методические рекомендации для воспитателей "Знакомство детей с основами финансовой грамотности в ДОУ"
консультация по основам финансовой грамотности
консультация по финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Вступление «Шуточные вопросы»:
- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)
- Мотоцикл экономит время, а велосипед экономит (деньги)
- Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)
- Учреждение, в котором хранят деньги (банк)
- Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)
- Какое животное всегда при деньгах? (свинья)
- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)
- Молодцы!
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности.
«Сколько бы ни был длинен путь, всегда начинается он с первого шага», - гласит восточная мудрость. Когда же этот первый шаг по формированию основ экономической культуры и знакомству с азами фин грамотности должен быть сделан?
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле – продаже и других финансово экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
В возрасте до 7 лет ОФГ могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, не красивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и к деньгам. Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий – они окажутся бесполезными. Грамотность в сфере финансов воспитывается в течении продолжительного периода времени на основе принципа «От простого к сложному».
Обучение по фин грамотности должно быть составлено в соответствии с принципами определенными с ФГОС ДОО: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения детского развития, учет индивидуальных особенностей детей, сотрудничество с семьей. И направлено на достижение следующих задач:
- формирование экономических представлений и компетенций;
- развитие экономического мышления дошкольника;
- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики;
- обучение правильному отношению к рекламе, умению разбираться в ней;
- обучение правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- обучение тому, как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.
Методы и приемы в обучении реализуются через различные виды и формы организации детской деятельности: сюжетные, ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, непосредственно образовательную деятельность, изобразительную деятельность, увлекательные ситуационные задачи. загадки, кроссворды.
В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.
В интеллектуальных играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.
В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В процессе экспериментальной работы дидактические игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.
В результате исследования мы пришли к выводу, что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры
«Денежный поток»
Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.
«Монополия»
Цель игры:
необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.
«Бюджет моей семьи»
Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.
Вывод: Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.
Список используемой литературы:
1. Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»
2. Смолнцева А.А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» Учебно- методическое пособие.
3. А.Д. Шатова «Дошкольник и… экономика»
4. Черкай.С. «Обучаем детей финансовой грамотности»
5. Чернер С.Л., Нагумнова И.И., Чуйкова М.Н. Азбука экономики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/13/picture-178390-1358091463.jpg)
«Развитие детской инициативы и самостоятельности на примере приобщения детей к основам финансовой грамотности»
laquo;Развитие детской инициативы и самостоятельности на примере приобщения детей к основам финансовой грамотности»Экономика- понятное для нас, взрослых людей, слово, которое так непросто объяс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/09/picture-506872-1631182077.jpg)
Перспективное планирование совместной деятельности воспитателя и детей по развитию финансовой грамотности дошкольников средней группы
Перспективное планирование разработано на основе методитческого пособия Любимовой Л.В. Открытия Феечки Копеечки: образовательная программа развития финансовой грамотности дошкольников / Л.В. Люби...
Рабочая тетрадь для детей по основам финансовой грамотности
Для педагогов и родителей воспитанников...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/05/picture-1433435-1667636767.jpg)
Методическая разработка по обучению детей дошкольного возраста "Финансовой грамотности"
В методической разработке представлен опыт работы творческой группы воспитателей дошкольных групп по обучению детей дошкольного возраста «Финансовой грамотности». В данную разработку...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/14/picture-1449725-1673726746.jpg)
Подборка художественной литературы для ознакомления детей с основами финансовой грамотности.
Зачем детям финансовая грамотность? Существует мнение, что еще не самостоятельным детям рано иметь карманные деньги. Думаю, что это мнение ошибочно, поскольку распоряжение собственным бюджетом учит де...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/26/picture-1478660-1687778626.jpg)
Подборка художественной литературы для ознакомления детей с основами финансовой грамотности
Зачем детям финансовая грамотность?...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/29/picture-1417802-1661763789.jpg)
«Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности через технологию «Путешествие по «реке времени»
Здравствуйте, меня зовут Левченко Татьяна Николаевна, я воспитатель детского сада № 17. Тема моего доклада «Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности через технологию «Путе...