следующая остановка и чем она обозначена? (перо Жар-птицы). Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Сейчас мы посмотрим, кто же в этом домике живёт!
Огнём пылает красота
От макушки до хвоста.
Кто перо её добудет,
Тот успешен в жизни будет… (Жар-птица)
- Дети, вы знаете, за что людям дают деньги? (за работу, за труд люди получают деньги, зарплату). Да, человек получает зарплату - деньги. Это будет его доход. Доход – это денежные средства, полученные лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.
Когда вы приобретаете что - то на свои деньги, вы их тратите или не тратите? Ваши затраты – это расход. Расход – это трата, затрата, деньги на прожитие, отдых, еда.
- давайте встанем в круг. Я буду каждому по очереди кидать мяч, а вы будете отгадывать загадки и кидать его обратно мне.
Дидактическая игра «Доход – расход»
- Папа получил зарплату (доход)
- Мама выиграла денежный приз (доход)
- Сестра потеряла кошелёк с деньгами (расход)
- Заплатили за квартиру (расход)
- Брат получил стипендию за хорошую учёбу (доход)
- Родители купили телевизор (расход)
- Бабушка продала на рынке, выращенный урожай клубники (доход)
- Дочке купили куртку (расход)
- Купили лекарство для дедушки (расход)
- Дедушка и бабушка получили пенсию (доход)
- Купили путёвку на море (расход)
Итог: доходов в семье должно быть больше, чем расходов. Очень важно научиться планировать расходы, они не должны превышать доходы семьи.
5 остановка «Домик Буратино». Продолжаем наше путешествие. Какую цифру вы видите на карте? Чем обозначена эта остановка? (Золотой ключик)
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно. - Сейчас мы посмотрим, кто же там живёт!
Мальчик с Азбукой под мышкой
– Деревянный шалунишка.
Победил он Карабаса,
Не подвёл друзей ни разу.
Кто не слушался Мальвину?
Ну, конечно… (Буратино)
Воспитатель: Ребята, Буратино очень любит играть и резвиться, поэтому он предлагает вам немного размяться и отдохнуть.
Физкультминутка: «Монетки» (по типу мышеловки)
«Мы не детки, мы не детки, – (Наклоны в стороны).
А веселые монетки – (Наклоны в стороны).
Звонко катимся по кругу, – (Идут по кругу).
Радуемся мы друг к другу. – (Повороты к соседу).
Дружно скачем: скок, скок, скок… – (Прыгают на месте).
И обратно в кошелек. – (Монетки-дети должны успеть запрыгнуть в кошелек, пока он не захлопнулся – дети смыкают круг).
Молодцы! За выполнение этого задания вы получаете пятую букву Б.
Дети крепят букву на мольберт.
6 остановка «Домик Айболита». Наше путешествие подходит к концу и последняя остановка – это № 6.
- Какое обозначение вы видите на карте? (Чемоданчик Айболита) (ответы детей)
Воспитатель: Правильно. – Давайте отгадаем, кто же там живёт!
Он под деревом живёт,
Лечит весь лесной народ.
Всем на помощь он спешит —
Добрый доктор … . (Айболит)
Воспитатель: Вот и задание от доктора Айболита. Ребята, присаживайтесь на стулья вокруг стола.
Дидактическая игра «Что удобнее: монеты, банкноты или карты».
Дети рассматривают монеты, называют признаки монет. Дети называют монеты разного достоинства. Рассматривают банкноты, называют признаки банкнот (Бумажные, прямоугольные, шуршат). Называют банкноты. Продолжают предложение, начатое воспитателем, называя противоположные признаки. Рассматривают карты. Отвечают на вопрос (прямоугольные, пластиковые, не мнутся, не рвутся).
Итог: людям нужны и монеты, и банкноты. Кроме денег, можно использовать при оплате карту, она еще удобнее. Денег не видим, но они есть!
ОБЖ – пояснить, что монеты и купюры проходят через множество рук, поэтому после контакта с деньгами необходимо тщательно мыть руки.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо справились с заданием и за выполнение этого задания вы получаете шестую букву А.
Дети по очереди крепят букву на мольберт.
Воспитатель: Ребята, за каждое правильно выполненное задание вы получили буквы, из них надо составить слово. Какое слово у нас получилось? (Ответы детей). Правильно, слово «ДРУЖБА».
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями, а вот и награда –сокровища сказочной страны Экономики. (Воспитатель открывает сундучок) (в сундучке лежат волшебные монеты). (Шоколадные монеты по количеству детей).
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие в сказочную страну Экономики? (Ответы детей).
Воспитатель: А теперь нам пора отправляться обратно в детский сад. Садитесь на наш ковер-самолет. И повторяйте волшебные слова:
«Мы летим, летим, летим,
В детский сад попасть хотим!»
- Заключительная часть.
Осмысление
Дидактические задачи:
Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.
Воспитатель:
- В какой стране мы с вами побывали?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какое задание не вызвало у вас трудности?
- Какое задание было выполнять труднее?
- Какое задание вызвало у вас наибольший интерес?
- Как легче было выполнять задания сообща или самостоятельно?
- Молодцы, ребята, у вас все получилось! Надеюсь, вы будете всегда честными с окружающими, добросовестно трудиться и добьетесь в жизни блестящих успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства. Пр...
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Знакомство детей с такими понятиями, как "деньги", "товар, "счет" и т. д., с помощью сюжетных, дидактических, театрализованных игр; чтением и обыгрыванием сказок, скороговорок...
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Познаём основы экономики»
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их при...
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»
Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...
Буклет "Квест-игра как средство формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"
Квест-игры по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста – это универсальная образовательная технология, которая помогает расширить представления дошкольников о деньгах, как можно правильно...
Квест-игра по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочную страну»
Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое», «Социально-коммуникативное.», «Речевое развитие», «Познавательное развитие&raq...
Конспект занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочной стране»
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....