Сценарий викторины по финансовой грамотности для детей подготовительной к школе группы «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСОВ»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в ходе игровой деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №6 "Сказка" Барабинского района Новосибирской области.
Сценарий викторины по финансовой грамотности для детей подготовительной к школе группы «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСОВ» (итоговое мероприятие совместно с родителями)
Ключникова Мария Андреевна
Воспитатель
Барабинск, 2023г.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в ходе игровой деятельности.
Задачи
Образовательные:
- применять первичные экономические знания на практике;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- продолжать учить детей соблюдать правила игры;
- учить находить коллективный ответ путем обсуждения.
Развивающие:
- развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- развивать память, мышление, внимание;
- продолжать развивать у детей коммуникативные качества и речевую активность;
- побуждать детей выражать эмоциональный отклик на выполнение заданий (восторг, радость, удовлетворенность)
Воспитательные:
- продолжать воспитывать интерес к интеллектуальным играм и творческим заданиям;
- воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по финансовой грамотности;
- воспитывать личностные качества: чувства ответственности, взаимовыручки, умение работать в команде.
Предварительная работа
- Чтение пословиц и поговорок, сказок «Приключение Буратино, «Муха – Цокотуха», «Как старик корову продавал», «Жадный мельник», «Кот в сапогах», «Добрый жаворонок», «Скупой» и др., отгадывание загадок; - Дидактические игры «Можно и нельзя купить», «Разложите товар», «Что важнее?», «Хочу и надо», «Товар или услуга», «Где живут деньги?» «Мы - художники», «Доход – расход»
- Сюжетно - ролевые игры «Магазин», «Аптека», «Рынок», «Супермаркет», «Банк», «Семья. Все зарабатывают деньги»;
- Работа с лэпбуком по финансовой грамотности «Юные Эконамисты»;
- Решение экономических задач и ситуаций;
- Просмотр мультфильмов на экономическую тему;
- Беседы
- Экскурсии в банк, библиотеку.
- Изготовление эмблем для команд;
- Приглашение родителей.
Атрибуты и оборудование: эмблемы команд, коробочки для денег, конверты с заданиями, монеты бумажные для жюри, конфеты по количеству игроков, монеты бумажные 20 штук, купюры разрезанные – 2 штуки, карточки с ребусами, наборы российских рублей, шоколадные монеты по количеству детей.
Ход викторины
Ведущий: Мы собрались сегодня с вами, чтобы отправиться в путешествие в необычную страну – Страну финансов. Наше путешествие будет веселым и увлекательным, вы узнаете, что финансы могут быть совсем не скучными. Всем понадобится смекалка, внимание и сообразительность.
Дети читают стихи:
1. Мы не просто мечтатели,
Мы будущие предприниматели
Будем думать о стране, а не
Только о себе и родной своей семье.
2. Страну мы поведем по дороге процветания.
Ну а пока, добудем прочные мы знания.
Ставим перед собой вполне реальную задачу
И не надеемся мы - только на удачу.
3. Чтобы кризис обойти и не сбиться нам с пути,
Нужно многое узнать, нужно много разузнать.
Где нам взять кредит приличный,
Чтоб освоить «дело» лично.
4. Ум, находчивость, смекалка,
Воля, риск, в труде закалка.
Вот нам верные друзья!
Говорю я вам не зря.
Ведущий:
1 Этап «Знакомство с командами»
В нашей викторине принимают участие две команды. Сейчас мы с ними познакомимся. (Капитаны представляют свои команды)
Команда «Экономисты»
Девиз: «Дебет слева, кредит справа - экономистам нашим слава!»
Команда «Бизнесмены»
Девиз: «Есть закон один для всех:
Деловитым, энергичным Подчиняется успех!»
Команды поприветствуйте друг друга.
Ведущий: В любых состязаниях бывают судьи и у нас сегодня есть жюри, члены которого будут внимательно следить за выступлением команд, за правильностью и за скоростью ответов. За каждый правильный ответ вы будете получать монетку. Вам, наверное, очень хочется заработать как можно больше монеток, правда? А для этого нужно приложить все усилия и правильно выполнять задания. А по окончании нашей викторины будет подведен итог, жюри определит и наградит победителей.
Соревнуясь в этом зале
Вы все останетесь друзьями.
Пусть кипит буря страстей,
А ваша дружба крепнет в ней.
Ведущий:
2 Этап «Разминка»
Вопросы:
1. Как называется здание, где хранятся деньги? (Банк)
2. Деньги, которые мы тратим на покупки, транспорт, походы в кино и другие наши потребности называются…(Расходы)
3. Как называются металлические деньги? (Монеты).
4. Зарплата ваших родителей, пенсия бабушек и дедушек - это…(Доходы).
5.Каким словом называются все иностранные деньги? (валюта)
6. Как называются российские деньги? (рубли)
Ведущий:
3 Этап « Третий лишний»
Из ряда слов нужно назвать то, которое не имеет отношение к остальным. Цена 1 монета за каждый правильный ответ.
1. Доллар, рубль, Россия;
2. Зарплата, квартплата, пенсия;
3. Банкир, продавец, инкассатор;
4. Купюра, монета, конфета.
4 Этап «Загадки»
Ведущий:
1.В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем
Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в ...(в банке)
2.И врачу, и акробату Выдают за труд ..(зарплату).
3.Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине (копилка)
4.Маленькая, кругленькая
Из кармана в карман скачет (монета)
5.Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата? (банкомат)
6. На товаре быть должна
Обязательно …(цена)
Ведущий:
Сегодня ваши родители будут помогать вам зарабатывать дополнительные очки. А вот и задание для них. За каждый правильный ответ 1монета. Вопросы:
1.Какое животное всегда при деньгах? (поросенок: у него есть пятачок)
2. Назовите мероприятия, где цену набивают молотком? (аукцион)
3. Кто считает миллионы тысячами? (миллиардер)
4. Какую страну называют «банкиром всего мира»? (Швейцарию)
5. «Кока-кола» по отношению к «пепси – кола» это кто? (конкурент)
6. Лицо торговой точки это что? (витрина)
7. Какое сказочное животное умело изготовлять монеты простым ударом копыт? (антилопа)
8. Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (репка)
Ведущий:
5 Этап «Как поступить»
Каждой команде нужно будет послушать ситуацию и предложить правильное решение. Правильный ответ 2 монеты.
Ситуация первая.
В магазин завезли новую игру, о которой вы давно мечтали. Но мама сказала, что сейчас у семьи нет на нее денег и нужно подождать до зарплаты. Как правильно нужно поступить? Послушайте варианты:
- начать плакать и уговаривать маму
- попросить денег на игру у бабушки
- подождать, когда мама получит зарплату
Ситуация вторая.
Мама или папа получили зарплату. Как правильно нужно ею распорядиться? Послушайте варианты ответов:
- купить много сладостей
- купить продукты, заплатить за услуги, а оставшиеся деньги отложить
- поехать всей семьей в путешествие
Ведущий: А теперь немного подвигаемся. Но сначала давайте вспомним как называются российские деньги? (Рубли) Правильно, российские рубли. На этом этапе вам нужно наполнить кошельки деньгами нашей страны.
6 Этап «Наполни кошелёк»
Команды постройтесь друг за другом в колонну. Ваша задача добежать до стола, взять одну купюру, положить в кошелёк, вернуться обратно и передать кошелёк следующему. Из всех купюр выбрать нужно только российские деньги. Чья команда сделает это правильно и быстро, та и победит в этом конкурсе. Понятно задание? Будьте внимательны, на столе лежат не только российские деньги.
Ведущий: Продолжаем нашу викторину.
7 Этап « Реши задачу»
1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой? Почему?
2. Какие фрукты можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?
3. Где будет дороже бутылка с водой: в пустыне или на севере?
4. В двух магазинах продают яблоки: в одном магазине по цене 7 рублей за 1 килограмм, а в другом по цене 5 рублей за 1 килограмм. В каком магазине раскупят яблоки быстрее? Почему?
Ведущий: Пришло время ваших помощников. Напоминаю, что за правильный ответ вы заработаете 1 монету в копилку ваших детей. Родители для вас следующее задание. Вам нужно разложить выражения, которые соответствуют понятиям «Дорого» и «Дешево»:
- на вес золота;
- за бесценок;
- по божеской цене;
- не подступиться;
- задаром;
- цена кусается;
- не по карману;
- по сходной цене;
- влетит в копеечку;
- за гроши.
Ведущий:
8 Этап «Конкурс капитанов»
Цена этапа– 2 монеты.
1.Задание «Собери купюру»
Ведущий: Купюра разделена на части - вам нужно собрать из частей целую купюру на скорость.
2. Задание «Сигнальщики».
Ведущий: Давайте вспомним. Что такое товар?
Дети: Товар - это то, что производится для продажи.
Ведущий: Капитан команд «Экономисты» поднимает красные флажки, если слышит, что речь идет о товаре, капитан команды «Бизнесмены» поднимает синие, если слышит, что речь идет не о товаре:
Фермер привез на рынок молоко (товар).
Папа починил детям игрушку (не товар).
Мама испекла пирог к празднику (не товар).
Плотник сделал шкаф и продал его (товар).
Маша сварила варенье для друзей (не товар).
На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар).
Бабушка сшила фартук для своей внучки (не товар).
В издательстве напечатали много детских книг (товар).
Ведущий: У нас осталось ещё одно задание.
9 Этап «Доход-расход»
Те деньги, которые мы зарабатываем и вкладываем в семейный бюджет, называются …(доход), а то, что мы тратим на определённые нужды, называется …(расход).
Я начну говорить, а вы мне отвечайте: доход или расход
Родители получили зарплату ...(доход)
Бабушка заболела …(расход).
Выиграли в лотерею …(доход). Потеряли кошелёк… (расход).
Продали часть урожая картофеля…(доход).
Нашли клад…(доход). Купили новую игрушку…(расход).
Заплатили за воду… (расход).
Получили вознаграждение…(доход).
Отправились в путешествие …(расход)
Ведущий: Дорогие наши, родители, вам выпал шанс заработать ещё по 2 монеты для своих игроков. Предлагаю разгадать шифр, в котором спрятаны слова, имеющие отношение к экономике:
СИПЕНЯ (пенсия) ПАРТАЛАЗ (зарплата)
Ведущий. Вот и подошла наша викторина к концу. Вы все замечательно потрудились, заработали монеты своими знаниями, своим трудом. Сейчас жюри подведет итог нашей викторины «Путешествие в мир финансов», посчитает ваш доход. Сколько же вам удалось заработать денег? Жюри объявляет, сколько «заработала денег» каждая команда и капитанам выдаются выигранные «деньги».
Ведущий. В дальнейшей жизни, честная компания,
Всегда пригодятся ваши знания.
Ум и находчивость вы проявляйте
И на весь мир о себе заявляйте.
Мои юные финансисты, а все ли можно купить? ( Ответы детей). Я предлагаю вам купить то, что находится в «Черном ящике» (в ящике шоколадные монеты) Их делают из разного материала, у одних людей их много, а у других - мало, в разных странах их называют по-разному. Что это такое? (деньги).
Правильно, в ящике лежат монетки-шоколадки, спасибо вам за участие в викторине, желаю вам успехов.
Литература:
1.Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
2."Методические рекомендации. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. ФГОС ДО"/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
3.Сборник игр по организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия:Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
4.Советы родителям: говорите с детьми о финансах Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»
5.Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем»/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
6. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект квест-игры в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну Финансов»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемо...
Конспект квест - игры в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну Финансов»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24441414","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
КОНСПЕКТ НОД ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСОВ»
Эту деятельность проводила в своей группе...
КОНСПЕКТ ИГРОВОГО НОД ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСОВ»
КОНСПЕКТ ИГРОВОГО НОД ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСОВ»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСОВ»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...