Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Проект по финансовой грамотности
для детей старшего дошкольного возраста
Краткосрочный проект «Дни финансовой грамотности»
Актуальность проекта:
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях своей семьи, научиться жить по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.
На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.
Паспорт проекта.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта: педагоги группы, дети и их родители.
Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
1.Образовательные: закрепить представления детей об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.
2.Развивающие: развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
3. Воспитательные: воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей.
Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей.
Организовать систему работы по формированию финансового опыта детей в дошкольном учреждении.
Планируемые результаты:
1.Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2.Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3.Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
4.Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
5.Родители получают дополнительные знания по формированию финансовой грамотности детей.
Перспективный план:
Тема1 . «Без труда нет жизни на земле».
- Труд - основа жизни
- Работать и зарабатывать
- Все работы хороши, выбирай на вкус.
- •Творческое занятие
Цель: Понимание труда как основного источника получения материальных благ: товаров и услуг , объяснении взаимосвязи понятий труд, работать и зарабатывать ,вознаграждение, похвала всегда следует за общественно полезным трудом, а не наоборот. Достойный заработок обычно предполагает упорный, квалифицированный труд, знакомить детей с понятием труда – экономической первоосновой финансовой культуры.
Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?»
- Как придумали деньги
- Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся
- Как деньги попадают к нам в дом
- Где живут деньги
Цель: Обучение дошкольников существующей взаимосвязи между понятиями «труд –– продукт труда (товар, услуга) – вознаграждение (похвала, деньги)», направлено на то, чтобы научить ребенка ценить деньги, поскольку в них заложен труд людей.
Тема 3. «Покупаем, продаем, обмениваем»
- Потребности и желания
- •Где покупают и продают разные товары
- •Наша мастерская , Стоимость и цена товара , Выгодно-невыгодно
- Русская ярмарка
Цель: Формирование навыка жить по средствам и тратить деньги с умом, формирование у дошкольников правильного покупательского поведения, заложения основ грамотного покупателя, раскрывает взаимосвязь между трудом, деньгами и возможностью удовлетворения потребностей и желаний.
Тема 4. «Тратим разумно, сберегаем и экономим»
- Тратим разумно, экономим
- Копим и сберегаем
- Творческое занятие
Цель: Формирование навыков экономить и сберегать, убедить дошкольников в том, что хотеть и тратить деньги это просто и делать это умеют все, а вот сберегать и экономить только ответственные и в будущем успешные люди.
Тема 5. «Учимся планировать»
- •Все по плану!
- •Ставим цели
- •Сделал дело– гуляй смело
Цель: Формировать умение ставить цели и заложить первичные навыки планирования. Обучение детей элементарным основам планирования: начиная с планирования своего дня. Достижение поставленной цели собственными усилиями позволяет развивать волю – главное качество финансово-грамотного человека.
В ходе проекта «Дни финансовой грамотности» у дошкольников формируется первичное понимание экономических терминов, которые несут в себе воспитательный потенциал и раскрывают финансовые ценности: «труд», «товар», «работа», «деньги как мера оценки труда», «деньги как инструмент купли-продажи», «трудовое вознаграждение», «покупка», «обмен» «товар «потребности», «жизненно важные потребности», «возможности», «стоимость», «цена», «монета», «банкнота», «сбережения», «долг», «заем», «план» «планирование», «денежное благополучие» и др.
Одновременно у дошкольника формируется соответствующая система финансовых ценностей, которая включает: любовь к труду, уважение к результатам труда взрослых, умение считаться с потребностями семьи, тратить деньги, прежде всего на то, что необходимо, проявлять терпение при достижении желаемого, ответственно относится к чужим вещам.
Формы и методы: чтение, беседы, игры, загадки, пословицы, решение ситуационных задач, творческо-трудовая деятельность, раскраски, интерактивные мини спектакли, возможности в анимации представляемого материала, видео- и звуковых материалов и пр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по финансовой грамотности
для детей старшего дошкольного возраста
Краткосрочный проект «Дни финансовой грамотности»
Актуальность проекта:
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях своей семьи, научиться жить по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.
На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.
Паспорт проекта.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта: педагоги группы, дети и их родители.
Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
1.Образовательные: закрепить представления детей об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.
2.Развивающие: развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
3. Воспитательные: воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей.
Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей.
Организовать систему работы по формированию финансового опыта детей в дошкольном учреждении.
Планируемые результаты:
1.Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2.Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3.Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
4.Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
5.Родители получают дополнительные знания по формированию финансовой грамотности детей.
Перспективный план:
Тема1 . «Без труда нет жизни на земле».
- Труд - основа жизни
- Работать и зарабатывать
- Все работы хороши, выбирай на вкус.
- •Творческое занятие
Цель: Понимание труда как основного источника получения материальных благ: товаров и услуг , объяснении взаимосвязи понятий труд, работать и зарабатывать ,вознаграждение, похвала всегда следует за общественно полезным трудом, а не наоборот. Достойный заработок обычно предполагает упорный, квалифицированный труд, знакомить детей с понятием труда – экономической первоосновой финансовой культуры.
Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?»
- Как придумали деньги
- Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся
- Как деньги попадают к нам в дом
- Где живут деньги
Цель: Обучение дошкольников существующей взаимосвязи между понятиями «труд –– продукт труда (товар, услуга) – вознаграждение (похвала, деньги)», направлено на то, чтобы научить ребенка ценить деньги, поскольку в них заложен труд людей.
Тема 3. «Покупаем, продаем, обмениваем»
- Потребности и желания
- •Где покупают и продают разные товары
- •Наша мастерская , Стоимость и цена товара , Выгодно-невыгодно
- Русская ярмарка
Цель: Формирование навыка жить по средствам и тратить деньги с умом, формирование у дошкольников правильного покупательского поведения, заложения основ грамотного покупателя, раскрывает взаимосвязь между трудом, деньгами и возможностью удовлетворения потребностей и желаний.
Тема 4. «Тратим разумно, сберегаем и экономим»
- Тратим разумно, экономим
- Копим и сберегаем
- Творческое занятие
Цель: Формирование навыков экономить и сберегать, убедить дошкольников в том, что хотеть и тратить деньги это просто и делать это умеют все, а вот сберегать и экономить только ответственные и в будущем успешные люди.
Тема 5. «Учимся планировать»
- •Все по плану!
- •Ставим цели
- •Сделал дело– гуляй смело
Цель: Формировать умение ставить цели и заложить первичные навыки планирования. Обучение детей элементарным основам планирования: начиная с планирования своего дня. Достижение поставленной цели собственными усилиями позволяет развивать волю – главное качество финансово-грамотного человека.
В ходе проекта «Дни финансовой грамотности» у дошкольников формируется первичное понимание экономических терминов, которые несут в себе воспитательный потенциал и раскрывают финансовые ценности: «труд», «товар», «работа», «деньги как мера оценки труда», «деньги как инструмент купли-продажи», «трудовое вознаграждение», «покупка», «обмен» «товар «потребности», «жизненно важные потребности», «возможности», «стоимость», «цена», «монета», «банкнота», «сбережения», «долг», «заем», «план» «планирование», «денежное благополучие» и др.
Одновременно у дошкольника формируется соответствующая система финансовых ценностей, которая включает: любовь к труду, уважение к результатам труда взрослых, умение считаться с потребностями семьи, тратить деньги, прежде всего на то, что необходимо, проявлять терпение при достижении желаемого, ответственно относится к чужим вещам.
Формы и методы: чтение, беседы, игры, загадки, пословицы, решение ситуационных задач, творческо-трудовая деятельность, раскраски, интерактивные мини спектакли, возможности в анимации представляемого материала, видео- и звуковых материалов и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необхо...
Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Мы маленькие финансисты»
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами....
«Мы маленькие финансисты» Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.
Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;Совершенствовать коммуникативные каче...
Проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общес...
Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
quot;Хрюша - финансист"...
Проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», &la...