Проект "Деньги - помощники"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Спиридонова Марина Сергеевна

Цель проекта: расширение представления детей о деньгах и видах расхода семейного бюджета; укрепление семейных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_finansovoy_gramotnosti_dengi_-_pomoshchniki.docx34.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида «Лучик»

Методическая разработка

 старшая группа «Березка»

Проект по финансовой грамотности

«Деньги-помощники»

                    Подготовил: воспитатель М.С.Спиридонова

Вихоревка, 2022г.

Актуальность проекта:

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Постановка проблемы:

Дети не всегда представляют, на какие цели расходуются деньги в семье. «Почему если деньги есть, то и мячик тоже есть?»

Цель и задачи проекта:

Расширение представления детей о деньгах и видах расхода семейного бюджета; укрепление семейных связей.

Сроки проведения:

Неделя

Участники проекта:

Дети 2 младшей группы, воспитатели группы, родители (законные представители).

Предполагаемые результаты:

По завершению проектных мероприятий дети могут:

  • Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар).
  • дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
  • родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
  • педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей младшего дошкольного возраста.

Ресурсное обеспечение:

  • реальные деньги: бумажные, железные;
  • муляжи денег для игры «Магазин»;
  • атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»; «Парикмахерская».
  • ноутбук для просмотра мультфильмов и презентации;
  • мультфильмы: «Уроки тетушки Совы – Азбука денег», «Смешарики», «Финансовые уроки кота Матроскина» С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад».

Этапы проекта:

1 этап – Подготовительный.

  • Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы о видах и значении денег;
  • Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги-помощники», анкетирование;
  • Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике;
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап – Основной.

Реализация проектных мероприятий:

Понедельник: Беседа с детьми на тему «Что мы знаем о деньгах? Откуда берутся деньги?» ( игровая ситуация « В гости к Совушке-сове»).

Вторник: Просмотр презентации «Деньги. Виды денег» (какие деньги были раньше, какие сейчас).

Среда: Просмотр мультфильмов: «Уроки тетушки Совы – Азбука денег», «Смешарики», «Финансовые уроки кота Матроскина», С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад».

Четверг: Анкетирование родителей по финансовой грамотности. Игра - драматизация  с детьми «Как поросята домики покупали».

3 этап – Заключительный

Пятница: рекомендации для родителей

Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Магазин», «Парикмахерская», «Идем к кукле Маше на день рождения» (можно выбрать одну, можно объединить в единый сюжет).

Приложение 1

Рекомендации для родителей

1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

Когда вы идете с ребенком в магазин, например за подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.

2. Возьмите ребенка в банк.

Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.

3. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.

Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».

4. Научите детей зарабатывать деньги.

Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья (Только нужно помнить, что в семье существуют обязанности, которые должны выполнять все члены семьи, за которые деньги не платят).

5. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.

Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.

6. Покажите ребенку как пользоваться кредитной карточкой.

Обязательно познакомьте с кредитной карточкой. Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться.

7. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.

8. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.

Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.

Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.

9. Будьте для ребенка примером.

На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.

Приложение 2

Русские пословицы и поговорки о деньгах

  • Без копейки рубля нет.
  • Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.
  • Горе — деньги, а вдвое — без денег.
  • Горе — деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
  • Гроша нет за душой.
  • Денег ни гроша, да слава хороша.
  • Денежка без ног, а весь свет обойдет.
  • Деньги счет любят.
  • Деньги — что пух: только дунь на них — и нет.
  • Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому — и тысячи мало.
  • Не горюй о деньгах: не они нас наживали, а мы их.
  • Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
  • Отплатил той же монетою.
  • Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
  • Трудовая денежка всегда крепка.
  • Уговор дороже денег.

Приложение 3

Беседа «Знакомство с деньгами»

Цель:

Познакомить детей с деньгами, какие были при древнем человеке до наших времен;

Познакомить детей с деньгами достоинством 1,2,5,10 рублей,1,5,10 копеек;

Ввести понятия: деньги, монета, купюра, рубль, копейка, банковская карта;

Обогащать активный словарь.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, кто к нам пришел в гости?

Дети: Совунья.

Воспитатель: Правильно, это Ученая Сова, она все знает.

Сова: Здравствуйте, ребята. Вы любите отгадывать загадки?

Дети: Здравствуй Сова, любим.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что очень любит делать Совушка-сова?

Варианты ответов:

Сова: Да, я очень люблю считать. Я считаю все, дома, деревья, детей. Посмотрите, что у меня? (Деньги) А кто знает, зачем они нам?

Дети: Варианты ответов.

Сова: А где мы с вами расплачиваемся деньгами?

Дети: Варианты ответов.

Сова: В кошелек мы их кладем,

          С ними в магазин идем. (Деньги)

Показ воспитателя, какими бывают деньги (бумажные, железные).

Приложение 4

Анкета для родителей

1. Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

                 Да                                 Нет

2. Нужно ли детей знакомить с экономикой?

                 Да                                 Нет

3. Как вы относитесь к желанию детей иметь копилку

           Положительно                      Отрицательно

4. Должны ли иметь карманные деньги дети дошкольники?

                  Да                                 Нет

5. Замечаете ли вы у ребенка интерес к домашней работе?

                  Да                                 Нет

6. Как ребенок относится к труду?

  • Охотно принимается за дело
  • Неохотно берется за дело

7. Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?

                   Да                                 Нет

8. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?

                    Да                                Нет

9. Знают ли дети профессии родителей?

                    Да                                Нет.

Приложение 5

Игра - драматизация  «Как поросята домики покупали».

Цель:  детей с игрой «Как поросята домики покупали».

Задачи:

  • что такое деньги и зачем они нужны, откуда деньги берутся, как грамотно их тратить.
  • Воспитывается уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок. 
  • Научить детей на основе сказочных персонажей правильному отношению, разумному использованию;
  • Показать детям, какое большое значение имеет в нашей жизни бережное отношение к вещам, деньгам;
  • Развивать внимание, мыслительные операции, речь;

Драматизация

Собрались животные на базаре. Один торговал мёдом, другой малиновым вареньем, третий мукой, четвёртый крупой. Медведь продавал домики. (Открыть салфетки с демонстрационным материалом). Жара, покупателей нет, торговля не идёт, цены на товар не сбавляют.

Давайте, ребята, им поможем быстрее разобраться со своим товаром и уехать домой.

Ниф Ниф, Наф Наф и Нуф Нуф тоже пришли на ярмарку. Потому что им срочно нужны домики.

-Здравствуй медведь! : Сказали поросята.

-Здравствуйте, поросята: ответил Медведь.

-Какие красивые домики! Воскликнули поросята. Подари нам домик.

-Нет поросята, я их не дарю, продаю: ответил Медведь.

-Как это?

-Что бы домики стали ваши, нужно их купить, а что бы купить, нужны деньги.

-А у нас нет денег, где же их взять или найти? : Подскажи Медведь.

-Деньги нужно заработать: Ответил Медведь. И показал поросятам деньги, это были блестящие, коричневые желуди.

Пошли поросята на работу к Белочке, которая предложила поросятам научить ее бельчат хорошим манерам.

Ниф Ниф научил бельчат, здороваться при встречи со старшими. За это Белочка дала ему один желудь.

Нуф Нуф научил бельчат делать гимнастику еще не разговаривать за столом. За это Белочка дала 2 желудя.

Наф Наф научил бельчат не спорить, не пачкать одежду за столом, говорить вежливые слова. За это Белочка дала Наф Нафу 3 желудя.

Поросята были очень рады, что сами заработали деньги-желуди. Посоветовались и сложили деньги в сумочку, что бы не потерять. Пошли на базар.

У Медведя остались только три домика соломенный, из веточек и каменный.

-Какой красивый соломенный домик и стоит всего 1 желудь: сказал Ниф Ниф.

-Да очень красивый, желтый и легкий, вот подует ветерок, вот так ФФФФ подул Наф Наф. И улетит наш дом.

Решили его не покупать.

-Какой красивый дом из веточек и стоит всего 2 желудя.

-Да очень красивый, коричневый, чистенький такой, подует ветер сильно вот так ФФФФФФФ подул Наф Наф  и улетит наш дом.

Решили его не покупать.

-Какой красивый дом каменный! : Сказал Наф Наф и стоит 5 желудей.

Посоветовались поросята и решили его купить.

- Хороший выбор: сказал Медведь. Этому дому не страшен ни ветер, ни Волк и даже мороз. Сами проверьте.

И поросята стали дуть - ФФФФФФ. Домик стоял крепко. Даже не пошевелился. На ту денежку, которая у них осталась, они купили у Белочки 3 теплых шарфика, что б зимой теплее было. Вот так поросята дом покупали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я - человек. Наши помощники - органы чувств"

Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...

Проект: "Все помощники нужны, все помощники важны"

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: воспитание потребности в здоровом образе жизни, вызвать у детей интерес к роли органов чувств в жизни человека, развивать познавательн...

Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей старшего возраста на тему: «Все помощники – важны, все помощники – нужны».

Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей среднего возраста на тему:«Все помощники – важны, все помощники – нужны».Цель:·        Сформировать ...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»

Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...