Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Денежная азбука»
рабочая программа

Наталья Ивановна Струнга

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека. В условиях современного общества экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста.  

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи:  сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_denezhnaya_azbuka.docx38.8 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска 

ПРИНЯТО

Педагогическим советом учреждения,

Протокол № 5

от .

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 78 «Исток»

_______________ Ермолаева С.Н.

Приказ от  од

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа социально-гуманитарной направленности

«Денежная азбука»

Возраст воспитанников: 3-4 лет

Срок реализации программы: 1год

Автор – составитель:

Струнга Наталья Ивановна

                воспитатель

Направленность программы

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека. В условиях современного общества экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста.  

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи:  сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. 

Актуальность

       Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается всё больше слов финансовой среды.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!        

Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться.         Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта.  Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Отличительные особенности программы

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Конечно же, речь не идет о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами у дошкольников 4-7 лет.  Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как  ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансов грамотного гражданина. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Адресат и объем программы

Программа  адресована  детям средней, старшей и подготовительной к школе группе.

Категория:  Средний и старший дошкольный возраст 4- 7 лет.

В средней группе (4-5 лет) – 20 минут

В старшей группе (5- 6 лет) – 25 минут.

В подготовительной группе (6- 7 лет)  - 30 минут.

Срок реализации – 3 года.

   Занятия проводятся в групповом помещении с использованием      мультимедийного оборудования.

Формы организации образовательного процесса

Программой предусмотрена очная форма организации. Программа включает  себя теоретические и практические занятия. Дети не только учат основам финансовой грамотности, но и играют  в сюжетные, ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, слушают и инсценируют рассказы. Чтобы дети не уставали, в организации занятий  используется интегрированный подход, смена различных видов деятельности (чтение, беседа, просмотр видеофильмов, пальчиковые игры, дидактические игры, творческие задания, театрализация и т. д.)

Виды занятий

1 этап – Организационный:

• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап - Практический: Реализация проектных мероприятий.

3 этап - Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие в страну Финансов»

Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. А также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.

Срок освоения программы

Программа рассчитана  на 1 года. На один учебный год рассчитано  – 18 часов.

     Режим занятий

Образовательная деятельность проводится два раза в месяц, во второй половине дня продолжительностью: в средней группе (4-5 лет) – 20 мин.

Деятельность проходит в занимательной, игровой форме. Занятия проводятся два раза в месяц - 18 занятий в год.  Рассчитана на 1 учебный год. Продолжительность занятия не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарноэпидемиологическими правилами и нормами».  На занятии прослеживается интеграция образовательных областей.

Формы организации образовательного процесса:


           -  групповая,

 -  индивидуальная,

 -  коллективная.

Формы организации занятия:
           беседа,
          практическое занятие,
          − презентация,
         дидактические игры.

Принципы реализации программы

 

Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно - трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь.

 

Цель и задачи программы

          Раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие задачи:

сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;

дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг;

расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;

создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия для решения практических задач самими детьми;

познакомить детей с экономическими терминами через экономический словарь, кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей человека;

заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника.

Развивающие задачи:

развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность.

Воспитательные задачи:

воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.

Планируемые результаты освоения программы

В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:

  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
  4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
  5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
  6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
  8. Финансы – это интересно и увлекательно.

Диагностика уровня знаний, умений и навыков детей по освоению данной программы

Формы аттестации и контроля

По успешности выполнения заданий выявлялся уровень экономических знаний детей по трехбалльной шкале:

3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.
Высокий уровень  (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием.

Средний уровень (2 балла) – с заданием спарвляется с помощью педагога.

Низкий уровень (1 балл ) – с заданием не справляется.

Высокий уровень:  дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению с взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий уровень: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели. Уровень экономических знаний определяется с учетом успешности выполнения всех трех заданий, а также в процессе наблюдения за детьми в свободной игровой деятельности.

Мониторинг освоения ожидаемых результатов детей

Ф.И. ребенка

Экономика

Потребности

Труд и товар

Профессии

Обмен

Деньги

Реклама

Итого

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Реализация программы предполагает специально организованное занятие, в процессе которого воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам. Занятие  проводится в форме познавательной деятельности во второй половине дня два раза в месяц, с сентября по май. Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям дошкольников.

Учебный план для детей 4 - 5 лет

№ п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

Форма промежуточной аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Занятие: «История копилки»

2

1

1

Д/И «Найди монету».

2

Занятие: «Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключения монетки»»

2

1

1

Беседа: «Обсуждение пословиц и поговорок о деньгах»

3

Занятие: «Где что купить?»

2

1

1

Д/И «Магазин»

4

Занятие: «Профессии моих родителей»

2

1

1

Д/и «Профессии».

5

Занятие: «Семейные покупки»

2

1

1

Д/и на внимание

6

Занятие: «Где живут деньги?»

2

1

1

Д/Игра «Денежкин домик»

7

Занятие: «Труд- основа жизни» 

2

1

1

Д/и «Кому ,что нужно для труда».

8

Занятие: «Уважение к людям труда»

2

1

1

Как потопаешь, так и похлопаешь

9

Занятие: «Экономика в сказках»

2

1

1

Беседа «Экономика в сказках»

Итого

18

Примерный календарно-тематический план по финансовой грамотности  для детей 4-5 лет

Средняя группа

 

Месяц

Тема

Кол-во

занятий

Дата

1

Сентябрь

Занятие: «История копилки»

Беседа: «Что такое деньги?»

1

1

2

Октябрь

Занятие: «Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключения монетки»»

Беседа: «Обсуждение пословиц и поговорок о деньгах»

1

1

3

Ноябрь

Занятие: «Где что купить?»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин«»

1

1

4

Декабрь

Занятие: «Профессии моих родителей»

Беседа: «Какие профессии есть в детском саду» (экскурсии)

1

1

5

Январь

Занятие: «Семейные покупки»

Игра на внимание

1

1

6

Февраль

Занятие: «Где живут деньги?»

Игра «Денежкин домик»

1

1

7

Март

Занятие: «Труд- основа жизни»

Беседа: «Кому что нужно для труда»»

1

1

8

Апрель

Занятие: «Уважение к людям труда»

Беседа: «Как потопаешь так и полопаешь»

1

1

9

Май

Занятие: «Экономика в сказках»

Беседа: «Экономика в сказках»

1

1

Программно – методическое  обеспечение


      1. Компьютерное оборудование

2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.

3. Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха»

4. Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».

5. Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»

6. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»

7. Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы.

Методы и приемы организации деятельности:

• беседа, обсуждение, дискуссия,

• просмотр слайд -  презентации, мультфильмы,

• коллекционирование,

• чтение художественной литературы,

• игровые ситуации,

• решение проблемных ситуаций,

• рассматривание картин,

• сюжетно-ролевые игры,

• продуктивная деятельность,

Методы работы с детьми:

- словесные (беседа, загадки);

- наглядные (рассматривание дидактических пособий, предметов);

- практические (дидактические игры и упражнения, показ способов действия с предметами, эксперимент).

Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников

Изучение основ финансовой грамотности  должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников.
Перед родителями стоит задача помогать ребенку разбираться в наиболее
сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого
освоения учебного материала и личностного развития.
Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных
представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников
в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.
Воспитателю следует разъяснять родителям необходимость регулярно
беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное
отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано
человеком. Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье.

Формы взаимодействия с родителями

  1. Тематические стенды,  консультации для родителей, создание библиотеки.
  2. Создание предметно-пространственной среды,
    семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки,
    театрализованные постановки.
  3. Праздники, выставки,  экскурсии, встречи с
    интересными людьми.
  4. Анкетирование, тестирование, личные беседы,  анализ мнений и запросов родителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6.
  2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам.-2010..-С.42.
  3. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А.В. Зеленцова,  Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
  4. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»  (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эврика»

Пояснительная записка         Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»

Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 5-7 лет" Школа Гнома Эконома".

Программа разработана на основе следующих нормативных документов: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально гуманитарной направленности «Денежная азбука»

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни чело...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».

 Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...