Значение основ финансовой грамотности для дошкольников
консультация по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Коровина Ольга Владимировна

Будущие участники финансового рынка - это наши современные дети.Формирование финансовой грамотности в детском саду приближает дошкольников к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести знания о правильном распределении и вложении бюджета, приобрести качества, присущие настоящей личности современного мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение основ финансовой грамотности для дошкольников

В соответствии с ФГОС ДО, главной целью и результатом образования

является развитие личности. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими впоследствии образовательных программ начального общего образования.

Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому в образовательную деятельность старших дошкольников должны быть включены занятия по освоению основ финансовой грамотности.

Будущие участники финансового рынка – это наши современные дети, поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы – уровне образования старших дошкольников — на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. 

Современные дети растут и развиваются в социальном мире, являются его неотъемлемой частью. Они готовятся стать полноправными членами общества, и задача воспитателей помочь им в этом. Дети, особенно старшие дошкольники, с удовольствием погружаются в освоение экономических и финансовых знаний. Наиболее интересны для них практические занятия: экскурсии на объекты, которые связаны с экономикой, с целью знакомства с людьми разных профессий; действия с денежными знаками; игровая деятельность: дидактические игры, квест-игры, сюжетно-ролевые игры, которые основанны на финансовых отношениях сюжет («Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Ярмарка» и т. д.).

Решением задач, по освоению старшими дошкольниками финансовой грамотности, может проходить только лишь в тесном взаимодействии с родителями, включает их стимулирование к обсуждению с детьми вопросов, связанных с деньгами и управлением личным бюджетом.

Поэтому большое значение имеет комплексный подход к финансовому образованию по схеме «дети-родители-педагоги», предусматривающий одновременную работу на всех трех направлениях при формировании программ, мероприятий и информационно-образовательных продуктов. 

Каждый ответственный родитель старается работать, чтобы у его ребенка было счастливое и беззаботное детство. Грамотная финансовая политика в семье играет в этом не последнюю роль. Но как научить ребенка финансовой грамотности? Психологи утверждают, что уже с раннего возраста детей нужно обучать основам финансовой грамотности. Один из способов — быть хорошим примером для своего ребенка в экономических вопросах. Так ребенок прочно и надежно усвоит, как относятся его родители к деньгам и в дальнейшем будет равняться на них.

Ребенок четко должен понимать, для чего нужны деньги. Поход в супермаркет - это не просто прогулка вдоль полок с рассматриванием товаров, а необходимое действие для обеспечения жизнедеятельности семьи. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенка можно познакомить с понятием «уложиться в семейный бюджет». Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнок должен знать и о финансовых трудностях семьи, если таковые возникли.

Главной задачей родителей в вопросе, как научить ребенка финансовой грамотности, является четкое объяснение. Деньги – это далеко не бесконечный ресурс — их нужно зарабатывают своим трудом (умственным или физическим).

В тоже время ребенок не сможет научиться обращаться с деньгами, если у него их нет. Поэтому старший дошкольный возраст может быть тем периодом, когда у ребенка появляются карманные деньги. Безусловно, под присмотром родителей и с учетом его индивидуальности.

Финансовая деятельность ребёнка должна находиться, конечно же, под контролем родителей. Но этот контроль не должен носить агрессивный и навязчивый характер. Вполне возможно, что  будут ошибки и потери, но необходимо помогать ребенку самостоятельно принимать решения. Терпение со стороны родителей в обучении финансовой грамотности своего ребенка пойдет на пользу и в будущем даст свои плоды.Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.

Необходимость внедрения и реализации программы по финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации для детей дошкольного возраста позволит сформировать у них умениесоизмерять потребности с реальными возможностямииубеждение в том, что личный добросовестный труд является

средством удовлетворения потребностей. Заложит основы таких качеств, как:

трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность, умение понимать ценности и значения денег в жизни человека и семьи, закрепит интерес ребенка к дальнейшему получению финансовых знаний. Реализация программ даст социальные эффекты и будет иметь для ребенка практическое значение, в том числе при обучении в школе.

Однако существует ряд проблем, затрудняющих реализацию элементов финансовой грамотности: 

  • недостаточная осведомленность педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей о значимости и освоения детьми дошкольного возраста основ финансовой грамотности; 
  • отсутствие методических и учебных пособий, парциальных программ, специальной литературы по освоению финансовой грамотности детьми дошкольного возраста; 
  • отсутствие систематической организационной и профессиональной поддержки педагогов (курсы повышения квалификации, семинары, консультации) в области освоения финансовой грамотности в ДОО;
  • неразвитость социального партнерство ДОО собразовательными, финансовыми организациями, государственными и некоммерческими организациями, профессиональными сообществами и ассоциациями в целях обеспечения процесса освоения финансовой грамотности практико- ориентированными занятиями.

Решение вышеуказанных проблем и привлечение внимания научной аудитории к проблематике освоения финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста, организация системы финансового и экономического образования педагогов и просвещения родительской аудитории даст свои плоды и уверенность в завтрашнем дне подрастающих поколений, в стабильности финансово-экономической сферы страны в целом. 

Литература: 
1. Антонов, Ю. Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников: мотивы и мнения. Воспитатель ДОУ, №9, 2018, С.6-16. 
2. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015.

3. Люнфин, И. В. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. №8. 

4. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. - 1989.
5. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

6. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»Возрастная группа: подготовительнаяЦель: учить детей в ходе игры рационально использовать денежные средства при приобретении товара.Задачи:-совершенств...

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность...

«Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности»

Цель опыта работы - показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности. Рассказать, с какого возраста нужно учить ребенка распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения, ...

Методическая разработка по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников - "В гостях у Королевы Финансии".

Сценарий квест-игры по финансовой грамотности для дошкольников "В гостях у Королевы Финансии"....

Доклад "Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников"

Для формирования у дошкольников основ финансовой грамотности поставила следующие задачи:создать условия  для формирования элементарных экономических знаний, научить понимать и ценить окружающий п...

Консультации для родителей «Значение формирования основ финансовая грамотности для дошкольников»

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. Поэтому родителям нужно понимать, что грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем...