Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасного поведения «Пространство безопасности»
проект по обж (подготовительная группа)
Проект
по ознакомлению старших дошкольников
с основами безопасного поведения
«Пространство безопасности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_obzh_1.docx | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ибресинский детский сад « Солнышко»
Ибресинского района Чувашской Республики
Проект
по ознакомлению старших дошкольников
с основами безопасного поведения
«Пространство безопасности»
Подготовила: Уразаева Вера Владимировна,
воспитатель первой квалификационной категории
2021 г.
Пояснительная записка
Самое главное – здоровье и жизнь ребёнка.
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Одной из приоритетных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М. В. Ломоносова, В. А. Левицкого, И. М. Сеченова, А. А. Скочинского, Вернадского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли разработки зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.
Тема проекта: «Пространство безопасности»
Актуальность проекта
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.
Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения. Об актуальности данной темы можно говорить много, и все будет главное. Как сберечь здоровье ребенка? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Как?
Все мы – педагоги, родители, воспитатели – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»
В детском саду работа по обучению дошкольников безопасному поведению носит системный и разноплановый характер.
Мы считаем, что, во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, и, в-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность. При этом, важно научить ребенка объяснить, как он вел себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Основная задача педагога – систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение занятий, бесед, дидактических игр, КВН, викторин и различных вечеров досуга, театрализованной деятельности. Проблема безопасности жизни детей очень важна, так как именно она вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан – маленьких детей.
Тип проекта: социально – личностный, познавательно-творческий, общественно – полезный долгосрочный.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 - май 2021 год
Цель проекта:
Воспитание у ребёнка культуры безопасного поведения в различных ситуациях.
Дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Задачи:
Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту;
Научить соблюдать определенные правила поведения дома;
Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и ответственности;
Расширить и углубить представления детей о путях охраны своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях;
Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения.
Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проектной деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Уголок здоровья;
- Уголок « Безопасности»;
- Спортивный уголок в группе;
- Дидактические игры, настольно-печатные игры;
- Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр «Аптека», «Больница», «Шофёр», «Семья».
- Центр литературы: книги о здоровье, произведения К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Г.К. Андерсена, и других писателей.
- Плакаты, иллюстрации по ОБЖ.
Участники проекта:Дети; педагоги (воспитатели); родители; социум.
Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения.
Сознательности: не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей обстановке;
Посильной трудности: соответствие материала возрасту детей;
Систематичности: организация занятий с учётом планируемой программы ДОУ;
Уважение личности ребёнка признание на ошибку: каждый ребёнок индивидуален.
Содержание работы.
В проекте представлена система работы по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью. Проект создан с учётом целей и задач образовательного процесса в ДОУ.В процессе реализации проекта предполагается работа с детьми, родителями, педагогами и социумом. Успешному развитию навыков ОБЖ у дошкольников способствует специальная работа, организованная в группе детей старшего дошкольного возраста. Весь учебно-практический материал разделен на 5 блоков: ребенок и другие люди, знакомство с правилами противопожарной безопасности, ребенок и природа, ребенок дома, ребенок на улице.
Организация деятельности участников проекта:
Этап – подготовительный.
Сроки реализации – с 01.09.20 по 1.10.2021г.
Содержание работы – теоретическое исследование проблемы, постановка целей и задач, изучение и анализ полученного материала.
этап – основной.
Сроки реализации – с 1.10.20 по 30.04.2021г.
Содержание работы – организация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Этап – итоговый.
Сроки реализации – с 01.05.21 по 31. 05.21г.
Содержание работы – сбор и обработка методических и практических материалов. Анализ полученных данных. Соотнесение поставленных целей и задач с прогнозируемыми результатами проекта.
Ожидаемый результат:
Воспитанники должны знать определенные правила поведения дома;Должны уметь вести себя адекватно в опасных ситуациях дома и на улице: при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями.
Должны иметь представления о путях охраны своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях.
План реализации проекта в старшей группе №5
Блок 1 «Ребенок и другие люди» (октябрь-ноябрь 2020г.)
Организационное собрание (знакомство с проектом)
Чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».
Беседа «Внешность человека может быть обманчива»
Беседа «Люди знакомые и незнакомые»
Игровое упражнение «Что делать, если ты потерялся»
«Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице»
Беседа «Насильственные действия незнакомых взрослых на улице»
Игровое упражнение «Ребёнок и его старшие приятели»
Моделирование ситуации «Тебя зовут на соседнюю улицу…», «Тебя угостил незнакомец»
Драматизация отрывка из сказки: « Сказка о глупом мышонке»
Игра для закрепления понятий «Свой, чужой, знакомый».
Работа с родителями
Консультация «Ребенок и другие люди»
Информационный стенд «Как научить ребёнка простым правилам»
Сообщение «Возьми, малыш, конфетку»
Папка – передвижка «Научите детей общению с незнакомыми людьми», «Как вести себя в случае нападения»
Блок 2 «Знакомство с правилами противопожарной безопасности» (ноябрь-декабрь 2020г.)
Произведение: «Кошкин дом» С.Маршак
Чтение С.Я.Маршак «Пожар»
Чтение рассказов Б. Житкова «Дым» и «Пожар»
Беседа «Пожарная безопасность дома (в квартире)»
Беседа с детьми «Эта спичка – невеличка»
Игровая ситуация: «Спички, детям не игрушка»
Ситуативный разговор «Телефон 01»
Беседа: «Вредный огонь-полезный огонь»
Конкурс рисунков «Когда огонь помогает»
Дидактическая игра «Опасные предметы – источники пожара»
Работа с родителями
Сообщение: «Учим детей противопожарной безопасности»
Информация на стенд «Какой Новый год обходится без петард?»
Памятка для родителей "Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности"
Блок 3 «Ребенок и природа» (январь-февраль 2021г.)
Беседа (безопасность) «Пожар в лесу»
Занятие: «Делаем книгу „Приключения мышонка Пика”».
Д/игра «Природа и человек».
Моделирование ситуации «Встреча с чужой собакой»
Беседа (безопасность) «Правила поведения в парке»
Игровая ситуация «Какие дары природы знаешь, те в корзинку собираешь»
Беседа (безопасность) «Что мы должны знать о буре и урагане»
Конкурс рисунков «Правила поведения на воде»
Сюжетно – ролевая игра «Мы – спасатели»
Д/игра «Природа и человек».
Работа с родителями
Сообщение: «Учим детей безопасности в природе»
Консультация «Безопасное поведение на водоёмах»
Памятка «Как избежать беды?»
Блок 4 «Ребенок дома» (февраль-март 2021г.)
Чтение рассказа из цикла: «Советы тётушки Совы. Когда ты дома один»
Произведение: «Старуха, дверь закрой» С.Маршак
С\р игра «Если чужой приходит в дом»
Тренинг «Постучали (позвонили) в дверь»
Беседа «Безопасность в группе»
Игровое упражнение «Опасности вокруг нас: дома и в детском саду»
Беседа «Если позвонили в дверь».
Игровой тренинг «Незнакомец позвонил в дверь»
Д/и «Раз, два, три, что может быть опасного найди».
Игровая ситуация «Сюрприз домовёнка Непослухи»
Конкурс рисунков «Опасные предметы и места в доме»
Работа с родителями
Памятка: «Если чужой приходит в дом»
Сообщение «Как воспитать безопасное поведение у дошкольников»
Родителям на заметку: «Осторожно: дети!»
Буклет : «Безопасность ребёнка дома»
Блок 5 «Ребенок на улице» (март-апрель 2021г.)
Работа с альбомом: «Виды транспорта и спецмашины».
Прогулка: «Знакомство с улицей»
Беседа на тему: «Дорожные знаки»
Ситуативный разговор «Катание на велосипедах (самокате, роликах) в черте города».
Д/игра «Найди дорожный знак».
С\р игра «Автобус»
Беседа «Я - пешеход»
Тренинг «Ребенок на улице города»
Беседа (ПДД) «Я по улице иду»
Игровое упражнение «Игры во дворе»
С/р игра «Шоферы»
Разучивание стихотворения: «Светофор – наш друг»
Беседа на тему «Безопасность на участке»
Конкурс рисунков «Что такое перекресток?»
Д/ и (ПДД) «Вопросы и ответы»
Ситуативный разговор «Обсуждение опасных ситуаций на улице
Д/и «Дорожные знаки»
Д\и «Внимание, дорога»
Обсуждение опасных ситуаций на улице
Беседа (ПДД) «Посмотри налево, посмотри направо!»
Конструирование «Наша улица»
Развлечение: «Красный, жёлтый, зелёный»
Работа с родителями
Родителям на заметку: «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге»
Консультация: «Перед тем как выйти на улицу»
Памятка «Что могу сделать я?»
Буклет: «Воспитываем грамотного пешехода»
Литература:
1. Белая, К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников..- М., 2020г.
2. Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»- М., 2020 г.
3. Голицына, Н. С. ОБЖ для младших дошкольников. - М., 2010 г.
4. Коломеец, Н. В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3–7 лет.- Волгоград, 2011 г.
5. Чермашенцева, О. В. Основы безопасного поведения дошкольников.- Волгоград, 2008 г.
КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА: ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1 Научите вашего ребенка, что он имеет право сказать «Нет» любому взрослому, если почувствует исходящую от него опасность.
2 Научите своего ребенка громко кричать: «Это не моя мама!» (или «Это не мой папа!»), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника.
3 Научите вашего ребенка сообщать вам, куда он идет, когда собирается вернуться и звонить по телефону, если неожиданно планы поменяются.
4 Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада или школы. Если за ним придет кто-то другой, предупредите об этом заранее воспитателя или школьного учителя.
5 Придумайте пароль для вашего ребенка и научите его никогда не садиться в машину к незнакомому человеку и никуда не уходить с ним, если он не знает пароль.
6 Убедите вашего ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющий ребенок.
7 Научите вашего ребенка пользоваться телефоном-автоматом (включая международный). Номера домашнего телефона и телефонов служб помощи он должен знать наизусть.
8 Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год, а имеющееся у вас описание внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или будет похищен.
9 Будьте такими родителями, которым ребенок сможет рассказать обо всем, что с ним случится. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда будете любить его и никогда не перестанете искать, если он потеряется или будет похищен.
ОБЩЕНИЕ С НЕЗНАКОМЦАМИ: ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
Если ребенок самостоятельно ходит один по улице, играет во дворе, необходимо обучить его нескольким правилам безопасного общения с незнакомцами!
1 Немедленно отойти от края тротуара, если рядом притормозит машина или если она медленно едет следом. Что бы ни говорил водитель, нужно держаться от машины подальше.
2 Уйти от незнакомца, который подозрительно смотри или хочет приблизиться. Нужно быть готовым позвать на помощь.
3 Не садиться в машину к незнакомому человеку, если он приглашает покататься.
4 Никуда не ходить с незнакомым взрослым (если он обещает подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе).
5 Если незнакомый взрослый хватает за руку, берет за руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение, надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!».
6 Уметь сказать «НЕТ» старшим ребятам, которые хотят втянуть в опасную ситуацию (например, зовут пойти посмотреть, что происходит на стройке; разжечь костер; забраться на чердак дома и вылезти на крышу; спуститься в подвал; поиграть в лифте; «поэкспериментировать» с лекарствами и пахучими веществами; залезть на дерево; забраться в чужой сад или огород; пойти в лес или на железнодорожную станцию).
7 Не входить в подъезд одному, без родителей и или знакомых взрослых. Не открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос и он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПОЖАРА: ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
Если огонь небольшой и горит не электроприбор, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или залив водой.
Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану или попроси об этом взрослых.
Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу позвони по телефону и сообщи пожарным точный адрес (улица, номер дома, номер квартиры, где и что горит) После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих криком «Пожар!»
Если нет телефона и не можешь выйти из квартиры, сразу зови на помощь из окна. Если сможешь, налей ведро воды, закрой дверь в комнату, в которой ты находишься.
При пожаре дым гораздо опаснее огня. Продвигаться к выходу нужно ползком — внизу дыма меньше.
При пожаре никогда не садись в лифт он может отключиться. Спускаться можно только по лестнице.
Ожидая пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Закрой рот и нос влажной тканью. Если есть вода - лей на пол. Тебя обязательно спасу
Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с дорожными знаками и правилами безопасного поведения на дороге
Картотека дидактических игрна развитие представлений у детей старшего дошкольного возраста о дорожных знаках, их назначении и правилах безопасного поведения на дороге....
Тематическая неделя " Мир безопасного поведения"( Пожарная безопасность)
Данный материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений....
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и рисованию на тему «Безопасное поведение детей на дорогах» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и рисованиюна тему «Безопасное поведение детей на дорогах»для детей старшего до...
Проект "Школа безопасности. Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни....
Самообразование по теме: Школа безопасности. Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Одним из главных критериев уровня жизни человека является безопасность, а для маленького и неопытного ребёнка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее...
Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасного поведения "Собственная безопасность"
Воспитание безопасного поведения, способность предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, искать пути решения в экстремальных ситуациях....
"Практическое ознакомление детей раннего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения"
Во время индивидуальных бесед, на родительских собраниях с родителями мы предоставляем им конкретные рекомендации относительно того, как лучше заниматься безопасностью жизнедеятельности их детей. ...