методические рекомендации для воспитателей "Знакомство детей с основами финансовой грамотности в ДОУ"
консультация по основам финансовой грамотности
консультация по финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_fin_gram.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Вступление «Шуточные вопросы»:
- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)
- Мотоцикл экономит время, а велосипед экономит (деньги)
- Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)
- Учреждение, в котором хранят деньги (банк)
- Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)
- Какое животное всегда при деньгах? (свинья)
- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)
- Молодцы!
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности.
«Сколько бы ни был длинен путь, всегда начинается он с первого шага», - гласит восточная мудрость. Когда же этот первый шаг по формированию основ экономической культуры и знакомству с азами фин грамотности должен быть сделан?
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле – продаже и других финансово экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
В возрасте до 7 лет ОФГ могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, не красивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и к деньгам. Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий – они окажутся бесполезными. Грамотность в сфере финансов воспитывается в течении продолжительного периода времени на основе принципа «От простого к сложному».
Обучение по фин грамотности должно быть составлено в соответствии с принципами определенными с ФГОС ДОО: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения детского развития, учет индивидуальных особенностей детей, сотрудничество с семьей. И направлено на достижение следующих задач:
- формирование экономических представлений и компетенций;
- развитие экономического мышления дошкольника;
- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики;
- обучение правильному отношению к рекламе, умению разбираться в ней;
- обучение правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- обучение тому, как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.
Методы и приемы в обучении реализуются через различные виды и формы организации детской деятельности: сюжетные, ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, непосредственно образовательную деятельность, изобразительную деятельность, увлекательные ситуационные задачи. загадки, кроссворды.
В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.
В интеллектуальных играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.
В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В процессе экспериментальной работы дидактические игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.
В результате исследования мы пришли к выводу, что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры
«Денежный поток»
Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.
«Монополия»
Цель игры:
необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.
«Бюджет моей семьи»
Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.
Вывод: Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.
Список используемой литературы:
1. Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»
2. Смолнцева А.А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» Учебно- методическое пособие.
3. А.Д. Шатова «Дошкольник и… экономика»
4. Черкай.С. «Обучаем детей финансовой грамотности»
5. Чернер С.Л., Нагумнова И.И., Чуйкова М.Н. Азбука экономики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие детской инициативы и самостоятельности на примере приобщения детей к основам финансовой грамотности»
laquo;Развитие детской инициативы и самостоятельности на примере приобщения детей к основам финансовой грамотности»Экономика- понятное для нас, взрослых людей, слово, которое так непросто объяс...
Перспективное планирование совместной деятельности воспитателя и детей по развитию финансовой грамотности дошкольников средней группы
Перспективное планирование разработано на основе методитческого пособия Любимовой Л.В. Открытия Феечки Копеечки: образовательная программа развития финансовой грамотности дошкольников / Л.В. Люби...
Рабочая тетрадь для детей по основам финансовой грамотности
Для педагогов и родителей воспитанников...
Методическая разработка по обучению детей дошкольного возраста "Финансовой грамотности"
В методической разработке представлен опыт работы творческой группы воспитателей дошкольных групп по обучению детей дошкольного возраста «Финансовой грамотности». В данную разработку...
Подборка художественной литературы для ознакомления детей с основами финансовой грамотности.
Зачем детям финансовая грамотность? Существует мнение, что еще не самостоятельным детям рано иметь карманные деньги. Думаю, что это мнение ошибочно, поскольку распоряжение собственным бюджетом учит де...
Подборка художественной литературы для ознакомления детей с основами финансовой грамотности
Зачем детям финансовая грамотность?...
«Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности через технологию «Путешествие по «реке времени»
Здравствуйте, меня зовут Левченко Татьяна Николаевна, я воспитатель детского сада № 17. Тема моего доклада «Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности через технологию «Путе...