Финансовая грамотность в ДОУ
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Сценарий квест - игры по фининсовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Квест - игра по финансовой грамотности | 37.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Квест - игра по финансовой грамотности
"Как найти сокровища пирата"
Воспитатели:
Нурдавлетова Ирина Анатольевна
Кутергина Елена Геннадьевна
МБДОУ №40 «Медвежонок»
Группа №37 «Пчёлки»
Красноярский край
ЗАТО г. Железногорск
Цель: создавать условия для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, развития познавательных и социально-коммуникативных способностей детей.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить представления детей таких понятий как «деньги», «монеты», «купюры», «труд»;
- раскрыть смысл понятия «банк», «банкомат», «пластиковая карта»;
- знакомить с разными свойствами металла и бумаги.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание и воображение;
- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение самостоятельно делать не сложные выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
- воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью: трудолюбие, бережливость.
- формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
Методы и приемы:
Словесный: беседа, отгадывание загадок.
Игровой дидактические игры, подвижные игры – танцы.
Интерактивный: показ видео презентации, показ карты сокровищ, демонстрация купюр и монет
Тип занятия: внеклассное мероприятие.
Форма занятия: игра-квест
Оборудование и материалы: видео презентация, карта сокровищ, кошелек, игра «Аквариум» рыбки с загадками и удочка; картинки - купюры и монеты, атрибуты для экспериментирования: стакан с водой, металлические монеты, бумажные купюры, сундук с монетами, сладкий сюрприз в виде монет, энциклопедия «Хочу все знать».
Предварительная работа: знакомство с понятиями: «деньги», «купюры», «монеты», «семейный бюджет», «доход», «расход»; рассматривание купюр и монет разных стран и разного достоинства, повторение сказок.
Ход игры:
Организационный момент
Дети входят в зал под музыку из кинофильма «Пираты Карибского моря»
Пират:
- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Ответы детей
Пират:
- Я – пират Джек.
Ребята, посмотрите, что у меня есть!
(показывает детям бумажный сверток - карту )
Проблемная ситуация
- Как думаете, что это?
Ответы детей
Пират Джек:
- Верно, это пиратская карта!
- А что можно узнать по карте?
Ответы детей
Пират Джек:
- Да, пираты по картам искали сокровища…
И эта карта приведет нас к настоящим сокровищам!
А вы бы хотели со мной отправиться в путешествие?
Ответы детей
Пират Джек:
Нам нужно превратиться в пиратов и отправиться на поиски сокровищ. Готовы?
Дети: Да!
Звучит музыка.
Пират Джек:
Тогда, повторяйте за мной:
Ногой топни,
В ладоши хлопни
Вокруг себя повернись,
Глаза закрой и покружись,
И в пиратов превратись!
Основная часть
Первая ситуация
Пират Джек:
Чтобы добыть сокровища нам придется пройти сложные испытания: где-то проявить ум и смекалку, а где-то даже ловкость. Поэтому нужна команда умных и смелых ребят! Хотите быть в моей команде и добыть сокровища?
Дети отвечают
Пират Джек:
Посмотрите на карту, какое первое испытание мы должны преодолеть?
Дети: денежное озеро!
Пират Джек:
Верно! Сейчас нам придется немного потрудиться.
А вы знаете пословицу о труде?
Дети: «Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда!»
Пират Джек:
Хорошая пословица. А теперь, посмотрите в озеро, сколько рыбок в нем плавает, каждая из этих рыб хранит в себе загадку. Давайте, мы попробуем отгадать эти загадки. Но для этого нам нужно потрудиться и поймать рыбку удочкой.
Загадка № 1. .
В кошелек мы их кладем, с ними в магазин идем. (Деньги)
Загадка № 2.
Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (клад)
Загадка № 3.
Какой сказочный герой выполнял все пожелания старухи?(Сказка о золотой рыбке)
Загадка № 4.
Героиня, какой сказки нашла денежку и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха Цокотуха)
Загадка № 5.
Какая русская народная сказка показывает эффективность совместного труда? (Репка)
Загадка №6. Если хочешь в магазине, ты купить, к примеру, сок.
Отправляясь за покупкой, возьми с деньгами. (Кошелек)
Загадка№7. Какой сказочный герой положил деньги в ямку, для того, чтобы они подросли? (Буратино)
Загадка №8. Маленькая, кругленькая, из кармана в карман скачет,
весь мир обскачет, ни к чему сама не годна, а всем нужна. (Монета)
Загадка №9. Коль трудился круглый год. Будет кругленьким (доход)
Пират Джек:
- Молодцы! Отгадали все загадки! Теперь я вижу, что вы готовы отправиться в путь, за сокровищами. А значит теперь вы – команда!
- Вы за свой труд заработали монеты по 5 рублей за каждую загадку.
- Как же мы будем нести деньги?
Ответы детей:
положим в общий кошелек.
Пират Джек:
- Хорошо! Это будут наши деньги, они нам пригодятся.
- Но прежде, чем мы отправимся в путь, расскажу вам одно важное правило: нам нужно будет не просто найти сокровища, а необходимо будет выкупить их у пирата Барбосы.
- Чем быстрее мы справимся с заданиями, тем быстрее мы найдем клад.
- Ребята, а на чем обычно пираты отправляются в путешествие?
Ответы детей.
Пират Джек:
- Верно, настоящие пираты путешествуют на кораблях.
- Подходите, осмотрите! Это наш корабль!
Дети замечают, что у корабля нет штурвала.
Пират Джек:
- Ребята, где нам взять штурвал?
Дети приходят к выводу, что его нужно купить в магазине.
Пират Джек:
- Ребята, нам ничего не мешает пойти в магазин и купить себе штурвал! Деньги у нас есть, карта тоже! В путь!
Дети и пират отправляются в дорогу.
(По дороге смотрим на карту и видим Поле чудес, где нас встречают Лиса Алиса и Кот Базилио, в руках держат горшок с землей)
Лиса:
- Здравствуйте, ребята! А куда это вы идете? Что у вас в руке? Денежки? (хитро улыбаются)
Дети: мы идем в магазин, купить штурвал.
Кот: А, вы не хотите приумножить свои деньги? Вам всего-то нужно посадить свои деньги в горшок, и у вас станет миллион монет! И вы сможете купить все что захотите!
Дети: Нет, мы не отдадим заработанные деньги! В земле деньги не растут!
Лиса: Где же нам взять деньги?
Дети: Деньги можно заработать.
Кот: Где можно хранить деньги?
Дети: в банке, на карточке, копилке и т.д.
Лиса и кот: спасибо, дети, теперь мы будем знать, что деньги надо заработать и хранить в банке.
Дети отправились в магазин.
Магазин.
Заходим, здороваемся.
Пират Джек:
Команда, наша задача – купить штурвал!
Кто будет вести переговоры с продавцом?
(если желающих несколько, то покупателя выберем с помощью считалочки:
Раз, два, три, четыре, пять!
Буду деньги я считать!
Прилетят они ко мне,
Поселяться в кошелке!
На карточке поселяться
И сразу мир измениться!)
Ребенок-покупатель:
- Скажите, пожалуйста, у вас продается штурвал?
Продавец:
- Да.
Ребенок-покупатель:
- Сколько стоит?
Продавец:
- 10 рублей.
Пират Джек:
- Ребята, посчитайте, сколько у нас в кошельке денег, и сколько нужно заплатить за штурвал, хватит ли у нас монет для оплаты?
Дети отсчитывают 10 рублей
- хорошо, штурвал мы купили, деньги сохранили, смотрим на карту, держим путь к кораблю через рощу.
Игра. «Разгадай головоломку»
Пират Джек:
- Ребята, куда же нам идти? (оглядывается Крюк)
- Посмотрите на дереве указатель! Давайте посмотрим. Ой, так, это не указатели, а загадки какие-то!
(дети отвечают, что это зашифрованные слова).
Пират Джек:
- Давайте, попробуем разгадать все загадки и поскорее отправиться дальше по карте.
- Ребята - молодцы, и снова в путь!
Приходим в муз .зал на корабль
Сидим на корабле. Музыка шум моря.
Пират:
- Ребята мы держим курс на остров Барбоса, где нас ждут сокровища. Но прежде чем дойти до сокровищ, мы заглянем в лабораторию.
Появляется Русалочка.
Русалочка:
- Здравствуйте! Куда вы держите путь?
Дети: На остров Барбоса! За сокровищами!
Русалочка: Как вы думаете, какие сокровища вас ждут?
Дети: Деньги.
Русалочка:
А что такое деньги? Как они появились?
Пират Джек:
- Команда! Давайте расскажем киту об истории возникновения денег.
Дети:
- Давным-давно, денег совсем не существовало, люди жили в пищерах и все свое время тратили на добывание себе пропитания, и им деньги не были нужны.
- Позже люди начали обмениваться друг с другом товаром.
Дети:
- А что это за перья на картинке?
Пират:
- У народов Тихого океана деньги были в виде перьев. Чем ярче перья, тем дороже оно считалось.
Дети :
- Посмотрите, что за красивые ракушки! Как они связаны с историей возникновения денег?
Пират Джек:
- Ракушки каури были денежной единицей в южных странах, которые нанизывались на шнур для удобства переноски.
Дети:
Чем же обменивались на Руси и Европе?
Пират Джек:
- На Руси и Европе высоко ценились: мех зверей и соль.
Дети:
- В какой стране начали изготавливать деньги?
Пират Джек:
-В Древней Греции начали делать монеты из пластин серебра. На Руси тоже начали делать-чеканить свои монеты из меди, серебра и золота. Позже появились бумажные деньги разного достоинства.
Пират Джек:
- Посмотрите, на картину, здесь изображены уже современные монеты и купюры.
Русалочка:
Ребята, как выдумаете, какая форма денег самая удобная и качественная монеты или купюры?
Дети:
монеты и бумажные деньги.
Пират Джек:
Друзья, для того чтобы узнать какие деньги лучше, удобнее и нужнее предлагаю провести опыты в мини-лаборатории и ответить увереннее на этот вопрос.
Русалочка:
Спасибо, ребята за подробный рассказ об истории возникновения денег. До скорых встреч! До свидания!
Пират Джек:
- Вот мы и добрались до острова.
Ребята, вы, наверное засиделись на корабле, давайте немного поиграем!
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЫ МОНЕТКИ»
Дети встают вокруг обруча – кошелька.
Монетки:
«Мы не детки, мы не детки,
А веселые монетки. (Идут по кругу, держась за руки.)
Звонко катимся по кругу, (Идут вприпрыжку.)
Жмемся спинками друг к другу. (Прижимаются спинкой к соседу.)
Дружно скачем: скок да скок… — (Прыгают на месте.)
И обратно в кошелек.
Пират Джек:
- Детки-монетки, посмотрите, что за ленточка привязана к нашему кошельку? Куда она нас ведет? Давайте посмотрим. Так это же самая настоящая лаборатория денег!
Игра. «Лаборатория »
Пират Джек:
- Ребята, мы пришли в лабораторию, как выдумаете, что мы будем делать?
Дети: проводить опыты.
Пират:
- Итак, зачем же мы сюда пришли? А пришли мы, чтобы узнать, что лучше и удобнее монеты или купюры. И в конце мы сделаем общий вывод.
- Начинаем проводить эксперименты.
Музыка
Эксперимент №1: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку, а в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать (бумага мнётся, рвется; монета - нет.)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Что лучше?
Ответы детей
- Правильно, монета качественнее. Она не мнётся и не рвется.
Эксперимент №2.
Воспитатель:
Нам нужен стакан с водой. Предлагаю положить в воду купюру и посмотреть, что с ней произойдет?
Ответы детей
Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт? (Она порвется)
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? (Она утонула, с ней ничего не произошло)
- Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? (Монетка)
Эксперимент №3.
Воспитатель: А теперь в одну руку возьмите мешочек, в нем 10 монет, а в этом мешочке 10 купюр. Какой мешочек легче?
- (мешочек с бумажной купюра)
Пират Джек:
- Ребята, скажите, а можем ли мы использовать для покупок только бумажные купюры или только металлические монеты?
- К какому выводу мы можем с вами прийти, какие деньги нам нужнее: монеты или купюры?
Дети:
- нам нужны и монеты, и купюры!
Пират Джек:
- Правильно, нужны нам и монеты, и купюры.
Пират Джек:
Молодцы, команда! А теперь вперед по карте прямо к сокровищам Барбоса!
Музыка - Раздаются фанфары.
Появляются пират Барбоса и три сундука: большой, средний и маленький. Под сундуками надписи: цена 30 рублей (большой сундук), цена 20 рублей (средний), цена 10 рублей (маленький).
Барбоса:
- Ну что ж, ребята, вы проделали большой путь, выбирайте сундук!
Пират Джек:
- Ребята, какой сундук мы можем выбрать? Давайте посчитаем наши монеты.
Дети подсчитывают заработанные монеты и решают, какой сундук могут выбрать).
Дети выбирают сундук.
Барбоса:
- А вот и ваш сундук!
Крюк выносит сундук.
Дети и пират Джек вместе открывают и достают энциклопедию «Хочу все знать» и шоколадные монеты.
Пират Джек:
- Ребята, как вы думаете, почему в сундуке сокровищ лежит энциклопедия?
Дети:
- Потому что знания – это и есть сокровище.
Пират Джек:
- Я желаю вам внимательно изучить эту книгу и узнать еще больше интересного. А шоколадные монеты это награда!
- А теперь пора возвращаться в детский сад:
Ногой топнем,
В ладоши хлопнем,
Глаза закроем, скажем ах!
И очутимся на местах!
Заключительная часть
Рефлексия
Пират:
- Ребята, скажите, во время нашего путешествия вы узнали что-то новое, чему-то научились?
Ответы детей
- Легко ли было проходить испытания?
- Какие были ли трудности? Почему?
Пират:
- Ребята, если вам понравилось путешествие давайте похлопаем в ладошки и крикнем: «Ура»
Литература:
- Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования. Для детей 5-7 лет.
- Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников»: ВИТА-ПРЕСС, 2019
- Шатова А.Д. дошкольников «Экономическое воспитание дошкольников» Педагогическое общество России, 2005.
Интернет ресурсы
https://www.minfin.ru/ru/document
https://dohcolonoc.ru/ Дошколенок
http://e.stvospitatel.ru/ Журнал справочник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности Тема: «Азбука финансовой грамотности».
Сформировать первичные понятия денег, какими бывают деньги...
Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...
Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»
Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»
Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»
Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....