Отчет по самообразованию на тему «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
материал
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию
воспитателя
Гафурьяновой А.Р
за 2019 - 2021 учебный год
Работа начата: 01.09.2019 г.
Завершение работы: 31.05.2021 г.
Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Задачи:
-способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;
-способствовать формированию первоначальных представлений о труде;
-способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;
-способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
-способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
- повышение компетентности родителей в вопросе формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Ожидаемые результаты:
Создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.
Актуальность
Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения (в первую очередь для школьников и студентов), недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков
Этапы:
1 этап – организационно-ознакомительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний. Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.
2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях МАДОУ.
3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. Анализ результативности решения противоречий, мониторинг.
Формы и методы:
- Беседы;
- Чтение произведений художественной литературы;
- Наблюдения за детьми в игровой, самостоятельной деятельности;
- Просмотр презентаций;
- Дидактические игры;
- Викторины;
- Сюжетно-ролевые игры;
- Игры- путешествия;
- Настольные игры;
- Игры-коллекции.
Была проведена следующая работа:
Практические выходы (2019-2020уч.г):
Практические выходы (2019-2020уч.г):
Месяц | Формы работы | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
Сентябрь | 1.Дидактическая игра «Разумные покупки» 2.Беседа «Деньги любят счет» 3. Сюжетно-ролевая игра «Банк» 4. Настольная игра «Монеты» | 1. Семинар для педагогов «Финансы и дошкольник: за и против» | 1. Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики» 2.Изготовление папки-передвижки «Экономическое развитие дошкольников» |
Октябрь | 1.Просмотр мультфильма «Азбука денег тетушки Совы» 2. Беседа «Кем я стану, когда вырасту» 2.Настольная игра «Профессии», «Банкир» | Консультация для педагогов: «Формируйте у детей разумные потребности» | 1.Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет» 2.Анкетирование «Мой ребенок и финансовая грамотность» |
Ноябрь | 1. Мини-спектакль «Лисенок Рыжик» 2. Досуг «Сберегаем и экономим» 3. Игра «Покупаем подарки на день рождения» | Ситуационные задачки, папка-передвижка «Мы копим» | Электронная презентация для родителей «Финансовая грамотность каждому дошкольнику» |
Декабрь | 1. Беседа, чтение, игра «Деньги получил – ерунды накупил», викторина 2.«Разумные траты сказочных героев», 3.Игра «Открываем бутербродную» | 1.Индивидуальные консультации педагогам по освоению программы по формированию финансовой грамотности детей | Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет» «Ребенок и карманные деньги: 10 советов родителям» |
Январь | 1. Мини-спектакль «Копилка» 2. Обсуждаем русские пословицы: - Умей взять, умей и отдать! - В долг брать легко, а отдавать тяжело. 3.СООД «Наша мастерская» | Круглый стол «Развитие финансовой грамотности дошкольников» | Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами» Консультация: Как научить детей планировать финансы и экономить. |
Февраль | 1. Беседа, ситуационные задачки, игра «Занять и одолжить», папка-передвижка «Занимаем и одалживаем» 2. Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку | Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников» | Конкурс творческих работ детей и родителей «Моя первая сказка про финансы» |
Март | 1. Игра «План на следующий день» 2. Экономические задачки (сравни цены, поездка в зоопарк и др.) 3. Игра: «Что создается трудом», 4.Викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны» | 1. Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет» 2. Разработка буклетов «Ребенок и финансы» | 1. Деловая игра для родителей детей подготовительной группы «Азбука финансов» |
Апрель | 1. Игра «Сделал дело – гуляй смело», исследование, ситуационные задачки 2. Мини-спектакль «План лисенка Рыжика» 3. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» | Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики» | 1. Деловая игра для родителей детей подготовительной группы «Азбука финансов» |
Май | 1.Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала». 2. Сюжетно-ролевая игра «Торгово – развлекательный центр» | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. Фотоотчет – презентация. | 1. Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги» |
Вывод: таким образом, создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию по теме "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
план работы...
Отчет по самообразованию на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препя...
Индивидуальный план по самообразованию. Тема: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Повышение своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....
Отчет по самообразованию Тема «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
В результате самообразования достигла повышение профессионального уровня....
Планирование по самообразованию по теме "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста" 2019-2021г.
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти-шести–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать...
Самообразование по теме «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности»
Папка по самообразованию по теме: " Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством трудовой деятельности"...