Проект по формированию у детей основ безопасности. "Азбука безопасности"
проект по обж (подготовительная группа)

Ковалёва Анжелика Николаевна

Проект краткосрочный: с 05.08.24. – 23.08.24г.

Вид проекта: Познавательно- исследовательский ,информационно-указательный, практико-ориентированный.

Проект реализовывался с детьми  дошкольного возраста 4-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 124

                     

                           Проект

             

Тема: «Азбука безопасности»

для детей дошкольного возраста в группе №6

                                                           

 

                                                                             

                                                                               Воспитатель: Ковалёва А.Н.

                     

                                                     

                                 

                                      г.Калининград 2024г.

Проект краткосрочный: с 05.08.24. – 23.08.24г.

Вид проекта: Познавательно- исследовательский ,информационно-указательный, практико-ориентированный.

Проект реализовывался с детьми  дошкольного возраста 4-7 лет.

Актуальность.

  • Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями, взаимодействии дошкольного учреждения с общественными организациями. Тем самым обеспечивается снижение социальной дезадаптации подрастающего поколения предупреждение и снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формирование культуры поведения дошкольников. Нравственное воспитание, как основополагающий фактор становления личности дошкольника, позволит ребенку осознать как свою уникальность, так и ценность любой жизни на Земле, что влечет за собой стремление сохранить свою жизнь и окружающий мир.

Методическая база проекта.

- «Формирование культуры безопасного поведения у детей 4-7 лет. Н.В.Коломеец.

-  «Я и мир». Мосалова Л.Л.

- «Этические беседы с детьми 4-7 лет». В.И.Петрова; Т.Д.Стульник.

- «Правила дорожного движения дошкольников». Черепанова С.Н.

- «ОБЖ для дошкольников». Н.С. Голицина.

- «Занятия по развитию речи в средней группе». В.В.Гербова.

-  «Развитие речи». О.С.Ушакова;Е.М.Струнина.

- «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З.И.Михайлова.

- «Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста». Л.Н.Коротовских.

- «Изобразительная деятельность в детском саду». И.А.Лыкова.

- «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями». В.А.Дрязгунова.

- «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников». Е.А.Савельева

- «Прогулки в детском саду» - методическое пособие. И.В.Кравченко; Т.Л.Долгова.

- «Русские народные подвижные игры». М.Ф.Литвинова.

- Интернет ресурсы.

Цель проекта:

1.  Создавать условия для воспитания культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде.

2. Необходимо содействовать овладению каждым ребенком навыками безопасного поведения в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности.

3. Психологически подготовить ребенка к появлению в его жизни данной ситуации, что поможет ему в нужный момент сконцентрироваться и принять правильное решение.

Задачи.

1. Создать благоприятные условия для формирования у дошкольников следующих компетенций:

*способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей;

*способствовать формированию навыков разумного поведения, научить адекватно вести себя в разных ситуациях;

* формирование у дошкольников  знаний об общепринятых норм поведения;

* формировать у детей среднего возраста позиции уважения к себе и чувства самозащиты, бережного отношения к своей жизни, здоровью и потребности в безопасном и здоровом образе жизни;

* уточнить и закрепить знания детей о внешнем строении человеческого тела, значении и важности органов чувств. Учить и понимать  себя через познание своих чувств;

* вызвать у детей эмоциональный отклик на ситуацию, развитие  умения видеть нравственную сторону того или иного события, поступка.

* спланировать и провести с детьми занятия , образовательные, ситуативно-проблемные, игровые ситуации по шести направлениям:

- пожарная безопасность;

- безопасность на воде;

- безопасность на улице;

- безопасность дома;

- безопасность в лесу;

- коммуникативная безопасность.

Участники проекта:

- Дети  группы;

- воспитатель;

- музыкальный работник;

- инструктор по физической культуре;

- родители.

Направления работы.

Взаимодействие с детьми

цель: Формы работы: специально организованные занятия, образовательные ситуации, экскурсии, наблюдения, игры, экспериментальная,

поисково-познавательная деятельности, развлечение.

Взаимодействие с педагогами

цель :повышение педагогической компетентности в данном направлении, поиск путей реализации задач через разные виды деятельности.

Формы работы: посещение воспитателем занятия у педагога-наставника, организация развивающей среды, консультации, практикумы.

Взаимодействие с родителями

цель: приобщение к совместной деятельности с детьми и сотрудничеству с педагогами.

Формы работы: консультации, практикумы, демонстрация занятий с детьми, семейная творческая деятельность.

                                                                                   

Методы проекта

- Наглядные

- Практические

-Исследовательские.

- Словесные

 

 Этапы проекта

 Распределение деятельности по проекту «Азбука безопасности»

           1    Этап

1)Выявление проблемы. Вхождение в игровую, образовательную ситуацию.

Развивать у детей познавательный интерес к навыкам самосохранения, овладение способами поведения, позволяющие избежать неблагоприятных последствий. Умение оказать помощь другим людям в преодолении чрезвычайной ситуации. Выявление у детей базовых знаний.

 

2 Этап Практическая деятельность

Планирование и организация деятельности. Создание методического развивающего материала практической деятельности

3 Этап

Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Организация занятий  и образовательных ситуаций, сюжетно-ролевых, дидактических игр, музыкально- спортивных развлечений, экспериментальной деятельности.

4 Этап

Подготовка к презентации продуктов деятельности

Деятельность детей

1) Вживаются в сюжетно- игровую, образовательную, развивающую ситуацию.

2) Осознают и личностно воспринимают проблему (ознакомление и расширение кругозора знаний о ПДД, на улице, воде, при пожаре, дома, в природе, при взаимодействии между собой, как вести себя с незнакомыми людьми и реагировать на чрезвычайно сложившиеся ситуации , личной гигиены, здоровом образе жизни.                   3) Принимают задачи проекта.

Наблюдения, экскурсии, познавательно-исследователь-

ская  деятельность, разучивание, пословиц,

потешек , чтение рассказов, русских сказок, разыгрывание образовательных, ситуативно-проблемных ситуаций, С.Р.игр.

 

Формирование, закрепление полученных знаний, навыков, умений у детей. Совершенство-

вать навыки конструирования из цветных, счетных палочек и геометрических фигур на тему: «Улица».

Представление знаний на музыкальном развлечении

« В гости к Айболиту»

Деятельность педагога

1) Проект осуществляется на основе следующих принципов:

* Системности (ежедневные наблюдение, работа.

* Интеграция (взаимодей-

ствие занятий, образователь-

ных ситуаций с другими видами деятельности.

*Координации деятельности педагога ( деятельность должна избегать повторов и последовательно излагать материал).

* Преемственности (взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

*Доступности( материал, предоставлен-

ный детям должен соответсвовать их возрастным особенностям.

*Развивающего воспитания( участие ребенка в  коллективной деятельности.

Разработка с музыкальным работником развлечения «В гости к Айболиту», физ. инструктором

совместного плана движения к цели: «Развитие двигательной активности, укрепление здоровья через игровые, ситуативные действия».

Создание развивающей среды (разработка дидактических игр:

1. «Собери картинку».

Цели: обучать детей складывать части изображения  в целое.

2. «Что лишнее?»

Цели: умение детей сравнивать транспорт (водный, воздушный, наземный, идущий по рельсам)

3. Разыгрывание игровой ситуации «Мы- пешеходы».

4. Тематический день: «Спички – огонь это опасно».

5. «Уголок безопасности».

6. «Настольно-печатные игры, пособие, познавательная литература, иллюстрированный материал

Использование коллективных детских работ в оформлении групповых комнат.

 Анализ результатов деятельности педагогов в рамках проекта.

Взаимодействие с родителями

1) Наглядная информация для родителей по всем основным аспектам жизнидеятельности детей на темы:

* «Безопасное поведение детей на дороге».

* «Мы – пешеходы».

* «Если незнакомый звонит в дверь?».

* «Общение с животными».

* «Безопасность на улице, дома, в лесу, культура поведения в общественных местах.

Цели: Довести до родителей, познакомить с соответствую-

щей информацией.

Анкетирование с родителями на тему: «Попадал ли ваш ребенок в чрезвычайные ситуации?».

Выполнение творческих домашних заданий:  «Создание семейного колладжа на тему: Береги здоровье с молоду!»

Выставка детей и родителей поделок из подручного и природного материала на тему:

« Здоровье это…» (витамины: овощи, фрукты).

Завершающий этап

Дети учатся ориентироваться на территории детского сада и во дворе своего дома, знакомятся с названиями общественно-бытовых зданий в ближайшем окружении. У них развивается наблюдательность и любознательность, они продолжают знакомиться с правилами дорожного движения, поведения на улице. Дети знают, называют электрические приборы и знакомятся с правилами обращения с ними. У детей формируется аспект опасности контактов с незнакомыми людьми. Диагностика показывает. Что большинство детей видят опасными людей  с неопрятной внешностью или неопрятных одетых. При помощи анализа сказок ( «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка»…), педагог подведет детей к тому, что внешность зачастую обманчива. Нужно быть осторожным с незнакомыми людьми. \Дети учатся быть аккуратными, замечать на теле и  одежде маленькие неприятности и устранять их. Знакомятся со здоровым образом жизни.

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 124

Проект

По образовательной области «Познавательное  развитие»

Тема: Сенсорное развитие «В мире цвета»

с детьми  младшего возраста группы №6

                                                           

                                                                                 Воспитатель: Ковалёва А.Н.

                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                           

                                       

                                               г.  Калининград 2024г.

Сроки реализации проекта – с 14.08.24 г. – 22.08.24 г

Вид: проект - краткосрочный

Цель проекта:

усвоение детьми сенсорных эталонов цвета; формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие аналитического восприятия цвета; создание оптимальных условий, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого и интеллектуального развития детей.

Задачи проекта: 

Образовательные:
1.закрепление у детей знания основных цветов, умения различать их;

 2.научить построению цветовых сочетаний по образцу;

 3.научить составлению рядов из аналогичных по цвету предметов;

 4.находить предметы заданного цвета в окружающем мире;

 5.учить детей различать теплые и холодные цвета;

 6.упражнять в умении рассказывать о цвете;

 7.упражнять в сопоставлении предметов и их изображений по цвету;

 8.закреплять знания о цвете в памяти;

 9.обучать действиям с цветом по словесной инструкции;

 10.создать условия для эмоциональной насыщенности детского творчества       привлечь         детей к созданию коллективной  композиции;

Развивающие задачи:

1. Развивать умение позитивно оценивать творческую работу сверстников;

2.Развивать творческие способности;

3. Развивать познавательный интерес.

4.развивать пространственное воображение с опорой на представление о цвете;

5.развивать речь и словарный запас детей;

6.тренировать в нахождении лишнего предмета по цвету в сериационных и      классификационных рядах;

     Воспитательные задачи:

 воспитывать аккуратность, дружелюбное отношение друг к другу.

Здоровьесберегающие задачи:

1.Познакомить детей с элементарными приемами релаксации, что оказывает позитивное влияние на самочувствие и самоощущение,

2.Профилактика утомляемости, закреплять знания личной гигиены.

                                          Актуальность. 

Детство – пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребёнок учится открывать для себя. Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно к 5 годам ребенку становиться доступно все многообразие цветовых тонов спектра. Он начинает устанавливать связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомить ребенка с цветом необходимо начинать как можно раньше, ведь это поможет ему получить и усвоить больше информации об окружающем мире, развивать память, внимание и художественный вкус, а значит, развиваться в целом.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с цветом, формирование у них сенсорных эталонов цвета, и с другой – недостаточный уровень знаний и умений детей привели к выбору темы проекта.

Объект проекта: цвета радуги.

Предмет проекта: качества цвета.

4.Словарная работа: активизировать у ребёнка словарный запас речи

5.Материалы: иллюстративный, раздаточный, салфетки, акварель,  стаканчики для воды, кисти, белый картон, микроскоп, плакаты «, дидактическое пособие, раздаточный материал по целям и задачам проекта.

6. Методы и приемы работы:

Наглядные методы: объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации, работа по таблицам);

Репродуктивные (работа по образцам);

Частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

исследовательские (исследование свойств бумаги, наблюдение за смешиванием красок, демонстрация (рассматривание).

Практические методы: упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.

Игровые методы: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде.

Словесные методы: рассказ воспитателя, беседа: по содержанию этические и познавательные, по дидактическим целям:  вводные и обобщающие.

Проблема проекта

Ученые педагоги и психологи считают, что у детей необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета, а также подчеркивать важность проведения специальных наблюдений, игр и т. д. По мнению Е. А. Флериной, к 3-4 годам у детей возникает потребность знать, называть и различать 5-6 различных цветов. Основное внимание дети обращают на передачу формы и строения предмета, а передачу цвета производят лишь в отдельных случаях, когда цвет интенсивен, ярок, пробуждает эмоции, привлекает внимание детей.

Без обучения могут быть усвоены только часто встречающиеся цвета: красный, зелёный, жёлтый, синий. Названия цветов – серый, голубой, розовый – устанавливаются позднее и обычно после особого к ним внимания. Вследствие небольшого опыта особую трудность для детей представляет то, что не все предметы и их цвета соответствуют представлениям о них детей.

Методы:

1.Наглядный

2. Наблюдение

3. Словесный

4. Жест: воспитатель обводит руками форму предмета, потом рисует его контур.

Интеграция с другими образовательными областями:

Развитие речи, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие

Участники проекта: Воспитатели, родители и дети средней группы №2.

                                                              

Ожидаемые результаты проекта:

Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета) обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.

В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовили детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь.

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.

Планирование работы над проектом:

1-й этап: подготовительный – сбор информации, материала.

2-й этап: организационный – разработка плана проведения  игровой, познавательно-исследовательской,информационно-творческий деятельности.

3-й этап: формирующий – проведение мероприятий согласно плану с детьми и родителями.

4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов). Перспективы.

Достигнутые результаты:

        Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей и родителей.  раскрыть богатство и разнообразие цветов в живописи; любознательности, стремление изучить многообразие цветового решения.

У детей сформировано представление о цветах, существующих в природе, продолжали упражняться работать с красками, научились получать дополнительные цвета и оттенки путем смешивания двух цветов; имеют способности в умении сравнивать, анализировать, делать выводы…

План реализации проекта

№пп

Задача

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1.

1-й Этап подготовительный

- проведение первичной диагностики по выявлению уровня знаний по теме на начало реализации проекта;
- консультации со специалистами ДОУ;
- составление плана работы над проектом;
- сбор методического материала необходимого для реализации цели проекта;
- разработка конспектов непосредственно – образовательной деятельности;
- организация в группе развивающей среды по теме проекта;
- изготовление пособий

1.Упражнение «Погружение в цвет».

2.Задание «Выбери карточку с цветом»

3.Упражнение «От улыбки станет всем теплей»

4.П.и. «Светофор»

5.Оснащение игротеки «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

6. Конструирование на сказку «Теремок» из объёмных фигур.

7. Д.и. «Найди пару»

8. Д.и. «Собери бусы по цвету»

9. Д.и. «Цветная геометрия

10. Ознакомление детей со значением цвета.

11. Загадывание загадок о цветах.

I неделя июля

Воспитатель

2.

2-йЭтап организационный  

1.Разработка плана проведения  игровой, познавательно-исследовательский, информационно-творческий деятельности.

 

 

 

1.Конспект НОД по цветотерапии «Красный цвет» в средней группе.

Цель: расширять представления детей о красном цвете.

2. Тема: «Всё про ЗЕЛЁНЫЙ цвет».

Цели:

- Приобщение детей к изобразительному искусству.

- Способствовать развитию познавательных навыков, созданию благоприятной атмосферы для раскрытия и самореализации ребенка…

 Конспект занятия в средней группе «В гостях в «Жёлтой стране»».

Цель: расширение представления детей о желтом цвете

3. Тема: «Всё про ОРАНЖЕВЫЙ цвет».

Цели:

- Приобщение детей к изобразительному искусству.

- Способствовать развитию познавательных навыков, созданию благоприятной атмосферы для раскрытия и самореализации ребенка…

4.Конспект НОД по цветотерапии «Коричневый цвет» в средней группе.

Цель: закрепление представлений детей о коричневом цвете.

5. Тема: «Всё про СИНИЙ цвет».

Цели:

- Приобщение детей к изобразительному искусству.

- Способствовать развитию познавательных навыков, созданию благоприятной атмосферы для раскрытия и самореализации ребенка…

6. ГОЛУБОЙ ЦВЕТ

Цели

1.Расширение представления детей о голубом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать слова для его описания.

2.Формирование способности ясно и четко излагать свои мыс ли, строить полные предложения.

7. Тема: «Всё про ФИОЛЕТОВЫЙ цвет».

Цели:

- Приобщение детей к изобразительному искусству.

- Способствовать развитию познавательных навыков, созданию благоприятной атмосферы для раскрытия и самореализации ребенка…

8.Конспект НОД по цветотерапии «Розовый цвет» в средней группе.

Цель: расширять представления детей о розовом цвете.

9. Упражнять детей в построении словосочетаний с заданным словесным материалом; формировать умение отвечать на вопросы; учить определять звук в слове

10. Тема: «Всё про ЧЁРНЫЙ цвет».

Цели:

- Приобщение детей к изобразительному искусству.

- Способствовать развитию познавательных навыков, созданию благоприятной атмосферы для раскрытия и самореализации ребенка

IVн. Июля

I-IV августа

Воспитатель 

 

 

 

3.

3-йЭтап: формирующий проведение мероприятий согласно плану с детьми и родителями.

 

Практические занятия по Х-Э развитию на закрепление цвета.

Рисование «»Яблоко»

Рисование «Лягушка

Рисование «Подсолнух»

Рисование «Лисица»

Рисование «Медвежонок»

Рисование «Кит»

Рисование «Рыбка»

Рисование «Баклажан

Рисование «Поросёнок»

Рисование «Ромашка»

Цель: закрепить цвет, продолжать обучать навыкам рисовать, пользоваться непроливайкой, кисточкой, видеть оттенки, формирование постоянного и непостоянного цвета в окружающей среде.  

I-IV н. августа

Воспитатель

4.

 4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов).

Выставка работ. Поощрение, благодарность участникам проекта.

IV н. августа

Воспитатель

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 124

   

Проект

тема: «В каждой книге свой секрет,

прочитай её, и на все найдешь ответ»                                                 c детьми  группы №6

                                                           

                                                                  Воспитатель: Ковалёва А.Н.

                                                                                         

                                               Калининград 2024г.

Проект краткосрочный: с 01.08.24. – 14.08.24г.

Вид проекта: Познавательно – творческий.

Актуальность.

В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу, детям нужно научиться понимать окружающий мир не через компьютер, планшет или средства массовой информации, а благодаря книгам, так как именно они учат прекрасному и важному, что необходимо в жизни. Педагоги и родители должны помочь им в этом.

Однако в ходе бесед с детьми о книгах выяснилось, что всего третьей части детей в группе родители читают художественную литературу. Притом, в основном это делается на ночь, а значит, в этом случае, не может быть полноценного обсуждения содержания произведения, поступков героев, рассматривания иллюстраций с описанием увиденного. Это сказывается на отношении детей к книгам.

 Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

 Возникла проблема: низкая востребованность к книгам у подрастающего поколения, как основного источника знаний для развития и воспитания.

Обоснование проблемы: недостаточное внимание взрослых к книге.

Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви к книге через свое отношение, поведение и действия. В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге.

Методическая обеспечение  проекта.

-  «Я и мир». Мосалова Л.Л.

- «Этические беседы с детьми 4-7 лет»  В.И.Петрова; Т.Д.Стульник.

- «ОБЖ для дошкольников»  Н.С. Голицина.

- «Занятия по развитию речи в подготовительной группе»  В.В.Гербова.

-  «Развитие речи». О.С.Ушакова;Е.М.Струнина.

- «Ознакомление детей с художественной литературой» О.С.Ушакова

- «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.И.Михайлова.

- «Изобразительная деятельность в детском саду»  И.А.Лыкова.

- «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В.А.Дрязгунова.

- «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» Е.А.Савельева

- «Прогулки в детском саду» - методическое пособие  И.В.Кравченко; Т.Л.Долгова.

- «Русские народные подвижные игры»  М.Ф.Литвинова.

- Интернет ресурсы.

Цель проекта:

1. Воспитание интереса и ценностного отношения у детей дошкольного возраста и их родителей к книге и художественной литературе.

*умение понимать содержание литературного произведения, раскрывать имеющий скрытый смысл, применять нравственное значение в социальном окружении.

2. Воспитывать интерес к писателям и поэтам, умение рассказывать  их краткую автобиографию.

3. Ознакомление и приобщение детей к зарубежным литературным произведениям.

Задачи.

- Формировать основы книжной культуры через ознакомление детей с художественной литературой.

-учить детей внимательно слушать литературное произведение;

-формировать навыки анализа художественного произведения с точки зрения его жанра;

-развивать умение делать обобщающие выводы, высказывать свое мнение;

-развивать кругозор, способствовать обогащению словарного запаса, развитию устной речи;

-воспитывать бережное отношение к животным, доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения;

-выявить отношение детей к таким нравственным категориям, как сострадание, добро, зло.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители, работники  детской библиотеки Имени С.Михалкова, воспитатели.

Направления работы.

Взаимодействие с детьми

цель: 

1.Рассмотреть разные виды книг для детей: книжка-раскладушка, книжка-малышка,  книжка-игрушка  и др. При этом обратить  внимание на яркое оформление обложки  и страниц книг, а также на их фактуру, толщину и прочность переплёта. Организовать выставку разнообразных книг.

2. Организовать экскурсию в школьную библиотеку. Вспомнить, кто там работает, чем занимается библиотекарь, кто приходит в библиотеку и для чего она нужна; правила обращения с книгой.

3. Познакомить с  народными и авторскими сказками, загадками и пословицами о книге. Чтение рассказов и стихов детских русских и зарубежных писателей и поэтов. Продолжать знакомить  с новым литературным жанром – басней.

4. В дидактических играх учить узнавать сказочных персонажей, героев рассказов, придумывать другое развитие сюжета или другую концовку произведения.

5. Организация выставки  рисунков «Мои любимые сказки».

Взаимодействие с педагогами

цель: повышение педагогической компетентности в данном направлении, поиск путей реализации задач через разные виды деятельности.

Формы работы: посещение воспитателем занятия у педагога-наставника, организация развивающей среды, консультации, практикумы.

Взаимодействие с родителями

цель: приобщение к совместной деятельности с детьми и сотрудничеству с педагогами.

Формы работы: консультации, практикумы, демонстрация занятий с детьми, семейная творческая деятельность.

1. Анкетирование родителей на тему «Место книги в вашей семье»

2.  Оформление книжек – самоделок (сотворчество детей и родителей) «Моя любимая книжка»

                                                                                   

Методы проекта

- Наглядные

- Практические

-Исследовательские.

- Словесные

В начале проекта было проведено анкетирование родителей на тему: «Место книги в вашей семье», в котором приняли участие 21человек:

Исходя из ответов родителей, что несколько противоречит ответам детей, можно сказать, что проблема детского чтения всё-таки волнует родителей, но читают они своим детям, в основном, когда те попросят (всего четверо родителей – ежедневно). Для чтения выбирают сказки. Мало читают детские энциклопедии, рассказы о животных, на нравственные темы. О прочитанных произведениях беседуют не всегда, домашняя библиотека у половины семей отсутствует. Детскую библиотеку Имени С.Михалкова  с ребёнком посещают всего 5 семей. Однако радует, что большинство родителей считает, что компьютер не может в целом заменить книгу.

Этапы проекта

 Распределение деятельности по проекту «В каждой книге свой секрет, прочитай её, и на все найдешь ответ»

           1    Этап

1.Выявление проблемы. Вхождение в игровую, образователь-ную ситуацию.

Развивать у детей познавательный интерес к автобиографии писателей и поэтов. 2.Выявление у детей базовых знаний:

1. Название любимых литературных произведений

2. Умение называть  жанр произведения

3. Понимание целостного содержания произведения

4. Умение кратко пересказывать литературное произведение; называть главных персонажей, действующих лиц

5. Выявление скрытой формы, морали  от автора произведения

6. Умение анализировать, выдвигать гипотезы, нравственное отношение между действующими лицами произведения.

2 Этап Практическая деятельность

1.Планирование и организация деятельности. 2.Создание методического развивающего материала практической деятельности

3 Этап

1.Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Организация занятий  и образователь-ных ситуаций, сюжетно-ролевых, дидактических игр, музыкальных развлечений

4 Этап

Подготовка к презентации продуктов деятельности

Деятельность детей

1. Вживаются в сюжетно- игровую, образователь-ную, развивающую ситуацию.

2. Осознают и личностно воспринимают проблему (ознакомление и расширение кругозора о писателях и поэтов мира

3. Принимают задачи проекта.

1.Наблюдения экскурсия в библиотеку Имени С.Михалкова; ознакомле-ние с русскими классиками,

разучивание, пословиц,

потешек , чтение рассказов, русских сказок. 2.Разыгрыва-ние образователь-ных, ситуативно-проблемных ситуаций, С.Р.игр.

 

1.Формирова-ние, закрепление полученных знаний, навыков, умений у детей называть писателей, рассказывать краткую биографию авторов любимых произведений 2.Изготовле-ние атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

 

1.Продуктив-ная деятельность: *«Говорящие книжки» (создание иллюстраций к любимой книге, литератур-ному произведе-нию);

*изобразите-льная деятельность Лепка по мотивам «Мои любимые герои»

2. Заучивание и рассказы-вание  потешек, стихов, любимых сказок.

Деятельность педагога

1. Проект осуществляется на основе следующих принципов:

* Системности (ежедневные наблюдение, работа.

* Интеграция (взаимодей-

ствие занятий, образователь-

ных ситуаций с другими видами деятельности.

*Координации деятельности педагога (деятельность должна избегать повторов и последовательно излагать материал).

* Преемствен-ности (взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

*Доступности

( материал, предоставлен-

ный детям должен соответсвовать их возрастным особенностям).

*Развивающего воспитания

( участие ребенка в  коллективной деятельности.

1.Правила посещения библиотеки

*Беседа «Правила общения с книгой».

2.Беседа «Из чего состоит книга, кто рисует картинки в книжках»

3.Расширение кругозора, подбор демонастраци-онного материала о русских писателях и поэтах, дидактических игр, разработка бесед по данной теме.

4.Чтение и обсуждение литературных произведений разных  жанров о природе, человеческих взаимоотноше-ниях; народах, их традициях, обычаях, культуре других народов.

1.Создание развивающей среды  и дидактических игр.

*Создание уголка и атрибутов к сюжетно-ролевым играм  «Библиотека», «Магазин книги»; *Организация и выставка портретов русских и зарубежных классиков.

*Д.и.«Назови произведение»;

*«Угадай сказочного персонажа»;

*«Какая птица живёт в сказке»;

*«Назови художника – иллюстратора»

* Настольный театр

*Пальчиковый театр

Презентации:

1.«История возникновения книги»

2.«В гостях у сказки»

«Художники – иллюстраторы детских книг»

3.«Возьмите в руки книгу»

1.Организация выставки «Разнообраз-ный мир книг»

2.Разработка и проведение литературной викторины «В гостях у сказки». 3.Подбор картин разных художников-иллюстраторов по прочитанным произведениям

4.Анализ результатов деятельности педагогов в рамках проекта.

5.Подбор стихов о книге. Создания сборника стихов о книге.

Взаимодействие с родителями

1.  Проведение анкетирования с родителями на тему:   «Место книги в вашей семье»

Цели: выявление отношения, заинтересованности к книге в семье.

1.Выполнение творческих домашних заданий:  «Создание семейного колладжа на тему: Оформление книжек –самоделок «Моя любимая книжка»

2.Разработка буклетов «Почему детям необходимо читать»

Выставка детей и родителей – «Моя любимая книга»

Мероприятие с родителями «Творческая гостиная» - «Книга-твой лучший друг»

Завершающий этап

1. Рассмотрели разные виды книг для детей: книжка-раскладушка, книжка-малышка,  книжка-игрушка, книжка-панорамка и др. При этом обращалось внимание на яркое оформление обложки  и страниц книг, а также на их фактуру, толщину и прочность переплёта. Организовали выставку разнообразных книг.

2. Выяснили у детей, читают ли им родители книги и в какое время суток.

50% детей ответили, что им родители не читают;

30% - читают на ночь;

20% - читают в вечернее время или днём в выходные дни.

3. Вспомнили детских писателей и поэтов, рассмотрели их портреты.

4. Организовали экскурсию в школьную библиотеку. Вспомнили, кто там работает, чем занимается библиотекарь, кто приходит в библиотеку и для чего она нужна; правила обращения с книгой.

5. Принятие решения: осуществления проекта «Книга – твой лучший друг».

6.Было прочитано много народных и авторских сказок, загадок и пословиц о книге, рассказов и стихов детских писателей и поэтов. Продолжаем знакомить с новыми произведениями  литературнoго жанра – басня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения».

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА Участники проекта:дети старшего дошкольного возраста,родители воспитанников,воспитатели группы «Почемучки»,старший воспитатель,руководитель изостудии,музыкальный руковод...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...

Педагогический проект на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения»

Педагогический проект на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения»...

Проект по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасной жизнедеятельности «Берегись бед, пока их нет»

Проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста навыки безопасной жизнедеятельности, научить детей беречь себя в быту, в природе, формирование элементарных представлений о безопасно...

Краткосрочный проект по формированию у детей основ здорового образа жизни. Тема: «Чтобы было, чтобы было, если мы не мыли руки?».

Проект ориентирован на формирование навыка осознанного отношения к соблюдению  правил личной гигиены,  закрепление  привычки  в  правильной  и в нужной последовательности...