Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Бережливость лучше богатства».
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
- сформировать понятия «бережливость», «экономия»;
- формировать навыки и умения рационального использования доступных материальных ценностей;
- дать представление о сущности расходов, показать их многообразие;
- познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета( зарплата, пенсия, стипендия);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
berezhlivost.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Бережливость лучше богатства».
Цель: Формировать у детей понятия о бережливости и экономии.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать понятия «бережливость», «экономия»;
- формировать навыки и умения рационального использования доступных материальных ценностей;
- дать представление о сущности расходов, показать их многообразие;
- познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета( зарплата, пенсия, стипендия);
Развивающие:
- развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду взрослых;
- воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности тем, кто помогает удовлетворить наши потребности и желания.
Предварительная работа: чтение пословиц о бережливости, беседы о семейном бюджете.
Оборудование и материалы: корзина или копилка, игровые купюры, ноутбук для просмотра мультфильма, листы бумаги, карандаши, ножницы, мяч.
Ход НОД:
Чтение стихотворения Ш. Галлиева "Три копейки на покупку"
Маму в магазин провождает сын,
Три копейки ей дает: Вот!
Купи мне самолет.
А еще ружье, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть!
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить ... "
- Как вы думаете, чему учит это стихотворение? (мальчик не знает цену деньгам, у него много желаний)
- О чем мы сегодня будем говорить? (о деньгах, как ими распорядиться)
- Ребята, как вы думаете, что значит «экономить»? (беречь, не тратить слишком много, делайте покупки с умом)
- Слышали ли вы такие слова от родителей?
- В каких случаях? (Ответы детей)
- Ребята, а откуда у людей появляются деньги? (Зарабатывают)
- Верно. Ваши родители за свою работу получают заработную плату. Это зарплата ваших мам и пап. Положим в копилку.
Воспитатель берет несколько купюр и складывает их в корзину или копилку.
- В семье есть дедушка и бабушка. Они старые и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия - деньги. Пенсия выплачивается пожилым людям, проработавшим много лет.
(Кладут еще деньги в копилку)
- Старшая сестра или брат - студенты, учатся и получают стипендию за работу, это тоже деньги.
(пополнить копилку)
(Копилка постепенно наполняется деньгами, и дети наглядно видят составляющие семейного бюджета.)
- Наша копилка наполнена деньгами. Все эти деньги - доход семьи. Семейный доход - это все деньги, которые получают члены семьи.
-Как вы думаете, в копилку нужно класть все заработанные деньги? (Нет).
- В каждой семье есть важные и необходимые траты. Эти траты называют расходами. На какие расходы необходимо оставить деньги в первую очередь? (Оплата за квартиру, еда, одежда, лекарства)
- Правильно, каждая семья должна что-то покупать каждый день. Товары длительного пользования, такие как телевизоры, холодильники и стиральные машины, стоят дорого, но используются очень долго. Краткосрочные товары, такие как продукты питания, дешевле, но их нужно покупать очень часто. Но чтобы покупать дорогие товары, нужно накопить больше денег. Для этого нужно уметь экономить. Как можно сэкономить? Как помочь родителям сэкономить деньги? Ребята, а ответы на эти вопросы мы узнаем, пoсмотрев мультфильм «Азбука денег.», в котором тетушка Сова расскажет вам об умении экономить…
(Дети просматривают мультфильм «Уроки тетушки Совы. Азбука денег» серия 5 «Умение экономить»
- Итак, как же можно сэкономить деньги? ( Не лить воду зря, не включать электроприборы без необходимости, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, заботиться о своих вещах и ухаживать за ними, помогайте выращивать овощи и фрукты, чтобы не покупать их, у родителей не клянчить бесполезные вещи и игрушки)
-Да, тратить деньги нужно разумно, к любой покупке нужно подходить с умом. Траты на игрушки, на развлечения, сладости возможны, если останутся деньги. Научиться тратить деньги грамотно-нелегко, что бы в этом убедиться, предлагаю провести небольшой эксперимент. Ребята, у вас на столах приготовлены карандаши, ножницы и листы бумаги. Я хочу попросить вас взять карандаши и нарисовать на листах бумаги как можно больше треугольников и вырезать их.
Дети рисуют свои варианты расположения треугольников. воспитатель предлагает свой вариант расположения треугольников с минимальным отходом бумаги.
- Ребята, вот видите, мы с вами убедились, что если треугольники расположить компактно, то и остатков бумаги останется мало. Так же экономно нужно обращаться и с деньгами. Каждая копейка должна быть потрачена с пользой. В магазинах так много интересных товаров в красивой упаковке. Хочется купить и то, и другое. Но на все денег никогда не хватит. Делая покупки, следует всегда выбирать то, что сейчас для вас важнее.
Физминутка: «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).
- А сейчас предлагаю вам немного порассуждать, что бы вы сделали, если бы такая ситуация случилась с вами?
Первая ситуация.
В магазин завезли новую игрушку, о которой вы давно мечтали. Но мама сказала, что сейчас нет денег на нее, и нужно дождаться зарплаты. Как нужно поступить? Послушайте варианты:
- заплакать и уговаривать маму
- попросите у бабушки денег на игрушку
- подождать, пока мама получит зарплату
Ситуация вторая.
Мама или папа получили зарплату. Как правильно ей распорядиться? Послушайте варианты ответов:
- купить много игрушек
- купить продукты, оплатить услуги, а оставшиеся деньги отложить
- пойти всей семьей в кафе.
- А теперь я предлагаю вам сыграть. Игра называется «Экономические загадки».
Встанем в круг. Я буду бросать вам мяч и загадывать загадку, а вы возвращаете мне мяч и говорите ответ.
Люди ходят на базар: там дешевле весь ... (Товар)
Товар обязательно должен иметь ... (Цену)
Как ребенка нет без мамы, сбыта нету без... (Рекламы)
Коль трудился круглый год, будет кругленьким ... (доход)
И врачу, и акробату, выдают за труд ... (зарплата)
Мебель, хлеб и огурцы продают нам ... (продавцы)
За сметану, хлеб и сыр на кассе чек пробьет ... (кассир)
- Молодцы! Ребята, вы знаете, что у русского народа много разных пословиц и поговорок. А вы знаете поговорки о бережливости, экономии?
Поговорки
Запасливый лучше богатого.
Сегодня густо, а завтра - пусто.
Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
Из копеек рубли вырастают.
Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит!
Скупой платит дважды.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Доход не живет без хлопот.
Тот, кто не копит ни копейки, сам не стоит ни рубля.
-Есть еще одна пословица "Счастлив не тот, у кого много денег, а тот, кому их хватает".
- Как вы понимаете эту пословицу? Объясните смысл? (Ответы детей)
- Часто даже богатым людям, как ни странно, денег не хватает на их причуды, т.к делают много ненужных покупок. При любых доходах важно понять, что для нормальной жизни требуется не так много средств. Все остальное - навязано рекламой.
- Мы будим помнить эти пословицы и поговорки русского народа и другим расскажем. Правда, ребята? Ведь русский народ подмечал и собирал мудрость веками и передавал из поколения в поколение. Так они и до наших дней дошли. Из них мы узнаем, что наши предки умели быть бережливыми и экономными. Этому и нам у них нужно поучиться.
-Ребята, надеюсь, вы запомнили все, о чем мы сегодня говорили, и постараетесь помочь своим родителям сохранить деньги.
-Давайте попробуем сформулировать правила обращения с деньгами:
1. Экономно и бережно распоряжаться деньгами.
2. Потраченные средства уже не вернешь.
3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.
4. Невозможно иметь все, что хочешь.
5. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие - завести копилку и откладывать туда деньги «на потом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»
Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....
НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе "Бережливость лучше богатства"
Данный конспект НОД позволяет формировать у старших дошкольников понятия "бережливость" и "экономия"...
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»
Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...
Конспект квест-игры по финансовой грамотности для старших дошкольников: «Азы финансовой грамотности»
Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с элементами финансовой грамотности посредством квест-игры....
Конспект квест-игры по финансовой грамотности для старших дошкольников: «Азы финансовой грамотности»
Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с элементами финансовой грамотности посредством квест-игры....
Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...