НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Что такое деньги и для чего они нужны?»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Сухарева Татьяна Викторовна

Включение детей в экспериментально-исследовательскую деятельность на основе формирования представления о деньгах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Что такое деньги и для чего они нужны?»

Цель: включение детей в экспериментально-исследовательскую деятельность на основе формирования представления о деньгах.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с разными видами денег.

-знакомство со свойствами бумаги и металла.

Развивающие:

Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия.

-Развивать память, внимание, воображение, речь, стимулировать активность детей;

--Развивать познавательный интерес.

Воспитывающие:

-Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость

-Формировать положительные взаимоотношения детей.

- воспитывать уважение к труду;

- воспитывать бережное отношение к деньгам.

Оборудование для педагога: Компьютер, бумажные купюры разного номинала и разных стран, емкость с водой, весы

Оборудование для детей: Прямоугольники из бумаги, монетки, емкость с водой, карандаши, круглые листы бумаги, салфетки.

НОД:

Воспитатель: Ребята, а вы любите узнавать что-то новое, отгадывать загадки? (Ответы детей). Отлично, тогда, чтобы сегодня у вас все получилось, чтобы вы справились со всеми заданиями, вам понадобится внимание, усердие и отличное настроение! Покажите, какое у вас настроение? Тогда приступаем.

Воспитатель: Ребята, у меня есть мешочек, послушайте звуки и отгадайте, что здесь? (Трясу мешочек, можно дать детям потрясти)(Ответы детей)

Воспитатель: Сейчас я открою мешочек и проверю, что же там лежит на самом деле? И правда, деньги. Какие у нас тут деньги? И почему-то вместе с деньгами лежит ракушка, жемчужинки, фигурка коровы, рыбы, зерна кофе, риса, соль. Интересно почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам побыть настоящими исследователями, больше узнать о деньгах и может узнать, почему ракушка и прочие предметы оказались среди денег. Согласны? Ребята, мы привыкли к деньгам, а как вы думаете, были ли деньги у древнего человека(Ответы детей).

Воспитатель: Мы отправляемся в информационный центр нашего исследования, посмотрим, какие деньги были у древнего человека. (Просмотр презентации)

Презентация «Первые деньги древних людей»

Воспитатель: Ребята, давным-давно, когда еще не были придуманы деньги, древние люди использовали в качестве денег животных, рыбу, зерна и т. д. У одного человека очень хорошо получалось ловить животных, чтобы было мясо, а другой этого не умел, но зато у него прекрасно получалось изготавливать глиняную посуду. Вот так древние люди обменивались товаром, и это называется БАРТЕР (система равноценного обмена). Но потом люди стали понимать, что это не очень удобно и придумали, что можно расплачиваться небольшими слитками из драгоценных металлов имеющий разный вес и форму. На слитки ставили клеймо, чтобы их различать по весу и по тому, из какого драгоценного металла они сделаны. Это были первые древние деньги

Хотя монета прочно укрепилась в обиходе, с ней также возникали некоторые трудности. Например, купцам было сложно их хранить или перевозить, для этой цели нанимали специальные повозки и охрану. К тому же сложно было добывать металл для чеканки монет. Это стало поводом, чтобы придумать новые средства платежа.

Первые бумажные деньги начали применять в Китае. Такие банкноты представляли собой небольшие прямоугольники из бумаги, на каждой из которых наносился номинал купюры.

Воспитатель: Так были ли у древних людей деньги? Какие они были? Ответы детей. (Кости, брусочки, ракушки). Почему в коробочке оказалась ракушка? (Это древняя денежка)

Воспитатель: Ракушку использовали как средство обмена. Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные? (Металлические) Как называют металлические деньги по-другому(Монеты) А бумажные? (Купюры)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а как вы думаете, какие деньги удобнее в обращении монеты или купюры? (Ответы детей).

Воспитатель: А чтобы нам разобраться в этом, предлагаю вам провести эксперимент, что же удобнее монеты или купюры? У меня для вас открыта лаборатория, мы же с вами исследователи. Размещайтесь так, чтобы было удобно всем. Мы пришли, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.

Воспитатель: Чтобы выполнять эксперименты, мы должны вспомнить правила, которые нельзя нарушать вовремя эксперимента.

1. Не брать в рот предметы.

2. Не пробовать жидкости на вкус.

3. Нюхать неизвестные жидкости.

4. Правильно исследовать неизвестные жидкости на запах.

5. Быть аккуратными.

6. Внимательно слушать экспериментатора и строго выполнять его инструкции.

Прежде чем приступить к выполнению экспериментов, мы должны немного размяться. Выполняются упражнения с карандашом (нейропсихологические.)

Воспитатель: Перед вами лежат различные предметы, листы бумаги, карандаши. Все это вам понадобится для проведения экспериментов. Как настоящие исследователи, результаты наших опытов мы будем записывать на листах бумаги, а затем сделаем выводы.

Для начала давайте определимся, из чего сделаны денежные купюры и монеты.

Ответы детей

эксперимент:

Перед вами лежит бумага. Давайте представим, что это бумажная купюра. Возьмем бумажную купюру и попробуем ее смять. Мнется? Попробуйте порвать, рвется? А теперь все то же самое сделайте с монетой. Какой вывод можно сделать?

Вывод: Монета лучше, она не мнется и не рвется. (Вывод делают дети).

Воспитатель: Какой предмет показал лучшие качества в эксперименте?

Ответы детей

Воспитатель: Напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества. (Воспитатель делает отметку на доске).

эксперимент:

Нужно намочить бумажную купюру, что происходит? (Она намокает). А теперь проверим монету. Что произойдет? Воспитатель: Какой предмет показал лучшие качества в эксперименте?

Какой вывод сделаем? Кто выигрывает в этом эксперименте? Сделайте отметку на вашем листе, а я на доске.

Вывод: Купюра намокнет и развалится, а монета нет.

эксперимент:

Давайте определим, что тяжелее монета или купюра. Возьмите на ладошки монету и купюру, что тяжелее? Может быть, подуем? Что происходит? А я положу на весы монету и купюру. Что легче? Воспитатель: Какой предмет показал лучшие качества в эксперименте?

Какой вывод сделаем? Ответы детей.

Вывод: Купюра легче. А значит, ее удобнее носить в сумочке, кошельке, она не такая тяжелая. Делаем отметку, ставим плюсик бумажной купюре.

эксперимент:

Прежде, чем приступить к следующему эксперименту нам нужно кое-что приготовить. Возьмите лист бумаги. (Воспитатель с детьми делает кошелек методом оригами.) А теперь приступаем к эксперименту. Положите сначала купюру в кошелек, а затем монету. Потрясите, переверните. Что удобнее хранить в кошельке? Ответы детей.

Воспитатель: Какой предмет показал лучшие качества в эксперименте? Ответы детей.

Вывод: Удобнее хранить купюру.

Воспитатель: Посмотрите, кто выигрывает? (Ничья) Совершенно верно, по одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей)

Значит, нам нужны и монеты и купюры. Ребята, а что еще можно использовать при оплате кроме денег? (Ответы детей) (Банковская карта). Как вы считаете, удобно ли пользоваться банковской картой? Почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Что можно купить?» Для это нам нужно выйти в центр группы и встать в круг. Я буду вам говорить, если это можно купить, то хлопните в ладоши, если нет,топните ногами.

Ветер, молоко, конфеты, солнце, компьютер, жизнь, дождь, машину, дом, облака, дружба, любовь. Правильно ребята, что нельзя купить за деньги(Дружбу, любовь, жизнь) Да есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Умеем денежки считать.

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

Встанем на носочки столько раз,

Сколько пальцев на руке у вас. (Дети имитируют движения соотнося их со словами.)

Воспитатель: Ребята как в России называются деньги? А в США? В Германии? А давайте попробуем создать деньги нашей группы и придумать им свое название?

Воспитатель: Проходите в и садитесь на свои места. Перед вами лежат монетки, но все они белые. Каждый из вас с помощью цветных карандашей, нанесет свой неповторимый узор на монетки нашей группы. Как в дальнейшем мы можем использовать их в группе?

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! А теперь расскажите, что нового вы узнали сегодня? Что вам понравилось? Что было трудно?

Благодарю вас за отличную работу!

А в качестве сюрприза воспитатель каждому ребенку раздает по шоколадной монетке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД В подготовительной группе."Что такое деньги?"

НОД по образовательной области - познавательное развитие. Разработоан с учетом ФГОС и с возрастными особенностями детей....

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе "Что такое деньги"

Познакомить детей с деньгами.Какие бывают деньги.С историей их возникновения....

Образовательная деятельность по финансовой грамотности с детьми старшей группы "Что такое деньги и для чего они нужны?"

Закрепление  представлений детей о том, для чего нужны деньги, что можно и что нельзя  на них купить; расширение представлений  детей  о том, за какую работу платят зарплату, а за ...

Занятие для детей подготовительной группы «Что такое деньги?»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Технологическая карта нод по финансовой грамотности в подготовительной группе "Что такое деньги?"

Конспектпедагогического мероприятия с детьми подготовительной  группы общеразвивающей направленности по направлению познавательное развитие    Что  такое деньги?...

НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Что такое деньги и для чего они нужны?»

Мероприятие носит образовательно- исследовательский характер, соответствует возрасту детей и актуально и полезно для них....

Финансовая грамотность в подготовительной группе "Что такое деньги"

Цель: сформировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.Задачи:Образовательные : сформировать первичные понятия денег, какими бывают деньги; научить детей пра...