ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: "Особенности реализации ФГОС ДО в группах комбинированной направленности путем формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста".
презентация к уроку по основам финансовой грамотности (старшая группа)
К сожалению, реализация задач по финансовой грамотности дошкольников происходит спонтанно, отсутствует целенаправленная систематическая образовательная работа. Одной из причин является несформированность компетенций педагогов в области основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Как показывает практика, в дошкольном образовательном учреждении ознакомление с финансовой грамотностью проводят крайне редко.
Необходимо формировать полезные привычки в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой сфере – это на сегодняшний день одна из наиважнейших проблем. В современном образовании это предмет специальных исследований в дошкольной педагогике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prez._ped._opyta_fin._gr.pptx | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших» Ян Амос Коменский. АКТУАЛЬНОСТЬ К сожалению, реализация задач по финансовой грамотности дошкольников происходит спонтанно, отсутствует целенаправленная систематическая образовательная работа. Одной из причин является несформированность компетенций педагогов в области основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Как показывает практика, в дошкольном образовательном учреждении ознакомление с финансовой грамотностью проводят крайне редко. Необходимо формировать полезные привычки в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет . Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой сфере – это на сегодняшний день одна из наиважнейших проблем. В современном образовании это предмет специальных исследований в дошкольной педагогике.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы: знакомство детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.); формирование представлений детей о финансовой грамотности, организации производства; формирование понятий основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки; воспитание уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности; воспитание умения правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи; воспитание нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.
ФОРМЫ И ПРИЁМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ Формы работы: образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием. Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра . В игре ребёнок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приёмы в их сочетании. Просмотры презентаций: «Понятие о деньгах. Путешествие в прошлое денег », «Современные профессии», «Профессии разные нужны».
Поделка своими руками «Игрушка - говорушка » Решение арифметических задач. Задачи «Выбор подарка», «Мяч », «В магазин за продуктами »
Показ кукольного спектакля «Как Зайчика бережливости научили» Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключения монетки» Показ кукольного спектакля «Как Зайчика бережливости научили» Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
Задача воспитателя - преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. Для этой цели было создано дидактическое пособие - лэпбук «Мир финансов». В лэпбуке есть несколько дидактических игр: «Что можно и что нельзя купить за деньги?» , «Где хранятся деньги?» , пазлы «Профессии», стихи и загадки о профессиях, монеты и банкноты России, деньги зарубежных стран. При помощи данного пособия дети узнали откуда берутся деньги, на какие нужды тратятся в первую очередь как можно сэкономить.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ На этапе завершения реализации программы ребёнок может : осознавать и соизмерять свои потребности и возможности; иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчёте на их будущий труд; проявлять ответственность за начатое дело; понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными; осознавать правила честного зарабатывания денег, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются; понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем: в соответствии с этим, чем больше зарабатываешь и рациональнее тратишь, тем больше имеешь возможность приобрести; осознавать, что цена товара зависит от его качества, необходимости и от того, насколько трудно его изготовить; проявлять такие качества: умение честно соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша; иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности; осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь.
ДИНАМИКА (РЕЗУЛЬТАТЫ) Уровень освоения программы: Низкий – ребёнок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает профессии, не имеет представление о деятельности людей некоторых профессий. Отсутствует творческий потенциал. Ребёнок не имеет представление, что такое семейный бюджет. Не ориентируется в экономических понятиях и терминах. Отсутствует системное видение окружающего мира. Средний – ребёнок ориентируется и имеет представление с помощью воспитателя о профессиях и содержании их труда, о семейном бюджете. С помощью воспитателя разбирается в экономических понятиях и терминах. Высокий – ребёнок активно использует знания о профессиях их связях и отношениях, чётко выделяет, что такое семейный бюджет . Имеет чёткое представление о труде людей, о продукте и товаре. С уважением относится к труду людей. Проявляет творческий потенциал . Начале 2020 учебного года я провела диагностику финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, по результатам диагностики на начало 2020 учебного года: -высокий уровень финансовой грамотности показал 1 дошкольник (Валерия К.) - 8 %; -средний уровень финансовой грамотности показали 6 дошкольников ( Елизавета К., Максим К., Маргарита М., Полина П., Александра П., Артём Т.) - 50 %; - низкий уровень показали 5 дошкольников ( Роман Д , Александр С. , Милена С., Ярослав Т. , Павел Ш. ) - 42 %. В целом группа показала уровень финансовой грамотности ниже среднего (средний балл – 1,7). Применение диагностики и анализ результатов мониторинга на начало учебного года позволили мне определить начальный уровень экономической воспитанности у детей старшей группы. Данные , полученные в ходе мониторинга финансовой грамотности показывают, что у детей наблюдались неглубокие знания и представления об экономической жизни людей; они имеют низкий уровень умений отражать экономическую действительность в разных видах деятельности, так как полученные знания им не интересны и у них не возникало желания их отразить. Сложившееся положение объясняется тем, что воспитатели и родители уделяли мало внимания экономическому воспитанию из-за отсутствия у них необходимой информации по данному вопросу, специальной программы и целенаправленной работы с детьми. Результаты мониторинга подтвердили актуальность выбранной темы и позволили начать процесс формирования финансовой грамотности у старших дошкольников . Для оценки результативности проведенной работы по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста по окончанию учебного года был проведен сравнительный мониторинг.
По результатам диагностики на конец 2021 учебного года: - высокий уровень финансовой грамотности показал 4 дошкольника (Валерия К ., Елизавета К., Полина П ., Артём Т. ) - 33,3 %; - средний уровень финансовой грамотности показали 6 дошкольников ( Роман Д ., Максим К., Маргарита М., Александра П ., Ярослав Т ., Павел Ш .) - 50 %; - низкий уровень показали 2 дошкольника (Александр С., Милена С .) – 16,7 %. В целом группа показала уровень финансовой грамотности выше среднего (средний балл – 2,4). Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника в соответствии с показателями мониторинга. Выводы по результатам мониторинга: прослеживается положительная динамика сформированности экономической воспитанности. Данные диаграммы убедительно указывают на то, что после целенаправленной работы по экономическому воспитанию возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню экономической воспитанности. Выводы по окончанию работы по теме: «Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (возраст 5-6 лет)» . Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
ЛИТЕРАТУРА 1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55. 2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103. 3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8. 4. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы. -2010-№9. -С.3-6. 5. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012. -106 с. 6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с . 7. Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет. 8. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с. 9. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63. 10. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей иг...
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...
План самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС».
Низкая финансовая грамотность в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться ...
Отчет по самообразованию "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Отчет по самообразованию "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"...
Презентация "Реализация проекта по формированию основ финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Гнома Эконома""
Вашему вниманию предоставляется презентация "Реализация проекта по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольног возраста "В гостях у Гнома Эконома""...
Презентация "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФОП ДО"
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностн...
Картотека игр направленных на формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр направленных на формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...