«Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Финансовое просвещение дошкольников в современном мире становится все более актуальной темой.
Формирование финансовой грамотности – одна из глобальных социальных проблем, неотделимых от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей в будущем.
Стремление изучить проблему обучения детей основам финансовой грамотности нашло свое отражение в объемном модуле по самообразованию.
Целью работы над темой стало создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели был поставлен ряд частных задач:
Образовательные:
- проанализировать методическую литературу по проблеме экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
- оценить целесообразность экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
- способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросам экономического воспитания в семье;
- поделиться опытом с коллегами по вопросу формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Организация работы над темой
Началу работы над темой предшествовала достаточна объемная подготовка. Была изучена методическая литература по теме, электронные ресурсы, проанализирован и систематизирован опыт коллег. Был проведен мониторинг экономической просвещенности детей на начало учебного года. В основу легла диагностическая методики выявления уровня сформированности экономических представлений А.Д. Шатовой. При этом детям был предложен ряд вопросов, ответы на которые помогли сформировать представление об имеющихся у них знаниях.
Результаты опроса отображены в диаграмме, по которой видно, что уровень сформированности экономических представлений у детей преимущественно низкий.
Результат мониторинга на начало учебного года.
По итогам мониторинга разработан план мероприятий на учебный год. В течение всего периода работа с детьми велась в различных формах: беседы, ООД, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, чтение художественной литературы, виртуальные экскурсии.
Была преобразована предметно – развивающая среда группы:
- подобран наглядный дидактический материал (картинки с изображением денег, профессий людей);
- составлены картотеки игр по теме;
- оформление в группе центра финансовой грамотности «В стране Финансов».
В течение учебного года продуктивно велась работа с родителями воспитанников:
- подготовлена папка – передвижка «Сказки по экономическому воспитанию»;
- разработаны консультации: «Экономическое воспитание дошкольников», «Ребенок и карманные деньги: 10 советов родителям»;
- даны практические домашние задания: «Мини – банк», «Совместные покупки», «Самостоятельные покупки», «Таблица расходов»;
- проведен конкурс «Копилка своими руками»;
- организовано театрализованное представление для детей «Страна Экономика».
Опыт работы по теме был передан коллегам в форме мастер-класса «Воспитываем в детях финансовую грамотность».
Результат
Мониторинг уровня сформированности экономических представлений на конец года показал более высокий результат.
Результат мониторинга на конец учебного года.
Благодаря организации систематической работы в течение года были достигнуты следующие результаты:
- дети познакомились с основными экономическими понятиями (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
- дети стали активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории;
- родители получили дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
- педагоги получили систему работы по формировании экономического опыта детей.
Перспективы на будущий год
Принято решение продолжить работу над темой с учетом возрастных особенностей воспитанников, расширять опыт работы в данном направлении.
Список используемой литературы
- Л.Н. Галкина Экономическое образование детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015.
- Т. Смирнова «Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачках». – М.: Дом Федорова, 2013.
- Е.Н. Табих Дошкольникам об экономике. – М.: Вышэйшая школа, 2007.
- Т. А. Шорыгина «Беседы об экономике. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2017.
- А.Т. Шатова. Деньги. М.: «Ювента», 2003.
- Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. – М.: 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»
Картотека сказокпо формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»...
«Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
В данный комплект входят игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, с игрушками аналогами и типа путешествий. Комплект разделен на разделы: 1. Труд, 2. Деньги, 3. Покупаем-продаем, 4. Рек...
Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Автором разработаны ИОС по финансовой грамотности для работы с детьми старшего дошкольного возраста в помощь педагогам....
Особенности организации занятий по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Особенности организации занятий по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...
Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста " Со сказочными героями в мир экономики"...
«Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет»
Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...
Комплект игровых обучающих ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Игровые обучающие ситуации по разделам: "Труд", "Деньги", "Покупаем-продаем", "Реклама" помогут прояснить связи между работой, заработком, затратами и сбережени...