Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников посредством технологии «mind-maps» (ментальные карты)
статья (старшая, подготовительная группа)

Насурлаева Наталья Александровна

В статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям.  Описаны этапы педагогической работы в данном направлении, а также методы и приемы обучения дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников посредством технологии «mind-maps» (ментальные карты)

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям.  Описаны этапы педагогической работы в данном направлении, а также методы и приемы обучения дошкольников.

Ключевые слова: финансовая грамотность, дошкольное образование, экономические представления, старшие дошкольники, ментальные карты.

   Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений. Эти изменения обусловлены переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях. Именно в дошкольном возрасте происходит социализация детей в сфере финансовой грамотности.

   Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое в общем смысле выражается в умении самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими распоряжаться.  А предпосылки финансовой грамотности закладываются уже в дошкольном возрасте. Однако знания у дошкольников неглубокие, хаотичные, зачастую зависящие от собственных желаний (ребёнок в магазине требует купить понравившуюся игрушку, не задумываясь о цене и о том, что родители не рассчитывали потратить на игрушку большую сумму денег). Ребенок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дешево, дорого, экономить и другие. Но при этом не имеет достаточно знаний и представлений, которые стоят за этими понятиями. Если спросить у детей, где их родители берут деньги, как они их зарабатывают, многие не смогут ответить. Некоторые скажут, что деньги родители снимают в банкомате, а на работу ходят просто работать. У детей существует ошибочное мнение, что деньги родителям даются легко, стоит только вставить карту в банкомат и нужная сумма будет в кошельке.

   Учитывая эти обстоятельства, задача воспитателя, прежде всего, заключается в том, чтобы систематизировать имеющиеся представления детей об экономических понятиях, наполнить их соответствующим содержанием, выстроить между ними логические взаимосвязи и создать необходимые образовательные развивающие условия для формирования у детей экономической культуры (финансовой грамотности). Для решения этой комплексной задачи необходимо подобрать адекватную образовательную технологию. На мой взгляд, такой технологией является технология mind-maps (ментальные карты или интеллект-карты).

   Метод ментальных карт был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски звучит следующим образом- «mind-maps». Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» – «карты». В итоге получаются карты ума. Но чаще мы употребляем выражение ментальные карты или интеллект-карты. Ментальная карта – информация, которая представлена в графическом виде с помощью рисунков, разных цветов и пространственных связей. В центре карты – общая тема (например, «Бюджет семьи»). От нее в разные стороны расходятся более мелкие темы или данные по мере уменьшения их общности. Ассоциации с общей темой ментальной карты позволяют проследить ее взаимосвязи с более мелкими темами. Благодаря этому изложенную в карте информацию легче воспринимать, анализировать, систематизировать, запоминать.

   Какие ещё преимущества имеет метод ментальных карт?

  • Наглядность. Тема, которую вы транслируете детям с помощью ментальной карты, отображается компактно и наглядно. Это важно, потому что в дошкольном возрасте основным является наглядно-образное мышление. То есть метод учитывает возрастные особенности детей.
  • Привлекательность. У каждой ментальной карты своя эстетика. Детям не только интересно, но приятно ее рассматривать.
  • Запоминаемость. Ментальная карта заставляет работать оба полушария мозга. Благодаря тому, что она содержит разные образы, цвета, дети лучше запоминают информацию, которая изложена в карте.
  • Информативность. Ментальная карта помогает выявить недостаток информации. Если не получается связать мелкие темы с общей темой, значит, между ними не хватает еще одного смыслового звена.
  • Креативность. Ментальная карта развивает креативное мышление. С ее помощью дети находят нестандартные пути решения разных задач.
  • Инновационность. Ментальная карта побуждает к новым идеям, способам действия.

   Ознакомившись с опытом работы некоторых педагогов, я решила совместить технологию ментальных карт и практическую работу по формированию финансовой грамотности дошкольников. Поэтому, я познакомила детей с ментальными картами, с тем, как их правильно составить. В центре листа – центральный образ (тема), который символизирует основную идею или тему. От центрального образа нужно нарисовать ветки (либо стрелки) к картинкам или символам, которые ассоциируются с ключевыми понятиями и раскрывают центральную тему.

   Наиболее эффективное обучение финансовой грамотности возможно только при правильной организации познавательной деятельности детей. В работе по формированию предпосылок финансовой грамотности дошкольников я использую самые разнообразные формы: занятия, беседы, игры (сюжетно-ролевые, настольные, дидактические и подвижные), экскурсии виртуальные и самые настоящие, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и презентаций, создание коллекций, продуктивные виды деятельности, конкурсы. В процессе ознакомления детей с темой использую сразу несколько форм работы, но всегда изучение темы сопровождается составлением ментальных карт, которые способствуют систематизации пройденного материала.

   Разберём одну из тем - «Труд-основа жизни». Мы беседовали с детьми о профессиях, о том, кем работают их родители, какую профессию хочет выбрать ребёнок, легко ли родителям зарабатывать деньги. Собрали с детьми коллекцию картинок и иллюстраций о профессиях, орудиях труда. Я познакомила детей с пословицами о труде, загадывала загадки о профессиях, читала новые и хорошо знакомые произведения художественной литературы, демонстрировала презентации «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Ручной труд», «Маленькие помощники». Активно обсуждали тему заработной платы, устанавливали взаимосвязь между заработной платой и трудовой деятельностью. Дети пришли к пониманию, что труд является не только средством удовлетворения разнообразных потребностей человека, но и источником дохода.

   Ребята с интересом рассматривали альбомы и книги. Дети подобрали картинки по профессиям. Ментальная карта позволила сгруппировать профессии на несколько групп:

  • работа с людьми;
  • работа с техникой;
  • работа, связанная с творчеством;
  • работа, связанная с охраной природы.

Были составлены интеллект-карты «В мире профессий», «Для чего надо трудиться», «Откуда хлеб пришёл», «Береги природные ресурсы» и итоговая интеллект-карта «Труд-основа жизни». И так по каждой из тем.

   В группе мы с ребятами обсудили и составили бюджет семьи, выяснили, кто может приносить доход в семью (папа, мама, дедушка, бабушка, старшие брат и сестра – студенты, социальные выплаты семье на детей). Затем рассмотрели потребности семьи.  Закрепляя материал, составили ментальную карту «Доходы и расходы семьи». 

   Выполняя задание, дети учатся выделять главную мысль, систематизируют информацию изученного материала. У детей активно развивается доказательная речь, формируются умения отстаивать свою точку зрения и уважать мнение другого человека.

   При прохождении темы «Учимся планировать» был проведён творческий конкурс поделок «Семейная копилка». Мы с детьми обсуждали тему копилок, зачем они нужны, на что можно копить деньги, стоит ли вообще копить деньги в копилке, могут ли дети копить деньги, на что бы дети потратили накопленные деньги. Была составлена интеллект-карта «Семейная копилка», где дети картинками рассказывали о том, на что копила их семья деньги и на что они были потрачены. Дети приносили копилки разных форм из картона,  пластика и дерева. Фантазии детей и родителей не было конца. Трудно было выбрать победителей.

   В результате систематического использования технологии создания ментальных карт, была отмечена возросшая детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении любознательности и познавательного поиска. Дети приобрели определенные умения по созданию и наполнению ментальной карты, зачатки планирования, которые они проявляют в самостоятельной и совместной деятельности, в повседневной жизни. Ментальные карты стимулируют детей к общению. Совершенствуются социально-коммуникативные и речевые навыки. Дети стали четче формулировать мысли, не отвлекаются от обсуждаемой темы, легче воспринимают и усваивают инструкцию взрослого, пытаются сами инициировать взаимодействие по делу и следовать по намеченному плану. У детей формируются аналитические предпосылки, они не только воспринимают и систематизируют информацию, но и устанавливают причинно-следственные связи.

   Абсолютно утверждать, что только ментальные карты способствовали успешному формированию предпосылок финансовой грамотности у ребят нельзя. В образовательной деятельности использовались элементы и других технологий.  Ценен тот факт, что детям было интересно составлять финансовые ментальные карты. Это подтверждается тем, что ребята, овладев навыками составления ментальных карт, применяли их в других видах деятельности.

   В процессе работы по развитию предпосылок финансовой грамотности постепенно и незаметно оптимизировалась общая психологическая атмосфера в группе, хотя и не ставилось такой задачи. Дети стали дружнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций, они научились договариваться. Сложились долговременные игровые объединения детей и общая стойкая положительная динамика сотрудничества.

Литература

1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников. /Журнал Начальная школа, вып.7/12.

2. Афонина Ю.В., Ханова Т.Г. Использование игр-презентаций как средства активизации познавательного интереса дошкольников // Перспективы образования и науки. 2017. № 6(30). С. 66-69.

3. Бьюзен Т. Супермышление /Тони и Барри Бьюзен. Минск,2008.

4. Дыбина О.В., Сидякина Е.А. Мир экономики глазами ребенка: Методический материал. Тольятти, 2000. 70с.

5. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду / Н.И. Колчина // Дошкольная педагогика. – 2016. - №10.

6. Курак Е.А., Михерева Л.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. М.: ТЦ СФЕРА, 2002. 80 с.

7. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.

8. Обсуждая проблему «Экономика и … дети» // Детский сад от А до Я. 2003. №4. С. 148.

9. Прокофьева Н.М., Ханова Т.Г. Необходимость экономического воспитания детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2018. № 2(92).

10. Сасова И.А. Как начинать изучать экономику? // Детский сад от А до Я. 2003. №4. С.12.

11. Шатова А.Д.  Программа «Дошкольник и... экономика» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают....

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Сборник мультфильмов для формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.

В современном обществе ребенок очень рано попадает в активную разнообразную медиа-среду. С раннего детства его увлекает компьютер, телевизор, телефоны, планшеты как средство игры и удовлетворения позн...

Доклад на тему:"«Сюжетно-ролевая игра как эффективная форма работы при формировании предпосылок финансовой грамотности у дошкольников»

Актуальность сюжетно-ролевых игр в образовательной деятельности ДО позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию, формирует умение детей погружаться в роль специалиста той ил...

Формирование предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников

Автором разработана презентация на тему "Формирование предпосылок финансовой грамотности " в помощь педагогам....

«Современные игровые образовательные технологии в формировании предпосылок финансовой грамотности у дошкольников в условиях реализации ФОП ДО».

Тема заседания «Формирование предпосылок финансовой грамотности в контексте содержания ФОП ДО»....

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЯМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЯМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»...