Финансовая грамотность
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Самойлова Марина Вячеславовна

БЕСЕДА 1. Деньги – это хорошо или плохо? Деньги очень важны для человека, живущего в современном мире. Ребята, как вы думаете, почему? Дети высказывают свое мнение. Педагогу надо дать возможность высказаться всем желающим. Да, вы абсолютно правы – деньги нужны современному человеку, чтобы он мог нормально жить: покупать еду, одежду, оплачивать транспорт, иметь возможность развиваться, получать образование, а также, чтобы путешествовать, ходить в кино, на выставки, в аквапарк и для многого–многого другого. Скажите, ребята, а на что вы тратите свои деньги, зачем они вам нужны? Дети перечисляют то, на что они расходуют свои деньги. Педагогу надо дать возможность высказаться всем желающим. Скажите, как вы считаете, деньги – это хорошо или плохо? Дети высказывают свое мнение. Педагог подводит итог: Как и любая другая вещь, деньги могут служить добру, например, если их использовать для покупки пищи для семьи или одежды для детей, или оплаты образования. Но деньги также могут быть и «плохими», если их использовать для покупки сигарет или наркотиков, или для покупки оружия. Также имеет большое значение, как попадают деньги к человеку. Хорошо, когда человек своим талантом и честным трудом зарабатывает деньги, и совсем плохо, когда доходы человека связаны с такими очень плохими поступками, как кража, получение взяток, обман других людей, недобросовестное предпринимательство и пр. Итак: Деньги могут быть как плохими, так и хорошими. Все зависит от того, каким способом получены деньги и на что они расходуются. В конце беседы надо попросить ребят привести примеры, когда деньги – плохие, а когда – хорошие

БЕСЕДА 2. Потребности и желания, чем они отличаются. Заранее заготовьте два комплекта карточек количеством по числу учащихся, лучше каждый комплект на цветной бумаге, например, ХОЧУ – красный, НАДО – зелёный. ХОЧУ НАДО Тема сегодняшнего урока: «Потребности и желания, чем они отличаются». Разговор пойдет о том, что нужно, необходимо человеку, без чего он не может обойтись и о том, что ему подчас совершенно не нужно, но на что он тратит свои деньги. Для этого рассмотрим два важных слова - ХОЧУ и НАДО. Раздайте каждому по 1 карточке из каждого комплекта. Я буду называть предметы, а вы поднимайте карточки ХОЧУ или НАДО по вашему мнению. Называете: хлеб, мяч, диплом о высшем образовании, футболка, мобильный телефон, компьютер, книга, кукла, кровать, конфеты, яблоки, лекарства. После каждого слова спрашивайте по одному человеку , почему он поднял НАДО, почему ХОЧУ. Ответы прокомментируйте, подводя к мысли, что НАДО – это то, без чего нельзя обойтись, а ХОЧУ – это то, без чего обойтись можно. Обратите внимание на ситуации, когда одна и та же вещь может быть ХОЧУ и НАДО. Например, мяч – без него можно обойтись, но он способствует физическому развитию человека и укреплению его здоровья. Ваши ответы привели нас к выводу, что НАДО – это то, без чего не обойтись, то, что необходимо для жизни и развития, то, что требуется. ХОЧУ – это то, без чего обойтись можно, это не необходимость, этого хочется, но без него можно жить. Все, что НАДО – это наши потребности. Следовательно, ПОТРЕБНОСТИ - ЭТО ВСЕ ТО, ЧТО НЕОБХОДИМО ЧЕЛОВЕКУ ДЛЯ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ, а ХОЧУ – это наши желания. Наши желания включают в себя наши потребности. Существуют также ситуации, когда одна и та же вещь одновременно является ХОЧУ и НАДО, как мы уже видели при работе с карточками. Это означает, что между потребностями и желаниями трудно провести четкую границу. Чем более развит человек, чем выше его образование, глубже интеллект, тем больше товаров и услуг из желаний переходит в потребности. Например, у школьника, возможно, нет ни желания, ни потребности изучать иностранный язык. Обучаясь в старших классах и выезжая за границу с родителями, он понимает, что хорошо бы знать иностранный язык – это его желание. Но когда он становится взрослым, занимает определенную должность, связанную с взаимодействием с иностранными фирмами, знание языка становится его потребностью. Подведем итоги: ПОТРЕБНОСТИ - ЭТО ВСЕ ТО, ЧТО НЕОБХОДИМО ЧЕЛОВЕКУ ДЛЯ ЖИЗНИ, РАЗВИТИЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ. ЖЕЛАНИЯ – ЭТО ТО, ЧТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НЕОБХОДИМОСТЬЮ, БЕЗ ЧЕГО МОЖНО ПРОЖИТЬ

БЕСЕДА 3. Цена и ценность. Понятие «ценность» многие путают с понятием «цена». Прежде чем дать определение, рассмотрим это понятие на следующем примере. Представьте себе, что вы находитесь в пустыне. Уже 5 дней вы идете по раскаленному песку без капли воды. Вам очень жарко, а в кармане у вас миллион рублей. Впереди еще длинный путь, а колодцев по пути нет. Вдруг перед вами возникает джинн и предлагает вам бутылку обычной воды за миллион рублей. Предупреждает, что больше он в пустыне не появится. Вы отдадите эти деньги за бутылку воды? Выслушайте ответы. Подведите к мысли - ДА, так как это фактически цена вашей жизни. А теперь вторая ситуация. Вы находитесь в парке аттракционов. Вокруг много разных аттракционов, ларьков с мороженым, водой, разными плюшками. Очень жарко, хочется пить. В кармане у вас миллион рублей. Вдруг перед вами появляется джинн и предлагает вам бутылку воды за миллион рублей. Предупреждает, что больше он в парке не появится. Вы отдадите ему эти деньги за бутылку воды? Выслушайте ответы. Вот так цена одной и той же бутылки воды в разных ситуациях совершенно разная. Это можно объяснить тем, что в первом случае важность и польза этой бутылки для вас очень велика – здесь цена ее равна цене вашей жизни. Во втором случае важность предложенной бутылки ничтожна, так как вокруг столько ларьков с водой, что вы можете купить воду в любую минуту и в любом количестве. Экономисты говорят, что важность, значимость, польза чего-либо для человека называется ценностью. Ценность почти всегда имеет денежное выражение. Для разных людей один и тот же предмет может иметь разную ценность, например, коллекционер готов отдать любые деньги за какой-либо значок или марку, на которые обычный человек даже не обратит внимания. Чем выше ценность товара для покупателя, тем более высокую цену он готов за нее заплатить. Различают ценности материальные, духовные и вечные. К материальным ценностям относятся ценности в виде имущества, товаров, предметов, которые очень важны для человека. Каждый человек сам определяет для себя набор духовных ценностей, которые могут включать, например: любовь, семью, детей, любимые книги, близких, друзей, общение, получение удовольствия от работы, учебы, материальное благополучие, хобби, развлечения, самообразование, положение в обществе и пр. К вечным ценностям относятся ценности, переходящие из поколения в поколение. Это могут быть, например, картины таких гениальных художников, как Рембрандт, Рафаэль, Тициан, Репин и других, бессмертная музыка Чайковского, Рахманинова, Верди, литературные произведения Пушкина, Лермонтова, Гете. Всё это шедевры искусства и музыки. Иногда говорят, что им нет цены. Это значит, что какую бы цену не заплатил за эти шедевры их покупатель, она всё равно будет ниже той ценности, которую имеют эти произведения для человечества. Кто может еще привести примеры вечных ценностей? Выслушайте ответы. Подведем итоги: сегодня мы закончили изучение темы: «Цена и ценность». ЦЕННОСТЬ – ЭТО ВАЖНОСТЬ, ЗНАЧИМОСТЬ, ПОЛЬЗА, ПОЛЕЗНОСТЬ ЧЕГО[1]ЛИБО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, СЕМЬИ, НАРОДА, ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ЦЕННОСТЬ – МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ДЕНЕГ, КОТОРОЕ ГОТОВ ЗАПЛАТИТЬ КОНКРЕТНЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ ЗА КОНКРЕТНЫЙ ТОВАР В ДАННОЕ ВРЕМЯ В ДАННОМ МЕСТЕ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....