План самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС».
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Низкая финансовая грамотность в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

План работы по самообразованию

 

Тема «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС».

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников при помощи игровой деятельности.

Задачи:

  1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по теме.
  2. Сформировать представления детей о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий (предпочитая профессии родителей).
  3. Познакомить детей с деньгами нашей страны и сформировать отношение к деньгам как к части культуры страны.
  4. Развивать умение выстраивать взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества».
  5. Дать представления о рекламе, ее назначении.
  6. Формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь.
  7. Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим миром, бережного отношения к вещам.
  8. Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей.
  9. Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  10. Воспитывать качества бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем - щедрость, честность, отзывчивость.
  11. Научить применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
  12. Привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

Актуальность: Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с дошкольного возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Проблема: Низкая финансовая грамотность в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Литература:

1. Андриевская, Н. "Экономические" сказки. Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников / Н. Андриевская, Т. Рылькова, Л. Сергиенко. - Текст : непосредственный// Дошкольное воспитание. - 2020. - № 6. - С. 83-87. - ISSN 0012-561X. - 0+. - ил.

2. Бучкова, А. И. Сложные ситуации в вопросах и ответах. Финансовая грамотность дошкольников / А. И. Бучкова. - Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. - 2021. - № 3. - С. 53-59. - ISSN 0012-561X. - 0+. - ил.

3. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. – М., 2005. - 254 с.

4. Шатова, А. Финансовая грамотность дошкольников = Financial literacy of preschool children: two aspects of the problem : две стороны проблемы / А. Шатова // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 2. - С. 22-26. - ISSN 0012-561X. - Библиогр. в сносках.

 

Форма отчёта:  

отчет по теме самообразования, продукт проектной деятельности

 

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Работа с документацией

сентябрь

 

 

 

 

Спектакль "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда". Проблемная ситуация - "Что будет, если люди перестанут работать."

- Проведение первичной диагностики..

- Составление перспективного плана работы.

Распространение памяток  «Ребенок и финансовая грамотность».

 

Изучение литературы по теме

Планирование работы по теме самообразования по 4 блокам:

«Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

октябрь

 

Чтение стихотворений и рассказов о труде и профессиях.

 

Дидактические игры : «Какие ошибки допустил художник?», «Цепочка ассоциаций»

 

Беседа «Хлеб – всему голова».

 

Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»

 

Сюжетно-ролевая игра «Идем в поликлинику» 

Изготовление раздаточного материала «Товар, услуга»

 

Курсы повышения квалификации

 

Поместить в родительском уголке рубрику советов по теме самообразования.

 

 

ноябрь

Рассказ воспитателя «О царице экономики и ее помощниках».

 

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

 

Беседа с детьми с правилами экономии.

 

Просмотр презентации «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: кроссворды, лабиринты, головоломки по теме самообразования.

 

 

 

 

Посещение открытых занятий коллег

 

Формирование и оформление методической копилки - разработки конспектов.

декабрь

Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя).

 

Беседа о том, что не все продается и покупается за деньги.

 

 

Игра-эстафета «Хорошо-плохо».

Консультация «Карманные деньги. Учим ребенка финансовой грамотности»

 Игра-соревнование «Финансовый ринг»

Подбор и разработка игр, способствующих экономическому развитию.

январь

Настольные игры: «Продолжи закономерность»,

 «Что общего»,

 " Размен"

 

Проведение проекта «Лабиринт с заданиями»

 

Просмотр мультфильма Азбука тётушки Совы " История денег".

 

Рисование «Монеты моей страны».

 

Оригами изготовление бумажного кошелька.

Создание тематических пазлов для детей.

 Подготовка и проведение круглого стола для педагогов «Игры, формирующие предпосылки экономического воспитания».

Подбор и подготовка материалов консультации для родителей «Веселая математика дома».

 

февраль

Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшок каши».

 

Экономический КВН.

 

Чтение книги Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены» (гл. 4 «Банк»).

 

Сюжетно – ролевая игра «Банк».

Индивидуальные консультации родителей по теме самообразования

"5 правил финансового воспитания»

Посещение открытых занятий коллег

 Оформление стендовой информации для родителей по теме самообразования.

март

 Литературная викторина по русским народным сказкам.

 

Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино».

 

Сюжетно-ролевая игра «Ателье».

Сочиняем сказку о «Денежке». Конкурсное задание на дом.

 Прослушать вебинар

Подбор и подготовка материалов консультации для родителей «Как нам может помочь реклама?».

апрель

Беседа о рекламе.

 

Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона «О рекламе».

 

«Барбоскины и реклама»

 

Рисование и реклама «Мороженное мечты».

 

Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»;

Создание альбома «Реклама для детей».

 

 

 

 Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играми. создание лэпбука "Финансовая грамотность"

 

 

май

 

«Путешествие в страну экономики».

 

Просмотр видеофильма «Где делают настоящие деньги?».

 

Сюжетно-ролевая игра «Интересные покупки».

 

Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки».

Консультация "Формируйте у детей разумные потребности".

Отчет по теме самообразования

Подготовка отчета по теме самообразования.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon finansovaya_gramotnost.pdf462.85 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС"

Статья по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДОУ"...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2018-2021 учебный год

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ  «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2018-2021 учебный год...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в ДОУ

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольном образовании. Так как сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучен...

«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.Многие родители ищут помощи в решении этих проблем у воспитателей, которые могут...

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

         В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование ...

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к...

Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Создание основ для формирования финансово-грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни подрастающего гражданина....