Проект по финансовой грамотности для детей старшей группы «Финансовая азбука для дошкольников»
проект по основам финансовой грамотности
Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по финансовой грамотности для детей старшей группы «Финансовая азбука для дошкольников»
Подготовила: Токарева Т.В.
Вид проекта: познавательный, открытый, коллективный.
Тип проекта: информационный, практико-ориентированный.
Проект направлен на формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в контексте ФГОС ДО.
Задачи проекта:
- формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- совершенствовать коммуникативные качества детей;
- расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний;
- содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.
Срок реализации проекта: сентябрь-декабрь.
Предполагаемый результаты
Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Трансляция проекта: сайт детского сада.
Продукты проекта
Создание уголка по финансовой грамотности «Азбука юного финансиста».
План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Альбомы «Деньги разных стран», «История возникновения денег».
Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта.
Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций.
Актуальность проекта
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста -сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Финансовая грамотность - это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.
Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.
Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Именно в этом заключается педагогическая целесообразность проекта «Азбука юного финансиста».
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный.
2. Практический.
3. Заключительный.
Ресурсное обеспечение проекта:
- программно-методическое обеспечение;
- развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;
- взаимодействие всех участников педагогического процесса;
- система взаимодействия с родителями;
- система мониторинга.
Факторы, способствующие реализации проекта:
- необходимый уровень теоретической и методической подготовки воспитателя;
- наличие учебно-методического комплекта для реализации программных задач на занятии;
- специально оборудованная развивающая среда в группе.
Формы подведения итогов в конце года реализации проекта:
- проведение открытого мероприятия;
- проведение мастер-класса среди педагогов.
Ожидаемые результаты:
- дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;
- родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей;
- педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
Методы реализации проекта:
- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);
- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
- практические (исследование, моделированиеи др.)
Формы проведения:
- групповые занятия;
- индивидуальная работа.
Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
План реализации основных этапов проекта
1этап - подготовительный: срок - сентябрь.
- Изучение методической литературы;
- сбор материала необходимого для реализации цели проекта;
- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту;
- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике;
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап - основной, практический: октябрь - декабрь.
- Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми;
- использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;
- чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3 этап - завершающий: декабрь.
Подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей «Изготовление копилки»; Игротека «Финансовая грамотность дошкольников»; План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста; Альбом «Деньги разных стран», «История возникновения денег»; Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта.
Ресурсное обеспечение
1. Компьютерное оборудование.
2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
3. Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К.И. Чуковский «Муха цокотуха».
4. Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Золотая антилопа», «Буратино», «Уроки тётушки Совы».
5. Сюжетные картины «В магазине», «На рынке».
6. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин», «Супермаркет».
7. Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы.
Перспективное планирование реализации проекта
«Азбука финансовой грамотности» с детьми
Форма работы | Задачи | Сроки | |
Беседа «Что такое потребности? Потребности семьи» | Формировать первоначальные представления о потребностях человека. | Сентябрь | |
Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы» Дидактическая игра «Хочу-надо» | Познакомить с многообразием потребностей человека, научить определять разницу между «хочу» и «надо». | Сентябрь | |
НОД «Путешествие в страну профессий» | Расширить представления о труде взрослых; познакомить с многообразием профессий; способствовать воспитанию уважения к результату труда взрослых. | Сентябрь | |
Дидактические игры «Профессии», «Кому что надо для работы?» | Расширять знание о мире профессий, закрепить знания о том, что нужно человеку определённой профессии для работы. | Сентябрь | |
Чтение художественной литературы | Познакомить детей с произведениями художественной литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремёсла». | Сентябрь | |
Беседа «Что такое товар? Обмен и покупка товаров» | Познакомить детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «реклама». Объяснить, от чего зависит цена товара. Воспитывать понимание того, что в любой товар вложен труд человека и к нему нужно относиться бережно. | Октябрь | |
НОД «Семейный бюджет и расходы семьи» | Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный). Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет; Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги. | Октябрь | |
«Азбука финансов» (знакомство с историей возникновения денег) (беседа) | Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей. | Ноябрь | |
Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы»(1 серия) | Закрепить знания детей о возникновении денег; познакомить с тем, какие бывают деньги (монеты, купюры), познакомить с деньгами разных стран. | Ноябрь | |
Раскрашивание раскрасок по финансовой грамотности | Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности через изобразительное искусство (раскрашивание раскрасок). | Ноябрь | |
«Путешествие с монеткой по стране Экономики» | Закрепить полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности, расширять социальные представления о современном обществе. Закрепить представления детей экономических понятий: деньги, семейный бюджет: доход и расход. | Декабрь | |
Создание собственной денежной единицы - дошколик | Помочь детям осознать, что за каждый труд полагается вознаграждение. Привлечь детей к созданию денежной единицы группы (дошколики), которые они будут получать за свой труд в детском саду. | Декабрь | |
Беседа «Магазины бывают разные» | Познакомить детей с разнообразием магазинов, продолжать знакомить с профессиями продавца, кассира; учить распределять товар по разным магазинам; продолжать формировать у детей понятия «Хочу» и «Надо». | Декабрь | |
Настольные дидактические игры «Супермаркет», «Магазин продуктов» | Упражнять детей в классификации предметов по признаку; закреплять в речи обобщающие понятия: мясные продукты, молочные продукты, хлебные продукты, овощи, фрукты. | Декабрь | |
«Копилка своими руками» Совместная работа детей и родителей | Учить детей самостоятельному изготовлению копилки из разного подручного, бросового материала, дополняя её аппликацией из цветной бумаги, скрап бумаги, мелких украшений и других материалов. | Декабрь |
Перспективное планирование реализации проекта
«Азбука финансовой грамотности» с родителями
Эффективная педагогическая деятельность ОО по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители. Перед родителями поставлена задача -помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития. На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи: Кто и как зарабатывает деньги в семье. Как формируется семейный бюджет. Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое. Как принять решение - потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок. Как научиться экономить деньги. Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.
Проект предполагает проведение ряда занятий и подготовку буклета для
родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры.
Цель:
- повышение компетентности родителей вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:
- познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
- расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.
Формы работы с родителями
1. Встречи с родителями, беседы, анкетирование.
2. Оформление информационных стендов, памяток.
3. Консультации, мастер-классы.
4. Презентации для родителей.
№ п/п | Содержание работы | Сроки |
1. | Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом в данном направлении работы. | Сентябрь |
2. | Консультация для родителей: «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?» | Сентябрь |
3. | Консультация для родителей «Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах». | Октябрь |
4. | Буклет «Бережное и разумное отношение к деньгам - это то, что дети возьмут в первую очередь у родителей». | Ноябрь |
5. | Рекомендации родителям на тему: «Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным». | Декабрь |
6. | Совместное изготовление копилки вместе с детьми на семейную мечту. | Декабрь 2022г. |
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.)
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
4. Осознавать, что сбережения семьи - это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.
5. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
6. Следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.
Вывод:
В итоге реализации проекта дети старшей группы смогут:
- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;
- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам;
- осознавать главные ценности - жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь.
Практические результаты:
- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами;
- применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»
Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...
Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшей группы.
Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления, с учётом рыночного опыта многих развива...
Перспективное планирование по финансовой грамотности для детей средней группы "Финансовая азбука"
Перспективное планирование по финансовой грамотности для детей средней группы «Финансовая азбука» План по финансовой грамотности в средней группеЦель: Расширять экономический кр...
Проект по финансовой грамотности для детей старшей группы «Азбука юного финансиста»
Формирование основы финансовой грамотности у дошкольников....
Занятие по финансовой грамотности для детей старшей группы «Азбука денег»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.Развивать память, внимание, речь, стимулировать...
Проект по финансовой грамотности для детей старшей группы «Азбука юного финансиста»
Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников....