Проект "Занимательная Экономика"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №9 «Калинка»
г. Назарово Красноярского края
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Выполнила: Мальцева Г.Г.
Воспитатель старшей группы №10 «Мальвина»
Проект
по формированию основ финансовой грамотности
у детей старшего дошкольного возраста.
Название проекта: "Занимательная экономика"
Тема проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через разные виды образовательной деятельности.
Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный, познавательно – исследовательский.
Реализовала проект: Мальцева Газиля Григорьевна воспитатель гр. №10 «Мальвина» МАДОУ «Детский сад №9 «Калинка».
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Актуальность создания проекта: Экономика и ребёнок лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем.
Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией, пока еще на начальном уровне.
Введение экономического воспитания - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. И это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представление о рыночной экономике и ее закономерностях, способность развитию самостоятельности детей, научить бережливости, поиску рационального решения проблемы, открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, а не делать все за него.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования разных видов образовательной деятельности максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности.
Педагогические технологии, методы и приёмы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:
- Наглядный: (наблюдение, просмотр мультфильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.)
- Демонстрационный: (выставки детских работ аппликаций и рисунков)
- Практический: (исследование, моделирование и др.)
- Словестный: (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.)
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты:
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности, разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.
Задачи:
Образовательные: развитие у детей интереса к знаниям о финансовой грамотности, формирование системы знаний о социально-экономических отношениях в обществе;
Образовательные задачи: ознакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий,
Развивающие: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
Воспитывающие: воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Ожидаемые результаты:
Для детей: - приобретение новых знаний социально-экономического характера,
- приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи
- усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
- получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
- развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
- применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
- развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- повышение интереса к изучению окружающего мира.
Для родителей: Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по финансовым вопросам.
Для педагогов: Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.
Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта)
- Ознакомление родителей с проектом "Занимательная экономика"
- Рассматривание альбома «Поговорим о деньгах»
- Беседа «Что такое деньги, и какими они бывают»
- Чтение художественной литературы
- Создание рисунков: «Денежное дерево»
- Создание аппликаций: «Моя первая копилка»
- ННОД «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»
Ключевые моменты проекта:
Краткое содержание:
- I этап – подготовительный: Составление поэтапного плана работы проекта; Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта; Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.
- II этап – основной: Обеспечить реализацию и коррекцию проекта. Провести занятия для изучения появления денежных единиц, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда. Спланировать и провести экскурсию в магазин, музей, библиотеку, почту. Организовать и провести сюжетно- ролевые игры «Магазин», «Банк», «Кафе». Использование сказок экономического содержания на занятиях и в игровой деятельности. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам экономического воспитания детей через консультации; родительские собрания; совместное с детьми изготовление товара для ярмарки; поисковая деятельность – коллекционирование старинных и иностранных денег; оформление «папки – передвижки». Организовать экскурсии в магазин, музей, почту. Систематизировать накопленный материал.
- III этап – заключительный: Осуществить анализ работы по проекту. Выступление на заседаниях методического совета МАДОУ. Публикация результатов проекта. Применение в практике педагогической деятельности.
Описание продукта, полученного в результате проекта:
- Оформление альбома «Поговорим о деньгах»: родители вместе с детьми находят и приносят
иллюстрации (муляжи) разнообразных банкнот, пластиковых карт которыми пользуются в различных странах.
- Выставка детских рисунков «Денежное дерево» в нетрадиционной технике рисования
«Фроттаж» представляет собой нетрадиционный вид рисования – через отпечаток. Дети берут, чистый лист бумаги под него кладут фактурный объект (шаблон дерева с монетами), а затем карандашом или восковым мелком совершаются штрихобразные или натирающие движения. В результате работы получается рисунок-отпечаток.
- Выставка аппликаций «Моя первая копилка»: Дети используют шаблон копилки вырезают,
его наклеивают на картон (или белый лист бумаги). А затем, вырезают монеты, и «опускают» приклеивают их в копилку.
Интеграция образовательных областей:
№ п.п | Название образовательной области | Содержание (краткое) | Задачи |
1 | Художественно – эстетическое развитие (изобразительное искусство, аппликация) | Аппликация: «Моя первая копилка» Рисование: «Денежное дерево» | Формировать умения передавать свои творческие замыслы через изобразительное искусство: - использовать широкий спектр материалов и приёмов рисования, аппликации - воспитывать в детях самостоятельность; развивать любознательность, интерес к овладению изобразительными нестандартными способами рисования, аппликации. |
2 | Речевое развитие | Чтение художественной литературы: - сказка «Хранители бюджета» авт. Ястребова Л., Мальгина Н. - «Что почём?» изд.дом «КАРАПУЗ» - отрывок из сказки «Буратино» Беседа: «Что такое деньги, и какими они бывают» | Формировать умение внимательно слушать сказки, отвечать на вопросы по содержанию, расширить словарный запас детей. Развивать диалогическую речь, умение задавать вопросы и отвечать на них. |
3 | Познавательное развитие | ННОД : «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике» | Обогатить представление детей о разнообразии денег, Закреплять представления детей экономических понятий: деньги, доход и расход |
4 | Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевые игры: «Магазин»; «Кафе»; д.и. «Кто что делает?» | Развивать интерес и уважение к разным профессиям. Обогащать словарь, развивать речь детей. |
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:
- Организация родителей (их ответственность в выполнении заданий)
- Изучение различной литературы по теме проекта.
- Интернет сайты:
Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- Центр «Говорушки»: в центре расположены альбомы «Мир финансов»
- Центр «В гостях у сказки»: в центре находятся книги со сказками, картотека
пословиц, поговорок, загадок «Занимательная экономика»
- Центр сюжетно-ролевых игр «Игралочка»: в центре находятся игрушки- персонажи, пластиковые модули (магазин, кухня) атрибуты, наборы посуды, продуктов питания, коробочки, контейнеры.
- Центр «Весёлый карандаш»: в центре находятся различные шаблоны, трафареты, раскраски по теме проекта «Занимательная экономика» Дети могут сами по желанию выбирать нужный им материал и работать самостоятельно.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам:
- Время года: весна
- Продолжительность проекта: краткосрочный: с #1075;. по #1075;.
№ п.п | Этапы | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Поисковый |
| #1075;. |
2 | Аналитический |
| #1075;. |
3 | Практический | Дети:
«Моя первая копилка»
Родители:
Педагог:
(рисунки, аппликации)
| с #1075;. по #1075;. |
4 | Презентационный | Итоговое мероприятие: презентация проекта, фотоотчёт | #1075;. |
Организационные формы работы над проектом:
№ п.п | Формы работы | Название \ тема | Сроки |
1 | Занятия | Беседа «Что такое деньги, и какими они бывают» Чтение художественной литературы: - сказка «Хранители бюджета» авт. Ястребова Л., Мальгина Н. - «Что почём?» изд. дом «КАРАПУЗ» - отрывок из сказки «Буратино» ННОД «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике» | с #1075; по #1075; |
2 | Самостоятельная работа | конструирование: поделки «Моя первая копилка», оформление индивидуальных выставок детских рисунков. | с #1075; по #1075; |
3 | Взаимодействие с родителями | Беседа по теме проекта; консультация для родителей «Дайте ребенку знания о деньгах» | с #1075; по #1075; |
Список литературы:
- Введение в мир экономики, или мы играем в экономику/авт.- сост. А.А. Смоленцева. – Спб., 2001.
- Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. Аношина Л.М.
- Беседы об экономике: методическое пособие/авт.- сост. Т.А. Шорыгина.- М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
Использование интернет ресурсов:
- Maam. Ru
Конспект ННОД по художественно – эстетическому развитию
"Моя первая копилка"
Цель: формирование у детей основ финансовой грамотности, развитию экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.
Задачи:
- раскрыть сущность понятия "деньги", "монета", "банкнота";
- закреплять знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают бумажными и металлическими;
- продолжать учить, правильно держать ножницы;
- закреплять умение вырезать круг из квадрата;
- продолжать учить составлять задуманную композицию из частей и наклеивать их.
- воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость)
Образовательная среда: письмо, копилка, муляжи купюр, шаблон «копилки», манет на каждого ребёнка, ножницы, клей.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Характер взаимодействия: эмоционально-личностное, ситуативное, деловое.
Руководство деятельностью:
Мотивационно-целевой этап:
В-ль: Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: "Привет!",
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука.
Здравствуй, друг, здравствуй, друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг.
Здравствуйте, ребята!
(после приветствия воспитатель предлагает детям пройти и присесть за столы).
Стук в дверь. Почтальон: "Здравствуйте, ребята! Вам пришла посылка от вашего друга Кота Матроскина. (воспитатель вместе с детьми благодарит почтальона). Воспитатель распечатывает посылку и демонстрирует копилку детям.
В-ль: Что это нам такое прислал Кот Матроскин? ответы детей.
Постановка цели: В-ль: Для чего же нужна эта копилка? ответы детей.
В-ль: Правильно, чтобы копить деньги. Ребята, подскажите, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить? ответы детей.
Совместная деятельность: В-ль: А давайте сейчас поиграем в игру "Для чего нам нужны деньги?". Я бросаю вам мяч и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.
Игра "Для чего нам нужны деньги?"
Воспитатель опрашивает всех детей.
В-ль: А вам интересно узнать, что лежит в копилке? Какие там деньги? Давайте посмотрим.
Рассматриваем сначала монеты.
В-ль: Что это такое? ответы детей
В-ль: Правильно, монеты. Какая монета? ответы детей
В-ль: Круглая, металлическая, монета может звенеть (взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после чего дети смогут самостоятельно назвать признак).
В-ль: Посмотрите, ребята в копилке еще есть деньги. Как можно назвать эти деньги? ответы детей "БАНКНОТЫ"
В-ль: Какая "Банкнота"? Дети называют признаки.
В-ль: Бумажные, прямоугольные, шуршат. Продемонстрировать, как шуршит банкнота.
В-ль: Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется "Дополни". Я называю признак монеты, а вы противоположный признак банкноты и наоборот:
Монета круглая, а банкнота.
Банкнота бумажная, а монета.
Монета звенит, а банкнота.
В-ль: Ребята, думаю, что каждый из вас мечтает купить игрушку, которую родители вам еще не купили из-за того, что она стоит очень дорого. Давайте, мы сегодня, поможем мамам и папам накопить на вашу любимую игрушку.
В-ль: Но, прежде чем приступить к работе, нам нужно хорошенько размяться.
Физминутка «Карманов много у меня»
*У меня в кармане груша, Дети достают из правого кармана
воображаемую грушу.
А в другом конфета есть. Достают из левого кармана, конфету, подносят ко рту, облизывают губы.
*В заднем брючном — Колют себя указательным пальцем.
Злая кнопка.
Не могу я даже сесть. Чуть приседают и быстро выпрямляются.
*А в рубашечном кармашке Показывают пальцем на карман рубашки.
Маленький лежит платок, Рисуют указательным пальцем платок.
Чтобы я лицо и руки «Вытирают» лицо и руки.
Вытирать им смело мог.
На ладошку я монетку Показывают раскрытую ладонь.
Из кармана положу.
— Где орел? Подбрасывают воображаемую
А может, решка? — монетку на ладони.
У монетки я спрошу.
Самостоятельная деятельность: У каждого из вас на столе лежит «копилка», которую мы с вами вырежем и наклеим на картон. А затем, вырежем монеты и опустим их в копилку.
Рефлексия: ребята, что мы с вами сегодня делали?
От кого нам пришла посылка?
Что в ней было?
Как мы с вами помогли нашим родителям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэтапная работа по проекту "Экономика и дети"
В последнее время на современном этапе развития личности, все большую актуальность приобретает знакомство детей с экономикой. Это актуально, как для системы образования страны, так и региона и любого ...
Совместная работа родителей и детей по проекту "Экономика и дети"
В беседах с родителями мне стало ясно, что они не знают какими способами и методами можно преподнести детям экономические знания. знания ...
Конспект занятия "Экономика для малышей"
- познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсия, зарплата; - дать представление о рекламе; - пробуждать здоровый интерес к деньгам; - формировать экономическое сознан...
О царицы Экономики и Верной Дружбе.
Занятие по формированию элементарных экономических знаний у детей дошкольного возраста. Обогащение активного словаря детей экономическими...
Конспект занятия по экономики
Конспект занятия по экономическому воспитанию дошкольников...
Конспект занятия по экономике в подготовительной группе (по типу викторины «Что? Где? Когда?»)
Это конспект игрового занятия, целью которого является закрепление знаний по экономическому воспитанию старших дошкольников...
консультация для родителей "Дошкольник и .....экономика"
современный ритм жизни и то с какой скоростью происвходят изменения в современом мире требуют более серьезного подхода к экономическому воспитанию детей, и начинать это надо с детского сада....