занятие "Азы финансовой грамотности"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Лебедева Марина Юрьевна

Форма проведения: квест-игра

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, посредством квест-игры.

Задачи:

Закрепление  у детей представлений о монетах и купюрах;

Ознакомление детей с понятиями «доход» и «расход»

 Развитие интереса детей к выполнению заданий в совместной деятельности.

Развивать память, внимание, речь,воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл финансовая грамотность506.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида «Лучик»

Конспект квест-игры по финансовой грамотности

в старшей группе «Светлячок»

Тема: «Азы финансовой грамотности»

Подготовили воспитатели:

                                                                 М.Ю. Лебедева

                                                                Е.Е. Маевская

                       

2023г.

Конспект квест-игры по финансовой грамотности

Тема: «Азы финансовой грамотности»

Воспитатели: М.Ю.Лебедева, Е.Е.Маевская

Возрастная группа: старшая группа

Форма проведения: квест-игра

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, посредством квест-игры.

Задачи:

Закрепление  у детей представлений о монетах и купюрах;

Ознакомление детей с понятиями «доход» и «расход»

 Развитие интереса детей к выполнению заданий в совместной деятельности.

Развивать память, внимание, речь,воображение.

Оборудование:  музыкальное сопровождение, монеты и купюру разного достоинства, карточки, пазлы,материал для исследовательной деятельности, шарик,посылка.

Организация работы: подгрупповая, мозговой штурм и индивидуальная продуктивная деятельность.

Планируемые результаты: позитивно-эмоциональный настрой на предстоящую работу, активизация речевой деятельности, поисковая активность, активная продуктивная деятельность, заинтересованность детей в дальнейшем изучении финансовой грамотности.

Ход занятия:

Создание мотивационного поля

  1. Вводная часть. Дети входят под песню «Деньги лепесточки»

- Здравствуйте, ребята! Давайте сейчас поздороваемся друг с другом. А для этого встанем в круг.

«Доброе утро лесам и полям!

Доброе утро скажу всем друзьям!

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад!»

  1. Введение в ситуацию

- Ребята, мы сегодня получили необычную посылку, в которой лежала шкатулка. Но чтобы шкатулку открыть, нужен ключ, а у нас его нет. В посылке было письмо: «Дети, выполните задания, пройдите  испытания и получите ключ. Если вы справитесь со всеми заданиями, то в конце путешествия вас ждет сюрприз. Он находится на дне шкатулки. Желаю успеха». Буратино.

         1 конверт.   Экономические загадки.

  1. Люди ходят на базар, там дешевле весь… (товар)
  2. Хрюшка требуется мне, та, что с дыркой на спине …(копилка)
  3. И врачу, и акробату выдают за труд …(зарплату)
  4. Сколько купили вы колбасы, стрелкой покажут вам точно…. (весы)
  5. Очень вкусная витрина овощного…..(магазина)
  6. Мебель, хлеб и огурцы продают нам……(продавцы)
  7. За сметану и за сыр в кассе чек пробьет….(кассир)

Молодцы! Выполнили первое задание.

2 конверт. Монеты.

- Дети, вы знаете, за что людям дают деньги? (за работу, за труд люди получают деньги, зарплату). Да, человек получает зарплату - деньги. Это будет его доход. Доход – это денежные средства, полученные человеком в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.

Когда вы приобретаете что то,  вы  тратите или не тратите деньги?

Ваши затраты – это расход.

Расход – это трата денег на прожитие.

Игра «Доход – расход» (с шариком)

- Папа получил зарплату (доход)

- Мама выиграла денежный приз (доход)

- Сестра потеряла кошелёк с деньгами (расход)

- Заплатили за квартиру (расход)

-  Брат получил стипендию за хорошую учёбу (доход)

- Родители купили телевизор (расход)

- Бабушка продала на рынке, выращенный урожай клубники (доход)

- Дочка порвала куртку (расход)

- Купили лекарство для дедушки (расход)

- Дедушка и бабушка получили пенсию (доход)

- Купили путёвку на море (расход)………

Итог: доходов в семье должно быть больше.  Очень важно научиться планировать расходы, они не должны превышать доходы семьи.

3 конверт.  (Работа в мини - лаборатории.)

Экспериментирование: что удобнее: монеты или купюры.

1.Сжать в одном кулаке монетку, а в другом купюру, а потом попробовать порвать.

Вывод: купюра мнётся, рвется; монета – нет, потому что монета сделана из металла, а купюра из  бумаги.

2. В стакан с водой положить купюру, а в другой стакан монету.

Вывод: купюра намокла, а монета нет, потому что монета сделана из металла, а купюра из  бумаги.

3. Что тяжелее: монета или купюра?

Подуть на монету, а потом на купюру.

Вывод: тяжелее монета, потому что монета сделана из металла, а купюра из  бумаги.

4.Какие деньги  можно взять быстрее: купюру 10 рублей или 10 монеток? (монетки брать по одной).

Вывод: купюры берутся быстрее, потому что она одна , а монеток 10.

5. Что быстрее упадет: монета или купюра?

Вывод: монета упадет быстрее, потому что тяжелее.

Итог: людям нужны и монеты, и купюры. А кроме денег, как еще можно рассчитаться? (Безналичные деньги – пластиковая карта).

Физминутка.

1,2,3,4,5

Можно все пересчитать,

Сколько в комнате углов,

Сколько ног у воробьев,

Сколько пальцев на руках,

Сколько пальцев на ногах,

Сколько в садике скамеек,

Сколько в пятачке копеек.

4 конверт. Игра по профессиям.  (с картинками)

Игра «Кому, что нужно для работы?»

строитель – каска, молоток…

портной – швейная машинка, нитки, метр…

повар – фартук,  кастрюля, колпак…

регулировщик – жезл, свисток…

художник – палитра, кисть…

врач – халат, шприц…

 летчик – китель, фуражка…

парикмахер – ножницы, расческа…

пожарный – огнетушитель, каска…

учитель – указка, мел…

пограничник – бинокль, собака…

фермер – трактор, лопата…

5 конверт. Работа  с рисунками по профессиям.

(Соедини линиями кому, что нужно для работы?)

6 конверт.  Пазлы.

Дидактическая игра «Собери купюру».

7 конверт.

Игра  «Чего нельзя купить на деньги?»

-Представьте себе, что вы попали на ярмарку, где продается все на свете. Но вы должны заметить только то, что  нельзя купить ни за какие деньги.

Купить мы море можем? – нет

А куклу и машинки? – да

А лес густой и ветерок конечно? – нет

Но шоколадку, творожки. Конечно? – да

Вот солнце светит, мы его купить смогли бы? – нет

А платье новое и сапоги, купить смогли бы? - да

 Итог: Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.

8 конверт.  «Объясни ситуацию»

По сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»

Ситуация №1

Цель: познакомить детей с ценой разных товаров; качественных и товаров с браком, ввести понятие скидка.

Содержание: Карабас-Барабас открыл новый магазин. Покупатели: лиса Алиса, кот Базилио, Артемон,  Буратино – сделали для себя несколько покупок. На следующий день они пришли в магазин, но ничего не купили, ни

Одной вещи. Карабас - Барабас задумался:  « Почему не покупают товар?»

И вдруг он обратил внимание на то, что некоторые вещи имеют брак (оторвана пуговица, поставлено пятно и тд), у товара непривлекательный внешний вид. Карабас долго думал, как сделать, чтобы этот товар купили?

 И наконец, придумал: он зачеркнул прежнюю цену товара и написал новую.

Появились таблички: «Товары продаются со скидкой». На следующий день все товары раскупили.

 Вопросы детям:

  1. Что придумал Карабас-Барабас?
  2. Продавать товар со скидкой выгодно или не выгодно?

Ситуация №2

Цель: сформировать у детей представление о цене, как выражении качества товара.

Содержание: Мальвина начинает урок экономики с игры

« Угадай», которую любят ее ученики. Она раздает карточки, на которых нарисованы разные товары: кувшин новый, яркий и кувшин со сломанной ручкой; яблоко спелое и яблоко испорченное…

Буратино и Пьер внимательно рассматривают картинки, угадывают товар, который будет продаваться дешевле, со скидкой.

Вопросы детям:

  1. Как ученики Мальвины определяют товары, которые будут продаваться по сниженной цене (со скидкой?)
  2.  От чего зависит цена товара?
  3. Что обозначает скидка н цены товара: цена повышается, цена понижается, остается.

Ситуация №3

Цель: расширить представления детей о разнообразных способах получения доходов и увеличения прибыли.

Содержание: Мальвина обращается к своим ученикам:

-Вспомните, как можно увеличить семейные доходы?

-Деньги надо закопать в землю и подождать, когда вырастет денежное дерево-весело сказал Буратино.

-Можно ставить новые спектакли и получать за это деньги – добавил, подумав Пьеро.

- А не лучше ли деньги положить в банк и таким образом получить прибыль, т.е. доход-негромко сказал Артемон.

Вопросы детям:

  1. Как хотели увеличить доходы Буратино. Пьеро. Артемон?
  2. Понравилось ли Мальвине предложение Артемона, почему?

- Молодцы, ребята, у вас все получилось! Надеюсь, что вы будете всегда честными с окружающими, добросовестно трудиться и добьетесь в жизни блестящих успехов.

У нас остался еще последний конверт.  Какое задание в нем?

Подойдите к центру по финансовой грамотности, есть у вас такой?

Что необычное вы видите? (ключ).

Открываем шкатулку.

На дне шкатулки лежат монетки - шоколадки.

Угощаем детей.

 За знания и  труд.

                                      Приложение №1


C:\Users\Методический кабинет\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_20231208-212012_Viber.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....