Отчет по самообразованию "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Старыгина Мария Николаевна

Отчет по самообразованию "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_staryginoy_m.n.docx47.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок»»

Отчет по самообразованию воспитателя

Старыгиной Марии Николаевны

на тему: 

«Формирование основ финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста,

в условиях реализации ФГОС ДО»

за 2022 – 2023 г.г.

Камчатский край

с. Мильково

май 2023 год

Я, Старыгина Мария Николаевна, работаю в подготовительной к школе группе «Незабудка».

Образование - высшее педагогическое.

Педагогический стаж – 12 лет.

Стаж работы в МБДОУ – 10 лет.

Стаж работы в занимаемой должности – 10 лет.

Квалификационная категория – первая.

        

Целью моей работы по самообразованию в 2022 – 2023 учебном году было: продолжение повышения своей профессиональной квалификации и педагогической компетентности.

        В процессе самообразования я решала следующие задачи:

  • изучить современные образовательные технологии, используемые в формировании финансовой грамотности у старших дошкольников;
  • выработать у дошкольников следующие умения, навыки и личностные качества:
  • понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
  • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
  • признавать авторитетными качества человека: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие, а также - щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной помощи, поддержки и т. п.);
  • рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
  • применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
  • привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по формированию финансовой грамотности у дошкольников, в условиях реализации ФГОС ДО.

Актуальность.

Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Актуальность  заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста. Это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. С 1 сентября 2018 года детские сады могут использовать образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная программа дошкольного образования для детей 5 – 7 лет. М., 2018». Программа разработана совместно Банком России и Министерством образования и науки Российской Федерации. К программе прилагается сборник методических материалов.

ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

В процессе реализации плана по самообразованию я изучила следующую методическую литературу:

  1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  2. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
  5. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  6. Основы финансовой грамотности: сборник методических разработок педагогических работников/ под общ. ред. Е.Ю. Подлас; Камч. ИРО. – Петропавловск-Камч.: Камч. ИРО, 2019. – 88 с.
  7. Семейный бюджет: сборник заданий по финансовой грамотности/ авт.-сост. Е.Ю. Подлас; Камч. ИРО. – Петропавловск-Камч.: Камч. ИРО, 2019. – 47 с.
  8. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –
  9. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  10. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  11. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования.
  12. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.
  13. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

В основу изучения мною данной темы легла программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» и прилагающийся к программе сборник методических материалов. В сборник входят разделы: «Труд и продукт труда (товар)»; «Деньги и цена (стоимость)»; «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»; «Полезные экономические привычки в быту». В соответствии с разделами в сборник вошли беседы, стихи, загадки, пословицы и поговорки, подвижные и сюжетно-ролевые игры, сказки, спектакли, викторины по финансовой грамотности.

В группе было установлено мультимедийное устройство АЛМА, с встроенной программой «Финансовая грамотность для детей». Программа включает в себя теоретическую и практическую части (интерактивные занятия в игровой форме). Темы программных занятий: «Что такое деньги. История денег»; «Номинал денег»; «Хранение денег»; «Заработок и покупка товаров. Экономия»; «Магазины. Реклама»; «Бюджет семьи. Способы накопления». К мультимедийному устройству прилагаются: методическое пособие АЛМА «Финансовая грамотность»; макеты денег; макеты пластиковых банковских карт; копилки; кошельки; дипломы о прохождении курса «Финансовая грамотность» для детей.

Прежде чем начинать работу по данной теме, мне необходимо было понять, насколько дети группы готовы к экономическому воспитанию. Показатель готовности – наличие экономического опыта у дошкольников. Этот опыт связан с социальным статусом семьи и экономическими знаниями, которыми ребёнок овладел к старшему дошкольному возрасту. Например, ребёнок из малообеспеченной семьи, рано научившийся обслуживать себя и привыкший к экономии электроэнергии, воды и прочего, более «экономически» сознателен, чем его ровесник из богатой семьи, привыкший к бесконтрольному расходу природных ресурсов и финансов. Выявить уровень экономического опыта у детей помогли диагностические методики, представленные в пособии А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (раздел «Как организовать занятия по программе»).

Основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта является развивающая предметно-пространственная среда. Знания основ финансовой грамотности у дошкольников могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением. При наполнении развивающей среды крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В этом педагогам может помочь письмо Минобразования России от 17.05. 1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях». В соответствии с ФГОС ДО, для знакомства с профессиями, у нас в группе имеются настольно-печатные игры (лото, пазлы, игры-ассоциации): «Профессии», «Кем быть?», «Кто, что делает?» и другие, а также настольно-печатные игры по «Финансовой грамотности». Кроме этого, в группе имеются игрушки для игр в «Профессии»: специальная техника (трактор, лесовоз, каток, пожарная машина, самосвал и другие), наборы инструментов для строительства, строительный материал. Имеются наборы спец. одежды разных профессий, атрибуты к ним и игровые модули. Сформирована «Картотека сюжетно-ролевых игр» и «Картотека дидактических игр по финансовой грамотности».

В процессе реализации плана по самообразованию, в работе с детьми я использовала следующие современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, проектной деятельности, проблемного обучения, ТРИЗ, исследовательской деятельности, вхождения ребенка в реальные трудовые связи.

Для знакомства с профессиями ребятам были показаны познавательные мультфильмы и презентации. Проведены беседы, рассматривание иллюстраций. Организованы экскурсии в Кондитерский цех, Продуктовый магазин, Краеведческий музей, Детскую библиотеку, Районный Дом Культуры, Пожарную часть, Сберегательный Банк. Ребята узнали много нового и интересного об окружающем их мире.

Во время целевой прогулки в продуктовый магазин ребятам необходимо было самим выбрать из множества и купить муку и соль для занятия, учитывая качество и цену товара. Опираясь на полученные знания, сравнив товары по цене и узнав о качестве товара у продавца, ребята отлично справились с заданием.  

В группе я организовала и провела с детьми сюжетно-ролевые игры: «Магазин» (продуктовый, бытовой химии, игрушек и другие), «Семья», «Поликлиника», «Аптека», «Парикмахерская», «Почта», «Кафетерий» и другие. При этом перечень задействованных профессий в каждой игре был расширен. Во время сюжетно-ролевой игры «Театр», мы с ребятами осуществили драматизацию фрагментов спектакля по сказке «Как Зайчика бережливости научили».

Также я прочитала ребятам и обсудила с ними сказки К.Д. Ушинского «Два плуга», Б.В. Минина «Доверчивый зайчик» и «Муравьи и старый горшочек», Т.В. Грековой «Клад», Г.Х. Андерсена «Новое платье короля», К.И. Чуковского «Федорино горе», современные сказки «Приключения монетки» и «Приключения Копеечки», рассказ Н. Носова «Заплатка», стихи, загадки, пословицы и поговорки о труде и профессиях. Совместно мы проиграли некоторые жизненные ситуации, в том числе проблемные.

В соответствии с темами занятий, на мультимедийном устройстве ребята прошли все интерактивные игры: «Какие бывают деньги», «Где монеты, а где банкноты», «Найди пару. Деньги», «Номинал», «Банкомат», «Больше - меньше», «Уравновесь», «Магазин», «На что накопил». И на практике закрепили полученные знания.

Главной задачей воспитания финансовой грамотности является формирование правильного отношения детей к труду и продуктам труда. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка. В работе с детьми я способствовала развитию положительного самоощущения, уверенности в своих возможностях. Формировала у детей трудолюбие, учила их ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом учитывала возрастные и индивидуальные особенности детей. Углубляла и закрепляла представления детей о труде взрослых, воспитывала интерес и уважение к нему. Трудовая деятельность - специфический вид деятельности, направленный на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизнедеятельности людей. В детском саду должны соблюдаться системность и последовательность трудового воспитания и финансовой грамотности.

Не менее важную роль играет наличие интереса к данной теме у родителей. Для ознакомления родителей с темой моего самообразования я провела предварительное анкетирование. Анализ анкет показал, что 94% родителей считают, что нужно рассказывать детям о финансовой грамотности, но 6% считают, что в дошкольном возрасте слишком рано знакомить детей с финансовой грамотностью. В то же время практически 100% родителей положительно отнеслись к желанию ребенка иметь копилку. Проведенное анкетирование показало, что большинство родителей считают полезным внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание. Они высказали мнение, что данная тема сложная, но  интересная для детей. За время реализации плана по самообразованию с родителями проводилась работа: родительские собрания, оформление стендовой информации, индивидуальные беседы; взаимодействие с родителями по обогащению РППС группы. Поэтапное и целенаправленное информирование родителей позволило повысить уровень знаний взрослых об использовании экономических представлений в условиях ДОУ, и продолжать реализовывать полученный детьми практический опыт в кругу семьи. Родители глубоко осознают, что их собственное добросовестное отношение к трудовым обязанностям, уважительное отношение к труду окружающих оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых - это для ребенка очень важный стимул. В соответствии с ФГОС ДО, я активно сотрудничаю с родителями. Так, в рамках акций «День добрых дел», я организовала родителей оказать помощь в благоустройстве прогулочного участка группы, совместными усилиями мы отремонтировали, покрасили и расписали объекты. В зимний период я организовала родителей оказать помощь в расчистке прогулочного участка и строительстве снежных объектов для двигательной активности детей. Для просвещения родителей в вопросах трудового воспитания и финансовой грамотности детей я подготовила ряд консультаций: «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Маленький помощник» (рекомендации по воспитанию трудолюбия), «Практические советы родителям по формированию финансовой грамоты у детей дошкольного возраста» и другие. Также я организовала родителей, совместно с детьми, принять участие в акциях «День добрых дел» по благоустройству группы, они оказали помощь в приведении в порядок кукол группы, их одежды, починили некоторые игрушки, книги и спец. одежду для сюжетно-ролевых игр.

Таким образом, в результате реализации плана по самообразованию, проведенная работа по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников дала положительный результат. Родители стали терпимее и сплоченнее со своими детьми. Ребята стали больше интересоваться трудом родителей, появился интерес к людям разных профессий, стали уважительнее относиться к результатам чужого труда. Стали больше помогать родителям. Воспитывая у детей желание и умение трудиться, мы тем самым решаем важные социальные задачи формирования личности ребенка. Это важнейшее условие для успешной подготовки детей к обучению в школе. Трудовое, нравственное воспитание и финансовая грамотность подрастающего поколения, формирование активной позиции человека могут быть достигнуты только совместными усилиями семьи и ДОУ, что дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

К концу учебного года у моих дошкольников сформировались первоначальные представления о деньгах и процессе купли-продажи. Дети познакомились с историей денег, деньгами разных номиналов и стран, приобрели навыки разумного ведения семейного бюджета, экономии средств, расширили свой лексический запас и кругозор. Изменились качественные показатели уровня сформированности знаний финансовой грамотности воспитанников. Увеличилось число детей с высоким уровнем на 12%, а детей с низким уровнем снизилось на 28%.

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (подготовительная к школе группа)

ПОТРЕБНОСТИ

Владеет понятием «потребности»

Умеет различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные)

ТРУД

Имеет представление о труде, его видах: сельскохозяйственный, домашний и т.д.

Умеет выделять последовательность трудовых действий

Имеет представление об орудиях труда, о роли машин и механизмов в труде человека

Осознает взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги»

ТОВАР

Имеет представление о производственном цикле изготовления товаров

Может объяснить зависимость цены от его качества и количества

Имеет представление о формах сбыта продукции

ДЕНЬГИ

Различает достоинство монет и купюр

Может объяснить понимание слов «семейный бюджет» и его составляющие (зарплата, пенсия, пособие, стипендия)

Имеет представления о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии.

Имеет представление о бережливости, экономии, благородстве, щедрости, честности, отзывчивости, сочувствии (благотворительность, материальная помощь, волонтерство).

Методика оценивания:

Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием (общее 25-33 балла)

Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога (14-24 балла)

Низкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется (0-13 баллов)

По итогам мониторинга в начале года воспитанники имели:

20% - высокий уровень;

52% - средний уровень;

28% - низкий уровень.

По итогам мониторинга в конце года воспитанники овладели:

32% - высокий уровень;

68% - средний уровень

Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления дошкольников. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: что создание условий (РППС в ДОУ и в семье) и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

В завершении реализации плана по самообразованию, в торжественной обстановке на Выпускном вечере всем ребятам были вручены Дипломы о прохождении курса «Финансовая грамотность для детей».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препя...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: "Особенности реализации ФГОС ДО в группах комбинированной направленности путем формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста".

К сожалению, реализация задач по финансовой грамотности дошкольников происходит спонтанно, отсутствует целенаправленная систематическая образовательная работа. Одной из причин является несформированно...

План самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС».

Низкая финансовая грамотность в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться ...

Презентация "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФОП ДО"

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностн...