Обучение детей правилам дорожного движения в детском саду
рабочая программа по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Обучение детей правилам безопасности дорожного движения по-прежнему остаётся одной из важнейших задач дошкольного образования. Поэтому необходима повседневная работа с детьми по формированию представлений о важности соблюдения правил дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 12.52 КБ |
![]() | 329.08 КБ |
![]() | 15.52 КБ |
![]() | 77 КБ |
![]() | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №29 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей» «Сказка»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ «д/с №29»
«____» __________ 20___г.
__________А.М. Струченко
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Безопасная дорога»
Возраст обучающихся с 3 до 7 лет
(срок реализации программы 4 года)
Разработал: воспитатель высшей квалификационной категории Ивченко Н.Н.
Составитель: старший воспитатель Кокшарова Л.В.
воспитатель первой квалификационной категории Казанцева М.В.
Ачинск, 2020
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1. Принципы программы
1.2. Ожидаемые результаты
2. Содержание программы
2.1. Методы работы
2.2. Формы работы с дошкольниками по программе
2.3. Содержание изучаемого материала по программе
2.4. Перспективный план работы с детьми
2.5. Совместная работа педагогов и родителей
2.6. Взаимодействие с педагогами
2.7. Взаимодействие с социальными партнерами
3. Условия реализации программы
3.1. Создание предметно-развивающей среды
4. Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов
освоения программы
5. Библиографический список
- Пояснительная записка
Жизнь и здоровье человека является наивысшей ценностью. Государство берет на себя ответственность за защиту, охрану и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Одной из составляющих общей безопасности является дорожная безопасность. И именно дорожная безопасность, как показывает статистика, является в настоящее время наиболее проблемной. Значимость проблемы определена Законом РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года, Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».
По статистике основной фактор дорожно-транспортных происшествий – человеческий. Немалое количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) происходит по вине пешеходов. Основные причины (ДТП) с участием пешеходов:
- переход проезжей части дороги в неустановленном месте;
- переход проезжей части дороги на запрещающий сигнал светофора;
- неожиданный выход из-за транспортных средств.
Особенно тревожно то, что в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и получают травмы дети, подчас и дошкольного возраста. У дошкольников отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку, свойственная взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставят ребенка перед реальными опасностями. Оказавшись на улице, ребенок автоматически попадает в зону опасности. Чтобы дети стали законопослушными пешеходами, необходимо познакомить их с правилами дорожного движения и научить их выполнять, также нужно привить им устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и положительное отношение к решению данной задачи. Это важно сделать как можно раньше, пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде. Чем раньше ребенок узнает эти правила, тем больше шансов у него сохранить свое здоровье и жизнь. Поэтому необходимо начать обучение с младшего дошкольного возраста. Одна из задач воспитания и обучения детей в детском саду – подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) в условиях увеличения опасных ситуаций на дорогах. Для ее решения педагогу необходимо:
- оказывать воспитывающее и обучающее воздействия на детей в совместной и самостоятельной деятельности;
- организовывать проблемно-игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;
- создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослого с детьми. Именно в развивающей совместной деятельности дети должны получать систематизированную информацию о безопасном поведении на дорогах. По содержанию такая деятельность носит комплексный характер, на которой одновременно решаются несколько дидактических задач (усвоение новых и закрепление ранее приобретенных знаний, представлений и умений). Особую роль при создании обучающей среды играет использование технологий и методов обучения. В качестве основных методов обучения рекомендуется использовать проблемный метод, моделирование, информационно-компьютерные технологии и игровые обучающие ситуации.
Программа «Безопасная дорога» - это возможность доступно разъяснить правила ребенку, донести до него смысл опасности несоблюдения этих правил, научить навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Вся информация представлена в доступной игровой форме. В ходе обучения дети узнают, о чем говорят дорожные знаки, как вести себя на улице, на дороге, как работает светофор и сотрудник ГИБДД с регулировочным жезлом, как правильно вести себя в общественном транспорте, узнают о видах транспорта, о специальных машинах экстренной помощи и многое другое.
В основе образовательной программы лежат: программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, А.А. Авдеевой, 1998г.
- «Азбука дорожного движения для детей дошкольного возраста» (2005) и «Грамотный пешеход-дошкольник» Т.Б. Соколовой, (2007) и авторская разработка Е.И Шаламовой «Правила и безопасность дорожного движения».
Новизна программы заключается в разработке и использовании таких педагогических технологий, которые обеспечат эффективное усвоение содержания установленного объема знаний и формирование устойчивых практических навыков у детей и их родителей.
Образовательная программа «Безопасная дорога» опирается на следующие нормативно- правовые документы:
1. Конституция РФ.
2. Закон РФ «Об образовании»
3. Конвенция «О правах ребенка».
4. Правила дорожного движения (ПДД).
5. Устав образовательного учреждения.
6. Воспитательно - образовательный план.
7. Учебные программы.
8. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155);
9. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (от 10.12.1995г.);
10. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», утверждена Постановлением Правительства РФ от 03.10.2013 г. № 864.;
11. СанПин 2.4.1. 3049-13
«Безопасная дорога» реализуется с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди дошколят. Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих методов и приемов обучения, и воспитания детей, а также активные формы организации просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Данная система работы послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям Правила дорожного движения. Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск позволяют:
- ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;
- привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
К концу дошкольного возраста воспитатель должен обучить детей процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) на дорогах и подготовить к дальнейшему изучению азбуки дорожного движения в начальной школе.
Цель Программы: Создать условия для формирования у детей навыков осознанного безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, профилактика дорожно-транспортного травматизма.
Она решается путем решения нескольких задач.
Задачи Программы:
1.Усвоение детьми дошкольного возраста первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
2.Формирование навыков сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения, правил для пассажиров;
3.Подготовка детей к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, на улице.
4. Формирование у родителей воспитанников устойчивого интереса к проблеме безопасности детей - участников дорожного движения, привлечение родительского сообщества к непосредственному и активному участию в процессе реализации данной программы.
1.1. Принципы реализации
Вся программа в силу ее особой значимости для охраны жизни и здоровья детей требует соблюдения следующих основных принципов:
- принцип гуманизма – предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера;
- принцип наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- принцип сезонности. Если в зимний период педагоги часто ограничиваются методическими пособиями, то в остальные времена года организовывают экскурсии к проезжей части, катание на велосипедах, самокатах и т.д.
- принцип координации деятельности педагогов. Все педагоги планируют работу по ПДД на основе годового плана учреждения, в целях и последовательности в раскрытии каждой темы и избежание повторов.
- принцип преемственности и взаимодействия с воспитанниками в условиях образовательного учреждения и семьи. Основные разделы программы являются достоянием родителей, которые не только продолжают беседы с ребенком на конкретные предложенные педагогом темы, но выступают активными участниками.
- принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о правилах дорожного движения с учетом возраста и уровня развития познавательной сферы;
- принцип интегративности – реализуется во взаимосвязи с семьей с использованием целевых прогулок, экскурсий по городу, в единении всех видов детской деятельности при знакомстве с правилами дорожного движения и дорожной азбуки;
- принцип системности – подразумевает четко спланированную систему совместной деятельности педагога с детьми, объединенных общей целью. Работа проводится весь учебный год при гибком распределении содержания программ в течение дня;
- принцип поэтапности – построение работы от простого к сложному, от частного к общему;
- принцип доступности – подразумевает подачу материала в понятной игровой форме, с учетом возрастных возможностей детей.
1.2. Ожидаемые результаты
Ребенок знает правила дорожного движения:
- переходит улицу на зеленый сигнал светофора;
- не играет на дороге и около проезжей части;
- переходит улицу по пешеходному переходу и в сопровождении взрослого;
- знает, что при переходе дороги сначала надо посмотреть налево, а дойдя до середины – направо (знание алгоритма перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»);
- знает устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки.
Ребенок умеет:
- показывает и рассказывает с помощью картинок, какие ситуации надо избегать на улице;
- различает положительные и отрицательные поступки, дает оценку деятельности водителя и пешехода;
- различает дорожные знаки и рассказывает об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
- соблюдает правила поведения в общественном транспорте;
- предвидеть возможную опасность, находить способы
избегать ее;
- выбрать адекватную модель поведения в различных
жизненных ситуациях;
- умение организовать свою деятельность в соответствии с правилами
безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных ситуациях»;
- отражает в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.
Ребенок имеет представление:
- о работе регулировщика;
- о работе водителя;
- о видах транспортных средств (пассажирские, грузовые, специальные);
- о видах транспорта (воздушный, водный, наземный, гужевой);
- о частях улицы, проезжей части;
- о видах дорожных знаках и их назначении;
- о ремне безопасности, его значимости.
Целевые ориентиры на этапе реализации программы:
- формирование представлений об алгоритме поведения на проезжей части
дороги
- обогащение представления детей о возможных ситуациях на улице и обучение
игровым и речевым действиям в рамках образа (пешехода, водителя автомобиля,
регулировщика движения и т. п.) в театрализованных, сюжетно-дидактических
играх по сюжетам сказок, стихотворений, рассказов, картин;
- развитие операций внутреннего программирования с опорой на реальные и
воображаемые действия на невербальном и вербальном уровне: раскладывание в
последовательности и рассказывание по серии сюжетных картинок, фотографий,
сюжетных картин (серия картин для детских садов «Азбука дорожного
движения»), отражающих правильное поведение пешеходов, водителей,
регулировщика движения на улице и т. п.;
- формирование представлений о труде взрослых: водитель такси (легкового
автомобиля, троллейбуса, автобуса, снегоуборочной машины, пожарной машины).
- Содержание программы
Содержание образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения на дорогах у детей строится в соответствии с ФГОС ДО и с учетом основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад №29», а также авторских разработок Т.Б. Соколовой и О.Л. Князевой, Е.И. Шаламовой, с использованием разнообразных методов и приемов.
2.1. Методы работы
Ведущими методами, которые используются при работе с детьми являются:
- Метод наблюдения и беседы – это специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях с последующим обсуждением интересующих вопросов. Он носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер; - Игровой метод – предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами.
- Наглядный метод – это форма усвоения знаний, умений и навыков в зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.
- Практические упражнения – это систематическая отработка умения и навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе совместной деятельности педагога и воспитанника или входе специально организованной индивидуальной деятельности. Функция метода направлена как на приобретение знаний, так и на перевод их в учебные и практические умения и навыков с последующим совершенствованием до репродуктивного и творческого уровня.
-Метод моделирования опасных и безопасных дорожных ситуаций. Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных и дорожно-транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения – приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадания ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий. При помощи макета улицы города и дидактических игр создаются дорожные ситуации, которые дети должны разрешить. Этот прием помогает в обучении детей безопасности в дорожно-транспортных ситуациях.
- Интерактивный метод. Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода можно помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.
Программа включает в себя работу по следующим направлениям:
- создание предметно-развивающей среды
- работу с детьми
- работу с педагогами
- работу с родителями
- связь с социумом
- Формы работы с дошкольниками по программе
Специально организованные мероприятия, совместная деятельность взрослых и детей по программе «Безопасная дорога» проходит в следующих формах:
- встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД;
- организация подвижных и спортивных игр по ПДД;
- организация дидактических, развивающих игр по ПДД, формирование навыков общения с окружающими как участникам дорожного движения (сверстниками, взрослыми);
- наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки;
- рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с проблемным сюжетом с последующим составлением рассказов;
- активизация мышления о безопасном поведении (использование методов моделирования, «мозгового штурма»);
- чтение художественной литературы;
- отгадывание загадок;
- решение проблемных ситуаций;
- просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов по теме с последующим обсуждением;
- познавательные, развивающие, сюжетно-ролевые, подвижные игры;
- конкурсы, викторины, досуги;
- привлечение внимания к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ (выставки, мини-музеи), художественно-творческая деятельность по теме, использование музыкального сопровождения при организации деятельности по формированию знаний по ПДД;
- организация исследовательской деятельности, реализация тематических проектов по ПДД;
-организация пропаганды ПДД (акции «Притормози», «Шлем- всему голова»,
«Засветись», «Пристегни самое дорогое» и т.д.)
- имитационные и театрализованные игры и др.
Формирование новых знаний проводится в соответствии с программными требованиями, интегрируясь со всем воспитательно-образовательным процессом, не допуская перегрузки детей, переизбытком излишней информацией и с учетом состояния здоровья и интересов ребят.
- Содержание изучаемого материала по программе «Безопасная дорога»
2 младшая группа (3-4 года)
- формирование представлений об улице, ее составных частях;
- знакомство со светофором, с работой водителя;
-знакомство с некоторыми видами транспорта;
- упражнение в ориентировании в окружающем пространстве.
Средняя группа (4-5 лет)
- совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве, в прилегающей к детскому саду территории;
- расширение знаний об улице, дороге, перекрестке, элементарных правилах передвижения по ним;
- уточнение знаний о назначении светофора;
- расширение представлений об элементарных правилах безопасного поведения;
- ознакомление с классификацией транспорта, формирование навыков культурного поведения в транспорте.
Старшая группа (5-6 лет)
- продолжать знакомить детей с дорожными знаками (предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными);
- закреплять и дополнять представления о правилах дорожного движения;
- воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте;
- закреплять знание сигналов светофора, способствовать пониманию значимости их соблюдения.
Подготовительная группа (6-7 лет)
- продолжать знакомить с дорожными знаками и правилами дорожного движения;
-совершенствовать культуру поведения на улице и в транспорте;
- продолжать формировать умение свободного ориентирования.
- расширять представления о работе водителя;
- расширять представления о светофоре;
- продолжать воспитывать понимание необходимости соблюдения правил дорожного движения, ответственного поведения на улице.
- Перспективный план работы с детьми
| ||||
№ | Название мероприятия | да т а | Участники | Результат |
1 | Проведение диагностики по знанию ПДД у дошкольников. | сентябрь | Педагоги, обучающиеся. | Выявили уровень знаний дошкольников по ПДД, составили план работы. |
2 | Тема: «Знакомство с дорогой» (какая она, тротуар и проезжая часть, подземный и надземный переход) 1.Ознакомительное занятие по правилам дорожного движения, дать представление о дороге и ее частях. 2. Занятие по изо деятельности «Улицы нашего города» - коллективная работа 3. Сюжетно-ролевая игра «Поездка по городу». 4.Чтение художественной на тему «Ребенок и улица». | октябрь | Педагоги, обучающиеся. | Закрепить понятие «дорога», её составные части и их назначение. Продолжать развивать умение ориентироваться на плане ближайшего окружения детского сада. |
3 | Тема: «Наш друг-светофор», «Работа регулировщика». 1.Рассматривание макета светофора, беседа «Светофор». 2. Конструирование из бумаги «Светофор» 3. Знакомство с работой регулировщика. 4. Развлечение «Красный, желтый, зеленый». | ноябрь | Педагоги, обучающиеся. | Уточнить знания детей о правилах дорожного движения; Познакомить с сигналами регулировщика; Закрепить знания о работе светофора. |
4 | Тема: «Мы - пешеходы». 1.Встреча с инспектором ГИБДД рассказ о правилах перехода улиц, дорог). 2.Просмотр мультфильмов «Я-правильный пешеход». 3. Сюжетно-ролевая игра «Мы-пешеходы». | декабрь | Обучающиеся, педагоги, музыкальный руководитель. | Закрепить умение переходить проезжую часть по переходу: посмотреть налево-направо, если не успел перейти –остановиться на «Островке безопасности» или разделительной линии. |
5 | Тема: «Мы - пассажиры». 1. Беседа «Как вести себя в общественном транспорте» 2. Просмотр мультфильмов «Азбука безопасности». | январь | Педагоги, обучающиеся. | Закрепить правила поведения в транспорте и обязанности пассажиров., Закрепить знание мест для ожидания пассажирского транспорта. |
6 | Тема: «Такие разные дорожные знаки» 1.Беседа «Что такое дорожные знаки и для чего они нужны». 2. Продуктивная деятельность (изготовление дорожных знаков). 3.Викторина «Дорожные знаки». | февраль | Педагоги, обучающиеся. | Закрепить знания детей о видах и назначении дорожных знаков. |
7 | Тема: «Места для игр». 1. Рассказ воспитателя о том, где можно и где нельзя играть. 2. Рассматривание иллюстраций, составление детьми «Как я гуляю на улице». 3. Рисование на тему «Детская площадка моей мечты». | март | Педагоги, обучающиеся. | Обобщить и углубить знания детей о местах, предназначенных для прогулок и игр. |
8 | Тема «Транспорт» 1. Беседа «Разные виды транспорта и их назначение». 2. Сюжетно-ролевая игра «Шоферы». 3. Изготовление машин из бросового материала. 4.Чтение художественной литературы. | апрель | Педагоги, обучающиеся. | Закрепить знания детей о транспорте, познакомить с профессией «водитель» и с разными видами транспорта. |
9 | Тема: «Мы знаем правила дорожного движения».
| май | Педагоги, обучающиеся, музыкальный руководитель. | Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. |
2. Конкурсы, акции, выставки | ||||
1 | Конкурс «Лучший знаток ПДД» | октябрь | Обучающиеся, педагоги. | Провели тест по ПДД, определили победителя. |
2 | Выставка детских рисунков и поделок «Наш друг-светофор.» Акция «Притормози!». | ноябрь | Педагоги, обучающиеся, родители. | Оформили выставку детских работ. |
3 | Выставка «Лучший дорожный знак». Акция «Пристегни самое дорогое» | февраль | Педагоги, обучающиеся, родители. | Оформили выставку детских работ. |
4 | Творческий конкурс «ПДД в стихах.». | март | Педагоги, обучающиеся, музыкальны руководитель. | Провели праздник по ПДД. |
5 | Конкурс рисунков на асфальте «Дети, дорога, автомобиль» Акция «Шлем-всему голова» | май | Педагоги, обучающиеся. | Провели конкурс, выбрали победителей. |
3.Экскурсии | ||||
1 | Экскурсия «Дороги нашего города». | октябрь | Обучающиеся, педагоги | Уточнили и углубили знания детей о понятии «дорога». Познакомили с ее частями. |
2 | Экскурсия «Наблюдение за светофором» | ноябрь | Обучающиеся, педагоги | Уточнили и углубили знания детей о сигналах светофора, понаблюдали за его работой. |
3 | Экскурсия «Такие разные дорожные знаки». | февраль | Обучающиеся, педагоги | Закрепили знание дорожных знаков, познакомили с новыми дорожными знаками. |
4 | Экскурсия « Транспорт» | апрель | Обучающиеся, педагоги | Понаблюдали за транспортом, закрепили знание разных видов транспорта. |
- Совместная работа педагогов и родителей
Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 – работа с семьями (законными представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями. Именно поэтому одной из приоритетных задач программы является создание условий для активного участия родителей по вопросам приобщения детей к этике дорожно-транспортного поведения. Деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма носит разноплановый характер и не ограничивается рамками детского сада. Используются различные формы взаимодействия с родителями воспитанников. Главная тенденция – это использование эффективных форм и методов.
Работа с родителями:
Перспективный план работы с родителями
№ | Название мероприятия | Дата | Участники | Результат |
1 | Родительское собрание «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ и семье» Составление маршрута «Дорога в детский сад» | сентябрь | Родители, педагоги, сотрудник ГИБДД. | Провели родительские собрания в группах, ознакомили родителей с отчетом по детскому травматизму за летний период, дали рекомендации по обучению детей ПДД. |
2 | Консультация: «Как научить ребенка безопасному поведению на улице». | октябрь | Родители, педагоги. | Дали конкретные рекомендации, как обезопасить ребенка на улице. |
3 | Консультация для родителей «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог». Педагогический проект «Азбука дорожной безопасности». | ноябрь | Родители, педагоги, дети. | Познакомили родителей с «дорожными ловушками»; Дали рекомендации, как научить ребенка замечать эти ловушки и не попадать в них. Реализовали проект с привлечением родителей. |
4 | Анкетирование родителей «Мы- правильные пешеходы». | декабрь | Родители, педагоги. | Провели анкетирование родителей, в ходе которого выявили как родители соблюдают ПДД.. |
5 | Консультация «Дорога в зимний период времени». | январь | Родители, педагоги. | Обратили внимание родителей на то, что в зимний период времени переход дороги представляет собой наибольшую опасность. Дали рекомендации, как правильно себя вести на дороге в зимний период. |
6 | Консультация «Ребенок в автомобиле». Участие в акции «Пристегни, самое дорогое!» | февраль | Родители, дети, педагоги. | Подобрали материал по безопасной перевозке детей. Провели акцию, раздавали памятки родителям. |
7 | Консультация для родителей- «Безопасность детей - забота взрослых». Развлечение «Красный. Желтый, зеленый». | март | Родители, дети, педагоги, музыкальный работник. | Обратили внимание родителей на то, что они являются примером для ребенка, поэтому для того чтобы ребенок соблюдал правила ПДД, каждый родитель тоже должен соблюдать правила поведения на дороге. Провели спортивный праздник. |
8 | Конкурс плакатов «Изучайте ПДД». | апрель | Родители, дети, педагоги. | Провели конкурс плакатов, закрепили знание ПДД. |
9 | Привлечение родителей к участию в празднике «Азбука дорожного движения». | май | Родители, дети, педагоги. | Провели музыкально-спортивный праздник. |
10 | Листовка «Безопасное лето» | июнь | Родители, дети, педагоги. | Подготовили для родителей памятки о том, как избежать травм в летний период. |
11 | Игра-тренинг «Привитие навыков безопасного поведения на улице» | июль | Родители, педагоги. | Закрепили знания родителей по ПДД в форме игры-тренинга. |
12 | Участие в подготовке и проведении праздника «Мы - пешеходы» Помощь родителей в оформлении предметно-развивающей среды (в рамках подготовки к смотру-конкурсу «Уголок ПДД») | август | Родители, дети, педагоги. | Провели спортивный праздник. |
- Взаимодействие с педагогами
Каждому педагогу, которому доверено воспитание детей, необходимо овладеть современными научно-педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Поэтому так важно проводить с педагогами различные мероприятия по обучению их самих правилам дорожного движения, расширению знаний о формах и методах работы с детьми, организации различных видов деятельности по теме.
Перспективный план работы с педагогами
№ | Название мероприятия | Дата | Участники | Результат |
1 | Провести инструктаж с воспитателями по предупреждению детского дорожного травматизма | сентябрь | Педагоги, и. о. заведующего. | Провели с педагогами инструктаж. |
2 | Консультация «Содержание работы с детьми по предупреждению дорожно-транспортного травматизма в разных возрастных группах» | октябрь | Педагоги | Подобрали для педагогов консультацию по теме. |
3 | Консультация «Как оформить уголок по ПДД» | ноябрь | Педагоги | Подобрали рекомендации для педагогов по оформлению уголков безопасности в разных возрастных группах. |
4 | Консультация для педагогов «Использование разнообразных форм и методов работы при обучении ребенка – грамотного пешехода» | декабрь | Педагоги | Подготовили консультацию для педагогов, познакомили с разными формами и методами обучения детей ПДД. |
5 | Консультация «Использование наглядно-дидактического материала в работе с дошкольниками по правилам дорожного движения»
| январь | Педагоги | Дали рекомендации по использованию наглядности для обучения детей правилам дорожного движения. |
6 | Викторина «Лучшие знатоки ПДД». | февраль | Педагоги | Выяснили знания педагогов по ПДД. |
7 | Деловая игра «Я знаю правила дорожного движения». | март | Педагоги | Закрепили знания педагогов ПДД в виде деловой игры. |
8 | Подведение итогов работы по организации обучения детей ПДД в ДОУ. Выявление результативности по проблеме. Пополнение предметно-развивающей среды в группах для организации игровой деятельности детей (атрибуты для сюжетно-ролевых, подвижных игр, макеты улицы, дорожных знаков и т. д.) Смотр – конкурс уголков по ПДД. | Апрель-май, Летний период | Педагоги, и. о. заведующего | Подвели итоги годовой работы по ПДД. |
- Взаимодействие с социальными партнерами
Успешной работе по обучению детей безопасному поведению на дороге способствует взаимодействие с различными учреждениями социума и общественности – инспекцией ГИБДД, средствами массовой информации, городским координационным центром ПДД, которые организуют различные методические мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Перспективный план работы с социальными партнерами
Дата | Работа с родителями | Работа с детьми |
1 квартал | Общее родительское собрание с участием инспектора ГИБДД | Участие в квесте по ПДД, организованном городским координационным центром. |
2 квартал | Семейный конкурс «Оберег для сотрудников ГИБДД» | Организация совместных мероприятий с инспекцией ГИБДД.( акции « Притормози», «Засветись» и т.д.) |
3 квартал | Общее родительское собрание с участием инспектора ГИБДД | Участие в городском конкурсе «Рыцари безопасных дорог» |
3. Условия реализации программы
3.1. Создание предметно-развивающей среды
Для успешной реализации цели и задач программы «Безопасная дорога» в соответствии с ФГОС необходимо создание соответствующей развивающей среды. При организации уголка дорожной безопасности стоит учитывать ряд требований к созданию предметно-развивающей среды:
- безопасность – все оборудование, дидактический материал, пособия, материалы должны отвечать требованиям безопасности;
-доступность – оборудование и материалы должны быть доступны детям в свободной деятельности;
-педагогическая целесообразность – наполнение уголка должно быть простым и понятным для дошкольника и отражать реальную картину мира, меняться в соответствии с планом работы.
- насыщенность среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы)
- трансформируемость (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации
- полифункциональность (возможность разнообразного использования)
- вариативность (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.
В группах оформлены содержательные, красочные, мобильные уголки ПДД, включающие:
2 младшая группа
- иллюстрации с изображением транспортных средств;
- кружки красного и зелёного цвета;
-макет пешеходного светофора;
- атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.);
- дидактические игры Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор»;
-картинки для игры на классификацию видов транспорта;
простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть;
- макет транспортного светофора (плоскостной).
Средняя группа
- светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки;
- дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;
- макет улицы с пешеходным переходом (обязательно);
- полотно с изображением дорог, пешеходных переходов;
- мелкий транспорт;
- макеты домов, деревьев, дорожных знаков, светофор;
- небольшие игрушки (фигурки людей).
Старшая группа
-макет перекрёстка, желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;
- набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
- дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»;
- схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
Подготовительная группа
- картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер);
- окно выдачи водительских удостоверений, сдавшим экзамен по правилам дорожного движения;
- разметка: две полосы движения, пешеходные переходы, «зебра», «островок безопасности», тротуары, перекрёсток;
- действующий светофор;
- знаки дорожного движения для улицы;
- наглядная информация: плакаты, баннеры, видеоролики, мультфильмы и т.д.
Оборудование должно носить развивающий характер, что позволит сформировать у детей в игровой форме представления о ПДД, помочь овладеть различными мыслительными операциями.
4.Мониторинг и оценка
Для выявления уровня усвоения воспитанниками знаний о правилах дорожного движения и умения их практического применения была использована диагностическая методика, предложенная Е.И. Шаламовой. Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система бальной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить уровень сформированности у детей знаний, умений и навыков по ПДД. Для систематизации работы по обучению детей ПДД выделено 5 блоков (в каждой возрастной группе идет обучение по этим блокам с последующим усложнением):
- Улица – знакомство с элементами улицы, дороги, безопасными местами для игр, дорожной разметкой, дорожными знаками, работой светофора.
- Водители – знакомство с правилами поведения водителей, дорожными знаками для водителей.
- Пешеходы – обучение правилам перехода через дорогу, знакомство с обязанностями пешеходов.
- Пассажиры – обучение правилам посадки, высадки и движения в различных видах транспорта, элементарными правилами поведения в общественном транспорте, знакомство с обязанностями пассажиров.
- Инспектор ГИБДД – знакомство с трудом сотрудников ГИБДД, в том числе регулировщика.
Мониторинг и оценка результатов проводится в ходе наблюдения, в процессе бесед, разрешения игровых проблемных ситуаций на дороге, улице, а также в результате анализа детских работ.
Обработка результатов должна проводиться по следующим критериям:
- объем, полнота знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных ситуациях;
- точность и аргументированность суждений о способах безопасного поведения (в соответствии с возрастом).
Определены уровни усвоения знаний и умений по ПДД для каждой возрастной группы.
Уровни усвоения ребенком знаний и умений по ПДД:
2 младшая группа (3-4 года)
-Понимает, что без взрослых выходить на дорогу нельзя.
-Называет виды транспортных средств (автобус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, велосипед, мотоцикл и т.д.).
- Знает:
∙ Где ходят пешеходы, где можно играть детям.
∙ Элементы дороги (проезжая часть, тротуар, обочина, перекресток, пешеходный переход и т.д.).
∙ Кто является участником дорожного движения.
∙ Кто управляет автотранспортом, что при этом делает.
∙ Где едут машины, останавливается автобус.
∙ Какие средства передвижения могут перевозить людей; как должны вести себя дети в транспорте.
∙ Кто регулирует дорожное движение.
Средняя группа (4-5 лет)
-Знает:
∙ Элементы улицы (дороги).
∙ Участников дорожного движения (пешеход, водитель, пассажир).
∙ Где едут машины.
∙ Правила движения пешеходов в установленных местах.
∙ Правила посадки, движения, высадки в общественном транспорте.
∙ Виды автотранспорта.
∙ Что такое пассажирский транспорт.
∙ Какие автомобили называют грузовыми.
∙ Для чего нужен грузовой транспорт.
∙ Что делает водитель, сотрудник ГИБДД.
∙ Части машины (колесо, руль, кабина, кузов).
∙ Где можно играть, почему нельзя играть на проезжей части.
∙ Средства регулирования дорожного движения.
∙ Дорожные знаки.
∙ Что такое светофор, для чего он нужен, на какой сигнал светофора можно переходить улицу.
∙ Правила перехода через дорогу. Умеет ориентироваться в ближайшем окружении детского сада. -Понимает, что без взрослых переходить улицу нельзя.
- Освоил культуру поведения на улице (в автобусе).
Старшая группа (5-6 лет)
-Знает:
∙ Кто является участником дорожного движения, его обязанности.
∙ Правила для пешеходов, пассажиров.
∙ Сигналы светофора и регулировщика.
∙ Чтобы не создавать опасности на дороге, нужно быть дисциплинированным.
∙ Виды автотранспорта.
∙ Что такое пассажирский транспорт.
∙ Какие автомобили называют грузовыми, машинами специального назначения.
∙ Для чего нужен грузовой транспорт.
∙ Что делает водитель, инспектор ГИБДД.
∙ Части машины (колесо, руль, кабина, кузов), что помогает работать мотору автомобиля.
∙ Где можно играть, почему нельзя играть на проезжей части.
∙ Что такое переход, проезжая часть. ∙ Где едут машины; одностороннее, двустороннее движение, что это.
∙ Средства регулирования дорожного движения.
∙ Что такое светофор, для чего он нужен, на какой сигнал светофора можно переходить улицу.
∙ Правила перехода через дорогу, езды на велосипеде.
∙ Запрещающие и предупреждающие дорожные знаки.
-Умеет ориентироваться в ближайшем окружении детского сада
-Освоил культуру поведения на улице (в автобусе).
Подготовительная группа (6-7 лет)
-Знает:
∙ Правила безопасности поведения на улице, дороге, в транспорте в различных погодных условиях. ∙ Значение дорожной разметки; сигналов транспортного светофора-регулировщика; световых и звуковых сигналов автомобилей.
∙ Участников дорожного движения, их обязанности.
∙ Правила для пешеходов, пассажиров, велосипедистов.
∙ Виды автотранспорта.
∙ Что такое пассажирский транспорт; где его ожидают люди; как называют людей, едущих в пассажирском транспорте; правила посадки и высадки из общественного транспорта.
∙ Опознавательные знаки транспортных средств.
∙ Что делают водитель, сотрудник ГИБДД.
∙ Названия и назначение дорожных знаков.
∙ Разновидности дорожных знаков: информационно-указательные, предписывающие, запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, знаки приоритета, знаки особых предписаний.
∙ Средства регулирования дорожного движения.
∙ Правила перехода через дорогу.
∙ Что такое перекресток, зебра.
∙ Как определить, куда поворачивает автомобиль.
- Умеет ориентироваться в ближайшем окружении детского сада на улицах города.
- Освоил культуру поведения на улице (в автобусе).
Шкала оценки знаний ребенком ПДД по блокам
Блоки | Уровни освоения |
Улица | 3 балла: ориентируется в пространстве; знает цвета, элементы дороги, улицы; свободно ориентируется на местности вокруг детского сада, относительно дорог и транспортных средств. 2 балла: показывая и называя элементы дороги, улицы, допускает незначительные ошибки; путает понятия «слева - справа»; ориентируется на местности вокруг детского сада с помощью воспитателя. 1 балл: не различает левую и правую стороны; путает названия элементов дороги; затрудняется в ориентировке на местности вокруг детского сада. |
Светофор, регулировщик | 3 балла: умеет различать группы дорожных знаков, имеет представление о работе светофора, знает дорожную разметку, средства регулирования может рассказать о работе сотрудников ГИБДД. 2 балла: допускает неточности в объяснении правил, ошибки в классификации дорожных знаков; умеет рассказать о работе сотрудников ГИБДД. 1 балл: знает значения сигналов светофора, но путает названия дорожных знаков, не классифицирует их, имеет представление о работе сотрудников ГИБДД |
Пешеходы | 3 балла: знает правила безопасного поведения на улице. 2 балла: допускает неточности в объяснении последовательности правил перехода через дорогу; знает, где можно и где нельзя играть, особенности поведения в различных погодных условиях. 1 балл: рассказывает о правилах безопасного поведения на улице только с помощью воспитателя |
Пассажиры | 3 балла: знает правила поведения в общественном транспорте. 2 балла: допускает неточности в объяснении правил поведения в общественном транспорте. 1 балл: рассказывает о правилах поведения в общественном транспорте только с помощью воспитателя |
Транспорт, профессия «водитель». | 3 балла: знает дорожные знаки, объясняет их значение; умеет рассказать о работе сотрудников ГИБДД; безошибочно показывает и называет виды транспорта, части машин, классифицирует транспорт по назначению, знает значение предупредительных сигналов автомобилей. 2 балла: знает значение сигналов светофора, дорожных знаков, но допускает ошибки в их классификации; умеет рассказать о работе сотрудников ГИБДД; допускает незначительные ошибки в различении видов транспорта, его классификации, в объяснении значений предупредительных сигналов автомобиля. 1 балл: знает значение сигналов светофора, но путает названия дорожных знаков, не классифицирует их, имеет представление о работе сотрудников ГИБДД; затрудняется в различении видов транспорта, его классификации, не знает значения предупредительных сигналов автомобиля |
Уровни
0 – 5 балла – низкий уровень
6 – 10 баллов – средний уровень
11 – 15 баллов – высокий уровень
Диагностическое обследование детей по ПДД 2 младшая группа (3-4 года)
Ф.И. ребенка | Ориентировка в пространстве (вверху, внизу, впереди, сзади) | Различает проезжую часть и тротуар | Знает, кто управляет транспортом, различает автобус и машину | Культура поведения на улице (останавливаться у проезжей части, при переходе через дорогу держать взрослого за руку) | Знает, правила поведения в общественном транспорте (не толкаться, не кричать, разговаривать тихо, уступать места старшим) | Знает, кто отвечает за порядок на дороге, Знает для чего нужен светофор, различает его сигналы. | Итоговый результат | |||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
Примечание: Н – начало года, К – конец года.
Диагностическое обследование детей по ПДД средняя группа (4-5 лет)
Ф.И. ребенка | Транспортные средства (автомобили пассажирский транспорт, мотоцикл, велосипед, специализированные транспортные средства) | Элементы улицы (дорога тротуар дома, перекресток) | Ориентировка на местности и в пространстве | Знает виды знаков: Запрещающие, указательные, предупреждающие, информационные | Знает знаки «Пешеходный переход», «Дети». | Знает правила перехода через дорогу, со светофором и без него. | Знает правила поведения в общественном транспорте | Знает сигналы светофора и работу сотрудника ГИБДД | Итоговый результат | |||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
Примечание: Н – начало года, К – конец года.
Диагностическое обследование детей по ПДД старшая группа (5-6 лет)
Ф.И. ребенка | Виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный) | Сигналы автомобилей (звуковые световые Опознавательные знаки транспортных средств | Знает элементы улицы и дороги | Ориентируется на дороге, вокруг детского сада. | Знает дорожные знаки различает к какой группе они относятся | Знает правила катания на велосипеде | Знает правила перехода дороги. | Знает правила поведения в общественном транспорте | Знает сигналы светофора, имеет представление о работе ГИБДД, | Итоговый результат | ||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
Примечание: Н – начало года, К – конец года.
Диагностическое обследование детей по ПДД подготовительная группа (6-7 лет)
Ф.И. ребенка | Классификация и назначение транспорта | Сигналы автомобилей (звуковые световые Опознавательные знаки транспортных средств | Знает элементы улицы и дороги | Ориентируется на дороге, вокруг детского сада. | Знает дорожные знаки различает к какой группе они относятся | Знает правила катания на велосипеде, обязанности водителей | Знает правила перехода дороги. правила поведения на перекрестке | Знает правила поведения в общественном транспорте | Знает сигналы светофора, имеет представление о работе ГИБДД, | Итоговый результат | ||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
Примечание: Н – начало года, К – конец года.
5.Библиографический список:
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста- М. АСТ-ЛТД, 1998г.
2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность на улице и на дорогах. Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста- М. АСТ-ЛТД, 1997г.
3. Денисова Д. Как перейти дорогу. М: «Мозайка-синтез» 2004г.
4. Добрушин А. Как беречь детей- Таллин: Валгус 1976г.
5. Добрушин А. Для родителей. Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные «ловушки» -М: Социальная технология, 1990г.
6. «Дошкольное воспитание» №7 2007г.
7. Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку- М: «Скрипторий 2003г»,2008г.
8. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения. М: «Владос»2002г.
9. Правила дорожного движения. М: Питер 2008г.
10. Скоролупова О.А. Правила и безопасность дорожного движения. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. М: «Скрипторий 2003» 2007г.
11. Скоролупова О.А. комплекс наглядных пособий по теме правила и безопасность дорожного движения. М: «Скрипторий 2003»2008г.
12. Е.И. Шаламова «Правила и безопасность дорожного движения» Москва «Скрипторий 2003» 2013г.
Предварительный просмотр:
Аннотация к программе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Безопасная дорога». |
Нормативные документы:
|
Цель программы - формирование у обучающихся установки безопасного поведения на дороге посредством моделирования реальных дорожнотранспортных ситуаций. |
Отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей программы, от уже существующих в этой области, заключается в том, что данная программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса. Программа предусматривает этапность обучения. Первый этап – это ознакомление обучающихся с новыми знаниями, второй этап - это самостоятельная работа обучающихся в условиях, созданных педагогом и в совместной деятельности с ним, третий этап - это самостоятельная деятельность обучающихся. |
Программа рассчитана на детей 3-6 лет. Группы комплектуются по одновозрастному принципу, без предварительной подготовки с любым уровнем сформированности интересов и мотивации к данному виду деятельности. |
Срок реализации программы – 3 года. Полный курс по программе составляет |
Форма занятий – групповая, по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и обучающихся – беседа, лекция, семинар, практикум, экскурсия, по дидактической цели – занятия по углублению, систематизации и обобщению знаний. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей. Методы: словесные, наглядные, практические. Тип занятия: комбинированный. Формы проведения занятия: занятие-игра, беседа, наблюдение, открытое |
занятие, соревнование. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу продолжительностью 45 минут. |
Программа состоит из разделов: «Путешествие в прошлое», «Дорога, что ты расскажешь о себе?», «Средства регулирования дорожного движения», «Транспорт на дорогах нашего города», «Участники дорожного движения». |
По результату освоения данной дополнительной общеразвивающей программы у обучающихся:
|
Форма промежуточного контроля – тестирование. Форма итогового контроля – тестирование. |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка,
отражающая опыт работы
МБДОУ «Детский сад №29» за три года
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
С каждым годом интенсивность движения транспорта увеличивается, растет автопарк. В связи с этим особое значение придается обеспечению безопасности на дорогах. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. В МБДОУ «Детский сад №29» особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.
В детском саду с учетом годового плана был разработан и утвержден на педагогическом совете перспективный план по ПДД.
Основными задачами обучения являются:
- Усвоение детьми дошкольного возраста первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.
- Формирование навыков сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения, правил для пассажиров;
- Подготовка детей к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, на улице.
- Формирование у родителей воспитанников устойчивого интереса к проблеме безопасности детей-участников дорожного движения, привлечение родительского сообщества к непосредственному и активному участию в процессе реализации данного плана.
Для решения поставленных задач главная роль отводится педагогам и родителям.
В детском саду педагоги прилагают много усилий для того, чтобы помочь ребёнку овладеть правилами дорожного движения, подготовить его к школьному периоду жизни, а именно: самостоятельно пользоваться правилами безопасного передвижения, начиная с территории своего города.
Для работы с детьми разрабатываются: перспективный план проведения непосредственно - образовательной деятельности по правилам дорожного движения, план - программа тематической недели, программа мероприятий на транспортной площадке, перспективный план дидактических игр по правилам дорожного движения.
Эффективное взаимодействие с родителями воспитанников по данному разделу деятельности ДОУ происходит на основе перспективного плана работы с родителями, плана обучения родителей методам формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
По всем направлениям деятельности ДОУ по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма определены формы работы:
- с педагогами: информационно-практические обучающие занятия, анкетирование, тестирование, консультации, выставки, мастер - классы, изготовление методических игр и пособий, обзор литературы, педагогические советы, просмотр открытых занятий;
- с детьми: целевые прогулки, свободная продуктивная деятельность, музыкально-игровые досуги, праздники, развлечения, театрализация, учебно-тренировочные комплексные мероприятия на территории площадки по ПДД, беседы, выставки, тематическая неделя по правилам дорожного движения, чтение художественной литературы, участие в акциях "Засветись", игра (дидактическая, сюжетно-ролевая, подвижная, интеллектуальная), изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций, конкурсы, викторины;
- с родителями: родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД, совместное творчество родителей и воспитателей, анкетирование, консультации, беседы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Одним из самых надёжных способов формирования у дошкольника безопасного поведения на дорогах является наблюдение дорожных ситуаций непосредственно на целевых прогулках, то есть получение доступной объективной информации от взрослого (как педагога, так и родителей).
Регулярно в совместной деятельности планируются:
- Чтение художественной литературы: Алиева Т.И. «Ехали медведи», «Дорожная азбука», Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили», Михалков С. «Моя улица», «Я иду через дорогу», С. Прокофьев «Мой приятель Светофор», А. Дорохова «Перекресток», «Пассажир», «Зеленый, красный, желтый» и др.
- Чтение и заучивание стихотворений по ПДД
- Загадывание детям загадок о дорожном порядке "Загадки улиц", "Отгадай, какой знак", "Сказки Светофора"
- Просмотр видео и CD-дисков на тематику ПДД
- Выставка детских рисунков по безопасности дорожного движения
- "Минутки безопасности"- короткие беседы с детьми, обсуждением ситуаций, возникающих на дороге
- Сюжетно - ролевые игры в группе и на прогулочном участке «Путешествие по улицам города», «Улица и пешеходы», «Светофор», «Путешествие с Незнайкой», «Поездка на автомобиле», «Автопарковка», «Станция технического обслуживания», «Автомастерская» и сюжетно - ролевые игры из цикла «Школа светофорных наук».
Все вышеперечисленные мероприятия проводились систематично и регулярно согласно перспективным планам. В календарных планах чётко прослеживается индивидуальная работа с детьми по данной теме.
Наличие и оснащенность помещений по обучению детей правилам дорожного движения:
Для развития умений безопасного поведения на улице у дошкольников имеются необходимые атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков (дорожные знаки, светофор, светоотражающие браслеты (фликеры) и т.д.) На территории дошкольного учреждения силами педагогического коллектива и родителей на специально отведенной площадке и в групповой комнате нанесены разметки перекрестка, пешеходных дорожек, остановок, а также имеются комплект дорожных знаков, благодаря которым дети всех возрастных групп могут стать полноправными участниками дорожного движения.
В группах МБДОУ размещен материал для работы по данной теме Безопасность:
- Перспективный план работы по правилам дорожного движения;
- Художественная литература
- Дидактические игры
- Наглядный диагностический материал
А также в группах оформлены уголки безопасности с учетом возрастных программных требований:
- Наборы игровых транспортных средств;
- Иллюстрации с изображениями транспортных средств;
- Атрибуты к сюжетно-ролевым играм (регулировщика, водителя);
- Дорожные знаки;
- Дидактические игры по ПДД;
- Иллюстративный, наглядный материал;
- Макеты, строительный материал
В информационных уголках для родителей сменяется:
- Наглядный материал (информационные листы, памятки);
- Выставки творческих работ с детьми;
Организационно-методическая работа
Старшим воспитателем разработаны и проведены методические рекомендации для педагогов по созданию и совершенствованию развивающей среды в группах по данной теме, также были организованы консультации по планированию работы с детьми по ПДД. С воспитателями проводятся инструктажи по вопросам обеспечения безопасности детей на дороге:
- по обеспечению безопасности передвижения по дорогам организованных групп детей.
- по перевозке воспитанников автомобильным транспортом.
- по обучению детей навыкам поведения на дорогах.
В соответствии с годовым планом МБДОУ в ноябре 2023 года был проведен педагогический совет «Формирование привычки к здоровому образу жизни и безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», на котором педагоги за особое внимание уделили вопросу по профилактике ДДТТ и ПДД.
В методическом кабинете МБДОУ собран материал для работы по данной теме:
- Инструктивно-методический материал;
- Перспективный план по правилам дорожного движения, конспекты занятий, бесед, целевых прогулок, сценарии развлечений, викторин;
- Методические рекомендации по организации деятельности по основам безопасного поведения: с детьми разных возрастных групп; для родителей (памятки, буклеты);
- Доклады, брошюры по безопасности поведения на дорогах, рекомендации для родителей;
- Художественная литература;
- Дидактический материал: игры, иллюстрации;
- Диагностический материал.
В МБДОУ оформлены стенды: «Правила дорожного движения», «Правила безопасности на дороге», «Дорожные знаки», где в течение учебного года обновляется информации в соответствии с требованиями, обновляется рисунками детей по определенным тематикам, информацией для педагогов и родителей, фотоотчетами о проделанной работе.
Демонстрационный и наглядный материал:
- Макет улицы с дорожными знаками
- Плакаты, картины;
- Комплект переносных дорожных знаков;
- Конструкторы (строительный);
- Наглядно-дидактический комплект «Дорожные знаки»;
- Наглядно-дидактическое пособие «Дорожные знаки»;
- Комплекты плакатов для оформления родительских уголков «Основы безопасности», «Безопасность на дороге»;
- Комплект бесед по картинам «Безопасность на дороге»;
- Дидактические игры: «Собери знак», «Говорящие знаки», «Дорожная азбука», «Стоп! Иди!» и т.д.
- Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: жезл, свистки, фуражки, костюмы.
Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди не соблюдают правила дорожного движения. Для детей родители являются образцом поведения на улице, дорогах, в транспорте. Только в сотрудничестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на дорогах.
В ДОУ в целях пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма оформлены информационные "Уголки безопасности". Материалы, представленные на стендах, включают в себя следующее содержание:
- Наглядная пропаганда: буклеты, памятки «Причины ДТТ», папка-раскладушка «Безопасность детей на дороге», выставка литературы по правилам безопасного поведения на дорогах, буклет «Ребенок на самокате, велосипеде», информационный стенд «Читаем вместе»
- Выступления на родительских собраниях «Зачем нужны фликеры», «Детские удерживающие устройства в машине», консультации: «Дети и дорога», «Воспитываем грамотного пешехода», «Приемы обучения юного пешехода», «Взрослый - пример для ребенка», «Безопасность детей- забота взрослых», «Пассажир на заднем сидении», «Создание безопасного маршрута первоклассника», «Профилактика ДДТТ».
- Размещение информации на сайте МБДОУ по основам безопасного поведения в разделе «Безопасность дорожного движения».
Педагоги в течение года регулярно включают и рассматривают на родительских собраниях вопросы по ПДД. Также регулярно проводятся консультации, беседы, рекомендации:
- Консультации, беседы по пропаганде правил дорожного движения, правил перевозки детей в автомобиле.
- Будьте вежливы - правила поведения в общественном транспорте;
- Что должны знать родители, находясь с ребенком на улице;
- Правила дорожного движения - для всех;
- Осторожно, дети! - статистика и типичные случаи детского травматизма;
- Чтобы не случилось беды! - меры предупреждения детского травматизма. Совместная работа с сотрудниками ГИБДД на тему «Значение ПДД - безопасность в жизни», «Значение фликеров», «Светофор и дорожные знаки», спортивный досуг «Я люблю велоспорт!».
Родители принимали активное участие в творческих конкурсах: конкурс рисунков «Дорожные знаки», «Улица полна неожиданностей», «Юные таланты». В изготовлении и обновлении макетов дорожных знаков, так же с родителями проводятся инструктажи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Переходим улицу с ребенком», «Выбираем безопасный маршрут».
Разработана программа «Безопасная дорога». Цель: Создать условия для формирования у детей навыков осознанного безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, профилактика дорожно-транспортного травматизма. Программа составлена с учётом ФГОС и способствует расширению содержания психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие». Также в ходе реализации данной программы решаются многие задачи всех образовательных областей.
Целевая аудитория: программа разработана для детей от 3 до 7 лет. Обучаются по данной программе: 75 человек.
Участие в организации и проведении, всероссийских, городских мероприятиях, направленных на привитие навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
- Участие в акциях по безопасности и акциях «Внимание, дети», «Засветись в темноте», «Ребенок-пассажир» и т.д.
- Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Полицейский Дядя Стёпа».
- Участие в городском конкурсе социальных видеороликов «Внимание! Дети! Дорога!» 2020г.
- Городской конкурс социальных видеороликов «Внимание! Дети! Дорога!» номинация «Знаем без сомнения все правила движения» работа «Безопасная прогулка» 2 место, 2020г.
- Участие в городском конкурсе социальных видеороликов по безопасности дорожного движения «Уроки безопасности» 2021г.
- Участие в городском конкурсе «Маршрут дорожной безопасности» 2022г.
- Участие в городском конкурсе «Звёздочки ЮИД» 2023г.
- Всероссийский творческий конкурс «Полицейский Дядя Стёпа» 1 место, 2023г.
Детский сад является постоянным участником профилактического мероприятия "Декада дорожной безопасности детей".
На сайте детского сада размещены вкладки «Безопасность», «Конкурсы», в которых ежемесячно обновляется информация:
- программа по профилактике ДДТТ «Правила дорожные детям знать положено!»;
- фотоотчеты;
- положения о конкурсах;
- мероприятия;
- памятки для родителей по воспитанию грамотного пешехода; перечень литературы для чтения детям о ПДД; правила поведения в общественном транспорте и многое другое.
Диагностика уровня знаний воспитанников по усвоению правил дорожного движения
С детьми старшего дошкольного возраста проводится диагностика с целью выявления представлений о правилах безопасного поведения на дорогах, используется методика Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б. (Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб: «Детсво-ПРЕСС»,2014).
Данная методика позволяет обследовать детей, отражает представления детей по следующим направлениям:
- Ориентация в пространстве
- Форма и цвета предметов
- Виды сигналов светофора
- Предвидение опасности на улицах
- Виды транспортных средств
- Правила поведения на тротуаре, во дворе, на площадке.
- Нахождение на улице со взрослыми. Правила перехода проезжей части дороги
- Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров
- Пешеходный переход (наземный, подземный и наземный «зебра»)
10.Дорожные знаки для пешеходов.
В результате систематической работы к концу года, у 85% детей старшего дошкольного возраста сформирован навык безопасного поведения на дороге, у 15% детей навык находится в состоянии формирования.
- Ребенок способен воспроизвести изученные термины и понятия, может объяснить их суть и установить логическую взаимосвязь между ними;
- Самостоятельно выполнять практическое задание;
- Объективно оценивает дорожную ситуацию, адекватно ориентируется в ней.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема по предупреждению дорожно-транспортного травматизма у дошкольников актуальна, и она в ДОУ решается: через непосредственно организованную деятельность, свободную деятельность детей, в ходе режимных моментов, во время проведения прогулок. В группах созданы условия для обучения детей ПДД: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен наглядно-иллюстративный материал.
Педагогами ДОУ ведётся систематическая работа по формированию знаний правил дорожного движения у детей дошкольного возраста.
Планирование на 2024-2025 уч.год:
- Продолжать целенаправленную, социально-ориентированную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в тесном контакте с родителями воспитанников и работниками ГИБДД с учётом выявленных проблем.
- Обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителями в группах, использование в практике работы макетов и схем по ПДД, создание оптимальных условий для познавательного развития детей в области основ безопасности дорожного движения, в соответствии с их возрастом.
- Планирование и реализация краткосрочных проектов по ПДД во всех группах.
- Продолжать осуществлять сетевое взаимодействие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
- Включать в работу с детьми больше презентаций в непосредственно образовательную и свободную деятельность с целью повышения уровня знаний детей по правилам дорожного движения.
Заведующий МБДОУ «Детский сад №29» _____________ Ж.В. Ермакова
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/12/picture-680376-1444663264.jpg)
Обученние детей правилам дорожного движения в условиях детского сада
Материал для выступления на семинаре....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/10/picture-684833-1444502383.jpg)
Методическая рекомендация по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада
Методическая рекомендация помощь для воспитателей при организации системы работы в детском саду по подготовки правилом дорожного движения. Здесь даётся формы работы, педагогическая диагностика, инстру...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/28/picture-941645-1556471335.jpg)
Перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного движения в старшей группе детского сада
формы и содержание работы по теме...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/07/picture-1345444-1631033054.jpg)
Актуальность обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах в детском саду
Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров и велосипедистов. Детский травматизм при несобл...
"Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада"
laquo;Консультация для педагогов по методике проведения занятий и мероприятий с воспитанниками ПДД»Сегодня я хочу познакомить вас, с Методическими рекомендациями по проведению занятий и ме...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/24/picture-1292438-1606191230.jpg)
Консультация для педагогов Тема: "Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада"
Изучение ПДД является составной частью общей воспитательной работы детских садов и школ. Решить проблему детского травматизма можно, только создав целостную систему по подготовке детей по ПД...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/26/picture-1075090-1545811399.jpg)
«Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада»
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек...