ОД по финансовой деятельности "Денежная азбука " для детей 6-7 лет
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_kursovaya_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Радуга»
Методическая разработка ОД
«Азбука денег»
Подготовил (разработал):
Козлова О.Г. – воспитатель
высшей категории
Балабанова, Боровский район, 2023 г.
Конспект по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе
«Денежная азбука»
Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: Дать представление о деньгах; раскрыть взаимосвязь понятий труд и деньги; закреплять представления детей о деньгах, доходах и расходах;
обогащать словарный запас детей; Учить детей принимать свои первые финансовые решения; активизировать коммуникативную деятельность детей.
Ход ОД.
Воспитатель: Каждый человек о чем- то мечтает. И мечты у всех разные. Кто- то мечтает о новой кукле, кто- то о самокате, машинке. Кто- то мечтает о домашнем питомце. Об этом мечтаете, вы – дети. Взрослые люди мечтают много путешествовать, о новом большом доме и о многом другом.
У каждого из нас свои мечты. Как вы думаете, что нам необходимо иметь, чтобы наши мечты сбывались?
Дети: Нужны деньги.
Воспитатель: Правильно, деньги.
А известно ли вам, откуда берутся деньги?
Дети: Деньги платят людям, которые работают.
Воспитатель: Да, чтобы получить деньги, мы, взрослые работаем.
За хорошо выполненную работу получают деньги.
Вот так появляются деньги у ваших родителей. И эти деньги называются семейный бюджет.
Скажите мне, ребята, а кто еще кроме родителей является членом семьи?
Дети: Если бабушка с дедушкой живут с нами, то и они тоже члены семьи.
Воспитатель: Правильно,это бабушка и дедушка. Как вы думаете, если они уже не работают, то получают ли они деньги?
Дети: Они получают пенсию.
Воспитатель: Да, конечно же получают и их денежные средства называются ПЕНСИЯ. Государство платит пенсию всем пожилым людям, которые трудились много лет.
Воспитатель: По вашему мнению, могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?
Воспитатель обобщает ответы детей: Конечно же могут, взрослые дети, которые уже закончили школу и учатся в колледжах, институтах тоже за хорошую учёбу получают стипендию.
Воспитатель: А сейчас я вам расскажу небольшую сказку.
Подружились кот Матроски, собака Шарики почтальон Печкин И стали они вместе жить. Кот Матроскин работал в магазине и там получала зарплату. Шарик учился в колледже, и за учебу он получал стипендию. Почтальон Печкин был пожилым человеком и государство ему платило пенсию.
Подумайте и скажите мне из каких денежных средств состоял семейный бюджет семьи почтальона Печкина?
Дети: Зарплата, пенсия, стипендия.
Воспитатель: Совершенно верно - зарплата, пенсия, стипендия, все это и составляет семейный бюджет. У людей, живущие одной семьей должен быть общий семейный бюджет.
А сейчас предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка:
«Покупка»
Наши ножки бежали по дорожке (бежим на месте)
И у нас, порвались босоножки! ( хлопнули в ладоши)
Как нам быть и что ж нам делать? ( поочередно руки в стороны разводим)
Обувь где ж нам новую купить? (качаем головой)
Придется туфли покупать! (топаем ногами)
Надо деньги сосчитать! (трем ладошки)
Рубль, два, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Вот и туфельки купили! ( выставляем ножку, показываем новые туфельки).
Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру, которая называется
«Что продается за деньги?»
Воспитатель: Если этот предмет продается, то вы хлопаете в ладоши, если это купить не возможно - то потопайте.
(Воспитатель демонстрирует картинки: солнце, окно, телевизор, яблоко, масло и т. д.).
Воспитатель: Мы с вами выяснили, что деньги получают за работу.
И эти деньги называются доходом. А деньги, которые мы потратили, купили на них продукты, одежду и другие предметы, необходимые нам называются расходом. В каждой семье есть и доходы, и расходы. Деньги получаем для того, чтобы их тратить.
Воспитатель: А чтобы вам было понятнее, предлагаю поиграть в игру, которая называется «Доход - расход»:
Я говорю вам фразу, а вы мне говорите доход это или расход семьи.
Мама получила зарплату - доход
Заболела кошка - расход
Подарили денежный подарок- доход
Потеряла перчатки - расход
Продала куртку - доход
Заплатили за квартиру - расход
Нашли монетку - доход
Купили куклу – расход.
Воспитатель: Молодцы. Вы поняли, что означают эти слова.
А сейчас давайте с вами посчитаем семейный бюджет.
Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля. Сестра - стипендию 1 рубль.
Дети: 10 рублей.
Воспитатель. Правильно. Бюджет этой семьи 10 рублей. На продукты и другие нужды они потратят 5 рублей. Посчитайте сколько останется денег в семье.
Дети: Останется 5 рублей.
Воспитатель: Да, останется 5 рублей. На оставшиеся деньги сестра хочет себе купить ноутбук, который стоит 6 рублей. Подумайте и скажите, сможет ли она купить ноутбук, который стоит 6 рублей. А денег у них осталось 5 рублей
Дети: Не сможет,не хватит денег.
Воспитатель. Правильно ребятки, Ноутбук купить не получится, потому что денег не хватит. Расходовать нельзя больше, чем получаешь денег. Поэтому, не всегда мама с папой вам могут купить игрушку, которую вы хотите. У них на это не хватает денег.
Воспитатель: Вы все видели и знаете как выглядят деньги, которые используются в нашей стране. У нас, в России используют бумажные купюры (рубли), называют их люди и металлические монеты (копейки). Все эти деньги называют денежными знаками. В каждой стране свои деньги, и если кто то из вас поедет в другую страну, то за российские рубли купить ничего не сможете.
Скажите, мы можем платить и рублями и копейками?
Дети: да, можем.
Воспитатель: По вашему мнению, какие деньги удобнее монеты, так называют копейки или бумажные рубли?
У детей мнения расходятся.
Воспитатель: Раз у вас мнения расходятся, то давайте с вами проведем опыты и выясним какие же деньги удобнее.
Дети садятся за столы, перед каждым ребенком лежат бумажные купюры и монеты.
Воспитатель: возьмите в одну руку монету, а в другую бумажную купюру. Сожмите кулак. Откройте кулак и скажите, что произошло.
Дети: Бумажная купюра помялась, монета нет
Воспитатель: попробуйте порвать.
Бумажная легко порвалась.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Монета не мнется и ее нельзя порвать.
Воспитатель: Да, монета не помялась и не порвалась. Возле монет положите красную фишку.
Воспитатель: следующий опыт. В стакан с водой опустите бумажные деньги и копейку. Что произошло?
Дети: Бумажная намокла и можно легко порвать, монету протереть и с ней ничего не случится.
Воспитатель: Куда вы положите фишку, к монете или к бумажным рублям? Дети выбирают монету
Воспитатель: Теперь положите на ладошку монету, а на другую бумажные. Взвесьте, что легче.
Дети: Легче бумажные рубли.
Воспитатель: Фишку куда положим?
Дети выбирают бумажные, потому что они легче.
Воспитатель: А сейчас возьмите в одну руку 10 рублей бумажных и 10 монеток отсчитываем по одной и кладем на ладошку. Какие же деньги мы с вами быстрее взяли?
Дети: Конечно же – бумажные.
Фишку кладем к бумажным рублям.
А сейчас посчитайте по сколько фишек лежит?
Дети: Одинаково, две у бумажных рублей и две фишки у копеек.
Воспитатель: Какой же мы сделаем вывод?
Дети делают вывод, что и копейки и рубли удобны. Главное, чтобы они были.
Воспитатель: Молодцы. Вы поняли, неважно, какие деньги у вас есть, главное, чтобы они были.
Вам всем известно, что такое магазин?
Дети: Да. Это там, где можно что -то купить
Воспитатель: Правильно, это место, где мы с вами покупаем товар, который нам необходим.
Подумайте и ответьте мне, когда вы покупаете товар, что вы должны знать об этом товаре?
Дети высказывают свои предположения и с помощью воспитателя приходят к мнению, что знать надо цену товара.
Воспитатель: А что же такое цена?
Дети: Цена – это сколько стоит товар.
Воспитатель: А всегда ли цена бывает одинаковая за товар?
Дети: Нет
Воспитатель: Правильно. Товары бывают дешевые и дорогие.
А какой товар выгоднее купить, дешевый или дорогой? И почему?
Дети: Дешевый, останутся еще деньги.
Воспитатель: Совершенно верно. Если мы купим дешевле товар, то сможем еще купить что -то на оставшиеся деньги. Значит, чем дешевле товар, тем больше мы с вами сможем купить. Молодцы! Я думаю, вам было сегодня интересно на нашем занятии.
Рефлексия: О чем мы сегодня говорили?
Что нового вы узнали?
Давайте встанем в круг и передавая мяч друг другу, вы будете говорить, что вам больше всего понравилось на нашем занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности Тема: «Азбука финансовой грамотности».
Сформировать первичные понятия денег, какими бывают деньги...
Денежная азбука
Данный материал представляет из себя подборку страничек из газеты "Комсомольская правда" по теме "Денежная азбука". Материал предназначен для дошкольников старшего возраста и может...
Денежная азбука в картинках
Данный материал представляет из себя подборку страничек из газеты "Комсомольская правда" по теме "Денежная азбука"....
Конспект ООД по формированию финансовой грамотности «Денежный мир» в старшем дошкольном возрасте
Конспект ООД по формированию финансовой грамотности «Денежный мир» в старшем дошкольном возрасте Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических предс...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ по финансовой грамотности «Денежные кейсы»
Семинар-практикум для педагогов «Денежные кейсы» был разработан с целью закрепления знаний педагогов ДОУ по формированию финансовой грамотности у дошкольников. В процессе организации семин...
Презентация программы по формированию финансово-экономической грамотности старших дошкольников «Денежная азбука»
Рассмотрено в контексте формирования предпосылок функциональной математической грамотности и познавательного развития...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Денежная азбука»
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни чело...