План самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС».
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Низкая финансовая грамотность в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
План работы по самообразованию
Тема «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС».
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников при помощи игровой деятельности.
Задачи:
- Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по теме.
- Сформировать представления детей о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий (предпочитая профессии родителей).
- Познакомить детей с деньгами нашей страны и сформировать отношение к деньгам как к части культуры страны.
- Развивать умение выстраивать взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества».
- Дать представления о рекламе, ее назначении.
- Формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь.
- Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим миром, бережного отношения к вещам.
- Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей.
- Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- Воспитывать качества бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем - щедрость, честность, отзывчивость.
- Научить применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
- Привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
Актуальность: Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с дошкольного возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Проблема: Низкая финансовая грамотность в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Литература:
1. Андриевская, Н. "Экономические" сказки. Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников / Н. Андриевская, Т. Рылькова, Л. Сергиенко. - Текст : непосредственный// Дошкольное воспитание. - 2020. - № 6. - С. 83-87. - ISSN 0012-561X. - 0+. - ил.
2. Бучкова, А. И. Сложные ситуации в вопросах и ответах. Финансовая грамотность дошкольников / А. И. Бучкова. - Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. - 2021. - № 3. - С. 53-59. - ISSN 0012-561X. - 0+. - ил.
3. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. – М., 2005. - 254 с.
4. Шатова, А. Финансовая грамотность дошкольников = Financial literacy of preschool children: two aspects of the problem : две стороны проблемы / А. Шатова // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 2. - С. 22-26. - ISSN 0012-561X. - Библиогр. в сносках.
Форма отчёта:
отчет по теме самообразования, продукт проектной деятельности
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | Работа с документацией |
сентябрь
| Спектакль "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда". Проблемная ситуация - "Что будет, если люди перестанут работать." - Проведение первичной диагностики.. - Составление перспективного плана работы. | Распространение памяток «Ребенок и финансовая грамотность». |
| Изучение литературы по теме Планирование работы по теме самообразования по 4 блокам: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту». |
октябрь
| Чтение стихотворений и рассказов о труде и профессиях.
Дидактические игры : «Какие ошибки допустил художник?», «Цепочка ассоциаций»
Беседа «Хлеб – всему голова».
Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»
Сюжетно-ролевая игра «Идем в поликлинику» | Изготовление раздаточного материала «Товар, услуга»
| Курсы повышения квалификации
| Поместить в родительском уголке рубрику советов по теме самообразования. |
ноябрь | Рассказ воспитателя «О царице экономики и ее помощниках».
Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Беседа с детьми с правилами экономии.
Просмотр презентации «Полезные экономические навыки и привычки в быту» | Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: кроссворды, лабиринты, головоломки по теме самообразования.
| Посещение открытых занятий коллег
| Формирование и оформление методической копилки - разработки конспектов. |
декабрь | Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя).
Беседа о том, что не все продается и покупается за деньги.
Игра-эстафета «Хорошо-плохо». | Консультация «Карманные деньги. Учим ребенка финансовой грамотности» | Игра-соревнование «Финансовый ринг» | Подбор и разработка игр, способствующих экономическому развитию. |
январь | Настольные игры: «Продолжи закономерность», «Что общего», " Размен"
Проведение проекта «Лабиринт с заданиями»
Просмотр мультфильма Азбука тётушки Совы " История денег".
Рисование «Монеты моей страны».
Оригами изготовление бумажного кошелька. | Создание тематических пазлов для детей. | Подготовка и проведение круглого стола для педагогов «Игры, формирующие предпосылки экономического воспитания». | Подбор и подготовка материалов консультации для родителей «Веселая математика дома». |
февраль | Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшок каши».
Экономический КВН.
Чтение книги Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены» (гл. 4 «Банк»).
Сюжетно – ролевая игра «Банк». | Индивидуальные консультации родителей по теме самообразования "5 правил финансового воспитания» | Посещение открытых занятий коллег | Оформление стендовой информации для родителей по теме самообразования. |
март | Литературная викторина по русским народным сказкам.
Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино».
Сюжетно-ролевая игра «Ателье». | Сочиняем сказку о «Денежке». Конкурсное задание на дом. | Прослушать вебинар | Подбор и подготовка материалов консультации для родителей «Как нам может помочь реклама?». |
апрель | Беседа о рекламе.
Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона «О рекламе».
«Барбоскины и реклама»
Рисование и реклама «Мороженное мечты».
Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»; | Создание альбома «Реклама для детей».
|
| Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играми. создание лэпбука "Финансовая грамотность" |
май
| «Путешествие в страну экономики».
Просмотр видеофильма «Где делают настоящие деньги?».
Сюжетно-ролевая игра «Интересные покупки».
Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки». | Консультация "Формируйте у детей разумные потребности". | Отчет по теме самообразования | Подготовка отчета по теме самообразования. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost.pdf | 462.85 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС"
Статья по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДОУ"...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2018-2021 учебный год
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2018-2021 учебный год...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в ДОУ
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольном образовании. Так как сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучен...
«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.Многие родители ищут помощи в решении этих проблем у воспитателей, которые могут...
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование ...
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к...
Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
Создание основ для формирования финансово-грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни подрастающего гражданина....