Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.
проект по основам финансовой грамотности
Предварительный просмотр:
Проект по финансовой грамотности
для детей старшего дошкольного возраста
Название проекта: «Юные финансисты»
Автор проекта: воспитатель Имашева Л.Н.
МАДОУ №1 «Сказка»
Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
1.Образовательные:
- закрепить представления детей об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама;
- формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.
2.Развивающие:
- развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления;
- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
3. Воспитательные:
- воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности;
- формировать положительные взаимоотношения детей.
- Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей.
- Организовать систему работы по формированию финансового опыта детей в дошкольном учреждении.
Актуальность.
Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т.п.) Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.
Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Проблема:
У детей старшего дошкольного возраста не сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта: педагоги группы, дети и их родители.
Планируемые результаты:
• У детей сформированы представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; они умеют выделять слова и действия, относящиеся к экономике.
• Воспитанники подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
• Дети проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности.
• Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
• Педагоги получили систему работы по формированию финансового опыта детей.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Познавательное развитие;
Художественно-эстетическое развитие.
Основные формы реализации проекта: беседы, непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество, дидактические игры, чтение художественной литературы, работа с родителями.
Реализация проекта:
Работа с детьми проводится на протяжении всей недели.
Каждый день недели имеет свою общую структуру: название, в конце дня подводятся итоги.
Перспективный план:
Дата | Тема дня | Ожидаемый результат |
1 день | «Труд и продукты труда (товар)» | Дети должны знать, что каждый человек имеет свою профессию. Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед и т. п.). Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас. Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги. |
2 день | «Что такое деньги» | Дети знают, что такое деньги, зачем они нужны людям, что за свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие |
3 день | «Семейный бюджет и дети» | Дети должны знать, что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы». Из чего складывается бюджет (зарплата, стипендия, пенсия). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что — в следующий раз (приоритетность, планирование). |
4 день | «Реклама вокруг нас» | Дети знают, что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, телевидении, на досках объявлений, раздается на улицах и т. д.). Понимают, что купить все нереально и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных. |
5 день | «Финансовая грамотность – это интересно!» | Дети, совместно с родителями изготавливают интерактивную папку (лэпбук) по финансовой грамотности «Юные финансисты» |
Этапы проекта:
Подготовительный этап.
Проведение мониторинга детей для выявления начального уровня представлений об экономических понятиях.
Работа с родителями.
Цель: повышать грамотность родителей в формировании у детей экономических представлений.
• Анкетирование.
• Консультации: «Финансовая грамотность с пеленок: 10 советов в помощь ответственным родителям», «Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах».
• Беседы: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?», «Дети и деньги» и др.
Вся эта работа способствует развитию у родителей интереса к формированию финансовой грамотности детей.
Основной этап:
Описание деятельности:
Понедельник.
Тема: «Труд и продукты труда (товар)»
• Рассказ воспитателя о труде и его продуктах.
• СООД
Задачи: формировать у детей отчетливое представление о роли труда в жизни общества и каждого человека; формировать обобщенные представления о труде взрослых; воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; обогащать речь детей пословицами о труде, трудолюбии.
• Просмотр мультфильма «Навигатум: в мире профессии»
• Чтение произведений: Г.П. Шалаева «Кем мне стать», «Профессии» (серия «Большая детская энциклопедия»)
• Рефлексия: Дети рассказывают, кем хотят стать, когда вырастут и объясняют почему; выбирают карточку с изображением соответствующей профессии.
Вторник
Тема: «Что такое деньги»
• Демонстрация презентации «История возникновения денег»
• ООД «Что такое деньги?»
Задачи: закрепить представления детей экономического понятия: деньги; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас; развивать умение подмечать в произведениях простейшие экономические явления.
• Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для сюжетно-ролевой игры «Магазин».
• Рефлексия: Дети по кругу передают монетку и рассказывают о том, что больше всего запомнилось по теме дня.
Среда
Тема: «Семейный бюджет и дети»
• Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
• Презентация «Семейный бюджет».
• Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
• ООД «Семейный бюджет и дети»
Задачи: познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи; расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»; воспитывать чувство меры в своих желаниях; воспитывать правильное отношение к деньгам.
• Рефлексия: Решение проблемных ситуаций на тему «Семейный бюджет».
Четверг
Тема: «Реклама вокруг нас».
• Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»
• Беседа о том, что такое реклама, для чего она нужна, положительные и отрицательные стороны рекламы.
• Игровая ситуация «Рекламное агентство» (Детям предлагается попробовать себя в роли художника – дизайнера, который придумывает эскизы к рекламе. Затем эти эскизы обсуждают на худсовете и отдают в печать).
• Дидактическая игра «Что быстрее купят?»
Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
• Рефлексия: Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо» на тему «Реклама товара»
Пятница
• Итоговое мероприятие: Совместная работа с детьми и родителями по изготовление лэпбука по финансовой грамотности «Азбука финансов».
Цель: Обобщение знаний, умений и навыков детей, полученных во время проведения недели финансовой грамотности; формирование положительных взаимоотношений в коллективе детей и родителей.
• Рефлексия: Дети заполняют «экран настроения» смайликами-монетками.
Заключительный этап:
Проведение мониторинга сформированности финансовой грамотности воспитанников, анализ результатов мониторинга, планирование дальнейшей работы по повышению уровня финансовой грамотности дошкольников.
Список литературы
А.Д. Шатова Тропинка в экономику: для занятий с детьми 5-7 лет/ Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015.
Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» // Банк России. Министерство образования и науки Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необхо...
Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Мы маленькие финансисты»
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами....
Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
Проект по финансовой грамотностидля детей старшего дошкольного возрастаКраткосрочный проект «Дни финансовой грамотности»Актуальность проекта: Финансовое...
«Мы маленькие финансисты» Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.
Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;Совершенствовать коммуникативные каче...
Проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общес...
Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
quot;Хрюша - финансист"...