ОД по финансовой деятельности "Денежная азбука " для детей 6-7 лет
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Козлова Оксана Геннадьевна

Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_kursovaya_po_finansovoy_gramotnosti.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Радуга»

Методическая разработка ОД

«Азбука денег»

     

Подготовил (разработал):  

Козлова О.Г. – воспитатель

высшей категории

                                             

Балабанова, Боровский район, 2023 г.

Конспект по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе

 «Денежная азбука»

Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Дать представление о деньгах; раскрыть взаимосвязь понятий  труд и деньги; закреплять представления детей о деньгах, доходах и расходах;

 обогащать словарный запас детей; Учить детей принимать свои первые финансовые решения; активизировать коммуникативную деятельность детей.

 

Ход ОД.

Воспитатель: Каждый человек о чем- то мечтает. И мечты у всех разные. Кто- то мечтает о новой кукле, кто- то о самокате, машинке. Кто- то мечтает о домашнем питомце. Об этом мечтаете, вы – дети. Взрослые люди мечтают много путешествовать, о новом большом доме и о многом другом.

У каждого из нас свои мечты. Как вы думаете, что нам необходимо иметь, чтобы наши мечты сбывались?

Дети: Нужны деньги.

Воспитатель: Правильно, деньги.

А известно ли вам, откуда берутся деньги?

Дети: Деньги платят людям, которые работают.

Воспитатель: Да, чтобы получить деньги, мы, взрослые работаем.

За хорошо выполненную работу получают деньги.

Вот так появляются деньги у ваших родителей. И эти деньги называются семейный бюджет.

Скажите мне, ребята, а кто еще кроме родителей является членом семьи?

Дети: Если бабушка с дедушкой живут с нами, то и они тоже члены  семьи.

Воспитатель: Правильно,это бабушка и дедушка.  Как вы думаете, если они уже не работают, то получают ли они деньги?

Дети: Они получают пенсию.

Воспитатель: Да, конечно же получают и их денежные средства называются ПЕНСИЯ. Государство платит пенсию всем пожилым людям, которые трудились много лет.

Воспитатель: По вашему мнению, могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?

Воспитатель обобщает ответы детей: Конечно же могут, взрослые дети, которые уже закончили школу и учатся в колледжах, институтах тоже за хорошую учёбу  получают стипендию.

Воспитатель: А сейчас я вам расскажу небольшую сказку.

Подружились кот Матроски, собака Шарики почтальон Печкин  И стали они вместе жить. Кот Матроскин  работал в магазине  и там получала зарплату. Шарик  учился в колледже, и за  учебу он получал стипендию. Почтальон Печкин  был пожилым человеком и государство ему платило пенсию.

 Подумайте и скажите мне из каких денежных средств состоял семейный бюджет семьи почтальона Печкина?

Дети: Зарплата, пенсия, стипендия.

Воспитатель: Совершенно верно - зарплата, пенсия, стипендия, все это и составляет семейный бюджет. У людей, живущие одной семьей должен быть общий семейный бюджет.

А сейчас предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка:

«Покупка»

Наши ножки бежали по дорожке (бежим  на месте)

И у нас, порвались босоножки! ( хлопнули в ладоши)

Как нам быть и что ж нам делать? ( поочередно руки в стороны разводим)

Обувь где ж нам новую  купить? (качаем головой)

Придется туфли покупать! (топаем ногами)

Надо деньги сосчитать! (трем ладошки)

Рубль, два, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Вот и туфельки купили! ( выставляем ножку, показываем новые туфельки).

Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру, которая называется

 «Что продается за деньги?»

Воспитатель: Если этот предмет продается, то  вы хлопаете в ладоши, если это купить не возможно  - то потопайте.

(Воспитатель демонстрирует картинки: солнце, окно, телевизор, яблоко, масло и т. д.).

Воспитатель: Мы с вами выяснили, что деньги получают за работу.

И эти деньги называются доходом. А деньги, которые мы потратили, купили на них продукты, одежду и другие предметы, необходимые нам называются расходом. В каждой семье есть и доходы, и расходы. Деньги получаем для того, чтобы их тратить.

Воспитатель: А чтобы вам было понятнее, предлагаю поиграть в игру, которая называется «Доход - расход»:

Я говорю вам фразу, а вы мне говорите доход это или расход семьи.

Мама получила зарплату - доход

Заболела кошка - расход

Подарили денежный подарок- доход

Потеряла перчатки - расход

Продала куртку - доход

Заплатили за квартиру - расход

Нашли монетку - доход

Купили куклу – расход.

Воспитатель: Молодцы. Вы поняли, что означают эти слова.

А сейчас давайте с вами посчитаем семейный бюджет.

Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля. Сестра - стипендию 1 рубль.

Дети: 10 рублей.

Воспитатель.  Правильно. Бюджет этой семьи 10 рублей. На продукты и другие нужды они потратят 5 рублей. Посчитайте сколько останется денег в семье.

Дети: Останется  5 рублей.

Воспитатель: Да, останется 5 рублей. На оставшиеся деньги сестра хочет себе купить ноутбук, который стоит 6 рублей. Подумайте и скажите, сможет ли она купить ноутбук, который стоит 6 рублей. А денег у них осталось 5 рублей

Дети: Не сможет,не хватит денег.

Воспитатель. Правильно ребятки, Ноутбук купить не получится, потому что денег не хватит. Расходовать нельзя больше, чем получаешь денег. Поэтому, не всегда мама с папой вам могут купить игрушку, которую вы хотите. У них на это не хватает денег.

Воспитатель: Вы все видели и знаете как выглядят деньги, которые используются в нашей стране. У нас, в России используют бумажные купюры (рубли), называют их люди и металлические монеты (копейки). Все эти деньги называют денежными знаками. В каждой стране свои деньги, и если кто то из вас поедет в другую страну, то за российские  рубли купить ничего не сможете.

 Скажите, мы можем платить и рублями и копейками?

Дети: да, можем.

 Воспитатель: По вашему мнению, какие деньги удобнее монеты, так называют копейки или бумажные рубли?

 У детей мнения расходятся.

Воспитатель: Раз у вас мнения расходятся, то давайте с вами проведем опыты и выясним какие же деньги удобнее.

Дети садятся за столы, перед каждым ребенком  лежат бумажные купюры и монеты.

Воспитатель: возьмите в одну руку монету, а в другую бумажную купюру. Сожмите кулак. Откройте кулак и скажите, что произошло.

Дети: Бумажная купюра помялась, монета нет

Воспитатель: попробуйте порвать.

Бумажная легко порвалась.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Монета не мнется и ее нельзя порвать.

Воспитатель: Да, монета не помялась  и не порвалась. Возле монет положите красную фишку.

Воспитатель: следующий опыт. В стакан с водой опустите бумажные деньги  и копейку. Что произошло?

Дети: Бумажная  намокла и можно легко порвать, монету протереть  и с ней ничего не случится.

Воспитатель: Куда вы положите фишку, к монете или к бумажным рублям? Дети выбирают монету

 Воспитатель:  Теперь положите на ладошку монету, а на другую бумажные. Взвесьте, что легче.

Дети: Легче бумажные рубли.

Воспитатель: Фишку куда положим?

Дети выбирают бумажные, потому что они легче.

Воспитатель: А сейчас возьмите  в одну руку  10 рублей бумажных и 10 монеток  отсчитываем по одной и кладем на ладошку. Какие же деньги мы с вами быстрее взяли?

Дети: Конечно же  – бумажные.

Фишку кладем к бумажным рублям.

А сейчас посчитайте по сколько фишек лежит?

Дети: Одинаково, две у бумажных рублей и две фишки у копеек.

Воспитатель: Какой же мы сделаем вывод?

Дети делают вывод, что и копейки и рубли удобны. Главное, чтобы они были.

 Воспитатель: Молодцы. Вы поняли, неважно, какие деньги у вас есть, главное, чтобы они были.

Вам всем известно, что такое магазин?

Дети: Да. Это там, где можно что -то купить

Воспитатель: Правильно, это место, где мы с вами покупаем товар, который  нам необходим.

Подумайте и ответьте мне, когда вы покупаете товар, что вы должны знать об этом товаре?

Дети высказывают свои предположения и с помощью воспитателя приходят к мнению, что знать надо цену товара.

Воспитатель: А что же такое цена?

Дети: Цена – это сколько стоит товар.

Воспитатель: А всегда ли цена бывает одинаковая за товар?

Дети: Нет

Воспитатель: Правильно. Товары бывают дешевые и дорогие.

А какой товар выгоднее купить, дешевый или дорогой? И почему?

Дети: Дешевый, останутся еще деньги.

Воспитатель: Совершенно верно. Если мы купим дешевле товар, то сможем еще купить что -то на оставшиеся деньги. Значит, чем дешевле товар, тем больше мы с вами сможем купить. Молодцы! Я думаю, вам было сегодня интересно на нашем занятии.

Рефлексия: О чем мы сегодня говорили?

 Что нового вы узнали?

Давайте встанем в круг и передавая мяч друг другу, вы   будете говорить, что вам больше всего понравилось на нашем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Денежная азбука

Данный материал представляет из себя подборку страничек из газеты "Комсомольская правда" по теме "Денежная азбука". Материал предназначен для дошкольников старшего возраста и может...

Денежная азбука в картинках

Данный материал представляет из себя подборку страничек из газеты "Комсомольская правда" по теме "Денежная азбука"....

Конспект ООД по формированию финансовой грамотности «Денежный мир» в старшем дошкольном возрасте

Конспект ООД по формированию финансовой грамотности «Денежный мир» в старшем дошкольном возрасте Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических предс...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ по финансовой грамотности «Денежные кейсы»

Семинар-практикум для педагогов «Денежные кейсы» был разработан с целью закрепления знаний педагогов ДОУ по формированию финансовой грамотности у дошкольников. В процессе организации семин...

Презентация программы по формированию финансово-экономической грамотности старших дошкольников «Денежная азбука»

Рассмотрено в контексте формирования предпосылок функциональной математической грамотности и познавательного развития...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Денежная азбука»

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни чело...