Семинар практикум для педагогов
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Шутова Марина Борисовна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_dlya_pedagogov.docx34.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад №13 «Вишенка»

Семинар-практикум для педагогов

«Сказка как средство знакомство дошкольников с основами экономики»

Подготовила воспитатель

1.кв. категории

Шутова М.Б.

Городской округ город Выкса 2023 год

Цель: Расширить знания педагогов об использовании сказок в экономическом воспитании дошкольников; учить переосмысливать и анализировать полученную информацию, делать выводы, творчески подходить к решению поставленных задач; совершенствовать умение результативно работать в микрогруппах.

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей основам экономики, это обусловлено необходимостью в современных условиях формировать жизненные компетентности наших воспитанников. Существуют различные формы и методы ознакомления детей с азами экономики, но мы должны выбрать наиболее приемлемые и результативные. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике в значительной степени способствует сказка.

Сказки могут очень много, их потенциал огромен: Ими можно просто заинтересовать ребенка, усыпить его на ночь, подвигнуть на изменения, произвести воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему, пополнить знания. Сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины. Взрослым, следует помнить, что если они хотят научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было интересно и понятно.

Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. В них поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В "Золушке", например, говорится о соперничестве между сестрами. "Мальчик с пальчик" рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами и мощью. «Заработанный рубль» - деньги ценятся, когда заработаны своим трудом. «Три поросенка»- только хорошо потрудившись, можно обеспечить себе хорошие условия жизни.

В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие, жадность и щедрость. Они говорят ребенку, что мир - очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние - в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное - они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит. Сказка — это как чудо. Если бы не было чудес, жизнь была бы скучной и неинтересной. Лишь только там, в сказке, есть то, что заставляет людей верить в чудо. Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!»

Выделяют основные экономические сферы, с которыми мы знакомим детей: труд, производство, обмен, потребности, деньги, доход, ведение хозяйства.

Игра «Угадай сказку»

Задание выбрать правильный ответ о определение экономическому термину: деньги, банк, доход, расход, бизнес, сделка, акция, обмен.

 

1.                В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).

2.                Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).

3.                В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).

4.                В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)

5.                В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).

6.                В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).

7.                Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)

8.                В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (вершки и корешки).

9.                В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Дедова и бабина дочка, Царевна-лягушка).

10.           В какой сказке бездумные траты золотых монет главного героя привели к его обнищанию и только волшебная вещь помогла достичь цели?

( Огниво).

 

Практикум:

Слайд1

Пониманию многих экономических явлений, понятий, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» Джанни Родари

 

Игра «Угадай сказку»

1.                В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его братьям? (Три поросенка).

2.                В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)

3.                Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)

4.                В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (Вершки и корешки).

5.                В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка,  Царевна-лягушка).

6.                Назовите сказку «Возвращалась старикова дочь с большой прибылью, отправилась и мачехина дочка, но вернулась с одними убытками» (Морозко)

7.                 Назовите сказку, в которой героиня поменяла кухонную утварь на живой товар. (Лисичка со скалочкой).

8.                Герой этой сказки при помощи простой рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе? (Кот в сапогах).

9.                Герой какой сказки стал жертвой неправильного вложения денег? (Приключения Буратино)

10.            В какой сказке описывается нелегкий путь хлебобулочного изделия до потребителя? (Колобок)

11.           В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? (Репка)

12.            В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного металла и что это за металл? («Курочка Ряба», золото).

Слайд 2

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Сюжеты сказок  и сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки ребёнок,  как бы становиться её действующим  лицом.  Потребность в  сказке сохраняется у него на многие годы.

Сказка – это особый литературный жанр, и у неё огромные  дидактические  возможности, поэтому в начале нужно ввести ребёнка в проблему экономического воспитания посредством сказки. Необходимо выбрать хорошо знакомые детям сказки, достаточно актуальные в которых сюжет отражает  экономическое содержание.

Любая сказка: народная, авторская -   «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые), аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.

Авторские сказки в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста, т.к. они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.

В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки.

Слайд 3 

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

1. Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.

2. Разработать методику использования сказок в целях экономического образования старших дошкольников.

Слайд 4

Работу по экономическому воспитанию необходимо начать с  исследования сказочных произведений разных видов: народные сказки, авторские, что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания. Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).

Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини-программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями.

И в народных , и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Слайд 5

Реализация второй задачи предполагает создание программы работы со сказкой экономического содержания. Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников на основе сказок являются:

- использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности;

- организация комплексной работы со сказкой;

- создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.

Слайд 6 

Рассмотрим группы сказок, ориентированных на освоение экономических представлений.

- Сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения. С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные), дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.

-Сказки, отражающие труд людей. В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний), выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда, самостоятельно выстраивают цепочку трудового процесса. Дети знакомятся с понятиями: награда, расплата, убытки.

-Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «доходы», «расходы», «выгода», экономическими представлениями о труде, распределении, обмене, производстве. Они формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.

-Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.

-Сказки, знакомящие с понятием «реклама».

Экономика в сказках.

Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.

- Определите, какие экономические понятия можно рассмотреть в данных сказках

1. «Сказка о рыбаке и рыбке» (потребности для жизни)

2. «Федорино горе» (Труд)

3. «Телефон» (Потребности)

4. «Муха-цокотуха» (Деньги)

5. «Терем-теремок» (распределение труда)

6. «Иван царевич и Серый волк» (потребности, обмен, бартер)

7. «Кот в сапогах» (реклама)

8. «Огниво» (обмен, деньги)

 

Картотека сказок по формированию у детей старшего дошкольного возраста экономических представлений

Слайд 7

Сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения

«Жадная старуха»; «Иван-Царевич и Серый Волк»; «Как коза избушку построила»; «Морозко»; «Каша из топора»; «Терем-теремок», «Морозко» «Хаврошечка»,  «Мужик и медведь»

«Телефон» К. И. Чуковский  «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин

«Жадная старуха» Смоленцова А.А, «Петушок и бобовое зернышко» К.Д. Ушинский

Слайд 8

Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство

Обмен: «Мена»; «Лисичка со скалочкой»; «Зайкина избушка»; «Кот и лиса»;

«За локоток- курочка, за курочку-гусочку»;

«Гуси – лебеди» «Выгодная сделка»;

«Кошелечек» «Золотая антилопа»,

«Али-баба и сорок разбойников»«Муха-Цокотуха»К. И. Чуковский  «Золотой ключик или приключение Буратино» А.Н.Толстой            «Огниво» Г. -Х. Андерсен«Дудочка и кувшинчик» В.Катаев

Слайд 9

Сказки отражающие труд людей

«Так сойдет»; «Трудовые деньги»; «О том как труд лень победил»; «Краденым сыт не будешь»; «Воловий труд»; «Терешечка»; «Про нужду»; «Мужик и Медведь»;«Бобовое зернышко»,«Федорино горе» К. Чуковский

«Трое из Простоквашино» Э.Успенский; «Наши пряли, а ваши спали» Смоленцова А.А

 Слайд 10

Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость

«Мальчик с пальчик»;

«Чудесный мешочек»;

«Чудесная рубашка»;

«Сынок-с-кулачок»;

«Как кот ходил с лисом сапоги покупать»;

«Хитрая наука»

«Как старик корову продавал» С. Михалков

Книга Т.Смирновой «Белка и компания» (сказка

« Как Миша из покупателя превратился в продавца »)

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Смоленцева А.А «Как барин овцу купил»

Слайд 11

Сказки, знакомящие с понятием «реклама»

«Лиса и козел»; «Сказка о молодильных яблоках»;

«Дятел и лиса»; «Два мороза»; «Колобок»; «О щуке зубастой»

«Кот в сапогах» Ш.Пьеро

«Новое платье короля» Г. -Х. Андерсен

Слайд 12 

Знакомя  детей со сказкой нужно стараться  вызвать интерес к сказке, эмоциональное отношение к ее героям, подвести к пониманию содержания сказочного произведения. Направить детей  на  «экономическое» содержание сказки, овладеть средствами взаимодействия со сказочными героями, умением высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.

 

Задание «Проблемная ситуация»

Интерес у дошкольников вызывают проблемные ситуации. С помощью героев сказок и мультфильмов их легко разрешить. При решении таких ситуаций у ребенка развивается логика, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска.

 

Ситуация № 1. . «Письмо Ослику».

Ослик получил от своих друзей – Пятачка, Вини-Пуха и умного Кролика – письмо. Они сообщили ему, что у каждого из них есть интересная работа: Пятачок печет булочки, Вини-Пух строит дома, а Кролик – сочиняет сказки для детей.

Вопросы к детям:

?  Где работают друзья Ослика, и какие у них профессии?

 

Ситуация № 2 «Заработанные деньги».

Мышата Пик и Пак помогали Белочке собирать лесные орехи. Они очень старались. Пик собрал одну корзину орехов, а Пак за это же время – две корзины. У Белочки было два яблока: большое и маленькое.

Вопросы к детям:

?  Как Белочке заплатить за работу мышатам?

?  Кому дать большое яблоко, а кому маленькое?

 

Ситуация № 3. «Требуется звукорежиссер».

Черепаха и Львенок услышали по радио объявление. Рекламному агентству «Радиобельчонок» требуется звукорежиссер, который владеет компьютером и имеет музыкальное образование. Черепаха и Львенок решили участвовать в конкурсе на эту должность: Черепаха хорошо пела, а Львенок умел работать на компьютере.

Вопросы к детям:

?  Кого из них примут на работу? Почему?

 

Ситуация № 4. «Богатство Буратино».

Буратино заработал 100 золотых. Получив деньги, он задумался, как лучше ими распорядиться. «Закопай их в землю», - советует кот Базилио. «Лучше купи машину», - перебивает его лиса Алиса. «Не слушай их. Спрячь деньги дома», - говорит пес Артемон. «А я думаю, лучше всего положить деньги в банке», - размышляет Мальвина.

Вопросы к детям:

?  Как вы думаете, чье предложение следует принять? Почему?

 

Ситуация № 5. «Подарки друзьям».

Незнайка сообщает своим друзьям о поездке в другую страну, которая называется Германией. «Я возьму с собой 100 рублей, чтобы своим друзьям купить там подарки».

Вопросы к детям:

?  Сможет ли Незнайка купить на рубли подарки для друзей? Почему?

 

Ситуация № 6. «Где купить?».

Домовенок Кузя получил от Нафани денежный перевод. Он решил купить холодильник, машину и новую игрушку для Наташи, чтобы она не скучала, когда Кузя занят домашними делами.

Вопросы к детям:

?  Где можно сделать покупки?

?  Чем будет отличаться товар, купленный в разных местах?

 

Ситуация № 7. «Любимое варенье».

Карлсон, который живет на крыше, открыл свой магазин. В ассортименте имелся богатый выбор варенья. К сожалению, покупателей было мало. Карлсону очень хотелось, чтобы все жители дома узнали о продаже его любимого варенья «Лесные ягоды».

Вопросы к детям:

?  Что можно сделать Карлсону, чтобы все узнали о вкусном варенье?

 

 Ситуация № 8. «Куда пойти?».

Встретились у развилки трех дорог три монеты – Рубль, Франк и Марка. Прямо пойдешь – к бременским музыкантам придешь, налево пойдешь – к Красной Шапочке придешь, направо повернешь – у сестрицы Аленушки и братца Иванушки окажешься.

Вопросы к детям:

?  По какой дорожке должна пойти каждая из монет, чтобы попасть в свою страну?

 

 Ситуация № 9. «Где держать деньги?»

 Однажды Мальвина встретила Буратино, который сидел на пенёчке, разглядывая монеты. Он признался, что у него не хватает денег на покупку букваря. Мальвина сообщила Буратино, что неподалёку есть интересный дом, где можно вложить свои денежки, а через некоторое время забрать уже большую сумму.

Вопросы к детям:

О каком доме идёт речь? Что такое сберегательный банк?

 

 Ситуация № 10. «Распродажа»

Карабас-Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут КарабасБарабас заметил, что одежда имеет непривлекательный внешний вид — где- то оторвана пуговица, где-то есть пятно и пр. И тогда он придумал ход: зачеркнул цену товара и написал новую — меньшую. На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили.

Вопросы:

Что придумал Карабас-Барабас? Выгодно ли продавать товар со скидкой?

 

Ситуация №11. «Дом»

Три поросёнка заспорили, из чего можно выстроить самый прочный домик. Ниф-Ниф утверждает, что из соломы — это самый дешёвый материал. Нуф-Нуф хочет строить из прутьев — они подороже, но прочнее. А Наф-Наф выбирает кирпич, хотя он и самый дорогостоящий.

Вопросы:

Какой материал самый дешёвый? Какой самый прочный? Из чего можно было бы ещё построить дом, если бы герои жили на севере, юге?

 

 Ситуация №12.»Салон красоты»

Крёстная фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах и площадях, зазывая посетителей, другие разместили объявление в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки-приглашения, где указывались услуги и цены.

Вопросы:

Как жители королевства узнали о новом салоне? Что такое реклама?

 

МОЖНО НА ОСНОВЕ ОДНОЙ СКАЗКИ СМОДЕЛИРОВАТЬ СИТУАЦИИ, ОБЪЯСНЯЮЩИЕ РАЗНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ.

Слайд 13

Сказка будет служить эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание позволит развить у дошкольников системный взгляд на мир, сформировать новую социо – культурную позицию ребенка.

 

- Вот и подошла к концу наш  практический семинар.

Копилка в хозяйстве всегда пригодится,

В ней разная мелочь надёжно хранится,

А если ты что-то захочешь купить,

То будет не жалко копилку разбить.

На полке стоит пусть она украшеньем

И верно хранит все твои сбереженья,

Монеты и сдачу в копилку бросай,

Пока весь запас не пойдёт через край!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»

Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"

Семинар-практикум  на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости  педагогов" был разработан с целью  расширения у педагогов круга методов и приемов в...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...