Методика формирования предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
статья по основам финансовой грамотности (старшая группа)
На самом деле многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к финансовой грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к обществу. Решить данную проблему позволит разъяснительная работа с родителями. Необходимо проводить с родителями беседы, консультации, оформить для них информационный уголок. Это позволило родителям повысить уровень знаний о необходимости финансовой грамотности дошкольников, использовать полученные детьми знания и умения на практике, в кругу семьи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Методика формирования предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
На самом деле многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к финансовой грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к обществу. Решить данную проблему позволит разъяснительная работа с родителями. Необходимо проводить с родителями беседы, консультации, оформить для них информационный уголок. Это позволило родителям повысить уровень знаний о необходимости финансовой грамотности дошкольников, использовать полученные детьми знания и умения на практике, в кругу семьи.
Многие родители озадачивают ребенка фразой «Сейчас нет денег!». Дети, а в особенности малыши детского сада, еще не знакомы с финансовыми отношениями во взрослой жизни, поэтому проблема отсутствия или наличия финансов им непонятна. Зачастую родители вообще считают, что «дети и деньги» понятия несовместимые.
Для многих дошкольников деньги – это лишь цветные бумажки, на которые можно покупать все что угодно, сколько угодно, без ограничений. Мы можем помочь дошкольнику сформировать понятие о ценности окружающего их предметного мира. Необходимость уважать людей, умеющих трудиться, признавать авторитетными такие качества как экономность, бережливость, трудолюбие и главное –применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Для начала необходимо четко объяснить ребенку функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 6-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится. Не стоит заострять внимание на понятиях «бедный» и «богатый». В свое время дети сами поймут, что скрывается за этими словами. Важнее привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.
Не рекомендуется развивать потребительское отношение к родителям у детей. Дети должны понимать, что в детский сад (а тем более в будущем в школу) необходимо ходить за знаниями, а не за поощрение в качестве покупок, или денег. А помощь по дому – это условия жизни в семье, где у каждого должен быть круг своих обязанностей. Можно найти выход из ситуации с финансами – дать карманные деньги детям на личные нужды. Эти средства будут принадлежать только ребенку.Их он сможет тратить на свое усмотрение. Карманные деньги научат ребенка самостоятельно планировать свои покупки и траты. Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий (родителей с детьми) обучить дошкольников, следующему:
– что такое деньги, какие они бывают;
– что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;
– что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта ребенка;
– как планировать свои расходы;
– техника безопасности использования банковских карт.
Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком. Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.
Начинать формировать экономические понятия лучше всего в возрасте 5-6 лет, когда дети активно желают помогать другому, усваивают нравственные ценности. К 5-6 годам у детей формируется произвольность поведения, на основе приобретенной уже ранее способности к осознанию собственных действий, возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции, что является одной из главных предпосылок приобщений такой сложной области как экономика.
Встаршем дошкольном возрасте ребенок активно усваивает мир социальных явлений, вырабатывает собственное понимание и отношение к ним. Ребенок 5-6 лет начинает осознавать суть понятий: выгодно, не выгодно; выигрыш, проигрыш, а также эмоционально воспринимает ситуацию успеха и не успеха. Другой предпосылкой является становление и развитие способностей ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиций, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения. Что говорят нам нормативно правовые документы [18].
Образовательная деятельность с воспитанниками включает в себя следующие методы и приемы работы: непосредственная образовательная деятельность, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Проводятся экскурсии и беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий. Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал. Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.
Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Формирование основ финансовой грамотности должно проходить на основе сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Ярмарка» и т. д. Это не будет чем-то вырывающимся из контекста дошкольного образования, и в то же время, поможет ребенку социализироваться в экономику[1].
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
В ходе образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольники знакомятся со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена – и этическими: честность, щедрость, экономность.
Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.
К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения.
Способность к осознанности и волевой саморегуляции– это одна из определяющих психологических предпосылок для приобщения старших дошкольников к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика.
Другая предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Ребенок пяти-шести лет начинает осознавать суть понятий «выгодно – не выгодно», «выигрыш –проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».
Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.
При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка [24].
Взрослые часто сталкиваются с ситуациями не всегда честного обмена – «детского бартера»: ребенок пытается схитрить, обмануть, выгадать. Это важный настораживающий сигнал осознанного отношения к ценности вещи и понимания ребенком самого факта нечестного обмена. В этом случае первые опыты экономической деятельности ребенка оказываются вне нравственного поля. Таким образом, очевидна необходимость установления и поддержания тесной взаимосвязи экономического образования и нравственного воспитания в дошкольном детстве.
Нередко возникают такие жизненные ситуации, в которых взрослые имеют возможность объяснить ребенку, что хорошо, а что неприемлемо (обман, выгода за счет другого, воровство и т. п.). Например, когда дети не ценят того, что им покупают, дарят (одежду, игрушки, карандаши, бумагу, краски, гаджеты и др.), когда бездумно и безжалостно портят, ломают и выбрасывают вещи. Задача взрослых – объяснить детям, почему следует уважать труд и бережно относиться к его результатам, и доступно раскрыть взаимосвязь труда, экономики и нравственности.
Безусловно, в период старшего дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания – ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье – реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. От того, какое настроение у родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение убедить ребенка, что есть трудности, но они временные), зависит эмоциональное состояние и маленького члена семьи.
В отдаленной же перспективе стоит цель – воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.
Критерии оценки знаний и умений детей старшего дошкольного возраста, характеризующие подготовительный этап к формированию финансово-экономической грамотности:
– умение наблюдать, рассуждать, обобщать сведения об объектах и экономических явлениях и закономерностях;
– начальное представление об окружающих экономических условиях жизнедеятельности людей, ведения домашнего хозяйства;
– первичные знания об основах бизнеса и предпринимательства;
– ценностное отношение к окружающему миру;
– толерантное отношение к людям разного уровня доходов, профессий, национальностей и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»
Картотека сказокпо формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»...
«Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
В данный комплект входят игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, с игрушками аналогами и типа путешествий. Комплект разделен на разделы: 1. Труд, 2. Деньги, 3. Покупаем-продаем, 4. Рек...
Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Автором разработаны ИОС по финансовой грамотности для работы с детьми старшего дошкольного возраста в помощь педагогам....
Особенности организации занятий по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Особенности организации занятий по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...
Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста " Со сказочными героями в мир экономики"...
«Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Финансовое просвещение дошкольников в современном мире становится все более актуальной темой.Формирование финансовой грамотности – одна из глобальных социальных проблем, неотделимых от ребенка с...
«Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет»
Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...