"Азбука безопасности"
проект по обж (средняя группа)
Проект по ОБЖ "Азбука безопасности" для проведения с родителями и детьми средней группы направлен на формирование основ безопасного поведения детей в быту, природе, общении, дорожной и пожарной безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_bezopasnosti.docx | 911.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по безопасности
В средней группе
«Азбука безопасности»
Пояснительная записка
Актуальность.
Изменения, происходящие в обществе, обуславливают необходимость поиска механизма формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Дошкольный возраст важен и благоприятен для освоения детьми опыта безопасного поведения, необходимых знаний, навыков, компетенций, становления качеств, характеризующих личность безопасного типа.
Значительную роль в формировании у детей культуры безопасности играет семейное воспитание. Но, как правило, родители не занимаются этим систематически, начинают говорить с ребёнком о безопасности, когда уже возник опасный момент, что-то случилось, или может случиться. В связи с этим актуальной является задача определения содержания, поиска эффективных форм и методов работы по формированию основ культуры безопасности.
Тип проекта: педагогический
Вид проекта: Познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети средней группы «Почемучки», родители, воспитатели.
Срок реализации проекта: среднесрочный (с 15.10.2024 г – по 15.12.2024 года)
Интеграция образовательных областей: Познавательно – речевое, социально – коммуникативное, художественно- эстетическое, физическое развитие.
Цель проекта:
- знакомство дошкольников с правилами поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях быта.
Задачи:
Образовательные:
- Знакомить с опасными для жизни и здоровья предметами быта;
- Знакомить с правилами безопасного поведения дома;
- Знакомить с практическими действиями при возникновении разных опасных бытовых случаев;
- Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения ребенка дома.
Развивающие:
- Развивать навыки безопасного поведения у детей дома, через практическую деятельность;
- Развивать внимательность и осторожность при нахождении дома;
- Развивать самостоятельность и ответственность.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство осторожности, самосохранения и взаимопомощи;
- Воспитывать навыки разумного поведения при опасных обстоятельствах, случившихся дома, научить адекватно вести себя в различных ситуациях.
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Ожидаемые результаты:
- сформированы предпосылки осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям в быту, на улице, природе.
- развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, транспорте, на природе, на улице.
- сплочение детского коллектива;
Обеспечение проекта:
- Информационные: презентации, научная и художественная литература по теме проекта, картотеки, наглядные и дидактические пособия ресурсы сети интернет.
- Материально – технические: ноутбук.
Продукт проектной деятельности:
- Совместное творчество, игры, рекомендации для родителей.
- Выставка детских рисунков «Наша улица»
- Макет «Улица моего города»
Презентация проекта: Фото отчет проекта.
- Этапы реализации проекта:
- этап – подготовительный
- Формирование проблемы
- Обсуждение цели, задачи проекта с детьми и родителями.
- Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу по теме проекта.
- Обогатить развивающую среду в группе в центре безопасности необходимым материалом и инвентарем для проведения игр.
- подбор иллюстраций, картин, фотографий, презентаций, аудиозаписей и других материалов по темам занятий;
- подбор произведений детской литературы по тематике проекта;
- подготовка материалов для изобразительной деятельности.
- этап – основной (практический)
- создание развивающей среды, отвечающей требованиям проекта;
- проведение образовательной деятельности познавательного цикла по ознакомлению с окружающим;
- организация, совместной с родителями, поисково-творческой деятельности в рамках проекта;
- организация творческой деятельности детей: игры, рисование, аппликация, музыкальная деятельность и т.д.
3 этап - заключительный
- анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
- оформление выставки поделок
- презентация проекта.
Содержание работы в процессе реализации проекта
Познавательное развитие:
1. Беседа: «Правила дорожного движения достойны уважения»
Цель: выяснить, что дети знают о том, где и как следует переходить улицу; уточнить их представления о правилах уличного движения, убедить в необходимости соблюдать их.
2. Беседа: «В мире опасных предметов»
Цели: продолжать ознакомление детей с электричеством, электроприборами; закреплять правила осторожного обращения с электричеством, предостерегать от несчастных случаев
3. Беседа «Осторожно сосульки!».
Цель: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для здоровья человека, учить беречься от сосулек, уметь предвидеть опасность.
4. Рассматривание иллюстраций «Правила маленького пешехода»
Цель: закрепить знания о правилах пешехода, познакомить с новыми правилами.
5. Проблемная ситуация: «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?».
Цель: уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, учить слышать и отвечать на вопрос воспитателя.
6. Беседа «Внешность человека может быть обманчива»
Цель: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.
7. Проблемная ситуация: «Осторожно, огонь!».
Цель: закрепить знания о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено, продолжать учить поведению в экстремальных ситуациях.
Речевое развитие
1. Практическое занятие «Не откроем волку дверь»
Цель: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.
2.Моделирование ситуации «Один дома».
Цель: прививать чувство собственной безопасности находясь дома.
3. Чтение стихотворения В. Алексеева «Три друга – пешехода в любое время года».
Цель: закреплять умение отвечать на вопросы в ходе обсуждения произведения. («Основы безопасности поведения дошкольников», О.В. Чермашенцева).
4. Загадки «Об опасных предметах в доме», «Бытовые приборы», «Дорога», «Пожарные загадки».
Цели: уточнение и закрепление у детей представлений об опасных предметах в доме, бытовых предметах, о помощниках на дороге, о пожароопасных предметах ; развивать логическое мышление, внимание, память.
5. Поучительная сказка «Как у наших у ворот очень важный знак живёт».
Цели: закреплять правила дорожного движения; учить применять свои знания на практике; пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста.
6. Чтение сказки Т. Александровой «Трехцветик», чтение стихотворения С. Михалкова «Шагая осторожно»
Задачи: познакомить детей с произведениями различных авторов, с помощью художественного слова показать ответственность за правильное поведение людей на дороге; учить выделять из текста главный смысл, воспитывать чувство безопасности.
7. Чтение художественной литературы «Пир мышей».
Цель: учить на примере литературных героев понимать, что бытовые приборы могут быть опасны и без взрослых ими пользоваться нельзя
8. Ситуация «Что делать если…».
Цель: закрепить умение вызвать пожарную машину по телефону (предложить детям набрать номер телефона пожарной части, сообщить о пожаре, назвать свой адрес)
9. Стихи о безопасности для детей - автор Ирина Гурина.
10. Рассказывание произведения Н. Сладкова «Белкин мухомор»
Задачи: предложить рассмотреть муляжи грибов, формировать представления о съедобных и ядовитых грибах; формировать осознанное отношение к выполнению правил безопасного для себя и природы поведения. Обогащать словарный запас.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Сюжетно-ролевые игры
«Пешеходы»
Информационная часть. Рассказать детям: об обязанностях пешеходов; о том, где разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах; о том, что запрещается пешеходам; о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и др.)
Атрибуты: Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; накидки, обозначающие различные виды транспорта; иллюстрации по дорожным знакам
Создание проблемной ситуации: Дети отправились на экскурсию по городу
Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.
Что случится, если не будет дорожных знаков
Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков
«Службы спасения»
Информационная часть. Рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях и их причинах: движение и переход дороги в неустановленных местах; погодные условия; неожиданный выход пешеходов на проезжую часть; переход на запрещающий знак светофора; игры в неустановленных местах. Познакомить, со специальным транспортом и его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета, специальные звуковые сигналы)
Атрибуты: набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; накидки, обозначающие различные виды обычного и специального транспорта; иллюстрации специального транспорта.
Создание проблемной ситуации: На вызов едет пожарная машина
Задача детей: организовать движение других транспортных
«Мы — пожарные»
Задачи: закрепление знаний и умений о труде пожарных, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру; развитие интереса к игре; формирование положительных взаимоотношений между детьми; воспитание у детей уважения к труду пожарных, к людям разных профессий и желание оказывать помощь другим.
2. Игровой тренинг «Эвакуация при пожаре».
Цель: закрепить знания эвакуации при пожаре. Учить внимательно слушать указания педагога и исполнять их.
3.Хозяйственно – бытовой труд: уборка в гараже
Цели: учить трудиться в коллективе, воспитывать чувство ответственности за общее дело, формировать бережное отношение к игрушкам (машинам).
4. Дидактические игры
«Знакомый, свой, чужой»
Цель: Развивать у детей способность различать людей по определённым признакам. Воспитывать быстроту реакции на словесный сигнал.
«Чем пожар я потушу»
Цель: пояснить, что для тушения пожара подходят не все предметы и способы. Учить называть детей называть средства пожаротушения: огнетушитель, песок, вода и т.д.
5. Обучающий комплекс мультфильмов «Уроки осторожности» с тетушкой Совой и домовенком Непослухой.
Эта развлекательно-обучающая программа с мультфильмами в простой и доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и быстро расскажет и покажет детям об основах безопасности жизни и поможет избежать многих опасных ситуаций!
Художественно – эстетическое развитие
1. Рисование «Огонь-добрый, огонь-злой»
2.Раскрашивание раскрасок по теме: пожарная безопасность, ПДД, опасные – неопасные предметы, и т.д.
3.Аппликация «Светофор»
4.Пение и слушание песен
- «Уроки о дороге» - подборка песен по Правилам дорожного движения.
- «Отважный пожарный»
5. Прослушивание аудио энциклопедии Дяди Кузи и Чевостика «Как себя вести»
Веселый и увлекательный спектакль расскажет маленьким слушателям о том, как воспитанно и правильно вести себя в разных местах и ситуациях.
Физическое развитие
1. Подвижная игра: «Цветные автомобили» (бег в разных направлениях)
Цель: познакомить с новой игрой, закрепить умение различать цвета и действовать по сигналу воспитателя.
2. Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Затуши пожар», «Кто быстрее подаст сигнал», «Построй укрытие». Спортивные игры «Стоп», «Юные спасатели», «Светофор». Игровые упражнения «Потуши огонь», «Незнакомец», «Попади в цель».
Цель: совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать внимание, память; научиться усидчивости, терпению.
3. Психогимнастика: «Водители и пешеходы».
Этапы реализации проекта:
№ п/п | Мероприятия | Задачи | Ответственные | Сроки реализации проекта | |||||
I этап – подготовительный | |||||||||
1 | - Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода - Составление плана работы над проектом. - Подбор наглядного иллюстративного материала для детей по теме проекта. | - Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования - Создать условия для реализации проекта | Воспитатели | 1-3 неделя | |||||
Работа с родителями | |||||||||
1 | Создание памяток для родителей: - «Безопасность ребёнка в быту» - «Что ребёнок должен знать о правилах пожарной безопасности» - «Бытовые предметы – запретить – научить?» - «Родитель – главный учитель!» (ПДД) - «Что почитать с детьми о безопасности?» - «Ребёнок и общество» | повысить образовательный уровень взрослых в вопросах безопасности и обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить детей, прежде всего в семье. | Воспитатели | 1-3 неделя | |||||
2 | Провести анкетирование родителей: - «Безопасное поведение дошкольника на дороге» - «Ваш ребёнок знает правила безопасности в быту?» - «Правила пожарной безопасности» | Выявление компетенций родителей | Воспитатели | 1-3 неделя | |||||
II этап - основной | |||||||||
1 | Консультации для родителей: - «Ребёнок и природа: позитивные правила» - «Риски попадания ребёнка 4-5 лет в опасные ситуации» - «Правила поведения в общественных местах» | - познакомить с принципами совместного с детьми формулирования позитивных правил безопасного для себя и природы поведения в осенний период. - актуализировать и дополнить представления родителей о потенциально опасных ситуациях, о возрастных особенностях детей 4-5 лет и их связи с риском попадания в опасные ситуации. - Познакомить родителей с основными методами формулировки коротких и понятных правил поведения в общественных местах. | Воспитатели Воспитатели Воспитатели | Октябрь Ноябрь Декабрь | |||||
2 | Рекомендации родителям: | ||||||||
- Провести наблюдение «Знает ли ваш ребёнок правила поведения в супермаркете?» - «Мультфильмы как средство обогащения коммуникативного опыта детей» - Провести наблюдение «Пешеходы» - Семейная прогулка: дедуктивное наблюдение «Разные светофоры» - Провести наблюдение: «Знает ли мой ребёнок правила безопасности?» | - выяснить, какие правила ребёнок соблюдает, какие – нет, в ходе беседы с ребёнком определить, почему те или иные правила не выполняются (не понимает, не считает нужным выполнять, не контролирует своё поведение) - предложить совместными усилиями собрать подборку мультфильмов о дружбе, взаимовыручке для детей 4-5 лет. - предложить родителям организовать наблюдение в ходе прогулки, познакомить с элементарными правилами передвижения по улицам города. - предложить родителям организовать наблюдение за работой светофора, помочь детям понять, какова его роль в обеспечении безопасности на дороге. - предложить родителям организовать наблюдение за действиями ребёнка, определить, какие правила безопасного поведения вблизи огня он соблюдает, выявить причины несоблюдения правил | Родители Родители Родители Родители Родители | Октябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь Декабрь | ||||||
3 | Совместная работа с детьми | ||||||||
Тема | Поведение в природе - Настольные игры Словарная игра «Съедобное – несъедобное» - Беседа: «Съедобные – несъедобные грибы» - Дидактическая игра: «Источники опасности в лесу» - Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» - Беседа: «Машенька заблудилась» Проблемная ситуация: «Осторожно: животные!» | - Познакомить детей с элементарными правилами поведения в лесу, в природе, учить находить выход из сложных ситуаций - научить детей разделять предметы на съедобные и несъедобные, расширить представление об окружающих предметах и закрепить их названия. - Формировать представление о съедобных и несъедобных грибах. - формировать у детей представления об опасности в лесу, способах предотвращения опасных ситуаций. Познакомить со сказкой, обсудить ситуацию, в которую попала Маша. - познакомить детей с правилами безопасного поведения в природе. - обсудить с какими животными мы можем столкнуться в природе, как правильно себя вести, чтобы не причинить вреда себе и природе. | Воспитатели | 1 неделя | |||||
Тема | «Безопасность на дороге» - Рассматривание иллюстраций «На улице города». - Дидактические игры и упражнения: «Собери картинку», «Можно – нельзя» Конструирование: «Наша улица» - Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Автобус» - Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль» «Цветные автомобили - Чтение: С. Михалков «Светофор», М. Дружинина «Наш друг светофор» | - продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, ПДД, рассказать о светофоре - развивать наблюдательность, учить устанавливать взаимосвязи в ситуациях. - развивать внимательности, усидчивости, формирование понятий «опасно» «не опасно» - формировать у детей представление о посёлке, в котором они живут, дать представление о ближайшем окружении детского сада, названия улиц, общественных зданий; - расширять кругозор, инициативу. Расширение и систематизирование знаний детей о культурных объектах города. Создавать радостное настроение; воспитывать культуру поведения в общественных местах. - учить детей спрыгивать с возвышения на носки полусогнутые ноги, бегать, не наталкиваясь друг на друга. Развивать быстроту движений, умение действовать по сигналу. - закрепить умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, не наталкиваться друг на друга, развить внимание, закрепить знание сигналов светофора и вызвать желание изучать правила дорожного движения - дать детям представление о работе светофора, учить понимать световые сигналы. Формировать элементарные знания о правилах безопасного поведения на дороге. | Воспитатели | 2-3 неделя | |||||
Тема | Опасные предметы - Беседа: «Колючие опасности», «Правила безопасности при работе с ножницами» -Беседа: «Осторожно – электроприборы!» - Опытно-исследовательская деятельность: «Что можно делать с опасными предметами?» - Дидактические игры: «Можно – нельзя», «Отбери опасные предметы» | - познакомить детей с опасными предметами и правилами обращения с ними - рассматривание предметов: ножницы, иголки, кнопки, и т.д., - объяснить детям в чём заключается опасность электробытовых приборов. - объяснить опасность таких предметов, что нельзя их брать без надзора взрослых. - учить детей сосредотачивать внимание на опасных предметах, встречающихся в жизни, давать представление о том, что они могут нанести вред организму | Воспитатели | 4 неделя | |||||
Тема | Не играй с огнем! - Познавательное занятие «Огонь добрый, огонь злой» - Беседа «Спички детям не игрушка» - Рассматривание и обсуждение сюжетных картин «Советы капитана Спичкина» - Викторина «Осторожно, огонь!» - Отгадывание загадок: «Бытовые приборы», «Пожарные загадки» | - Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Дать детям элементарные знания о необходимости безопасного обращения с огнём. - закрепить знания детей об огне, как добром, так и злом, продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования. - дать детям начальные знания по пожарной безопасности. - создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта. - закрепить знания о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено, продолжать учить поведению в экстремальных ситуациях. - учить детей не просто отгадывать загадку, но и доказать, что отгадка правильна. | Воспитатели | 5 – 6 неделя | |||||
Тема | Один дома. Незнакомцы. - Беседа: «Звонят! Откройте дверь!» - Чтение: русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» (и др. по выбору воспитателя) - Познавательная беседа: «Чужая машина» - Беседы: «Не разговаривай с незнакомцами!», «Опасность непослушания» | - Дать знания о том, как вести себя, если в дверь позвонил незнакомый человек. - показать на примере сказок опасные ситуации, в которые попадали герои по неосторожности. - дать детям знания о том, что нельзя садиться в чужую машину и вступать в разговор с водителем, даже, если это женщина — ласковая и приветливая. - дать детям знания о том, что нельзя вступать в разговоры с незнакомцами, идти с ними; и, что бы они не предлагали, отвечать: «нет» и сразу уходить туда, где много людей, при необходимости кричать и звать на помощь. | Воспитатели | 7 неделя | |||||
Тема | Самокат и велосипед на улице - Беседа «Я катаюсь на самокате (велосипеде)» - Рассматривание иллюстраций с проблемным содержанием (дети в опасных ситуациях на дороге) - Фингерборд: игры с пальчиковыми велосипедами, скейтбордами - П/и: «Островок безопасности» - П/и: «Стоп!» - П/и: «Будь внимательным!» | - Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть на улице при катании детей на велосипеде (самокате, роликовых коньках, научить детей правилам поведения в таких ситуациях) - обсуждение проблемной ситуации - развитие мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения. - развивать у детей внимательность и умение действовать по сигналу. - формировать умения правильно следовать сигналам светофора, развивать внимательность, выдержку. - закреплять умение действовать по сигналу, знание правил дорожного движения. | Воспитатели | 8 неделя | |||||
III этап - заключительный | |||||||||
-Совместное творчество, игры, рекомендации для родителей. - Выставка детских рисунков «Наша улица» - Макет «Улица моего города» Презентация проекта |
Используемая литература:
- Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015. - 144с.
- Как вести себя в опасных ситуациях/И.Е. Чеснова; худож. М. Кудрявцева. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 63(1)с.: илл. – (Каждый ребёнок желает знать)
- Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023. – 160с.
- Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Методические материалы к ФОП ДО (парциальная программа). – 2-е изд., испр. И доп. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2024. – 160с.
- Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в средней группе: методическое пособие. – СПб.: ООО «ИДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023. – 208
- Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. - М. :
ТЦ Сфера, 2017 .- 64 с. - (Вместе с детьми)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по безопасности дорожного движения в старшей группе "Азбука безопасности"
Материал позволяет в музыкально-игровой форме обучить детей правилам дорожного движения....
Конспект образовательной ситуации по безопасности деятельности детей с использованием игровой технологии в образовательном процессе «Азбука безопасности»
Цель: формирование у детей знаний о правилах дорожного движения.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с различными дорожными знаками;- закрепить представление детей о назначении светофора, ...
Сценарий беседы с применением ИКТ для детей среднего и старшего дошкольного возраста по тематической неделе «Безопасности» «Азбука безопасности».
Данный материал можно использовать для детей среднего и старшего дошкольного возраста при проведении тематической неделе "Безопасности"....
Спортивно - познавательный праздник по основам безопасности и жизнедеятельности из цикла «Азбука безопасности для подготовительной группы «Спички - не тронь, в спичках – огонь»
Занятие по пдд в подготовительной группе проводилось для обеспечения безопасного, здорового образа жизни, чтобы научить детей правилам безопасного пребывания дома, ...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект развлечения в старшей группе по безопасности "Азбука безопасности"
Задачи: Продолжать учить находить решение в проблемных ситуациях; закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Закреплять знания о правилах дорожного движения; развивать физические качеств...
Конспект ООД по безопасности (личная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста «Азбука безопасности»
Конспект ООД по безопасности (личная безопасность)для детей старшего дошкольного возраста«Азбука безопасности»...