"Азбука безопасности"
проект по обж (средняя группа)

Шамшурина  Наталья Владимировна

Проект по ОБЖ "Азбука безопасности" для проведения с родителями и детьми  средней группы направлен на формирование основ безопасного поведения детей в быту, природе, общении, дорожной и пожарной безопасности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_bezopasnosti.docx911.58 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по безопасности

В средней группе

«Азбука безопасности»

Пояснительная записка

Актуальность.

          Изменения, происходящие в обществе, обуславливают необходимость поиска механизма формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Дошкольный возраст важен и благоприятен для освоения детьми опыта безопасного поведения, необходимых знаний, навыков, компетенций, становления качеств, характеризующих личность безопасного типа.

          Значительную роль в формировании у детей культуры безопасности играет семейное воспитание. Но, как правило, родители не занимаются этим систематически, начинают говорить с ребёнком о безопасности, когда уже возник опасный момент, что-то случилось, или может случиться. В связи с этим актуальной является задача определения содержания, поиска эффективных форм и методов работы по формированию основ культуры безопасности.

Тип проекта: педагогический

Вид проекта: Познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети средней группы «Почемучки», родители, воспитатели.

Срок реализации проекта: среднесрочный (с 15.10.2024 г – по 15.12.2024 года)

Интеграция образовательных областей: Познавательно – речевое, социально – коммуникативное, художественно- эстетическое, физическое развитие.

Цель проекта:

- знакомство дошкольников с правилами поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях быта. 

Задачи:

Образовательные:

- Знакомить с опасными для жизни и здоровья предметами быта;

- Знакомить с правилами безопасного поведения дома;

- Знакомить с практическими действиями при возникновении разных опасных бытовых случаев;

         - Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения ребенка дома.

Развивающие:

- Развивать навыки безопасного поведения у детей дома, через практическую деятельность;

- Развивать внимательность и осторожность при нахождении дома;

- Развивать самостоятельность и ответственность.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство осторожности, самосохранения и взаимопомощи;

- Воспитывать навыки разумного поведения при опасных обстоятельствах, случившихся дома, научить адекватно вести себя в различных ситуациях.

- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

  Ожидаемые результаты:

-  сформированы предпосылки осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям в быту, на улице, природе.

- развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, транспорте, на природе, на улице.

- сплочение детского коллектива;

Обеспечение проекта:

- Информационные: презентации, научная и художественная литература по теме проекта, картотеки, наглядные и дидактические пособия ресурсы сети интернет.

- Материально – технические: ноутбук.

Продукт проектной деятельности:

- Совместное творчество, игры, рекомендации для родителей.

- Выставка детских рисунков «Наша улица»

- Макет «Улица моего города»        

Презентация проекта:  Фото отчет  проекта.

  1. Этапы реализации проекта:
  1. этап – подготовительный
  • Формирование проблемы
  • Обсуждение цели, задачи проекта с детьми и родителями.
  • Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу по теме проекта.    
  • Обогатить развивающую среду в группе в центре  безопасности необходимым материалом и инвентарем для проведения игр.
  • подбор иллюстраций, картин, фотографий, презентаций, аудиозаписей и других материалов по   темам занятий;
  • подбор произведений детской литературы по тематике проекта;
  • подготовка материалов для изобразительной деятельности.

  1. этап – основной (практический)
  • создание развивающей среды, отвечающей требованиям проекта;
  • проведение образовательной деятельности познавательного цикла по ознакомлению с окружающим;
  • организация, совместной с родителями, поисково-творческой деятельности в рамках проекта;
  • организация творческой деятельности детей: игры, рисование, аппликация, музыкальная деятельность и т.д.

3 этап - заключительный

  • анализ  полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
  • оформление выставки  поделок
  • презентация проекта.

                                              Содержание работы в процессе реализации проекта

Познавательное  развитие:

            1. Беседа: «Правила дорожного движения достойны уважения»

Цель: выяснить, что дети знают о том, где и как следует переходить улицу; уточнить их представления о правилах уличного движения, убедить в необходимости соблюдать их.

2. Беседа: «В мире опасных предметов»

Цели: продолжать ознакомление детей с электричеством, электроприборами; закреплять правила осторожного обращения с электричеством, предостерегать от несчастных случаев

3. Беседа «Осторожно сосульки!».

Цель: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для здоровья человека, учить беречься от сосулек, уметь предвидеть опасность.
           4.  Рассматривание иллюстраций «Правила маленького пешехода»
            Цель: закрепить знания о правилах пешехода, познакомить с новыми правилами.

5. Проблемная ситуация:  «Знаете ли вы правила пожарной  безопасности?».

Цель: уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, учить слышать и отвечать на вопрос воспитателя.

6. Беседа «Внешность человека может быть обманчива»

Цель: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

7. Проблемная ситуация:  «Осторожно, огонь!».
Цель: закрепить знания о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено, продолжать учить поведению в экстремальных ситуациях.

Речевое развитие

1. Практическое занятие «Не откроем волку дверь»

Цель: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.
          2.Моделирование ситуации «Один дома».
          Цель: прививать чувство собственной безопасности находясь дома.
          3. Чтение стихотворения В. Алексеева «Три друга – пешехода в любое время года».
          Цель: закреплять умение отвечать на вопросы в ходе обсуждения произведения. («Основы безопасности поведения дошкольников», О.В. Чермашенцева).

4. Загадки «Об опасных предметах в доме», «Бытовые приборы», «Дорога», «Пожарные загадки».

Цели: уточнение и закрепление у детей представлений об опасных предметах в доме, бытовых предметах, о помощниках на дороге, о пожароопасных предметах ; развивать логическое мышление, внимание, память.

5. Поучительная сказка «Как у наших у ворот очень важный знак живёт».

Цели: закреплять правила дорожного движения; учить применять свои знания на практике; пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста.

6. Чтение  сказки Т. Александровой «Трехцветик», чтение стихотворения С. Михалкова «Шагая осторожно»

Задачи: познакомить детей с произведениями различных авторов, с помощью художественного слова показать ответственность за правильное поведение людей на дороге; учить выделять из текста главный смысл, воспитывать чувство безопасности.

7. Чтение художественной литературы «Пир мышей».
           Цель: учить на примере литературных героев понимать, что бытовые приборы могут быть опасны и без взрослых ими пользоваться нельзя

8. Ситуация «Что делать если…».

Цель:  закрепить умение вызвать пожарную машину по телефону (предложить детям набрать номер телефона пожарной части, сообщить о пожаре, назвать свой адрес)

9. Стихи о безопасности для детей - автор Ирина Гурина.

      10. Рассказывание произведения Н. Сладкова «Белкин мухомор»

      Задачи: предложить рассмотреть муляжи грибов, формировать представления о съедобных и ядовитых грибах; формировать осознанное отношение к выполнению правил безопасного для себя и природы поведения. Обогащать словарный запас.

Социально-коммуникативное развитие:

1. Сюжетно-ролевые игры 

«Пешеходы»

Информационная часть.  Рассказать детям: об обязанностях пешеходов; о том, где разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах; о том, что запрещается пешеходам; о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и др.)

Атрибуты: Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек;  накидки, обозначающие различные виды транспорта; иллюстрации по дорожным знакам

Создание проблемной ситуации: Дети отправились на экскурсию по городу

Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.

Что случится, если не будет дорожных знаков

Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков

«Службы спасения»

Информационная часть. Рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях и их причинах: движение и переход дороги в неустановленных местах; погодные условия; неожиданный выход пешеходов на проезжую часть; переход на запрещающий знак светофора; игры в неустановленных местах. Познакомить, со специальным транспортом и его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета, специальные звуковые сигналы)

Атрибуты: набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; накидки, обозначающие различные виды обычного и специального транспорта; иллюстрации специального транспорта.

Создание проблемной ситуации: На вызов едет пожарная машина

Задача детей: организовать движение других транспортных

«Мы — пожарные»

Задачи: закрепление знаний и умений о труде пожарных, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру; развитие интереса к игре; формирование положительных взаимоотношений между детьми; воспитание у детей уважения к труду пожарных, к людям разных профессий и желание оказывать помощь другим.

2. Игровой тренинг «Эвакуация при пожаре».
          Цель: закрепить знания эвакуации при пожаре. Учить внимательно слушать указания педагога и исполнять их.

3.Хозяйственно – бытовой труд: уборка в гараже

Цели: учить трудиться в коллективе, воспитывать чувство ответственности за общее дело,  формировать бережное отношение  к игрушкам (машинам).

4. Дидактические игры

«Знакомый, свой, чужой»

Цель: Развивать у детей способность различать людей по определённым признакам. Воспитывать быстроту реакции на словесный сигнал.
             «Чем пожар я потушу»
             Цель: пояснить, что для тушения пожара подходят не все предметы и способы. Учить называть детей называть средства пожаротушения: огнетушитель, песок, вода и т.д.

5. Обучающий комплекс мультфильмов «Уроки осторожности» с тетушкой Совой и домовенком Непослухой.

Эта развлекательно-обучающая программа с мультфильмами в простой и доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и быстро расскажет и покажет детям об  основах безопасности жизни и поможет избежать многих опасных ситуаций!

Художественно – эстетическое развитие

       1. Рисование «Огонь-добрый, огонь-злой»

2.Раскрашивание  раскрасок по теме: пожарная безопасность, ПДД, опасные – неопасные предметы, и т.д.

3.Аппликация «Светофор»

4.Пение и слушание песен

- «Уроки о дороге» - подборка песен по Правилам дорожного движения.

- «Отважный пожарный»

5. Прослушивание аудио энциклопедии Дяди Кузи и Чевостика «Как себя вести»

Веселый и увлекательный спектакль расскажет маленьким слушателям о том, как воспитанно и правильно вести себя в разных местах и ситуациях.

Физическое развитие

1. Подвижная игра: «Цветные автомобили» (бег в разных направлениях)

Цель: познакомить с новой игрой, закрепить умение различать цвета и действовать по сигналу воспитателя.

2. Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Затуши пожар», «Кто быстрее подаст сигнал», «Построй укрытие». Спортивные игры «Стоп», «Юные спасатели», «Светофор». Игровые упражнения «Потуши огонь», «Незнакомец», «Попади в цель».

Цель: совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать внимание, память; научиться усидчивости, терпению.

3. Психогимнастика: «Водители и пешеходы».

Этапы реализации проекта:

№ п/п

Мероприятия

Задачи

Ответственные

Сроки реализации проекта

I этап – подготовительный

1

- Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода

- Составление плана работы  над проектом.

- Подбор наглядного иллюстративного материала для детей по теме проекта.

- Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования

- Создать условия для реализации проекта

Воспитатели

1-3 неделя

Работа с родителями

1

Создание памяток для родителей:

- «Безопасность ребёнка в быту»

- «Что ребёнок должен знать о правилах пожарной безопасности»

 - «Бытовые предметы – запретить – научить?»

- «Родитель – главный учитель!» (ПДД)

- «Что почитать с детьми о безопасности?»

- «Ребёнок и общество»

повысить образовательный уровень взрослых в вопросах безопасности и обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить детей, прежде всего в семье.

Воспитатели

1-3 неделя

2

Провести анкетирование родителей:

- «Безопасное поведение дошкольника на дороге»

- «Ваш ребёнок знает правила безопасности в быту?»

- «Правила пожарной безопасности»

Выявление компетенций родителей

Воспитатели

1-3 неделя

II этап - основной

1

Консультации для родителей:

- «Ребёнок и природа: позитивные правила»

- «Риски попадания ребёнка 4-5 лет в опасные ситуации»

- «Правила поведения в  общественных местах»

- познакомить с принципами совместного с детьми формулирования позитивных правил безопасного для себя и природы поведения в осенний период.

- актуализировать и дополнить представления родителей о потенциально опасных ситуациях, о возрастных особенностях детей 4-5 лет и их связи  с риском попадания в опасные ситуации.

- Познакомить родителей с основными методами формулировки коротких и понятных правил поведения в общественных местах.

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

2

Рекомендации родителям:

- Провести наблюдение «Знает ли ваш ребёнок правила поведения в супермаркете?»

- «Мультфильмы как средство обогащения коммуникативного опыта детей»

- Провести наблюдение «Пешеходы»

- Семейная прогулка: дедуктивное наблюдение «Разные светофоры»

- Провести наблюдение: «Знает ли мой ребёнок правила безопасности?»

- выяснить, какие правила ребёнок соблюдает, какие – нет, в ходе беседы с ребёнком определить, почему те или иные правила не выполняются (не понимает, не считает нужным выполнять, не контролирует своё поведение)

- предложить совместными усилиями собрать подборку мультфильмов о дружбе, взаимовыручке для детей 4-5 лет.

- предложить родителям организовать наблюдение в ходе прогулки, познакомить с элементарными правилами передвижения по улицам города.

- предложить родителям организовать наблюдение за работой светофора, помочь детям понять, какова его роль в обеспечении безопасности на дороге.

- предложить родителям организовать наблюдение за действиями ребёнка, определить, какие правила безопасного поведения вблизи огня он соблюдает, выявить причины несоблюдения правил

Родители

Родители

Родители

Родители

Родители

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

3

Совместная работа с детьми

Тема

Поведение в природе

- Настольные игры

Словарная игра «Съедобное – несъедобное»

- Беседа: «Съедобные – несъедобные грибы»

- Дидактическая игра: «Источники опасности в лесу»

- Чтение русской народной сказки «Маша и медведь»

- Беседа: «Машенька заблудилась»

Проблемная ситуация: «Осторожно: животные!»

- Познакомить детей с элементарными правилами поведения в лесу, в природе, учить находить выход из сложных ситуаций

- научить детей разделять предметы на съедобные и несъедобные, расширить представление об окружающих предметах и закрепить их названия.

- Формировать представление о съедобных и несъедобных грибах.

- формировать у детей представления об опасности в лесу, способах предотвращения опасных ситуаций.

Познакомить со сказкой, обсудить ситуацию, в которую попала Маша.

- познакомить детей с правилами безопасного поведения в природе.

- обсудить с какими животными мы можем столкнуться в природе, как правильно себя вести, чтобы не причинить вреда себе и природе.

Воспитатели

1 неделя

Тема

«Безопасность на дороге»

- Рассматривание иллюстраций «На  улице города».

- Дидактические игры и упражнения«Собери картинку»«Можно – нельзя»

Конструирование«Наша улица»

- Сюжетно-ролевые игры«Путешествие по городу»«Автобус»

- Подвижные игры«Воробушки и автомобиль»

«Цветные автомобили

- Чтение: С. Михалков «Светофор», М. Дружинина «Наш друг светофор»

- продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, ПДД, рассказать о светофоре

- развивать наблюдательность, учить устанавливать взаимосвязи в ситуациях.

-  развивать внимательности, усидчивости, формирование понятий «опасно» «не опасно»

- формировать у детей представление о посёлке, в котором они живут, дать представление о ближайшем окружении детского сада, названия улиц, общественных зданий; 

- расширять кругозор, инициативу. Расширение и систематизирование знаний детей о культурных объектах города. Создавать радостное настроение; воспитывать культуру поведения в общественных местах.

- учить детей спрыгивать с возвышения на носки полусогнутые ноги, бегать, не наталкиваясь друг на друга. Развивать быстроту движений, умение действовать по сигналу.

- закрепить умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, не наталкиваться друг на друга, развить внимание, закрепить знание сигналов светофора и вызвать желание изучать правила дорожного движения

- дать детям представление о работе светофора, учить понимать световые сигналы.

Формировать элементарные знания о правилах безопасного поведения на дороге.

Воспитатели

2-3 неделя

Тема

Опасные предметы

- Беседа: «Колючие опасности», «Правила безопасности при работе с ножницами»

-Беседа: «Осторожно – электроприборы!»

- Опытно-исследовательская деятельность: «Что можно делать с опасными предметами?»

- Дидактические игры: «Можно – нельзя», «Отбери опасные предметы»

- познакомить детей с опасными предметами и правилами обращения с ними

- рассматривание предметов: ножницы, иголки, кнопки, и т.д.,

- объяснить детям в чём заключается опасность электробытовых приборов.

- объяснить опасность  таких предметов, что нельзя их брать без надзора взрослых.

- учить детей сосредотачивать внимание на опасных предметах, встречающихся в жизни, давать представление о том, что они могут нанести вред организму

Воспитатели

4  неделя

Тема

Не играй с огнем!

- Познавательное занятие «Огонь добрый, огонь злой»

- Беседа «Спички детям не игрушка»

- Рассматривание и обсуждение сюжетных картин «Советы капитана Спичкина»

- Викторина «Осторожно, огонь!»

- Отгадывание загадок: «Бытовые приборы», «Пожарные загадки»

- Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Дать детям элементарные знания о необходимости безопасного обращения с огнём.

 - закрепить знания детей об огне, как добром, так и злом, продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования.

- дать детям начальные знания по пожарной безопасности.

- создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта.

- закрепить знания о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено, продолжать учить поведению в экстремальных ситуациях.

- учить детей не просто отгадывать загадку, но и доказать, что отгадка правильна.

Воспитатели

5 – 6  неделя

Тема

Один дома. Незнакомцы.

- Беседа: «Звонят! Откройте дверь!»

- Чтение: русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» (и др. по выбору воспитателя)

- Познавательная беседа: «Чужая машина»

- Беседы: «Не разговаривай с незнакомцами!», «Опасность непослушания»

- Дать знания о том, как вести себя, если в дверь позвонил незнакомый человек. 

- показать на примере сказок опасные ситуации, в которые попадали герои по неосторожности.

- дать детям знания о том, что нельзя садиться в чужую машину и вступать в разговор с водителем, даже, если это женщина — ласковая и приветливая.

- дать детям знания о том, что нельзя вступать в разговоры с незнакомцами, идти с ними; и, что бы они не предлагали, отвечать: «нет» и сразу уходить туда, где много людей, при необходимости кричать и звать на помощь.

Воспитатели

7 неделя

Тема

Самокат и велосипед на улице

- Беседа «Я катаюсь на самокате (велосипеде)»

- Рассматривание иллюстраций с проблемным содержанием (дети в опасных ситуациях на дороге)

- Фингерборд:  игры с пальчиковыми велосипедами, скейтбордами

- П/и: «Островок безопасности»

- П/и: «Стоп!»

- П/и: «Будь внимательным!»

- Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть на улице при катании детей на велосипеде (самокате, роликовых коньках, научить детей правилам поведения в таких ситуациях)

- обсуждение проблемной ситуации

- развитие мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения.

- развивать у детей внимательность и умение действовать по сигналу.

- формировать умения  правильно следовать сигналам светофора, развивать

внимательность, выдержку.

- закреплять умение действовать по сигналу, знание правил дорожного

движения.

Воспитатели

8 неделя

III этап - заключительный

-Совместное творчество, игры, рекомендации для родителей.

- Выставка детских рисунков «Наша улица»

- Макет «Улица моего города»

Презентация проекта

Используемая литература:

  1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015. - 144с.
  2. Как вести себя в опасных ситуациях/И.Е. Чеснова; худож. М. Кудрявцева. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 63(1)с.: илл. – (Каждый ребёнок желает знать)
  3. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023. – 160с.
  4. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Методические материалы к ФОП ДО (парциальная программа). – 2-е изд., испр. И доп. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2024. – 160с.
  5. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в средней группе: методическое пособие. – СПб.: ООО «ИДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023. – 208
  6. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. - М. :

ТЦ Сфера, 2017 .- 64 с. - (Вместе с детьми)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по безопасности дорожного движения в старшей группе "Азбука безопасности"

Материал позволяет в музыкально-игровой форме обучить детей правилам дорожного движения....

Конспект образовательной ситуации по безопасности деятельности детей с использованием игровой технологии в образовательном процессе «Азбука безопасности»

Цель: формирование у детей знаний о правилах дорожного движения.Задачи:Образовательные:-  познакомить детей с различными дорожными знаками;- закрепить представление детей о назначении светофора, ...

Сценарий беседы с применением ИКТ для детей среднего и старшего дошкольного возраста по тематической неделе «Безопасности» «Азбука безопасности».

Данный материал можно использовать для детей среднего и старшего дошкольного возраста при проведении тематической неделе "Безопасности"....

Спортивно - познавательный праздник по основам безопасности и жизнедеятельности из цикла «Азбука безопасности для подготовительной группы «Спички - не тронь, в спичках – огонь»

Занятие по пдд  в подготовительной группе проводилось для  обеспечения  безопасного, здорового  образа жизни,  чтобы научить детей правилам безопасного пребывания  дома, ...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект развлечения в старшей группе по безопасности "Азбука безопасности"

Задачи: Продолжать учить находить решение в проблемных ситуациях; закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Закреплять знания о правилах дорожного движения; развивать физические качеств...

Конспект ООД по безопасности (личная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста «Азбука безопасности»

Конспект ООД по безопасности (личная безопасность)для детей старшего дошкольного возраста«Азбука безопасности»...