Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей группе "Бережливость".
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Формирование навыков и умений, рационального использования доступных материальных ценностей, показать какое значение играет бережливость в жизни человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Финансовая грамотность: «Бережливость».

Цель: Формирование навыков и умений, рационального использования доступных материальных ценностей, показать какое значение играет бережливость в жизни человека.

Задачи:

- Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный);

- Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);

- Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Ход НОД:

Чтение стихотворения Ш. Галлиева "Три копейки на покупку"

Маму в магазин провождает сын,

Три копейки ей дает: «Вот!

Купи мне самолет.

А еще ружье, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть!

А на сдачу можешь даже

И свистульку мне купить ... "

Воспитатель: - Ребята, о чем это стихотворение?

Дети: Мальчик не знает цену деньгам, у него много желаний.

Воспитатель: - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: О деньгах, и о том, как ими распоряжаться.

Воспитатель: - Как вы думаете, что значит «экономить»?

Дети: Это значит беречь, не тратить слишком много. А покупки делать с умом.

Воспитатель: - Ребята, а вы слышали когда-нибудь такие слова от родителей? В каких случаях?

Ответы детей.

Воспитатель: - А знаете ли вы, откуда у людей появляются деньги?

Дети: Деньги зарабатывают.

Воспитатель: - Все правильно. Ваши родители за свою работу получают заработную плату. Положим в копилку.

Воспитатель берет несколько купюр и складывает их в копилку.

Воспитатель: - В семье есть дедушка и бабушка. Всю свою жизнь они работали, как ваши папа и мама. Но сейчас, став уже пожилыми, бабушка и дедушка вышли на заслуженный отдых – на пенсию. Теперь, вместо зарплаты, они получают пенсию. А пенсия – это деньги. Ее мы тоже положим в копилку.

Кладут еще деньги в копилку.

Воспитатель: - У многих из вас есть старшие братья или сестры, которые стали студентами. За хорошую, или даже отличную учебу, они получают стипендию. Стипендия – это тоже деньги. Их мы тоже кладем в копилку.

Пополняют копилку.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите – наша копилочка наполнилась деньгами. В ней все доходы семьи (семейный бюджет). А, как вы думаете, в копилку нужно класть все заработанные деньги?

Дети: Нет.

Воспитатель: - В каждой семье есть важные и необходимые траты – это те траты, на которые необходимо оставить деньги в первую очередь. Эти траты называют расходами. А, какие первоочередные расходы в вашей семье?

Дети: Оплата за квартиру. Покупка еды, одежды, лекарства.

Воспитатель: - Правильно, ребята. Каждая семья ежедневно что-то покупает. Товары бывают краткосрочными и длительного пользования. Товары длительного пользования, например, телевизоры, холодильники и стиральные машины и т.д., дорого стоят, но используются очень долго. Краткосрочные товары (например, продукты питания), дешевле, но их нужно покупать очень часто. Для того, чтобы покупать дорогие товары, нужно накопить больше денег. Для этого нужно уметь экономить. Как можно сэкономить?

Ответы детей.

Воспитатель: - Правильно, ребята. Если не лить воду зря, не включать электроприборы без необходимости, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, заботиться о своих вещах и ухаживать за ними, выращивать овощи и фрукты, чтобы не покупать их, не просить у родителей бесполезные вещи и игрушки, то можно очень хорошо сэкономить.

- Тратить деньги нужно разумно, и к любой покупке подходить с умом. Траты на игрушки, на развлечения, сладости возможны, если останутся деньги. В каждой семье родители обычно

подсчитывают свой семейный бюджет. Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет поиграем в игру «Хочу и надо».

Игра «Хочу и надо»

Воспитатель: Ребята, перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задача распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.

Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.

Сначала нужно оплатить квартплату - 2 монеты,

купить одежду - 1 монета,

на продукты - 1 монета.

Воспитатель: - Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку. Каждая копейка должна быть потрачена с пользой. В магазинах так много интересных товаров в красивой упаковке. Хочется купить и то, и другое. Но на все денег никогда не хватит. Делая покупки, следует всегда выбирать то, что сейчас для вас важнее.

Физминутка: «Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как же быть? (поочередно в разные стороны разводим руками)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 раза)

Станем денежки считать (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один, два, три, четыре, (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую, и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку, то правую, то левую ножку).

- А сейчас предлагаю вам немного порассуждать, что бы вы сделали, если бы такая ситуация случилась с вами?

Первая ситуация.

В магазин завезли новую игрушку, о которой вы давно мечтали. Но мама сказала, что сейчас нет денег на нее, и нужно дождаться зарплаты. Как нужно поступить? Послушайте варианты:

- заплакать и уговаривать маму

- попросите у бабушки денег на игрушку

- подождать, пока мама получит зарплату

Ситуация вторая.

Мама или папа получили зарплату. Как правильно ей распорядиться? Послушайте варианты ответов:

- купить много игрушек

- купить продукты, оплатить услуги, а оставшиеся деньги отложить

- пойти всей семьей в кафе.

- Молодцы, ребята!

-Ребята, надеюсь, вы запомнили все, о чем мы сегодня говорили, и постараетесь помочь своим родителям сохранить деньги.

-Давайте попробуем сформулировать правила обращения с деньгами:

1. Экономно и бережно распоряжаться деньгами.

2. Потраченные средства уже не вернешь.

3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.

4. Невозможно иметь все, что хочешь.

5. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие - завести копилку и откладывать туда деньги «на потом».

Воспитатель: - Наше занятие, ребята, подошло к концу. Сегодня вы познакомились с новыми для вас понятиями. Давайте вспомним, что такое семейный бюджет? Из чего он состоит? Что такое расходы? Какими они бывают?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по финансовой грамотности в старшей группе детского сада "Монетный двор"

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ(ЭКОНОМИКА)...

Конспект ОД по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие золотой монетки»

Конспект ОД по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие золотой монетки» Цель: познакомить детей с историей возникновения денег их предназначением, развивать логическое мы...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие с Монеткой по стране Экономике»

Данное занятие проводилось в старшей группе с целью закрепить представления детей экономических понятий: деньги, доход и расход. Так же на занятии наботали над умением подмечать в сказках простейшие э...

Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей группе «Всякому делу учиться надо»

Конспект НОД по финансовой грамотности "Всякому делу учиться надо"...