Консультация для педагогов Тема: "Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада"
консультация
Изучение ПДД является составной частью общей воспитательной работы детских садов и школ. Решить проблему детского травматизма можно, только создав целостную систему по подготовке детей по ПДД, опираясь на систематическое изучение правил, взаимодействия органов образования, здравоохранения и ГИБДД. Изучение ПДД является составной частью общей воспитательной работы детских садов и школ. Решить проблему детского травматизма можно, только создав целостную систему по подготовке детей по ПДД, опираясь на систематическое изучение правил, взаимодействия органов образования, здравоохранения и ГИБДД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rekomendatsii_obucheniya_detey_po_pdd.docx | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад «Сказка» п. Магдагачи
Консультация для педагогов
Тема: "Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада"
Подготовила:
Ст воспитатель
Мельникова Ольга Александровна
2023г
Сегодня я хочу познакомить вас коллеги с Методическими рекомендациями по обучению детей правилам дорожного движения.
Обеспечение безопасности движения – это важная государственная задача, требующая самого пристального внимания. Особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Изучение ПДД является составной частью общей воспитательной работы детских садов и школ. Решить проблему детского травматизма можно, только создав целостную систему по подготовке детей по ПДД, опираясь на систематическое изучение правил, взаимодействия органов образования, здравоохранения и ГИБДД. Чтобы оградить ребенка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
При организации работы дошкольного образовательного учреждения по обучению детей правилам дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма выделяются следующие основные направления :
ребенок-пешеход; ребенок–пассажир городского и личного транспорта; ребенок– водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката и других).
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице и дорогах.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования обучение правилам дорожного движения осуществляется с учетом интеграции образовательных областей.
Так, в образовательной области «Речевое развитие» можно использовать:
- развитие монологической речи при описании картин и иллюстраций («Транспорт», «Улицы нашего города», «Дети и дорога» и др.);
- наблюдения на экскурсиях;
- беседы;
- разучивание стихотворений, чтение рассказов.
В образовательной области «Познавательное развитие» :
- расширять представление детей о составлении планов, схем участка, дороги к дому (указывая, где находится светофор, пешеходный переход).
-формирование интереса к созданию зданий и сооружений из строительного материала, бумажных коробок, лего-конструкторов.
- обучение планированию процесса возведения построек, объединенных общей темой (улицы, дома, машины).
- познакомить детей с основными понятиями
Автобусная остановка - место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров. и т. д.
В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
-закрепление и расширение знаний правил дорожного движения, посредством дидактических, сюжетно ролевых и других игр.
В образовательной области «Физическое развитие»
- развитие координации движений и ориентировка в пространстве.
В образовательной области «Художественно эстетическое развитие» :
- использование детских работ для оформления выставок, конкурсов, интерьера детского сада;
- побуждение к активному участию в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях.
Обучение детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах рекомендовано проводить на занятиях познавательного цикла один раз в месяц, начиная со второй младшей группы.
Закрепление полученных знаний осуществляется во всех видах детской деятельности: во время целевых прогулок, в процессе различных игр, на интегрированных занятиях и т. д.
Как правильно построить работу с детьми.
Нужно разработать перспективный план, определяя цели и задачи, подобрать литературу, проводить вместе с ГИБДД раз в год месячник «Внимание-дети».
Можно использовать разные формы проведения образовательной деятельности:
– путешествие;
– соревнование;
- театрализованная деятельность;
-экскурсии
-наиболее эффективной формой является ситуативное обучение – где происходит анализ типичных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. В процессе учёбы дети наблюдают за реальной обстановкой, ситуацией на дороге, воспроизводимой на макете, схеме или в автогородке, оценивают действия участников дорожного движения, составляют рассказы о том, как бы я поступил в этой ситуации?
- Основной формой обучения является игровая деятельность. Которая классифицируются на:
• игры, формирующие представления о сигналах светофора и регулировщика;
• игры, формирующие представления о знаках дорожного движения;
• игры, формирующие представления об элементах дороги, об участках дорожного движения и правилах поведения;
Разнообразие форм позволяет детям проявить свою активность и творчество.
Так-же используются методы- словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, наглядные (метод иллюстраций и метод демонстраций, исследовательские и практические. После проведения образовательной деятельности, для закрепления материала организуется работа в зоне практической деятельности по ПДД, на спортивной площадке или автоплощадке (у центрального входа)
Для лучшего усвоения нового материала используются приёмы пространственного моделирования. При помощи строительного конструктора или мозаики детям предлагается смоделировать дорогу, переезд, перекрёсток и обыграть его.
Не будим забывать о взаимодействие с семьями воспитанников :
Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей.
С целью оказания консультативной и обучающей помощи родителям воспитателями проводится систематическая работа в разделе «Уголок безопасности» где размещаются материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы).
Можно провести с родителями собрания, мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Устроить открытые занятия, инсценировки, развлечения тем самым вовлекать родителей в процесс воспитания грамотного пешехода. Такие совместные занятия помогут продемонстрировать знания дошкольников о правилах дорожного движения, а родители могут поделиться опытом культурного, грамотного поведения на улице.
В детском саду можно организовать выставки детских поделок, аппликаций, рисунков по теме изучения дошкольниками Правил дорожного движения выполненные совместно с родителями. Побуждать родителей на то, чтобы они постоянно решали с ребенком проблемные ситуации на дороге, настойчиво и терпеливо разъясняли ему правила пешехода и пассажира и сами были в этом примером.
Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей. Они активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, трудятся совместно с воспитателями, помогают в изготовлении атрибутов, дидактических игр.
Работа с родителями строится по следующим направлениям :
- создание единого образовательного пространства
- повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения правил
поведения на улицах и дорогах, в транспорте.
- проведение тематических акций;
- привлечение родителей к участию в творческих конкурсах
- организация семейных творческих мастер-классов;
- проведение родительских собраний, клубов,
Наглядность для родителей: папки-передвижки, альбомы, плакаты, стенды с детскими рисунками…
Конечно необходимо отслеживать результат работы по обучению для определения уровня развития у детей навыков безопасного поведения и знания правил дорожного движения, предлагаю использовать тестовые задания. В дошкольном возрасте мышление ребенка наглядно-образное, поэтому содержание тестов представляют собой наглядно отображенный вопрос (назови, скажи) или задание (расставь, раскрась, которые предлагаются ребенку индивидуально. Это в значительной мере увеличивает затрачиваемое на диагностику время, однако позволяет получить более точные результаты. По итогам тестирования заполняется диагностическая таблица, которая наглядно отражает результативность работы по обучению детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития
Обучая детей правилам дорожного движения, воспитатели должны не только иметь методический и иллюстрационный художественный материал, но и создать в группе игровую зону. При подборе игровой зоны в группе по обучению детей правилам дорожного движения необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Требования к предметно-пространственной среде:
- она должна быть трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;
- среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции
- она должна работать на развитие самостоятельности и инициативности ребенка
В группах целесообразно оформить содержательные, красочные, мобильные уголки ПДД, куда входят:
• дидактические, развивающие, настольные игры;
• атрибуты для ролевых игр «Шоферы», «АЗС», «Дорога» и т. д. ;
• классификационные карты «Дорожные знаки», «Транспорт»;
• подборки народного фольклора;
• подборки художественной литературы;
• справочная литература;
• тематические альбомы;
• подборка иллюстраций, сюжетных картинок (отражающих дорожные ситуации, плакатов по правилам дорожного движения;
• модели машин: легковых и грузовых;
• картотека «опасных ситуаций»;
• строительный конструктор;
• аудио-видеоматериалы, мультимедийные презентации;
• комплекты дорожных знаков;
• макет улицы с транспортными средствами, перекрестками;
• подборка проблемных ситуаций;
• игрушечный транспорт: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина и др., строительная техника (бульдозер, экскаватор и др., сельскохозяйственная техника (трактор, комбайн);
На площадке ДОУ выделяется зона ПДД (разметка дороги, пешеходного перехода, которая помогает детям закрепить полученные знания.
Задача диагностики – получить более полную информацию о сформированности представлений детей о правилах дорожного движения, на основании которой выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются формы и способы устранения недостатков, технологии достижения желаемого результата, рекомендации для выбора оптимальных форм дальнейшего образования, выстраивается стратегия развития данного направления.
Данные диагностики позволяют педагогам и родителям следить за ходом развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход. Главное - есть ли у ребенка интерес к данной деятельности. Даже если не все задания он выполняет с первого раза, а каждый раз делает пусть маленький, но шаг вперед, самостоятельно или с помощью взрослого - это значит, что процесс развития идет, и результат не заставит себя ждать. Диагностические задания могут быть включены в календарно-тематический план.
Большинство игровых заданий могут выполняться по подгруппам (5-6 человек).
Сегодня я познакомлю вас, с методикой диагностирования детей. Материал представляет собой диагностические игры и упражнения, наблюдение за детьми в ходе образовательного процесса, также коммуникации со сверстниками и взрослыми. Задания могут предлагаться в любой последовательности. Возможно изменения вопроса (задания, его дополнения на усмотрение воспитателя.
После решения всех заданий, заполняется диагностическая карта, которую вы рисуете сами.
Каждое задание этого блока оценивается отдельно, по 3-х бальной системе.
3 балла - с заданием справился правильно, самостоятельно, осознанно.
2 балла – с заданием справился, но долго думает, тратит много времени.
1 балл - ребенок с заданием справился, но требуется помощь педагога.
Баллы суммируются, и выводится средний балл.
Старший дошкольный возраст
15-20 правильных ответов - высокий уровень
Проявляет интерес к образовательной деятельности, активен на занятиях. Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности, навыки по правилам безопасного поведения на дороге сформированы.
8-14 правильных ответов – средний уровень
Проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимает активное участие в занятиях, навыки сформированы. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.
4 -7 правильных ответов – допустимый уровень
Между низким и средним: ребёнок проявляет избирательный интерес к образовательной деятельности по ПДД, навыки не сформированы, на занятиях пассивен. Представления об окружающем есть, но они не сформированы как понятия. Нет прочных знаний по ПДД.
0-3 правильных ответов – низкий уровень
Не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД, навыки по ПДД – не сформированы, отказ от выполнения заданий. Представления об окружающем не сформированы.
Примечание:
* правильный ответ
1. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
- на желтый
-на зеленый*
- на красный
2. Какие виды светофоров бывают?
-для пешеходов*
- для зверей
- для транспорта*
3. У какого светофора два сигнала?
-для пешеходов*
- для зверей
- для транспорта
4. Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку?
- на проезжей части дороги
- на тротуаре
- на специально оборудованной площадке*
5. При перевозке детей в автомобиле, ребёнок должен:
- сидеть в багажнике
- сидеть на переднем пассажирском сиденье
- находится в специальном детском удерживающем устройстве *
6. По какой части дороги должен ходить пешеход?
- по проезжей части
- по тротуару*
- по разделительной полосе
7. Какой стороны тротуара нужно придерживаться при движении пешеходу?
- середины
- правой*
- левой
8. В каком месте можно переходить улицу?
- в любом месте
- там, где есть пешеходный переход*
- нигде
9. Какое транспортное средство можно отнести к общественному?
- грузовик
- жигули
- автобус*
10. Место пересечения дорог - это?
- тротуар
- проезжая часть
- перекресток *
11. Люди, идущие по дороге - это?
- водители
- пешеходы *
- пассажиры
12. Дорожная разметка пешеходного перехода - это?
- тигр
- зебра*
- жираф
13. Что изображено на знаке, где участник дорожного движения может получить первую медицинскую помощь?
- звезда
- круг
- крест*
14. Человек, заменяющий светофор - это?
- дирижер
- регулировщик*
- дрессировщик
15. Когда разрешен выход из автобуса?
- когда открылись двери
- автобус остановился, и открылись двери*
-когда водитель махнул рукой
16. Какой машине разрешен проезд на красный сигнал светофора?
- скорая помощь*
- такси
- папина и мамина
17. Какие виды пешеходных переходов вы знаете?
- подземный, наземный*
- водный, подводный
- воздушный, железнодорожный
18. Как надо вести пассажиру в общественном транспорте?
- бегать по салону
- отвлекать водителя разговорами
- сидеть спокойно и держаться за поручни*
Характеристика уровня знаний, умений и навыков по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице и дорогах у детей дошкольного возраста
Подготовительная к школе группа
20-25 правильных ответов - высокий уровень.
Проявляет интерес к образовательной деятельности, активен на занятиях. Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности, навыки по правилам безопасного поведения на дороге сформированы.
10-19 правильных ответов – средний уровень.
Проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимает активное участие в занятиях, навыки сформированы. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.
5-9 правильных ответов – допустимый уровень.
Между низким и средним: ребёнок проявляет избирательный интерес к образовательной деятельности по ПДД, навыки не сформированы, на занятиях пассивен. Представления об окружающем есть, но они не сформированы как понятия. Нет прочных знаний по ПДД.
0-4 правильных ответов – низкий уровень.
Не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД, навыки по ПДД – не сформированы, отказ от выполнения заданий. Представления об окружающем не сформированы.
Примечание:
* правильный ответ
1.Часть улицы, по которой движутся автотранспортные средства, а также тротуар, обочина, разделительные полосы – это:
-Проезжая часть
-Тротуар
-Дорога*
2.Часть дороги, предназначенная для движения пешехода :
-Перекрёсток
-Тротуар*
-Улица
3.Часть города или населённого пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами, домами и учреждениями, школами и детскими садами – это:
-Улица*
-Тротуар
-Дорога
4.Часть дороги, предназначенная для движения транспорта – это :
-Проезжая часть*
-Пешеходный переход
-Тротуар
5.Участок проезжей части, обозначенный зеброй - это:
-Перекрёсток
-Тротуар
-Пешеходный переход*
6.Место пересечения двух дорог - это :
-Проезжая часть
-Тротуар
-Перекрёсток*
7.Какие бывают пешеходные переходы?
-Наземные, надземные, подземные*
-Водные, надводные, подводные
-Воздушные, железнодорожные, гужевые
8.Можно ли играть вблизи проезжей части?
-Нет, это опасно*
-Да, если нет автомобилей
-Иногда, если больше нет места для игры
9.Участниками дорожного движения являются :
-Дорожные рабочие, регулировщик, пешеходы
-Водители и пешеходы
-Пешеходы, водители, пассажиры*
10.Какой сигнал у светофора расположен сверху?
-Зелёный
-Красный*
-Жёлтый
11.Как правильно называется светофор для пешеходов?
-Светофор с человечками
-Пешеходный*
-Двуглазый
12.При переходе дороги с родителями :
-Я всегда держу взрослых за руку*
-Иду рядом и наблюдаю за транспортом
-Иду впереди родителей
13.Какой стороны при ходьбе по тротуару надо придерживаться?
-Левой
-Правой*
-Идти посередине
14.Для чего предназначен тротуар?
-Для передвижения транспортных средств и пешеходов
-Для пешеходов*
-Для транспортных средств
15.Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку?
-Во дворе, в специально отведённом месте, на детской площадке*
-На тротуаре
-На проезжей части
16.При перевозке детей в автомобиле, ребёнок должен:
-Находится в специальном детском удерживающем устройстве*
-Сидеть у водителя на руках
-Сидеть на переднем пассажирском сиденье
17.С какого возраста разрешается управлять велосипедом, двигаясь по дороге?
-С 7 лет
-С 14 лет*
-С 10 лет
18.Велосипедистам разрешается:
-Двигаться по дороге, если рядом есть велосипедная дорожка
-Двигаться по крайней правой полосе или обочине, если рядом нет велосипедной дорожки*
-Ездить не держась за руль хотя бы одной рукой
19.Предупреждающие знаки имеют:
-Разную форму и разный цвет
-Треугольную форму, белый фон и красную окантовку*
-Квадратную форму, синий фон
20.Знаки приоритета имеют:
-Круглую форму, зелёный фон
-Квадратную форму, синий фон
-Разную форму и разный цвет*
21.Запрещающие знаки имеют:
-Разную форму и разный цвет
-Круглую форму, красную окантовку*
-Квадратную форму, синий фон
22.Предписывающие знаки имеют:
-Прямоугольную форму, синий фон
-Круглую форму, с зелёной каймой
-Круглую форму, синий фон*
23.Знаки сервиса имеют:
-Прямоугольную форму, синий цвет и чёрные изображения на белом фоне*
-Треугольную форму, белый фон и красную окантовку
-Квадратную форму, синий фон
24.Где пешеход должен ожидать маршрутное транспортное средство и такси?
-Там, где водителю хорошо видно ожидающих пассажиров
-Только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине*
-С краю проезжей части
25.Что должен сделать пешеход при приближении машины с включенным проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом?
-Продолжать переходить дорогу
-Остановиться и пропустить транспортное средство*
-Остановить транспортное средство и узнать, что случилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обученние детей правилам дорожного движения в условиях детского сада
Материал для выступления на семинаре....
Методическая рекомендация по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада
Методическая рекомендация помощь для воспитателей при организации системы работы в детском саду по подготовки правилом дорожного движения. Здесь даётся формы работы, педагогическая диагностика, инстру...
Консультация для родителей. Рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения.
Консультация для родителей. Рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения....
"Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада"
laquo;Консультация для педагогов по методике проведения занятий и мероприятий с воспитанниками ПДД»Сегодня я хочу познакомить вас, с Методическими рекомендациями по проведению занятий и ме...
«Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада»
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек...
Выступление на Педагогическом совете "Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада"
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек...
«Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада»
Консультация для педагогов....