Сценарий детско - родительского терренкура по формированию основ финансовой грамотности «Путешествие по стране Экономика» (старшая группа)
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Образовательные терренкуры позволяют вовлекать родителей в понимание важности финансово-экономического образования дошкольников; расширять представление родителей об их роли в развитии финансовой грамотности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
terrenkur_puteshestvie_po_strane_ekonomika.docx | 38.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Светлячок»
Сценарий
Детско – родительского терренкура
по формированию основ финансовой грамотности
«Путешествие по стране Экономика»
(старшая группа)
Составлено на основе методического пособия: Л.В. Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю. Рыжановская: «Занимательные финансы»
Составила: воспитатель Дельцова Е.А.
Цель: вовлечение родителей в понимание важности финансово-экономического образования дошкольников; расширить представление родителей об их роли в развитии финансовой грамотности дошкольников.
Задачи:
- обучение родителей знаниям и умениям, способствующим гармонизации детско-родительских отношений;
- побуждение детей к познавательно деятельности путем решения проблемных ситуаций;
- развитие практических умений быстрого и правильного нахождения и принятия решений в ходе игры.
- формирование предпосылок коммуникативных компетенций воспитанников и их родителей в условиях командной работы;
- развитие двигательной активности у всех участников терренкура.
- приобщают всех участников терренкура к здоровому образу жизни.
Действующие лица: -
Участники образовательного терренкура: дети, взрослые (родители) педагог: Персонажи: Директор финансовой школы, Копеечка, Лиса – Алиса, Кошелек, Знайка.
Методы и приемы организации образовательного терренкура:
- Игровой (сюрпризный момент)
- Словесно – логический (диалогическое взаимодействие: вопросы к детям, художественное слово, указания, напоминания, подсказка, обобщение воспитателя, педагогическая оценка).
Оборудование и материал: Маршрутный лист от станции к станции изготовленная воспитателем, монеты, иллюстрации к играм: «Доходы семьи», «Четвертый лишний», Д\и «Хочу, надо», Д\и «Можно, нельзя» монеты номиналом от 1до 10. руб. пазл «10 рублей».
Этапы организации образовательного терренкура:
- Организационный этап: знакомство, приветствие, актуализация знаний детей.
- Основной этап: сюрпризный момент, выполнение заданий.
- Подведение итогов, обобщение игры, оценка деятельности детей и родителей.
Место проведение: территория детского сада.
Цель движения – собрать все части банкноты, за правильно выполненные задания.
На каждой из станций присутствует тьютор - персонаж, который приветствует участников и знакомит с заданием данной станции, если участники справились с заданием на станции, они получают часть банкноты.
Команды награждаются медалями за пройденные испытания.
Ход игры:
(Сбор родителей и детей у центрального входа детского сада)
Приветствие
Воспитатель: Здравствуйте уважаемые родители и дети! Дорогие наши родители как ваше настроение? Ребята, какое у вас настроение? Предлагаю вам всем построить «Мост дружбы». Давайте возьмемся за руки, поднимем их вверх. Улыбнемся друг другу и пожелаем друг другу хорошего настроения. А оно нам сегодня пригодится.
Воспитатель: Скажите уважаемые родители и ребята, вы любите путешествовать? Давайте все вместе отправимся в увлекательный терренкур «Путешествие в страну Экономика»
Участники: Да.
Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю путешествие в страну «Экономика»
Но как мы попадем в эту страну. У меня есть идея. Давайте пригласим Директора Финансовой школы, может он нам поможет.
(входит под музыку Директор финансовой школы)
Директор школы финансов: Здравствуйте, здравствуйте! Разрешите представиться. Я директор финансовой школы. Я слышал, что вы отправляетесь в путешествие в страну «Экономики»
Участники: Да
Директор финансовой школы: Но вот попасть туда смогут только самые сообразительные и дружные ребята, и их родители. А вот что бы вернуться обратно из путешествия, вам нужно собрать банкноту нашей страны из нескольких частей. На каждой станции за каждое выполненное задание, получите часть банкноты. А что бы добраться до станции, нужно пройти и преодолеть препятствия, которое вас зарядит бодрым настроением, и поднимет мышечный тонус.
Воспитатель: Уважаемый директор финансовой школы, а родители и их дети там не заблудятся.
Директор фин. школы: А что бы, не потеряться в стране, вам поможет моя карта маршрута по станциям. Но что бы его получить, нужно отгадать мои финансовые загадки:
1. «Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!
Что это?» « деньги» (Ответы детей).
Директор школы Ф. Совершенно верно - Деньги».
2. В наши дни не встретишь эту.
Очень малую монету.
В сказках ты её найдёшь,
Денежка зовётся… «грош» (ответы родителей и детей)
Директор школы Ф.. Совершенно правильно. «Грош».
3. Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни к чему сама не годна,
А всем нужна (ответы детей и родителей)
Директор финансовой школы: Все верно «Монета»
Молодцы, вижу вы дружная команда. Поэтому вы заслужили карту –маршрута. Но прежде чем вам отправиться в увлекательное путешествие, вы должны хорошо подготовиться. Повторяйте за мной.
ФИЗМИНУТКА
«Считаем денежки»
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем денежку мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас.
Директор фин. школы: Но в необычное путешествие, мы на поезде, на автобусе, даже на самолете не доберемся. Что же делать? (Ответы детей).
Директор фин. ш. Я, кажется, придумал, надо воспользоваться волшебными словами!
(Дети и родители закрывают глаза, тихонько поворачиваются вокруг себя, говорят)
«Вправо-влево повернись, в стране Экономика окажись!»
Директор фин. школы: Вот мы с вами в стране «Экономика». Посмотрите в маршрут – карту, где у нас находиться первая станция? Посмотрели куда нужно идти? Да!(ответы родителей и детей).Ну а мне пора идти, у меня неотложные дела, Удачи вам в путешествии по стране «Экономика». До скорой встречи.
(директор фин. грамотности уходит)
Родители и дети: Посмотрите в маршруте указано, что мы до первой станции должны пройти, через мостик приставным шагом.
(от начала маршрута до первой станции проложен маршрут в виде положенного на дорогу толстого каната, по которому должны все пройти приставным шагом)
Ведущий: А вот и первая остановка
Остановка: «Высшая школа экономики»
Знайка: Здравствуйте, здравствуйте! Разрешите представиться. Я Знайка из высшей школы экономики. Рад приветствовать вас в стране Экономика! Предлагаю вам приступить к испытаниям.
1. Испытание
Отгадайте загадку:
«Это — средство обращения,
Это — средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа. (деньги) Что это?» (Ответы детей и родителей).
Знайка. Совершенно верно - «деньги».
2. Испытание:
А как называются Российские деньги?(Ответы детей).
А как называются Английские деньги? (Ответы детей).
Как одним словом можно назвать деньги других стран?(Ответы детей).
(На мольберте демонстрируется валюта разных стран).
Знайка: Уважаемые путешественники, раз мы заговорили про деньги, скажите, всё ли можно купить за деньги? (Ответы детей)
3. Испытание
Дидактическая игра "Можно и нельзя"
Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет, то не хлопайте.
Телевизор, солнце, здоровье.
Конфеты, молоко, совесть.
Квартира, игрушки, доброта.
Мебель, планшет, любовь.
Одежда, радуга, дружба.
4. Испытание
Дидактическая игра «Сложи картинки с денежными единицами»
Знайка: А сейчас (замолкает)… Что же это такое? (Разрезные картинки с изображением денег разных стран) Кто это сделал? Все купюры разрезали. Хотела вам показать разные купюры денег! И не знаю, что теперь делать!
(Участники предлагают собрать купюры и посмотреть на них.)
Воспитатель: Проверьте друг у друга, правильно ли собрали купюры.
Знайка: Молодцы! Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).
Знайка: Совершенно верно. Люди работают. Их труд оплачивается.
За правильные ответы на вопросы, даю вам часть купюры.
(Дети получают за правильный ответ часть купюры)
Знайка: Ну, а вам нужно продолжать путь дальше по стране «Экономика».
(Родители и дети смотрят на карту маршрута).
Воспитатель: Путь к следующей станции у нас лежит, через узкий тоннель. Готовы идти дальше!?
Родители и дети: Да!
(Дети пролезают, через тоннели, а родители держат тоннели с обеих сторон)
Остановка: «Банк загадок»
(Встречает лиса Алиса)
Лиса Алиса: «Здравствуйте дети и их родители! Крепче удочку держите, быстро рыбку изловите и отгадку назовите. Отправляемся на озеро загадок
(в сухом бассейне лежат рыбки с загадками, дети по очереди ловят рыбу, родители загадывают загадки детям)
1.Испытание:
1. В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи? (Банк.)
2. Из какого аппарата выдаётся всем зарплата? (Банкомат.)
3. На товаре быть должна обязательно … (Цена)
4. Герб и цифры там в рядах стоят на разных сторонах (монета)
5. И врачу, и акробату Выдают за труд. (зарплату)
6. Люди ходят на базар: Там дешевле весь...( товар)
7. Мебель, хлеб и огурцы, продают нам...(продавцы)
8. Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине. (Копилка)
Лиса. Молодцы ребята. Вы не как Буратино, все знаете и умеете. Вон сколько рыбы наловили мне на ужин. Славный будет мне ужин. А Вам за ваши старания, смекалку и рыбку, получайте вознаграждение – часть банкноты. И вам пора в путь!
(Дети получают часть банкноты)
Воспитатель: Путь к следующей станции лежит через узкий мостик, который лежит через бурную реку.
(все дети и родители проходят по узкой скамье высотой 30 см.)
Остановка «Денежная»
(Гостиная)
(Копеечка встречает всех участников приглашает присесть на стулья, которые расставлены полукругом)
Копеечка: Рада вас приветствовать дорогие ребята, мамы и папы. Для вас у меня приготовлено несколько испытаний, с которыми очень трудно справиться в одиночку. Ребята, а когда ваши родители идут в магазин, что они с собой берут?
Дети: Кошелёк
Копеечка: А что у них в кошельке?
Дети: Деньги (купюры и монеты)
Ответы детей
Копеечка. Правильно, они лежат в кошельке в наличии, и поэтому называются …. (наличными). А еще какими бывают деньги?
Дети и родители: Бывают деньги безналичные, т. е. электронные. Их у нас в наличии нет, а они есть в пластиковых карточках.
Копеечка: А где еще люди хранят деньги? (Ответы детей) В банке.
Копеечка: Замечательно.
- Испытание: Словесная игра « Скажи наоборот»
Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Молодцы! Всё правильно называете.
Дети, ваши родители ходят на работу, чтобы заработать деньги. Как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги? На что ваша семья расходует деньги? (Ответы детей)
2.Испытание: Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Рассмотрите картинку и назовите лишний предмет. Объясните свой выбор.
Картинка (автомобиль, солнце, кофта, игрушка)
Картинка (рынок, супермаркет, киоск, многоэтажный дом)
Картинка (парикмахер, продавец, учитель, строитель, дети)
Картинка (купюры России: 200 руб., 50 руб., 10 руб. купюра - доллар)
Копеечка: И с эти заданием вы справились. Молодцы! За ваше знание. Получайте ещё часть банкноты.
Воспитатель: Путешественники, отправляемся на следующую остановку.
Посмотрите. Куда нам нужно идти? Что нас ждет на пути?
Дети и родители: (Смотрят на карту). Наш путь лежит, через лесную тропу.
Воспитатель: Все верно. Мы свами пойдем по лесной тропе до следующей станции.
(на асфальте мелом нарисована извилистая тропа, которая ведет до следующей станции)
Остановка «Бюджет семьи»
Кошелек: Добро пожаловать на станцию «Бюджет семьи». Рада вас всех видеть у меня в гостях. Прописные истины ведения бизнеса отображены не только на страницах книг и журналов. Полезные уроки можно также найти в мультфильмах и сказках. Яркие тому примеры - мультики, сказки в которых каждый герой учит нас инвестиционному подходу и планированию в семейном бюджете, расчету и бережливости. Деловому отношению к деньгам и умению вкладывать свои кровно заработанные, преувеличивая семейный бюджет. Готовы к испытаниям? ( Ответы детей)
1. Испытание: Словесная игра: «Кому из мультипликационных героев принадлежат следующие слова»
1. "Средства у нас есть. У нас ума не хватает" (Кот Матроскин из "Простоквашино")
2. "В наше время даже сейфу нельзя доверять. Как это сложно иметь миллион"(Беладонна, "Приключение поросенка Фунтика")
3. "Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет" (Дядя Федор из "Простоквашино")
4. «Завтра дальняя дорога
Выпадает королю.
У него деньжонок много,
А я денежки люблю!» («Бременские музыканты»)
5. «Если я действительно стою сто тысяч миллионов, то нельзя ли мне получить хоть немного наличными…,чтобы я мог купить маленького щеночка?»(«Малыш и Карлсон»)
6. "Несите ваши денежки, иначе быть беде" (Кот Базилио, "Приключения Буратино")
Кошелек: Молодцы справились с заданием. Следующее испытание:
Семейный бюджет нужно планировать и при этом учитывать интересы и желания каждого члена семьи. У каждого члена большой и дружной семьи есть свой источник доходов. Вот я предлагаю вспомнить у кого, свой источник его доходов.
2.Испытание: «Из чего складывается бюджет»
( показывает картинки членов семьи)
Картинка №1: Бабушка и дедушка (пенсия)
Картинка №2 Папа, мама, взрослые дети (Заработная плата)
Картинка №3 Старший брат, или сестра, которые учатся в учебном заведение. (Стипендия).
Кошелек: Молодцы!
Все деньги в вашей семье, которыми она может распоряжаться, называются бюджетом. Сейчас мы составим бюджет семьи.
3. Испытание: «Подсчитай бюджет семьи»
Практическое задание (на столах монеты- до 10)
Подсчитайте семейный бюджет.
Папа зарабатывает 5 монет.
Мама зарабатывает 3 монеты.
Бабушка с дедушкой — пенсию 2 монеты.
Выложите нужное число (10)
Кошелек: В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.
Мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет.
3. Испытание: Дидактическая игра «Хочу и надо»
Кошелек: Перед вами карточки разных потребностей и карточки желтого и красного цвета с пустыми квадратиками. Ваша задача распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выложить важные потребности на красные карточки, а маловажные на желтые карточки.
(Дети выполняют задание и объясняют свой выбор)
Кошелек: Когда оплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку. Вы справились со всеми испытаниями. Молодцы! Получите часть банкноты.
Воспитатель: Идем к следующей остановке.
Остановка:«Товарный склад»
Директор финансовой школы: Молодцы! Вы все испытания прошли. Но у вас не хватает одной части купюры. А что бы ее получить, вам нужно развести товар в разные магазины с помощью специальных фургонов по соответствующим магазинам.
(Материал: карточки с изображением товаров, машины – фургоны, картинки с изображением разных магазинов «Одежда»», «Продукты питания», «Посуда», «Мебель»)
(предлагает детям и их родителям выступить в роли водителейэкспедиторов и развести товар с помощью специальных фургонов по соответствующим магазинам: «Одежда», «Продукты питания», «Посуда», «Мебель»).
Директор фин. школы: Молодцы! Вы успешно прошли испытания. Спасибо! За это вам я даю последнюю часть банкноты.
Воспитатель: Теперь у нас все части банкноты. И нам пора возвращаться в детский сад.
Директор фин. школы: Что бы вам попасть домой вам нужно сложить волшебную банкноту из частей.
(дети собирают банкноту из частей в единое целое и звучит волшебная музыка).
Воспитатель: Вот мы и в детском саду.
И я, как директор финансовой школы, вручаю вам медали «Гражданин страны «Экономика» и активное участие в разных испытаниях, с помощью, которых каждый из вас стал финансово грамотным гражданином. А препятствия были для вас не помеха, только сильные и ловкие могли их преодолеть. Молодцы ребята!
Ну а мне пора прощаться, до свидания ребята!
Воспитатель: До свидания!
Рефлексия:
1.С кем вы встретились в стране «Экономика»?
2. Какие новые слова узнали и что они обозначают?
3. Что вас удивило?
4. Что было трудно?
5.Всё ли у вас получилось?
6. Что вам понравилось в стране "Экономика"?
Воспитатель: Спасибо всем за участие в путешествие по стране «Экономика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотоотчет по проекту финансовой грамотности «Путешествие по стране Экономике»
Фотографии о проделанной работе...
Конспект НОД по финансовой грамотности Путешествие в страну Экономика
конспект непосредственно образоватлеьной деятельности...
Технологическая карта к совместной деятельности с детьми 6-7 лет, с ОВЗ по формированию основ финансовой грамотности. «Путешествие в страну Экономика»
Цель: формирование основ финансовой грамотности, раскрыть сущность понятий: деньги, банковская карта, банк, наличные и безналичные денежные средства.Задачи:Образовательные: Формировать умение распреде...
Проект по финансовой грамотности «Путешествие в страну Экономику»
Проект по финансовой грамотности «Путешествие в страну Экономику» разработан как дополнение к авторскому игровому пособию «Путешествие в страну Экономику вместе с Лосяшем» для ...
Консультация для педагогов: "Кейсы для родительского собрания по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников"
Материал подготовлен с целью повышения оптимизации процесса общения педагогов с родителями воспитанников по вопросам формирования финансовой грамотности у детей. Предлагаетс...
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ИМПЕРИЮ СКРУДЖА МАКДАКА" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6-7 ЛЕТ НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Программа по основам финансовой грамотности дошкольников 6 - 7 лет...
Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности «Путешествие по стране Экономика»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. ...